Экологическая игра
"Путешествие по станциям природы"
Подготовила учитель географии Володина Н.В.
МБОУ "Новолядинская СОШ"
Цель:
развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры обучающихся
Задачи:
Обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся о природе, экологии.
Сформировать экологически – грамотное отношение к природе.
Мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.
Формировать навыки учащихся: поиск, осмысление, умение найти решение
Способствовать развитию внимания, сообразительности, мышления, наблюдательности, умения работать в группе.
Воспитывать чувства сопричастности к решению вопросов о бережном отношении к природе; воспитывать бережное отношение к природе.
(В игре участвуют учащиеся 5-6 классов. Класс делят на 2-4 команды Количество станций зависит от количества команд)
Ход игры:
Команды собираются на полянке, где разложены полоски бумаги с буквами. Участники должны из этих букв составить название команды и найти соответствующий рисунок, приклеить на маршрутный лист, где написаны названия станций. После этого команда может бежать на станцию.
На каждой станции, если команда ответила полностью на все вопросы и задания – то она получает веселого смайлика, если ответила на половину вопросов и заданий – то удивленного смайлика, если ответила на задания и вопросы меньше половины, то получают грустного смайлика.
Станция «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
За правильный ответ команда получает веселого смайлика, за неправильный- грустного смайлика.
На столе лежат открытки с рисунками лекарственных растений. Играющие должны ответить на вопросы филина:
Назови все растения, изображенные на открытках.
Найди среди открыток нужное растение и расскажи об
лекарственны свойствах.
Какие части растения заготавливают?
Лекарственные растения и их применение
№ | Название растения | Часть растения | Лекарственные свойства | Правила сбора и сушки |
1. | Берёза повислая, или бородавчатая | Берёзовые почки, реже листья. Берёзовый сок | Потогонное, мочегонное и желчегонное средство. При болезнях почек, мочевого пузыря. | Почки собирают весной до распускания листьев. |
2. | Дуб обыкновенный | Кора дуба | Противовоспалительное и вяжущее действие. Воспаление горла, ротовой полости, при потливости ног. | Кору заготавливают рано весной с началом сокодвижения. |
3. | Зверобой продырявленный | Надземная часть (трава) | Вяжущее, противовоспалительное, ранозаживляющее, желчегонное действие. При угрях и жирной коже. При лечении ожогов, ран, трещин. | Траву собирают во время цветения. |
4. | Земляника лесная | Плоды и листья | Язвенная болезнь желудка, запоры, при камнях в печени и почках, авитаминозах. | Плоды собираю зрелыми в июне – сентябре. |
5. | Крапива двудомная | Листья | Кровоостанавливающее действие. | Листья собирают во время цветения растения с мая до сентября |
6 | Ландыш майский | Цветки, листья и вся надземная часть (трава) | При заболеваниях сердца | Сырьё заготавливают в фазе цветения, в мае – начале июня. |
7 | Липа обыкновенная | Цветки | Потогонное средство при простудных заболеваниях | Собирают в момент полного цветения, в конце июня – начале июля. |
8 | Малина обыкновенная | плоды | При простудных заболеваниях, улучшение пищеварения, при цынге, малокровии. | Свежие плоды, варенье, сухие. |
9 | Одуванчик лекарственный | корень | Возбуждение аппетита, болезни печени и желчного пузыря. | Заготавливают корни в августе – сентябре. |
10 | Подорожник большой | листья | Отхаркивающее средство при бронхитах и других органов дыхания. Ранозаживляющее действие, кровоостанавливающее. | Сушат летом. |
11 | Черника обыкновенная | Плоды и листья | Для регулирования желудочно-кишечного тракта. Ягоды улучшают остроту зрения. | Листья собирают в мае – июне. |
12 | Шиповник майский | Плоды и корни | Витаминное средство. Отвары из корней при камнях в почках и мочевом пузыре. | Собирают в конце лета, осенью. |
13 | Рябина обыкновенная | Плоды | Витаминное средство, при истощении и малокровии. | Собирают в сентябре - октябре |
Станция «ПОХОДНАЯ»
Назовите хотя бы одну примету.
Вечером сильно стрекочут кузнечики — к хорошей погоде.
Пчелы толкутся — к ненастью.
Грачи пасутся на траве — к дождю.
Если пауков видно много — к хорошей погоде.
Туман над лесом стоит — к дождю.
Воронье под тучи взбирается — к дождю.
Если зимой сухо и холодно, летом — сухо и жарко.
Ранний прилет грачей и жаворонков — к ранней весне.
Если грачи прямо на гнезда летят — к дружной весне.
