СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экология соврменного образования. методологические основы педагогической экологии в образовании.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении  

п.д.о. Юрьевой Т.С.

 

 

ЭКОЛОГИЯ СОВРМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ.

В последние годы реформ социальной, политической и духовной жизни общества возникла необходимость существенно изменить образ жизни, деятельности, систему ценностей людей, чтобы снова вписаться в мировой порядок и восстановить разрушенные адаптационные системы взаимоотношений взрослых людей, молодежи и детей. При этом мы возвращаемся к системообразующим принципам природосообразности, человекосообразности и культуросообразности как в социальной жизни, так и в образовательных системах. А поскольку фундаментом любого образования является начальная школа, то принципы гуманизма в первую очередь должны заработать в начальном образовании.

В новых социальных условиях развития общества целью начального звена образования является гармоническое физическое и психическое развитиеребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром, сформированность учебной деятельности и готовность к продолжению образования в среднем звене школы. На этом пути ребеноквстречается с массой трудностей, связанных с интеллектуальными, эмоциональными, физиологическими, психическими и нравственными сферами отношений в учебно-воспитательном процессе школы.

С аналогичными проблемами встречаются и педагоги, так как образование и воспитание являются двусторонними процессами взаимодействия. Мы предполагаем, что успешность этого процесса в значительной мере зависит от условий взаимопонимания, взаимной заботы и взаимной поддержки. В самом широком понимании они являются категориями экологии человека. Понятие «экология» возникло как раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых существ и растений между собой и окружающей средой.

В последнее время появилась область знаний «экология человека», как наука, изучающая природные, социально-экономические условия как факторы, обеспечивающие нормальное развитие, среду обитания и воспроизводство человечества. Внутри более широкой научной области знаний выделяются социальная экология, экологическая этика  и педагогическая экология. Предметом социальной экологии являются закономерности взаимодействия отдельного человека или социальных групп с условиями общественной жизни. Экологическая этика рассматриваетценностные нравственные проблемы взаимоотношений людей в их социокультурной жизни.

Предметом педагогической экологии является поиск закономерностей создания в образовании благоприятных условий для свободного открытогообщения, познания и развития учащихся и установления границ дозволенного во взаимоотношениях учащихся и учителей и учащихся. Педагогическая экология в дополнительном образовании имеет свою специфику. По характеру непосредственного восприятия мира и открытости отношений со взрослыми дети сами могут нам часто подсказывать, напоминать, демонстрировать свои трудности, тревоги, радости в нелегком учебном труде.

В нашей позиции в содержании педагогической экологии выделяются следующие области отношений, где требуется поддержка и забота о детях:

1) направленность работы учителя на генетические, физиологические и психические особенности детей и забота об их свободном развитии;

2) использование факторов оздоровительного образования;

3) нравственные аспекты педагогического взаимодействия учителей и учащихся;

4) создание пространства пространство стимулирования и поддержки свободной мысли и познавательных процессов детей;

5) создание условий благоприятного взаимодействия учебного процесса с детской субкультурой.

С научно-педагогических позиций для создания экологически благополучной педагогической среды взаимодействия этих областей жизни и учебы учащихся необходимо исходить из адекватных принципов. Но в оценке проблемы существуют разные подходы.

Так в концепции развития начального образования выделены принципыгуманизации, гуманитаризации, вариативности содержания, поступательности процесса, интеграции усилий, культурологичности опыта. Но эти принципы касаются перспектив развития всех аспектов образования.

Правовой аспект экологии детства достаточно развернуто представлен в Конвенции о правах ребенка. В ней обращено внимание на следующие аспекты проблемы:

-уважение, обеспечение и защита прав;

 - недопущение любых форм дискриминации и насилия;

-обеспечение развития интересов и способностей;

-обеспечение права на свободу мысли, совести и вероисповедания.

Эти положения также имеют более обобщенный характер и напрямую не отражают специфику экологии личности ребенка в образовании.

Известен также уникальный опыт гуманного подхода известного педагога Ш.А. Амонашвили к обучению и воспитанию особенно младших школьников, в котором можно выделить: предоставление радости успеха, использование многогранного опыта детей, создание царства мысли, совместные усилия детей в общем деле, ориентация на верхнюю грань эмоций и способностей и т.д. Однако и здесь речь не идет о затруднениях во внутреннем состоянии и отношениях детей.

Можно выделить особую область педагогической терапии выслушиванием, известной в философии самаритян и модифицированную в службе «Телефон доверия» Чада Вары (Великобритания), построенную на семи принципах равноправного общения консультанта и клиента. При адекватной трансформации ее можно использовать в педагогической экологии.

