Экскурсия по экологии с использованием технологии контемплятивно-акустического освоения мира.
Участники: младшая группа (5-6 класс) школьного лесничества «Подрост»
Руководитель: Выгузова Лидия Васильевна
Место работы: МОУ «Багарякская средняя общеобразовательная школа» Каслинского муниципального района
Должность: учитель физики, биологии, руководитель школьного лесничества.
Тема. Осенняя экскурсия по экологической тропе. Стоянка «Сосняк» левый берег села Багаряк.
Цель экскурсии: дальнейшее формирование знаний о хвойном дереве - сосна, созерцание вида скальных выступов реки Багаряк, экологический десант.
Задачи.
Познакомить с особенностями произрастания сосны, расширять знания о природе своей местности.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки сознательной заботы о лесе.
Познакомить с некоторыми основными правилами фотосьемки.
Ожидаемые результаты.
1.Умение работать в группе.
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого.
3. Сформировать позицию «Я хочу помочь природе».
4. Сформировать умение анализировать и описывать свою деятельность.
Место проведения: лесной массив на левом берегу реки Багаряк
Оборудование: блокноты, простые карандаши, фотоаппараты и другие гаджеты, мусорные пакеты, перчатки, термометр.
Ход экскурсии
Этапы | Деятельность руководителя | Деятельность обучающихся |
Начало занятия (образовательного мероприятия). | Вступительное слово учителя. Ну, вот, ребята, мы сегодня с вами отправимся к месту следующей стоянки на нашей экологической тропе. Давайте вспомним на каких стоянках мы уже побывали? (Проводится небольшая беседа с обучающимися, где ребята называют первые стоянки и рассказывают о том, что они узнали на этих стоянках) | 1 стоянка «Серебряный бор» - знакомство с историей возникновения села Багаряк. 2 стоянка « Здравсиуй, лес!» - информация о лесе и его значении для жизни людей. |
Итак, Багаряк это старинное село на Урале, старше Челябинска и Каслей. В этом году ему исполнилось 330лет. Природа его уникальна. Река Багаряк не просто красивая река. Для многих уральских рек длина Багаряка очень скромная - не наберётся и сотни километров. Между тем, река Багаряк и её приток-речка Боёвка, протекают среди горных цепей нашего края, составляющих редкость в природе Урала. Найден ряд месторождений железной руды, меди, олова, вольфрама, графита, кровельного сланца. На Багаряке большие запасы известняков. В береговых россыпях можно найти флюориты, монациты, бериллы и другие редкие минералы. Река в среднем течении протекает в ущелье порфиритового массива, поэтому скалистые берега имеют причудливую расцветку. Скалы покрыты вишнёвыми полосами, красными пятнами с фиолетовым оттенком. Древнее население специализировалось на добыче меди и олова. Недаром в местах богатых рудой, обнаружено почти два десятка археологических памятников- селищ и городищ. Наша с вами цель – рассмотреть уникальность лесного пейзажа осенью, увидеть, какие растения здесь растут, понаблюдать, насколько велико влияние человека на окружающий мир, сохранение этого места нашим потомкам. Вы поделены на 3 группы, где каждая занимается своей работой. Внутри группы обязанности распределяете самостоятельно. По лесу идём одной шеренгой, ребята 6 класса смотрят за младшими, никто никуда от всех далеко не уходит. Кроме наблюдений мы проведём акцию по очистке той территории памятника, по которой пройдём, поэтому каждая группа получит ещё перчатки и мусорные мешки. В пути можно фотографировать. ( не забывайте о тех правилах фотосьемки, которые вы получили при выходе на экскурсию) По окончании экскурсии мы заберём все пакеты и отнесем их в ближайшие контейнеры, находящиеся на территории села. По всем вопросам вы можете обращаться ко мне и специалисту лесного хозяйства Ужгиной В.С. Помним! Лес – это живой организм. Здесь нельзя кричать, вытаптывать кустарники и маленькие деревца, муравейники, рвать без надобности растения и ломать ветки деревьев. Идти только по тропкам! | |
Эмоциональная зарядка (использование технологии АМО). | Встаньте, пожалуйста, все в большой круг и возьмитесь за руки. Давайте почувствуем, что и мы с вами тоже часть природы. Сделаем глубокий вдох, закроем глаза, потихоньку наклоним голову и не спеша выдохнем через рот. И так 3 раза. Затем, держась за руки, передадим в тишине друг другу тепло своей души и наше хорошее настроение. | Обучающиеся проделывают это упражнение. |
Вхождение в тему. | Оглянитесь вокруг. Что мы видим? Для чего мы пришли на берег реки в наш сосновый бор? (беседа с учащимися) | Высказывают свое мнение ( Рассмотреть красоту родного края, больше узнать о нем, о деревьях) |
