Экологические факторы среды. Паспорт урока. |
ФИО учителя: Гурьянова Ольга Федоровна, ГКОУ СО ЦО СО, отделение №2. |
Тема урока | Тема: экологические факторы среды. |
Цель урока: | Развитие активности, самостоятельности, формирование ценностного отношения к биологическим знаниям и естественнонаучного стиля мышления на основе изучения особенностей четырех сред жизни на Земле и закономерностей действия экологических факторов среды. |
Планируемые ОР | Ученик: ЛР1. - обосновывает своё мнение об экологических факторах. ЛР2. – дает оценку биологической роли в природе грибов, бактерий, животных. ЛР.3 – высказывает собственное мнение о функции растений в природе. ЛР4. - проявляет активное желание к саморазвитию, потребность в достижении знаний о экологических факторах среды. ЛР5. - обосновывает ценность и значимость новых знаний по теме (абиотические, биотические, антропогенные факторы). Пр1 – называет причины существования паразитов, симбионтов, хищников. Пр2 –рассказывает о средах жизни на Земле. Пр3. –называет основные факторы среды. Мр1. – самостоятельно формулирует тему урока. МР2.- находит в тексте необходимую информацию о б антропогенных факторах, оформляет её в таблице; МР3. - устанавливает сходство и отличие водной, наземно-воздушной и почвенной сред жизни и группирует их по определённым признакам: по свойствам и силе действия отдельных факторов. МР4.- выделяет основную мысль по тексту учебника о закономерностях действия экологических факторов среды. МР5. – устанавливает этапы формирования экологических факторов среды, группирует их по признакам для сравнения: условия образования, скорость процесса, состав химический и физический, свойства живой материи. МР6. – устанавливает причинно-следственные связи между соотношением компонентов в водной, наземно-воздушной и, почвенной и организменной средах. МР7. - называет причины возникновения антропогенных факторов. МР8. - видит противоречие, формулирует проблему, выдвигает гипотезы (МР, III); РУД1. – формировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки. РУД2. - планирование учебной деятельности на уроке при выполнении устных и письменных заданий. РУД3. – умение проговаривать последовательность действий на уроке. РУД4. – контроль, коррекция, оценка, выделение того, что уже освоено и что еще подлежит освоению. РУД5 – умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. РУД6 - адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. ПУД1. – анализ, сравнение фактов, строить логическое рассуждение, понимать позицию другого. ПУД2. – анализировать, сравнивать свойства факторов среды. ПУД3. – строить логическое рассуждение, выделять существенные характеристики процессов формирования четырех сред жизни. ПУД4. – выделять существенные характеристики видов экологических факторов, представить информацию в виде таблицы. ПУД5 – обобщать факты, осуществлять сравнение, характеризовать водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную среды. ПУД6. – анализировать работу своих товарищей, исходя из темы урока. ПУД7. – уметь определять возможные источники необходимых сведений. ПУД8 – строить логическое рассуждение, составлять тезисы, производить поиск информации и анализировать ее достоверность. КУД1. – участие в дискуссии, признавать ошибочность своего мнения. КУД2. – отстаивать свою точку зрения, договариваться с обучающимися иных позиций. КУД3. – уметь корректировать свое мнение в дискуссии, приводить аргументы, подтверждать фактами. КУД4. – контроль, коррекция, оценка своих действий и партнера, умение выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи. КУД5. – уметь критично относиться к своему мнению. КУД6. – умение организовывать работу в группах с целью получения новых знаний. КУД7. – общаясь друг с другом вне школы по данному вопросу, различать в речи собеседника его точку зрения, аргументы, факты, гипотезы, теории. Ученик по окончании изучения темы урока: - проявляет активное желание к саморазвитию, потребность в достижении (ЛР); - видит противоречие, формулирует проблему, выдвигает гипотезы (МР, III); - формулирует цели и задачи урока (МР, III); - обосновывает ценность и значимость новых знаний по теме (ЛР, I). |
Программные требования | Выпускник научится: 1.характеризовать особенности четырех сред жизни на Земле. 2.описыватьфакторы среды. 3.объяснять причину наибольшего разнообразия форм организмов в наземно-воздушной среде. 4.знать в каких средах обитают растения, грибы, животные. 5. уметь составлять схему сред жизни на Земле. Выпускник имеет возможность научиться: 1.характеризовать свойства сред жизни по условиям жизни, химическим и физическим показателям. 2. устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками сред жизни. 3.прогнозировать способность антропогенных факторов, исходя из всевозможных форм воздействия человека на живые организмы и на условия их жизни. 4. составлять таблицы, характеризующие условия жизни на Земле. 5.использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; 6. объективно оценивать информацию о функциях в природе живых организмов. 7.критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; 8. осознавать значение теоретических знаний по биологии для практической деятельности человека; 9. создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 10. понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. |
Мировоззренческая идея | Порядок и хаос. Условия для понимания соответствия организмов средам обитания на примере порядка и хаоса. |