Смежную область специальных проблем детей с физиологическими, психологическими отклонениями от нормы и их поддержки рассматривают в исследованиях по коррекционной педагогике.

Организация педагогического процесса на основе принципов педагогической экологии позволит значительно укрепить уверенность учащихся в своих возможностях, вызвать их на открытость в решении учебных затруднений, а учителей привести к пониманию необходимости поддержки учащихся и заботы о них. Создание экологически благополучной педагогической среды в начальном образовании возможно при:

- понимании учителями сущности и специфики принципов педагогической экологии и наличии у них опыта выявления и оценки состояния детей в условиях затруднений;

- разработке экологических средств, позволяющих снижать психологическое напряжение и причины затруднений учащихся начальных классов в учебном процессе;

- выявлении и обосновании условий создания экологически благополучной среды в начальном образовании;

- выработке у педагогов доп. образования экологической позиции, определяемой границами дозволенного в педагогическом взаимодействии.

Педагогическая экология пока является новой, очень актуальной и перспективной областью педагогики и человекознания. Средства, принципы и методы педагогической экологии позволяют оценивать значимость образования мерками измерения духовных и душевных свойств человека. Результаты исследования показывают, что без создания экологически благополучной педагогической среды, без отношений взаимопонимания и взаимной заботы, без соблюдения границ дозволенного в требованиях педагогов трудно задеть истинные энергетические силы, инициативу и радость познания школьников.

Особенно актуальна эта проблема в дополнительном образовании. Об этом явно свидетельствуют сензитивные характеристики старших школьников. На этом этапе уже сказывается проблема выбора и индивидуального интереса, хотя уже наблюдается влияния негативных социальных факторов, соблюдается полное доверие к позиции учителя-фасилитатрора. На фоне такой позитивной атмосферы учащиеся д\о  готовы к мотивации своей деятельности, аргументации своего мнения, осознанию специфики своих психических процессов, объяснению позитивных изменений, происходящих в их природе и сознании под влиянием обучения. Все эти факторы, еще не задеваемые сущностные силы и желания учащихся оказываются в руках у учителей, которым они полностью доверяют.

Сама обстановка требует, чтобы инициатива поиска скрытых пока и от самих детей проблем и затруднений должна исходить от учащихся. Для этого нужно особое мастерство открытого поведения с учащимися. Оно должно подсказать педагогам д\о необходимость особой осторожности,чуткости и соблюдения границ дозволенного в доверительных отношениях и нормативных требованиях к учащимся.

Возможность создания такой благополучной педагогической связывается с принципами педагогической экологии. В работе педагога необходимо учитывать сущность и специфику восьми принципов педагогической экологии, сформулированных на основе изучения и сравнения принципов совершенствования начального образования в концепции развития начального образования, конвенции о правах ребенка, принципов организации коррекционной работы в, принципов организации терапии методов выслушивания проблем человека, принципов общей педагогической экологии.

Чтобы сформулировать принципы педагогической экологии в дополнительном образовании, необходимо проанализировать  возрастные особенности  учащихся, факторы, вызывающие затруднения и отклонения в поведении детей.  Особенности нервной системы и характер защитных поведенческих реакций детей на нормативные требования педагогов, факторы социального давления на свободу действий детей, упущения в организации познавательнойдеятельности и типы затруднений, связанных с указанными факторами.

Говоря о данной проблеме, следует сказать о необходимости разработки новых средств, позволяющих реализовать сформулированные аналитические принципы педагогической экологии. Такие как:

- перцептивные тренинги по выявлению и оценке внутреннего эмоционального, интеллектуального и психического напряжения;

- упражнения по физической гимнастике механизмов умственных процессов;

- гимнастика для зрительных анализаторов памяти;

- тренинг по борьбе со страхом и выработке умений самоуверенности.

На основании всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Педагогическая экология как наука о границах дозволенного в педагогическом взаимодействии позволяет создавать благоприятную педагогическую среду для открытости поведения, снижения тревоги и напряжения и стимулирования свободной мысли детей.

2. Педагогически благоприятную экологическую среду можно создавать на основе следующих принципов:

- соответствия педагогических требований требований антропологической информации об учащихся;

- укрепления доверия к ребенку в зависимости от меры прощения его проступков;

- зависимости меры роста уверенности ребенка в своих возможностях от открытого поведения учителя;

- снижения неуверенности ребенка через ссылку на его идеи, мысли и предложения;

- поддержки шалостей детей как стремление к самореализации;

- признания права ребенка на автономное пространство как признакасамостоятельности;

- расширения свободы ребенка через стимулирование и поддержку интеллектуального и эмоционального напряжения;

- признания прав детей на социальную и правовую защиту.

