Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат»
Научно-практическая конференция педагогов «Гендерный аспект в патриотическом воспитании современного школьника»
Направление исследовательской работы: Гендерный подход в реализации нравственно-патриотического воспитания как в урочной, так и во внеурочной деятельности
Тема: Эколого-краеведческий музей как центр патриотического воспитания учащихся
Выполнили: Стрекаловский А.A. – учитель биологии, руководитель школьного эколого-краеведческого музея
Очирова О.Ч. учитель математики, руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла
Улан-Удэ 2023
Патриотизм - одна из базовых составляющих личности гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов, формированию у учащихся чувства готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.
Гражданско-патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы ГБОУ РКШИ.
Целевые ориентиры результатов патриотического воспитания на уровне ООО и СОО характеризуют ученика как:
-выражающего свою этнокультурную идентичность, демонстрирующего приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу, знания его истории и культуры.
-проявляющего деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране – России.
-сознающего себя патриотом своего народа и народа России в целом, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству, свою общероссийскую культурную идентичность.
-проявляющего интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации.
-знающего и уважающего боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
-знающего и уважающего достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях.
-проявляющего уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской культурной идентичности.
Школьный музей обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания.
Специфика школьного музея в том, что он является не только образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания имеют решающее значение, но и адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса воспитания. Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. Школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.
Школьный музей является эффективным средством реализации обновленных требований ФГОС ООО и СОО.
В нашей школе музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым элементом единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование, гражданско-патриотическое воспитание кадет, способствует созданию воспитательной среды школы. Школьный музей рассматривается нами, как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся нашей школы.
Работа нашего музея имеет большое значение в деле воспитания личности кадет, воспитания гражданина, патриота. Он способствует формированию общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине.
Для выполнения этой цели определены следующие задачи:
Развивать патриотизм;
Формировать собственную активную гражданскую позицию;
Формировать гуманистическое мировоззрение школьников;
Способствовать социальной ответственности.
Цели и задачи музея имеют большое значение в патриотическом воспитании молодежи.
Так, коллектив ГБОУ РКШИ разработал проект «Гражданско–патриотическое воспитание учащихся в современных условиях», центром которого является школьный эколого-краеведческий музей.
Концепция проекта:
- музей компонент школьной воспитательной системы;
- музей информационный, ресурсный центр школы по патриотическому воспитанию;
- музей организатор общественно - значимой деятельности учащихся
Цель проекта: Развитие интереса, углубление знаний по истории и формировании на конкретном историческом материале гражданского патриотических чувств и убеждений.
Задачи:
Воспитание и формирование личности учащихся средствами музейной педагогики.
Разработка долгосрочной программы патриотического воспитания учащихся Республиканской кадетской школы-интерната.
Реализация проекта:
создание при школьном музее временно творческой группы педагогов работающей по теме «Актуальные проблемы патриотического воспитания личности в условиях современной школы»;
создание школьного музея особого рода, включённого в контекст всей школьной жизни;
вовлечение в работу музея большего числа педагогов, учащихся школы, ветеранов, жителей поселка;
создание временных выставок, в том числе размещенных не только в музее, но и в учебных кабинетах, коридорах с использованием фонда школьного музея;
использование в работе музея технологии проектной деятельности, выполнение учащимися краткосрочных проектов, исследовательских работ, презентаций;
проведение научно-практических конференций,
использование на уроках и во внеурочной деятельности новой формы работы «музей в чемодане»;
совместная работа музея школы с музеями других школ, государственными музеями;
введение в учебный план школы элективного курса для учащихся 7-8 классов «История и культура родного края»;
Этапы реализации проекта:
I этап (запуск проекта)
анализ состояния проблемы
анализ воспитательных возможностей школьного музея для патриотического воспитания.
создание временной творческой группы педагогов
II этап
разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности школы по патриотическому воспитанию с использование возможности школьного музея;
апробация приемов школьной педагогики в условиях нашей школы;
III этап (аналитический)
мониторинг влияние деятельности школьного музея на состояние патриотического воспитания учащихся;
разработка и издание методического пособия;
Ожидаемые результаты;
В ходе осуществления проекта предполагается получить следующие результаты:
- долгосрочную программу патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея;
- методическое пособие по патриотическому воспитанию учащихся средствами школьного музея;
- усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения.
- количественный охват субъектов образовательного процесса системой патриотического воспитания;
- возросшую мотивацию педагогов к использованию музея в учебном процессе.
Критерии результативности осуществления проекта:
количественный охват субъектов образовательного процесса системой патриотического воспитания;
возросшую мотивацию педагогов к использованию музея в учебном процессе.
Творческая группа учителей, воспитателей, классных руководителей,офицеров-воспитателей.
Тема: Актуальные проблемы патриотического воспитания личности в современных условиях.
Содержание учебно-методической работы:
самостоятельное изучение членами группы литературы по теории и методике патриотического восприятия;
апробация идей музейной педагогики в условиях школы-интерната;
разработка долгосрочной программы патриотического воспитания личности.
Формы работы:
временные тематические выставки, посвященные дням воинской Славы, государственным праздникам, важным событиям истории Отечества;
клубные часы, уроки, внеклассные мероприятия, проводимые на базе школьного музея;
школьные научно- практические конференции, краеведческие экспедиции;
экскурсионная деятельность.
Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создает новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения России. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям.
Библиографический список:
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций.
Гостев А. Воспитание историей. Народное образование. № 6, 1998;
Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. – Волгоград: Учитель, 2018. – 181 с.
Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009;