Программное содержание | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Экология – это раздел биологии, занимающийся изучением всего комплекса взаимоотношений отдельных организмов или их сообществ с окружающим миром или средой обитания (это двусторонние связи организм – среда обитания; популяция – среда обитания; сообщество – среда обитания). Среда обитания – всё, что окружает живой организм и оказывает на него определённое воздействие. |
План изучения нового материала | 1.функции растений в природе. 2.экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. 3.характеристика сред жизни по свойствам и силе действия отдельных факторов. 4. водная среда. 5. наземно-воздушная среда. 6.почвенная среда. 7. организменная среда. 8.закрепить умение составления таблицы «Характеристика среды». 9. проверить свои знания. |
Основные понятия | Среда обитания, экологические факторы, абиотические биотические, антропогенные, среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная, паразиты, эдафобионты, симбионты, хищники. |
Тип урока | Урок комбинированный. |
Форма урока | Урок с использованием групповой формы работы обучающихся. |
Технология, основанная на создании учебных ситуаций. |
Мизансцена урока | Парты сдвинуты по две для групповой работы. |
Оборудование урока | Компьютер, проектор, экран, учебники, рабочие тетради. |
Домашнее задание | Параграф 48, задания 1-2. Время выполнения: 20 минут. |
Технологическая карта хода урока |
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ |
Приветствие, проверка готовности к уроку, психологический настрой на урок, на активную УПД, ценностно-смысловые установки: хороший ученик тот, кто хочет, любит и умеет учиться. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | -проявляет активное желание к саморазвитию, потребность в достижении результатов. |
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ |
Ситуация – подготовка учащихся к усвоению нового материала а) На слайде даны понятия. Прочитайте их. Все ли понятия вам знакомы? Что сейчас в вашей голове, хаос или порядок? (2 слайд) Перед вами карточки двух цветов. Если в вашей голове хаос, относительно этих понятий, то поднимите розовую карточку, если порядок – зелёную. (Большинство поднимают красную карточку, т.к. понятия незнакомы) Как можно сформулировать главный вопрос урока? Какой возникает вопрос? - Какая будет тема урока? в) главный вопрос урока (проблемный вопрос) г) выдвижение гипотез Ситуация целеполагания а) определение целей и учебных задач: характеризовать экологические факторы как свойства среды обитания организмов и их разнообразия. 2.описывать среды жизни организмов, условия обитания организмов. 3.объяснять взаимосвязь условий жизни и приспособлений организмов к ним в разных средах жизни. 4.знать: экология, экологические факторы, среды обитания, аэробионты, гидробионты, эндобионты, эдафобионты, биотический фактор, абиотический фактор, антропогенный фактор.. 5. уметь составлять таблицы, схемы. 6. организация поиска личностного смысла новых знаний Ситуация планирования а) формулировка вопросов, определяющих содержание темы; 1.свойства сред обитания. 2.условия обитания организмов. 3.мировой океан. 4.наземно-воздушная среда. Почвенная среда. 6. проверить свои знания. | Делают попытку объяснить причину появления хаоса или порядка. Читают текст учебника. Отвечают на вопросы учителя. Главный вопрос урока: «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы». Очень надеюсь, что весь хаос, относительно понятий на слайде, мы приведём в порядок Тема урока: Ну, а тема нашего сегодняшнего урока «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы». Запись главного вопроса в тетрадь. Фронтально. Называют тему урока, формулируют цель и задачи составляют план работы на уроке. Устно отвечают на вопросы учителя. Письменно выполняют задания в тетради после группового обсуждения. | Мр8. РУД1. ЛР4, ЛР5. ЛР1. РУД1. РУД2. РУД2. |
ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ |
Ситуация открытия а) выполнение познавательных заданий; 1. Предлагает обучающимся охарактеризовать Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. 2.Что такое экология? беседа с обучающимися 3.Экология – это раздел биологии, занимающийся изучением всего комплекса взаимоотношений отдельных организмов или их сообществ с окружающим миром или средой обитания 4. двусторонние связи организм – среда обитания; популяция – среда обитания; сообщество – среда обитания. 5.Среда обитания – всё, что окружает живой организм и оказывает на него определённое воздействие. 6.А где могут обитать организмы? 7.Похожи ли организмы, обитающие в разных средах? 8. Дополняет ответы учащихся. Ситуация сравнения а) выполнение познавательных заданий; 1. находят в тексте учебника на странице 185-188 за 10 минут вы должны заполнить таблицу. 2.сравнить виды экологических факторов. 3. сравнить условия обитания разных организмов в разных средах. 4. составление граф-схем, сравнительных таблиц на основе задания «а». Ситуация физкультминутка. Называет различные понятия: экологическая среда, экологические факторы, жизнь организмов водной среде и др., показывая простые движения: руками, головой, ногами, туловищем. | Участвуют в обсуждении, записывают в тетрадь новые сведения, делают предположения о средах жизни, составляют таблицу и осуществляют взаимопроверку. Участвуют в обсуждении, записывают в тетрадь новые сведения о эдафобионтах, эндобионтах, делают предположения о составе почвенной среды и осуществляют взаимопроверку. Работа с учебником, составление граф-схемы. Выполняют движения, закрепляя знания о средах жизни и экологических факторах. | Лр3, МР3, МР8, РУД1, ПУД3, КУД6. ПР3, Пр2, МР5. Лр4, ЛР5, Пр1, МР4, Мр6, Руд5, ПУД3, ПУД5, КУД2, КУД6. КУД6. |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ |
