Экспериментатор ввёл молодой мыши гормон адреналин. Как изменились частота сердечных сокращений и скорость роста организма? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Снизилась.
2. Возросла.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Определите число хромосом в соматических клетках плодовой мушки дрозофилы, если в её гаметах содержится 4 хромосомы. В ответ запишите только соответствующее число.
Установите соответствие между характеристиками и типами пластид: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Осуществляет синтез АТФ с использованием энергии света
Б) Является местом хранения запасённых углеводов
В) Содержит мало хлорофилла и много каротиноидов
Г) Осуществляет фотосинтез
Д) Придаёт жёлтый цвет листьям осенью
Е) Содержит хорошо развитые тилакоиды
ТИПЫ ПЛАСТИД
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между характеристиками и органами растения, обозначенными на рисунках цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) происходит оплодотворение
Б) образует мужской гаметофит
В) формирует мегаспору
Г) участвует в развитии зародышевого мешка
Д) обеспечивает развитие яйцеклетки
Е) имеет спорогенную ткань
ОРГАНЫ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков можно считать характерными для класса Однодольные?
1. Наличие камбия в проводящих пучках.
2. Сетчатое жилкование листьев.
3. Преобладание травянистых жизненных форм.
4. Мочковатая корневая система.
5. Трёхчленное строение цветка.
6. Запасание питательных веществ всегда происходит в семядоле.
Установите соответствие между характеристиками и системы органов, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) переносит клетки, обеспечивающие иммунитет
Б) согласует деятельность органов и систем органов
В) участвует в перераспределении жидкостей в организме
Г) представлена каналом и железами внешней секреции
Д) ткани организованы в серое и белое вещество
Е) участвует в подготовительном этапе энергетического обмена
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Виноград культурный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Виноград культурный растёт в умеренных и субтропических регионах, широко культивируется во многих странах всех континентов. (2) Выращивают виноград обычно на шпалере. (3) Учёными установлено, что его сорта произошли от дикорастущего евроазиатского вида — Винограда лесного, который произрастает по всему северному побережью Средиземного моря и далее на восток до южного побережья Каспия.
(4) Цветки винограда мелкие, собраны в соцветия сложная кисть или метёлка. (5) Плоды — шаровидные или яйцевидные ягоды, собранные в более или менее рыхлые, редко плотные, грозди. (6) Окраска ягод сильно варьирует в зависимости от сорта.
Рассмотрите рисунок с изображением схемы химического вещества. Укажите название класса органических веществ, уровень организации полимерной молекулы и название мономеров, из которых состоит данная молекула.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Класс органических веществ
Уровень организации
Мономеры
_____________ (А)
_____________ (Б)
_____________ (В)
Список элементов
1. Аминокислоты.
2. Нуклеотиды.
3. Первичная структура.
4. Вторичная структура.
5. Третичная структура.
6. Углеводы.
7. Белки.
8. Нуклеиновые кислоты.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
Учёный решил сравнить два вида удобрений. Он высаживал в горшки растения. Одну группу растений он поливал жидкой формой удобрения, а для другой группы растений использовал удобрения в виде порошка. Измерялась длина стеблей растений от уровня почвы до верхушечной почки. Результаты исследователь занёс в таблицу.
Вид удобрения
1-я неделя (до добавления удобрения)
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
5-я неделя
сухой
41,8 см
57,8 см
68,2 см
82,6 см
94,6 см
жидкий
42,6 см
59,2 см
68,8 см
78,0 см
87,2 см
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал влияние антибиотика на жизнеспособность бактерий. Для этого исследователь инкубировал в термостате при 37 °C одинаковые количества бактерий с раствором пенициллина. Инкубация продолжалась различное время. Результаты исследования он занёс в таблицу.
Количество колоний, выросших на чашке
1 чашка
2 чашка
3 чашка
4 чашка
5 чашка
Без инкубации
53
24
71
21
31
1 час инкубации
22
17
53
10
18
2 часа инкубации
21
14
40
9
14
24 часа инкубации
201
13
40
8
14
48 часов инкубации
12
7
28
6
14
Почему при увеличении времени инкубации уменьшается количество бактерий? Ответ поясните. Почему даже после 48 часов инкубации количество колоний не нулевое? Приведите не менее двух возможных объяснений.
Роберт Кох, изучая причины заболевания овец сибирской язвой, выделил чистую культуру микроорганизмов, взятых у больной овцы. Он ввёл эту культуру 70 другим здоровым овцам, из которых 50 заболели сибирской язвой и погибли. Ответьте на следующие вопросы: какова причина гибели 50 овец; почему выжили 20 овец, является ли культура, выделенная Кохом, вакциной? Ответ объясните.