3. Более эффективными средствами в реализации принципов педагогической экологии являются: перцептивные тренинги, гимнастика для умственных процессов, тренинг для повышения самоуверенности, познавательные разминки и тренинги по образовательным областям начального образования.

4. Систематическое сопровождение деятельности группы  учащихся средствами стимулирования и поддержки уверенности ученика в своих силах и возможностях значительно повышает качество учебных достижений детей.

5. Интегрированные занятия  средствами педагогической экологии позволяют создавать экологически благоприятную среду для учащихся для успешного выполнения требований учебных стандартов к начальному образованию.

6. Организация педагогического процесса на основе принципов педагогической экологии позволяет повышать самоуверенность детей, стимулировать инициативу, снимать тревогу и страхи, выходить на открытые отношения со взрослыми.

7. Перестройка работы педагогов д\опо принципам педагогической экологии меняет их позицию в аспекте расширения свободыучеников, заботы об их состоянии в затруднениях, стимулирования и поддержки их инициативы и активности.

8. Условиями реализации принципов педагогической экологии в дополнительном образовании являются:

- понимание учителями актуальности педагогической экологии в массовой практике доп.образования;

- владение учителями методиками выявления и оценки состояний учащихся в затруднениях и испытывающих психологические, физиологические, генетические познавательные и нравственные проблемы;

- готовность учителей к подготовке и использованию экологических средств, позволяющих снижать напряжение и создавать благоприятные условия для свободного познания и отношений в педагогической среде;

- владение учителями умениями конструирования разработок занятий, в которых оптимально интегрируется содержание учебного материала и средства педагогической экологии;

- владение учителями технологиями использования принципов педагогической экологии;

- наличие у учителей умений, опыта и мастерства педагогического мониторинга новообразований в познании, свободе отношений и самореализации в экологически благоприятной педагогической среде;

- наличие у учителей экологической позиции в постановке целей, их реализации и оценке хода и результатов развития и воспитания детей.

 

Просмотр содержимого документа
«Экология соврменного образования. методологические основы педагогической экологии в образовании.»

Выступление на методическом объединении

п.д.о. Юрьевой Т.С.





ЭКОЛОГИЯ СОВРМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ.

В последние годы реформ социальной, политической и духовной жизни общества возникла необходимость существенно изменить образ жизни, деятельности, систему ценностей людей, чтобы снова вписаться в мировой порядок и восстановить разрушенные адаптационные системы взаимоотношений взрослых людей, молодежи и детей. При этом мы возвращаемся к системообразующим принципам природосообразности, человекосообразности и культуросообразности как в социальной жизни, так и в образовательных системах. А поскольку фундаментом любого образования является начальная школа, то принципы гуманизма в первую очередь должны заработать в начальном образовании.

В новых социальных условиях развития общества целью начального звена образования является гармоническое физическое и психическое развитиеребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром, сформированность учебной деятельности и готовность к продолжению образования в среднем звене школы. На этом пути ребеноквстречается с массой трудностей, связанных с интеллектуальными, эмоциональными, физиологическими, психическими и нравственными сферами отношений в учебно-воспитательном процессе школы.

С аналогичными проблемами встречаются и педагоги, так как образование и воспитание являются двусторонними процессами взаимодействия. Мы предполагаем, что успешность этого процесса в значительной мере зависит от условий взаимопонимания, взаимной заботы и взаимной поддержки. В самом широком понимании они являются категориями экологии человека. Понятие «экология» возникло как раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых существ и растений между собой и окружающей средой.

В последнее время появилась область знаний «экология человека», как наука, изучающая природные, социально-экономические условия как факторы, обеспечивающие нормальное развитие, среду обитания и воспроизводство человечества. Внутри более широкой научной области знаний выделяются социальная экология, экологическая этика и педагогическая экология. Предметом социальной экологии являются закономерности взаимодействия отдельного человека или социальных групп с условиями общественной жизни. Экологическая этика рассматриваетценностные нравственные проблемы взаимоотношений людей в их социокультурной жизни.