Ситуация иллюстрация а) предъявление наглядных примеров применения новых знаний; решение практико-ориентированных задач на основе изученного теоретического материала и способы деятельности, которые ученику необходимы. 1.предлагает обучающимся самостоятельно прочитать текст учебника и обсудить: Здесь царит явный хаос, что нужно сделать, чтобы навести порядок? 2.проанализировать тезис: Как вы думаете, среда оказывает какое-то действие на организмы или просто окружает их?( Оказывает) 3.охарактеризовать:Все действия среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами. 4. сформировать 3 группы экологических факторов: Биотические – взаимодействия организмов друг на друга и на среду обитания (хищники, паразиты, конкуренты внутривидовые и межвидовые) Абиотические – факторы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление Антропогенный (человеческий фактор) – комплекс взаимоотношений человека и окружающего мира (могут предусматриваться человеком, могут быть случайными, непредвиденными б) анализ, обобщение, выводы 1. начертите в тетради таблицу и заполните ее, пользуясь текстом параграфа. В первой колонке - название смысловых частей параграфа. Вы составляете план параграфа. Во второй колонке – краткое содержание каждой части. В этой колонке записывает главную мысль каждой части. Устно проанализируйте составленную вами таблицу и сделайте выводы. Ситуация выбора а) предложение выбора заданий по уровню сложности, способу решения. 1.первый уровень (простое задание). Назовите основные среды жизни на Земле. 2.второй уровень (средней сложности). Охарактеризовать по всем классификационным признакам физико-химической природы экологические факторы. 3. третий уровень повышенной сложности. Составьте или заполните готовый опорный конспект «условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы». б) анализ, обобщение, выводы Ситуация оценки 1. работа по карточкам: 2. выполнение теста «Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы» | групповая работа (письменно и устно) индивидуальная самостоятельная работа Соединить стрелками понятия. ответы нескольких обучающихся, с этим заданием справятся даже слабые ученики. групповая работа (письменно и устно) индивидуальная самостоятельная работа индивидуальная письменная работа | ЛР2, Лр4, ЛР5, МР7, РУД1, РУД2, ПУД8, КУД1, КУД4, КУД5. ЛР5, ПР3, МР7, МР8, РУД;, ПУД2, ПУД3, КУд1, КУД3, КУД5. Руд4,5,6. ПУД2, КУД5. |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
Ситуация рефлексии а) установление целей и задач с результатами деятельности; обсуждает с обучающимися факты, изложенные в начале урока, помогает сделать выводы. 1. с помощью выполненных на уроке заданий мы узнали об особенностях четырех сред жизни на Земле и о закономерностях экологических факторов среды. 2. Отсюда сделали вывод, что: а). многообразие физико-химических условий, характеризующих земной шар, обусловило закономерное появление водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной сред жизни. б). среди воздействий на организмы различают три группы экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные. 3. Чтобы это установить, мы эффективно применяли различные способы: работали с текстом учебника, составляли схемы, таблицы, опорный конспект и др. б) анализ эффективности выбранных способов достижения цели. Ситуации самооценки а) графики, диаграммы, содержательная самооценка. 1.предлагает обучающимся закончить предложения: Теперь я знаю, что… Я понял, что… Я буду… Предлагает оценить результаты своей деятельности. «!» - Все понятно. «?» - остались вопросы. «???» - тема очень трудная, много неясного. | коллективная дискуссия индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа. Индивидуальная работа. | Лр5, РУД6, ПУД6, КУД1. КУД1, 4, 7. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тест «Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы».
Поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или (-) если не согласны.
1. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:
2. Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью человека, называют:
г) абиотическими.
3. Пищевые взаимоотношения между организмами называют:
г) антропогенными.
4. Антропогенными называют факторы:
г) определяющие функционирование агроценоза.
5. К антропогенным факторам, вызывающим сокращение численности популяции окуня в водоеме, относят:
г) понижение температуры воды.
6. Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы:
г) климатические.
7. К абиотическим факторам относят:
г) обильный снегопад.
8. Экология - наука, изучающая:
г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе и многообразие связей их с другими ор¬ганизмами и сообществами).
9. Строительство плотин можно рассматривать как пример фактора:
г) вообще не экологического.
10. Среды жизни:
в) воздушная.
Проверка: учитель диктует правильные ответы, а обучающиеся проверяют.
1.В 2.Б 3.Б 4.А 5.В 6.А 7.Г 8.Г 9.В 10. А
Приложение 2.
Опорный конспект «Условия жизни на Земле. Среды и экологические факторы»
Сокращения в паспорте и карте урока.
ЛР – личностные результаты.
МР – метапредметные результаты.
ПР – предметные результаты.
РУД – регулятивные универсальные учебные действия.
ПУД – познавательные учебные действия.
КУД - коммуникативные 1учебные действия.
III – действие под руководством и с помощью учителя.
II – самостоятельное действие по инструкции.
I – полностью самостоятельное действие.