Среди эволюционных биологов известен закон Эдварда Копа, постулирующий, что в ходе эволюционного развития видов размеры особей имеют тенденцию к увеличению. Подтверждения этого закона можно увидеть среди динозавров и древних млекопитающих животных. Назовите не менее четырёх эволюционных преимуществ, которые даёт животным увеличение размера тела.
У овса доминантными являются признаки раннеспелости и нормального роста. Признаки позднеспелости и гигантского роста являются рецессивными. Определите генотипы и фенотипы растений, полученных от скрещивания дигетерозиготного растения с растением раннеспелого сорта, но гетерозиготного по этому признаку и имеющим гигантский рост. Какой генетический закон проявляется при этом скрещивании?
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 15»
1. Тип 1 № 34326
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии
Объект изучения
Генетика
Наследование генов, отвечающих за окраску лошади
?
Строение тела лошади
2. Тип 2 № 45710
Экспериментатор ввёл молодой мыши гормон адреналин. Как изменились частота сердечных сокращений и скорость роста организма? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Снизилась.
2. Возросла.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Частота
сердечных сокращений
Скорость роста
3. Тип 3 № 18361
Определите число хромосом в соматических клетках плодовой мушки дрозофилы, если в её гаметах содержится 4 хромосомы. В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 21273
При скрещивании AaBb х Aabb какой процент в потомстве будет иметь генотип рецессивная дигомозигота?
5. Тип 5 № 59469
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
4
3
1
2
Каким номером на рисунках обозначено зерно крахмала?
6. Тип 6 № 59470
Установите соответствие между характеристиками и типами пластид: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Осуществляет синтез АТФ с использованием энергии света
Б) Является местом хранения запасённых углеводов
В) Содержит мало хлорофилла и много каротиноидов
Г) Осуществляет фотосинтез
Д) Придаёт жёлтый цвет листьям осенью
Е) Содержит хорошо развитые тилакоиды
ТИПЫ ПЛАСТИД
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 55161
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже причин вызывают комбинативную изменчивость?
1. Потеря участка хромосомы.
2. Независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе.
3. Изменение последовательности нуклеотидов в пределах гена.
4. Рекомбинация генов в результате кроссинговера.
5. Случайное сочетание гамет при оплодотворении.
6. Перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому.
8. Тип 8 № 46528
Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Получение гомозиготных линий.
2. Многократное самоопыление родительских растений.
3. Подбор исходных растений с определёнными признаками.
4. Получение высокопродуктивных гибридов.
5. Скрещивание организмов двух разных чистых линий.
9. Тип 9 № 62968
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
1
2
Каким номером на рисунке обозначена структура цветка, в которой образуются микроспоры?
10. Тип 10 № 62969
Установите соответствие между характеристиками и органами растения, обозначенными на рисунках цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) происходит оплодотворение
Б) образует мужской гаметофит
В) формирует мегаспору
Г) участвует в развитии зародышевого мешка
Д) обеспечивает развитие яйцеклетки
Е) имеет спорогенную ткань
ОРГАНЫ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 54849
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков можно считать характерными для класса Однодольные?
1. Наличие камбия в проводящих пучках.
2. Сетчатое жилкование листьев.
3. Преобладание травянистых жизненных форм.
4. Мочковатая корневая система.
5. Трёхчленное строение цветка.
6. Запасание питательных веществ всегда происходит в семядоле.
12. Тип 12 № 20562
Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Класс Двудольные.
2. Отдел Покрытосеменные.
3. Род Шиповник.
4. Царство Растения.
5. Семейство Розоцветные.
13. Тип 13 № 63835
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на схеме обозначена система, представленная железами внутренней секреции?
14. Тип 14 № 63836
Установите соответствие между характеристиками и системы органов, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) переносит клетки, обеспечивающие иммунитет
Б) согласует деятельность органов и систем органов
В) участвует в перераспределении жидкостей в организме
Г) представлена каналом и железами внешней секреции
Д) ткани организованы в серое и белое вещество
Е) участвует в подготовительном этапе энергетического обмена
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 10207
Выберите три последствия раздражения симпатического отдела центральной нервной системы.
1. Учащение и усиление сокращений сердца.
2. Замедление и ослабление сокращений сердца.
3. Замедление процессов образования желудочного сока.
4. Усиление интенсивности деятельности желёз желудка.
Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Кости пясти.
2. Плечевая кость.
3. Фаланги пальцев.
4. Лучевая кость.
5. Кости запястья.
17. Тип 17 № 22401
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Виноград культурный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Виноград культурный растёт в умеренных и субтропических регионах, широко культивируется во многих странах всех континентов. (2) Выращивают виноград обычно на шпалере. (3) Учёными установлено, что его сорта произошли от дикорастущего евроазиатского вида — Винограда лесного, который произрастает по всему северному побережью Средиземного моря и далее на восток до южного побережья Каспия.