Предметом педагогической экологии является поиск закономерностей создания в образовании благоприятных условий для свободного открытогообщения, познания и развития учащихся и установления границ дозволенного во взаимоотношениях учащихся и учителей и учащихся. Педагогическая экология в дополнительном образовании имеет свою специфику. По характеру непосредственного восприятия мира и открытости отношений со взрослыми дети сами могут нам часто подсказывать, напоминать, демонстрировать свои трудности, тревоги, радости в нелегком учебном труде.

В нашей позиции в содержании педагогической экологии выделяются следующие области отношений, где требуется поддержка и забота о детях:

1) направленность работы учителя на генетические, физиологические и психические особенности детей и забота об их свободном развитии;

2) использование факторов оздоровительного образования;

3) нравственные аспекты педагогического взаимодействия учителей и учащихся;

4) создание пространства пространство стимулирования и поддержки свободной мысли и познавательных процессов детей;

5) создание условий благоприятного взаимодействия учебного процесса с детской субкультурой.

С научно-педагогических позиций для создания экологически благополучной педагогической среды взаимодействия этих областей жизни и учебы учащихся необходимо исходить из адекватных принципов. Но в оценке проблемы существуют разные подходы.

Так в концепции развития начального образования выделены принципыгуманизации, гуманитаризации, вариативности содержания, поступательности процесса, интеграции усилий, культурологичности опыта. Но эти принципы касаются перспектив развития всех аспектов образования.

Правовой аспект экологии детства достаточно развернуто представлен в Конвенции о правах ребенка. В ней обращено внимание на следующие аспекты проблемы:

-уважение, обеспечение и защита прав;

- недопущение любых форм дискриминации и насилия;

-обеспечение развития интересов и способностей;

-обеспечение права на свободу мысли, совести и вероисповедания.

Эти положения также имеют более обобщенный характер и напрямую не отражают специфику экологии личности ребенка в образовании.

Известен также уникальный опыт гуманного подхода известного педагога Ш.А. Амонашвили к обучению и воспитанию особенно младших школьников, в котором можно выделить: предоставление радости успеха, использование многогранного опыта детей, создание царства мысли, совместные усилия детей в общем деле, ориентация на верхнюю грань эмоций и способностей и т.д. Однако и здесь речь не идет о затруднениях во внутреннем состоянии и отношениях детей.

Можно выделить особую область педагогической терапии выслушиванием, известной в философии самаритян и модифицированную в службе «Телефон доверия» Чада Вары (Великобритания), построенную на семи принципах равноправного общения консультанта и клиента. При адекватной трансформации ее можно использовать в педагогической экологии.

Смежную область специальных проблем детей с физиологическими, психологическими отклонениями от нормы и их поддержки рассматривают в исследованиях по коррекционной педагогике.

Организация педагогического процесса на основе принципов педагогической экологии позволит значительно укрепить уверенность учащихся в своих возможностях, вызвать их на открытость в решении учебных затруднений, а учителей привести к пониманию необходимости поддержки учащихся и заботы о них. Создание экологически благополучной педагогической среды в начальном образовании возможно при:

- понимании учителями сущности и специфики принципов педагогической экологии и наличии у них опыта выявления и оценки состояния детей в условиях затруднений;

- разработке экологических средств, позволяющих снижать психологическое напряжение и причины затруднений учащихся начальных классов в учебном процессе;

- выявлении и обосновании условий создания экологически благополучной среды в начальном образовании;

- выработке у педагогов доп. образования экологической позиции, определяемой границами дозволенного в педагогическом взаимодействии.

Педагогическая экология пока является новой, очень актуальной и перспективной областью педагогики и человекознания. Средства, принципы и методы педагогической экологии позволяют оценивать значимость образования мерками измерения духовных и душевных свойств человека. Результаты исследования показывают, что без создания экологически благополучной педагогической среды, без отношений взаимопонимания и взаимной заботы, без соблюдения границ дозволенного в требованиях педагогов трудно задеть истинные энергетические силы, инициативу и радость познания школьников.

Особенно актуальна эта проблема в дополнительном образовании. Об этом явно свидетельствуют сензитивные характеристики старших школьников. На этом этапе уже сказывается проблема выбора и индивидуального интереса, хотя уже наблюдается влияния негативных социальных факторов, соблюдается полное доверие к позиции учителя-фасилитатрора. На фоне такой позитивной атмосферы учащиеся д\о готовы к мотивации своей деятельности, аргументации своего мнения, осознанию специфики своих психических процессов, объяснению позитивных изменений, происходящих в их природе и сознании под влиянием обучения. Все эти факторы, еще не задеваемые сущностные силы и желания учащихся оказываются в руках у учителей, которым они полностью доверяют.