Грачи стаями над гнездами носятся, кричат и тут же взлетают — погода переменится.
Облака плывут высоко и быстро — к хорошей погоде.
Из березы течет много сока — к дождливому лету.
Если береза распустится раньше ольхи и клена, лето будет сухим, а если наоборот — мокрым.
Если в теплый день сильно стучит дятел, скоро будет дождь.
Ласточки и стрижи летают близко к земле, воробьи прячутся под крышу — будет гроза.
Если учащиеся затрудняются назвать приметы, учитель может прочитать половину, а играющие отгадывают вторую.
Выбери нужный предмет.
На полянке предметы: фонарик, очки, кепка, перчатки, куртка, котелок, чайник и чашки, железная миска, топор, лопата, зеркало, подушка, ведро и т. д.
Учащиеся за определенное время должны выбрать самые необходимые для похода вещи. За правильные ответы получают веселого смайлика.
Станция «ГРИБНАЯ»
Играющих встречает помощник с корзиной грибов (открытки).
3.1. Отгадай гриб. Учащиеся за определенное время должны разобрать грибы и назвать их.
Подберезовик Мухомор Боровик
Маслята Подосиновик
Опята Желчный (Сатанинский) Бледная поганка
гриб
Отгадай загадку:
Маленький, удаленький, Сквозь землю прошел, Красну шапочку нашел. (гриб)
Вдоль лесных дорожек, много белых ножек, в шляпках разноцветных, издали приметных. Собирай, не мешкай! Это …(сыроежки).
Стоят казаки, на них белы колпаки.(белый гриб)
Гриб я не белый, немного попроще. Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
Я не привыкла нравиться, Кто съест меня - отравится. (поганка)
И под старою сосною, Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею, Первый найден... (боровик).
Нет дружней грибов, чем эти, Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу (опята).
Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички — ' Золотистые... (лисички).
Конское копыто - к дереву прибито (трутовик).
Зашёл мужик в сосняк, нашёл слизняк, бросить - жалко, съесть - сыро (груздь).
Он выглянул несмело, из кочки моховой, цепочку клюквы спелой, подняв над головой (моховик).
Поднялся домик из осиных сот, он хоть красив, никто там не живет (сморчок).
Дождь по лесу разбросал, вкусные дары, кто проспал, тот отыскал пыльные шары. (дождевик)
Расскажите о правилах сбора грибов.
За правильные ответы учащиеся получают веселого смайлика, если ответили на половину вопросов и заданий – то удивленного смайлика, если ответила на задания и вопросы меньше половины, то получают грустного смайлика.
4. Станция «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»
Экология — наука о взаимосвязях. Я вам предлагаю загадки, а вы определите, какая здесь связь.
Есть на дереве дворец, Во дворце живет... (скворец).
Мы, ... (насекомые), едим всякие растения, портим зерно, уничтожаем овощи, фрукты. Какая связь между скворцами и насекомыми?
В тюбетейке паренек Сел обедать на пенек.
Пообедал паренек — Покороче стал пенек. (Дятел)
Какая связь между елкой и дятлом?
Какая птица вскармливает своих птенцов зимой? (Клест)
Какая связь между клестом и белкой?
Назовите по частям само растение (Рисунки, ветки, листья...)
Виды цепей в природе.
Задание:
Вам нужно на основе стихотворения составить все возможные пищевые цепочки.
Свирепый волк с кормящею волчат волчицею -
Гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице – сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный…
(Проверьте себя: у вас должно получится три цепи питания. Повторяющиеся слова брать один раз! За правильные ответы получают веселого смайлика.)
Станция «ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ»
Кто появляется весной раньше: насекомые или птицы, которые едят насекомых?
На ветках - открытки с изображением птиц. Назовите и покажите, какая перелетная птица не строит собственного гнезда?
(Дрозд, зяблик, пеночка, чайка, стриж, кукушка).
Какое выражение правильно:
первыми к нам прилетают грачи, затем скворцы, а потом жаворонки;
первыми к нам прилетают скворцы, затем грачи, а потом жаворонки;
грачи, скворцы, жаворонки прилетают к нам одновременно.
Назовите птиц, которым грозит опасность исчезновения, и покажите их.
За правильные ответы получают веселого смайлика.
6. Станция «ЗАВЕТНАЯ ПОЛЯНКА»
Задания:
Исполнить песню о березе, ели, птицах, насекомых и др.
Определить характер музыки. (Звучат произведения о природе).
С помощью мимики и жеста изобразить любого животного.
Все команды возвращаются на полянку, где подводятся итоги игры, происходит награждение.