Работа над темой. | А сейчас, перед тем как каждой группе раздать задания, я предлагаю послушать специалиста лесного хозяйства Ужгину В.С., которая обратит ваше внимание на то, к чему вам надо присмотреться, на что обратить внимание. Выступелнеи Ужгиной В.С. Лес, в котором все деревья хвойные, называется хвойным лесом, или краснолесьем. Свое название красного леса, получил из-за цвета коры (красновато – оранжевой в верхней части ствола) красивой. В наших лесах из хвойных пород растет сосна обыкновенная.Сосна– род хвойных вечнозеленых деревьев, семейство сосновых.Высота деревьев достигает до 40м, диаметр – более 1,5м , с высокоподнятойсквозной кроной в сомкнутых древостоях. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, серо-коричневая. Иглы зеленые и узкие. На ветках хвоинки-иголочки располагаются парами. Осенью более старые побеги, которым два или три года, сбрасывают пожелтевшие иголки, а хвоинки на молодых ветках остаются ярко-зелеными и не опадают. Поэтому про сосну говорят: «Стоит сосна, зимой и летом зелена». Благодаря морозоустойчивости, засухоустойчивости, неприхотливости почвенно – грунтовым условиям эта древесная порода произрастает на равнинах и поднимается в горы, образуя обширные леса в тайге и островные насаждения в лесостепной и степной зонах. Сосна обыкновенная – одна из основных пород, используемых в лесоразведении.Древесина сосны используется в строительстве; хвойная лапка идет на корм животных.Широкое применение сосны в медицине. Сосновые леса богаты грибами и ягодами. Воздух в сосновых лесах особенный – сухой, душистый, целебный. Он пахнет смолой и хвоей. В нем много кислорода и фитонцидов. Сосновый воздух оказывает оздоравливающее действие на организм человека. | Учащиеся слушают, задают вопросы. |
Экскурсионно-исследовательская деятельность. | Сейчас можно получить задания для групп. Лист наблюдений для 1, 2 и 3 группы. (Приложение 1.), рабочий лист участника экскурсии (Приложение 2). | |
Завершение экскурсии. | Вот, ребята! Мы дошли с вами до места отдыха. Посмотрите, какой прекрасный вид открывается. Мы многое увидели, многое услышали, почистили территорию. И, судя по вашим пакетам, люди любят отдыхать на берегу реки. К сожалению или к счастью, мы с вами не встретили лесных животных. Давайте попробуем предположить, кто из животных живёт в этом лесу? 6. Подведение итогов. Я надеюсь, что наблюдений на сегодняшней экскурсии вы сделали достаточно. На ближайшем занятии мы заслушаем отчёты групп, ваши собственные отзывы и просмотрим собранный фотоматериал. Подумайте, о чём можно было бы написать в сочинении – отзыве или заметке для местной газеты. А сейчас мы проходим в автобус и возвращаемся домой. | Методика «Ульи». Четыре группы по 3-4 человека. Обсуждение в группах. 1.Какие деревья растут на берегу реки и осенние изменения. 2.Какие растения растут на берегу реки и осенние изменения. 3.Какие местных поэтов можно прочитать о географических объектах. 4.Как записать звуки природы. |
Эмоциональная разрядка (применение технологии АМО). «Пантомима» | Каждой группе даётся задание (на листочке) «Какой зверь живёт в этом лесу?» | Дети должны изобразить это животное. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями. |
Подведение итогов. | Я надеюсь, что наблюдений на сегодняшней экскурсии вы сделали достаточно. На ближайшем занятии мы заслушаем отчёты групп, ваши собственные отзывы и просмотрим собранный фотоматериал. Подумайте, о чём можно было бы написать в сочинении –отзыве или заметке для школьного сайта. Если у кого-то возникли вопросы -Вера Степановна с удовольствием на них ответит. А сейчас мы с вами попьем чаю и отправимся в обратный путь. Не забываем мешки с мусором. | Обучающиеся обмениваются мнениями, беседуют с Верой Степановной Ужгиной. Чаепитие. |
Приложение 1
Лист наблюдений. Группа 1.
Место наблюдения | Погодные условия | Температура воздуха |
| | |
Лист наблюдений. Группа 2
Описание ландшафта | Какие видите изменения от человеческой деятельности |
| |
Лист наблюдений. Группа 3
Приложение 2
Таблица 1. Рабочий лист участника экскурсии (по А. Левицкому).
РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАСТНИКА ЭКСКУРСИИ
Меня зовут _______________________________________________________
Я посетил_________________________________________________________
Я работал в группе с ________________________________________________
У меня хорошо получилось___________________________________________
Мне понравилось___________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________
__________________________________________________________________
Главные идеи экскурсии___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Я увидел___________________________________________________________
Я узнал____________________________________________________________
Я услышал_________________________________________________________
Меня удивило, что__________________________________________________
Мне нужно больше узнать о__________________________________________
__________________________________________________________________
Мои вопросы______________________________________________________