Сама обстановка требует, чтобы инициатива поиска скрытых пока и от самих детей проблем и затруднений должна исходить от учащихся. Для этого нужно особое мастерство открытого поведения с учащимися. Оно должно подсказать педагогам д\о необходимость особой осторожности,чуткости и соблюдения границ дозволенного в доверительных отношениях и нормативных требованиях к учащимся.

Возможность создания такой благополучной педагогической связывается с принципами педагогической экологии. В работе педагога необходимо учитывать сущность и специфику восьми принципов педагогической экологии, сформулированных на основе изучения и сравнения принципов совершенствования начального образования в концепции развития начального образования, конвенции о правах ребенка, принципов организации коррекционной работы в, принципов организации терапии методов выслушивания проблем человека, принципов общей педагогической экологии.

Чтобы сформулировать принципы педагогической экологии в дополнительном образовании, необходимо проанализировать возрастные особенности  учащихся, факторы, вызывающие затруднения и отклонения в поведении детей. Особенности нервной системы и характер защитных поведенческих реакций детей на нормативные требования педагогов, факторы социального давления на свободу действий детей, упущения в организации познавательнойдеятельности и типы затруднений, связанных с указанными факторами.

Говоря о данной проблеме, следует сказать о необходимости разработки новых средств, позволяющих реализовать сформулированные аналитические принципы педагогической экологии. Такие как:

- перцептивные тренинги по выявлению и оценке внутреннего эмоционального, интеллектуального и психического напряжения;

- упражнения по физической гимнастике механизмов умственных процессов;

- гимнастика для зрительных анализаторов памяти;

- тренинг по борьбе со страхом и выработке умений самоуверенности.

На основании всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Педагогическая экология как наука о границах дозволенного в педагогическом взаимодействии позволяет создавать благоприятную педагогическую среду для открытости поведения, снижения тревоги и напряжения и стимулирования свободной мысли детей.

2. Педагогически благоприятную экологическую среду можно создавать на основе следующих принципов:

- соответствия педагогических требований требований антропологической информации об учащихся;

- укрепления доверия к ребенку в зависимости от меры прощения его проступков;

- зависимости меры роста уверенности ребенка в своих возможностях от открытого поведения учителя;

- снижения неуверенности ребенка через ссылку на его идеи, мысли и предложения;

- поддержки шалостей детей как стремление к самореализации;

- признания права ребенка на автономное пространство как признакасамостоятельности;

- расширения свободы ребенка через стимулирование и поддержку интеллектуального и эмоционального напряжения;

- признания прав детей на социальную и правовую защиту.

3. Более эффективными средствами в реализации принципов педагогической экологии являются: перцептивные тренинги, гимнастика для умственных процессов, тренинг для повышения самоуверенности, познавательные разминки и тренинги по образовательным областям начального образования.

4. Систематическое сопровождение деятельности группы учащихся средствами стимулирования и поддержки уверенности ученика в своих силах и возможностях значительно повышает качество учебных достижений детей.

5. Интегрированные занятия  средствами педагогической экологии позволяют создавать экологически благоприятную среду для учащихся для успешного выполнения требований учебных стандартов к начальному образованию.

6. Организация педагогического процесса на основе принципов педагогической экологии позволяет повышать самоуверенность детей, стимулировать инициативу, снимать тревогу и страхи, выходить на открытые отношения со взрослыми.

7. Перестройка работы педагогов д\опо принципам педагогической экологии меняет их позицию в аспекте расширения свободыучеников, заботы об их состоянии в затруднениях, стимулирования и поддержки их инициативы и активности.

8. Условиями реализации принципов педагогической экологии в дополнительном образовании являются:

- понимание учителями актуальности педагогической экологии в массовой практике доп.образования;

- владение учителями методиками выявления и оценки состояний учащихся в затруднениях и испытывающих психологические, физиологические, генетические познавательные и нравственные проблемы;

- готовность учителей к подготовке и использованию экологических средств, позволяющих снижать напряжение и создавать благоприятные условия для свободного познания и отношений в педагогической среде;

- владение учителями умениями конструирования разработок занятий, в которых оптимально интегрируется содержание учебного материала и средства педагогической экологии;

- владение учителями технологиями использования принципов педагогической экологии;

- наличие у учителей умений, опыта и мастерства педагогического мониторинга новообразований в познании, свободе отношений и самореализации в экологически благоприятной педагогической среде;

- наличие у учителей экологической позиции в постановке целей, их реализации и оценке хода и результатов развития и воспитания детей.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!