(4) Цветки винограда мелкие, собраны в соцветия сложная кисть или метёлка. (5) Плоды — шаровидные или яйцевидные ягоды, собранные в более или менее рыхлые, редко плотные, грозди. (6) Окраска ягод сильно варьирует в зависимости от сорта.
18. Тип 18 № 16622
Выберите примеры действия движущей формы естественного отбора.
1. Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.
2. В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.
3. Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.
4. У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.
5. Детёныши животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.
6. Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.
19. Тип 19 № 10611
Установите соответствие между фактором среды и группой, к которой он относится:
ГРУППА
1) антропогенные
2) абиотические
ФАКТОР СРЕДЫ
А) искусственное орошение земель
Б) падение метеорита
В) распашка целины
Г) весенний разлив вод
Д) сооружение плотины
Е) движение облаков
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 55864
Рассмотрите рисунок с изображением схемы химического вещества. Укажите название класса органических веществ, уровень организации полимерной молекулы и название мономеров, из которых состоит данная молекула.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Класс органических веществ
Уровень организации
Мономеры
_____________ (А)
_____________ (Б)
_____________ (В)
Список элементов
1. Аминокислоты.
2. Нуклеотиды.
3. Первичная структура.
4. Вторичная структура.
5. Третичная структура.
6. Углеводы.
7. Белки.
8. Нуклеиновые кислоты.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
A
Б
В
21. Тип 21 № 21699
На графике показано изменение работоспособности человека в течение суток (по Леману).
Проанализируйте график и выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основании вашего анализа.
1. Работоспособность изменяется в течение суток равномерно.
2. Наиболее высока работоспособность в период с 10 часов утра до 13 часов дня.
3. С 22 до 4 часов утра испытуемый человек спит.
4. С 13 до 16 часов работоспособность понижается.
5. Исходный уровень работоспособности измерялся в 3 часа ночи.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
22. Тип 22 № 59573
Учёный решил сравнить два вида удобрений. Он высаживал в горшки растения. Одну группу растений он поливал жидкой формой удобрения, а для другой группы растений использовал удобрения в виде порошка. Измерялась длина стеблей растений от уровня почвы до верхушечной почки. Результаты исследователь занёс в таблицу.
Вид удобрения
1-я неделя (до добавления удобрения)
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
5-я неделя
сухой
41,8 см
57,8 см
68,2 см
82,6 см
94,6 см
жидкий
42,6 см
59,2 см
68,8 см
78,0 см
87,2 см
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.
23. Тип 23 № 59488
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал влияние антибиотика на жизнеспособность бактерий. Для этого исследователь инкубировал в термостате при 37 °C одинаковые количества бактерий с раствором пенициллина. Инкубация продолжалась различное время. Результаты исследования он занёс в таблицу.
Количество колоний, выросших на чашке
1 чашка
2 чашка
3 чашка
4 чашка
5 чашка
Без инкубации
53
24
71
21
31
1 час инкубации
22
17
53
10
18
2 часа инкубации
21
14
40
9
14
24 часа инкубации
201
13
40
8
14
48 часов инкубации
12
7
28
6
14
Почему при увеличении времени инкубации уменьшается количество бактерий? Ответ поясните. Почему даже после 48 часов инкубации количество колоний не нулевое? Приведите не менее двух возможных объяснений.
24. Тип 24 № 19324
Какой вид травмы показан на рисунке? Какие кости повреждены? Какие меры первой помощи следует принять в первую очередь?
25. Тип 25 № 21661
Роберт Кох, изучая причины заболевания овец сибирской язвой, выделил чистую культуру микроорганизмов, взятых у больной овцы. Он ввёл эту культуру 70 другим здоровым овцам, из которых 50 заболели сибирской язвой и погибли. Ответьте на следующие вопросы: какова причина гибели 50 овец; почему выжили 20 овец, является ли культура, выделенная Кохом, вакциной? Ответ объясните.
26. Тип 26 № 42165
Среди эволюционных биологов известен закон Эдварда Копа, постулирующий, что в ходе эволюционного развития видов размеры особей имеют тенденцию к увеличению. Подтверждения этого закона можно увидеть среди динозавров и древних млекопитающих животных. Назовите не менее четырёх эволюционных преимуществ, которые даёт животным увеличение размера тела.
27. Тип 27 № 22771
Какое количество хромосом (n) содержится в половых клетках и спорах мха сфагнума? Из каких клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?
28. Тип 28 № 21890
У овса доминантными являются признаки раннеспелости и нормального роста. Признаки позднеспелости и гигантского роста являются рецессивными. Определите генотипы и фенотипы растений, полученных от скрещивания дигетерозиготного растения с растением раннеспелого сорта, но гетерозиготного по этому признаку и имеющим гигантский рост. Какой генетический закон проявляется при этом скрещивании?