1. Тип 1 № 34326
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
Генетика | Наследование генов, отвечающих за окраску лошади |
? | Строение тела лошади |
2. Тип 2 № 45710
Экспериментатор ввёл молодой мыши гормон адреналин. Как изменились частота сердечных сокращений и скорость роста организма? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Снизилась.
2. Возросла.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Частота сердечных сокращений | Скорость роста |
| |
3. Тип 3 № 18361
Определите число хромосом в соматических клетках плодовой мушки дрозофилы, если в её гаметах содержится 4 хромосомы. В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 21273
При скрещивании AaBb х Aabb какой процент в потомстве будет иметь генотип рецессивная дигомозигота?
5. Тип 5 № 59469
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
4
3
1
2
Каким номером на рисунках обозначено зерно крахмала?
6. Тип 6 № 59470
Установите соответствие между характеристиками и типами пластид: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Осуществляет синтез АТФ с использованием энергии света
Б) Является местом хранения запасённых углеводов
В) Содержит мало хлорофилла и много каротиноидов
Г) Осуществляет фотосинтез
Д) Придаёт жёлтый цвет листьям осенью
Е) Содержит хорошо развитые тилакоиды
ТИПЫ ПЛАСТИД
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Тип 7 № 55161
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже причин вызывают комбинативную изменчивость?
1. Потеря участка хромосомы.
2. Независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе.
3. Изменение последовательности нуклеотидов в пределах гена.
4. Рекомбинация генов в результате кроссинговера.
5. Случайное сочетание гамет при оплодотворении.
6. Перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому.
8. Тип 8 № 46528
Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Получение гомозиготных линий.
2. Многократное самоопыление родительских растений.
3. Подбор исходных растений с определёнными признаками.
4. Получение высокопродуктивных гибридов.
5. Скрещивание организмов двух разных чистых линий.
9. Тип 9 № 62968
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
1
2
Каким номером на рисунке обозначена структура цветка, в которой образуются микроспоры?
10. Тип 10 № 62969
Установите соответствие между характеристиками и органами растения, обозначенными на рисунках цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) происходит оплодотворение
Б) образует мужской гаметофит
В) формирует мегаспору
Г) участвует в развитии зародышевого мешка
Д) обеспечивает развитие яйцеклетки
Е) имеет спорогенную ткань
ОРГАНЫ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 54849
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков можно считать характерными для класса Однодольные?
1. Наличие камбия в проводящих пучках.
2. Сетчатое жилкование листьев.
3. Преобладание травянистых жизненных форм.
4. Мочковатая корневая система.
5. Трёхчленное строение цветка.
6. Запасание питательных веществ всегда происходит в семядоле.
12. Тип 12 № 20562
Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Класс Двудольные.
2. Отдел Покрытосеменные.
3. Род Шиповник.
4. Царство Растения.
5. Семейство Розоцветные.
13. Тип 13 № 63835
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на схеме обозначена система, представленная железами внутренней секреции?
14. Тип 14 № 63836
Установите соответствие между характеристиками и системы органов, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) переносит клетки, обеспечивающие иммунитет
Б) согласует деятельность органов и систем органов
В) участвует в перераспределении жидкостей в организме
Г) представлена каналом и железами внешней секреции
Д) ткани организованы в серое и белое вещество
Е) участвует в подготовительном этапе энергетического обмена
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Тип 15 № 10207
Выберите три последствия раздражения симпатического отдела центральной нервной системы.
1. Учащение и усиление сокращений сердца.
2. Замедление и ослабление сокращений сердца.
3. Замедление процессов образования желудочного сока.
4. Усиление интенсивности деятельности желёз желудка.
5. Ослабление волнообразных сокращений стенок кишечника.
6. Усиление волнообразных сокращений стенок кишечника.
16. Тип 16 № 20524
Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Кости пясти.
2. Плечевая кость.
3. Фаланги пальцев.
4. Лучевая кость.
5. Кости запястья.
17. Тип 17 № 22401
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Виноград культурный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Виноград культурный растёт в умеренных и субтропических регионах, широко культивируется во многих странах всех континентов. (2) Выращивают виноград обычно на шпалере. (3) Учёными установлено, что его сорта произошли от дикорастущего евроазиатского вида — Винограда лесного, который произрастает по всему северному побережью Средиземного моря и далее на восток до южного побережья Каспия.
(4) Цветки винограда мелкие, собраны в соцветия сложная кисть или метёлка. (5) Плоды — шаровидные или яйцевидные ягоды, собранные в более или менее рыхлые, редко плотные, грозди. (6) Окраска ягод сильно варьирует в зависимости от сорта.
18. Тип 18 № 16622
Выберите примеры действия движущей формы естественного отбора.
1. Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.
2. В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.
3. Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.
4. У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.
5. Детёныши животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
6. Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.
19. Тип 19 № 10611
Установите соответствие между фактором среды и группой, к которой он относится:
ГРУППА
1) антропогенные
2) абиотические
ФАКТОР СРЕДЫ
А) искусственное орошение земель
Б) падение метеорита
В) распашка целины
Г) весенний разлив вод
Д) сооружение плотины
Е) движение облаков
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
20. Тип 20 № 55864
Рассмотрите рисунок с изображением схемы химического вещества. Укажите название класса органических веществ, уровень организации полимерной молекулы и название мономеров, из которых состоит данная молекула.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Класс органических веществ | Уровень организации | Мономеры |
_____________ (А) | _____________ (Б) | _____________ (В) |
Список элементов
1. Аминокислоты.
2. Нуклеотиды.
3. Первичная структура.
4. Вторичная структура.
5. Третичная структура.
6. Углеводы.
7. Белки.
8. Нуклеиновые кислоты.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
21. Тип 21 № 21699
На графике показано изменение работоспособности человека в течение суток (по Леману).
Проанализируйте график и выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основании вашего анализа.
1. Работоспособность изменяется в течение суток равномерно.
2. Наиболее высока работоспособность в период с 10 часов утра до 13 часов дня.
3. С 22 до 4 часов утра испытуемый человек спит.
4. С 13 до 16 часов работоспособность понижается.
5. Исходный уровень работоспособности измерялся в 3 часа ночи.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
22. Тип 22 № 59573
Учёный решил сравнить два вида удобрений. Он высаживал в горшки растения. Одну группу растений он поливал жидкой формой удобрения, а для другой группы растений использовал удобрения в виде порошка. Измерялась длина стеблей растений от уровня почвы до верхушечной почки. Результаты исследователь занёс в таблицу.
Вид удобрения | 1-я неделя (до добавления удобрения) | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | 5-я неделя |
сухой | 41,8 см | 57,8 см | 68,2 см | 82,6 см | 94,6 см |
жидкий | 42,6 см | 59,2 см | 68,8 см | 78,0 см | 87,2 см |
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.
23. Тип 23 № 59488
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал влияние антибиотика на жизнеспособность бактерий. Для этого исследователь инкубировал в термостате при 37 °C одинаковые количества бактерий с раствором пенициллина. Инкубация продолжалась различное время. Результаты исследования он занёс в таблицу.
Количество колоний, выросших на чашке
| 1 чашка | 2 чашка | 3 чашка | 4 чашка | 5 чашка |
Без инкубации | 53 | 24 | 71 | 21 | 31 |
1 час инкубации | 22 | 17 | 53 | 10 | 18 |
2 часа инкубации | 21 | 14 | 40 | 9 | 14 |
24 часа инкубации | 201 | 13 | 40 | 8 | 14 |
48 часов инкубации | 12 | 7 | 28 | 6 | 14 |
Почему при увеличении времени инкубации уменьшается количество бактерий? Ответ поясните. Почему даже после 48 часов инкубации количество колоний не нулевое? Приведите не менее двух возможных объяснений.
24. Тип 24 № 19324
Какой вид травмы показан на рисунке? Какие кости повреждены? Какие меры первой помощи следует принять в первую очередь?
25. Тип 25 № 21661
Роберт Кох, изучая причины заболевания овец сибирской язвой, выделил чистую культуру микроорганизмов, взятых у больной овцы. Он ввёл эту культуру 70 другим здоровым овцам, из которых 50 заболели сибирской язвой и погибли. Ответьте на следующие вопросы: какова причина гибели 50 овец; почему выжили 20 овец, является ли культура, выделенная Кохом, вакциной? Ответ объясните.
26. Тип 26 № 42165
Среди эволюционных биологов известен закон Эдварда Копа, постулирующий, что в ходе эволюционного развития видов размеры особей имеют тенденцию к увеличению. Подтверждения этого закона можно увидеть среди динозавров и древних млекопитающих животных. Назовите не менее четырёх эволюционных преимуществ, которые даёт животным увеличение размера тела.
27. Тип 27 № 22771
Какое количество хромосом (n) содержится в половых клетках и спорах мха сфагнума? Из каких клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?
28. Тип 28 № 21890
У овса доминантными являются признаки раннеспелости и нормального роста. Признаки позднеспелости и гигантского роста являются рецессивными. Определите генотипы и фенотипы растений, полученных от скрещивания дигетерозиготного растения с растением раннеспелого сорта, но гетерозиготного по этому признаку и имеющим гигантский рост. Какой генетический закон проявляется при этом скрещивании?