СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электив "Сочинение и изложение без шпаргалки" (9 класс).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электив "Сочинение и изложение без шпаргалки (9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Электив "Сочинение и изложение без шпаргалки" (9 класс).»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»

города Сергиев Посад Московской области,

улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46




Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №14

_______________

И. В. Горшкова

«30» августа 2016года







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Сочинение и изложение без шпаргалки»

на 2016/2017 учебный год

(базовый уровень)

9 «Г» класс










Составитель Муранова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории












2016 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14» работает по базисному учебному плану 2004 года, который предусматривает изучение элективного курса «Сочинение и изложение без шпаргалки» в 9 классе в количестве 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю. По учебному плану ОУ выделяет 1 часа в неделю, что соответствует базисному плану.     

Цель элективного курса: обеспечение подготовки девятиклассников к успешному написанию изложения и сочинения.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения элективного курса:

Задачи курса:

Научить учащихся следующим умениям и навыкам:

1. Владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников.

2. Определять проблему текстов и формулировать её разными способами.

3. Грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля.

4. Владеть формами обработки информации исходного текста.

5. Работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл.

6. Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста.

7. Определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи).

8. Сжимать авторский текст.

9. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С.

10. Редактировать свое сочинение и изложение.

11. Повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису,          пунктуации, лексике.



12. Обобщить знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными нормами русского языка.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Традиционное подробное изложение с элементами сочинения проверяло в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность. ГИА по русскому языку в новой форме, кроме того, включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Значит, подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

Подготовка выпускника 9 класса предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.

За основу содержания элективного курса «Сочинение и изложение без шпаргалки» взяты материалы лекций учебно – методических пособий «Сочинение без шпаргалки» и «Изложение без шпаргалки» Н.Н.Соловьевой, в которых очень подробно и четко описаны задания и упражнения на отработку умений сжатия текстов, рассмотрены комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей, на обобщение частной информации и исключение второстепенной информации, предусмотрена подготовка к сочинению на морально – этическую и лингвистическую темы, наряду с этим, описана работа по повторению орфографии, синтаксиса, пунктуации и лексики.

 Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием  текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.       

Формы работы:   коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

  На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Основное содержание

Сжатое изложение – форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученикам необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Курс развивает умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры человека. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации,  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Планируемые результаты

После прохождения программы элективного курса «Сочинение и изложение без шпаргалки» учащиеся научатся

1. Владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников.

2. Определять проблему текстов и формулировать её разными способами.

3. Грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля.

4. Владеть формами обработки информации исходного текста.

5. Работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл.

6. Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста.

7. Определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи).

8. Сжимать авторский текст.

9. Писать сочинение по исходному тексту

10. Редактировать свое сочинение и изложение



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.


№ п/п

Названия разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения

Первая четверть

1

Сжатое изложение. Структура.

07.09


2

Критерии оценки работы.

14.09


3

Умения, необходимые для написания сжатого изложения.

21.09


4

Обобщение знаний о стилях и типах речи.

28.09


5

Практическое занятие на определение стилей речи

05.10


6

Комплексный анализ текста.

12.10


7

Сжатие текста.

19.10


8

Приемы сжатия текста.

26.10


Вторая четверть

9

Обобщение частной информации в тексте.

09.11


10

Сжатое изложение. Что такое микротема.

16.11


11

Исключение из текста второстепенной информации.

23.11


12

Сжатое изложение. Абзацное членение текста.

30.11


13

Сжатие повествовательного текста. Упражнения на сжатие текста.

07.12


14

Анализ и обработка текста – рассуждения.

14.12


15

Отработка навыка сжатия текста-рассуждения

21.12


16

Отработка навыка сжатия текста-рассуждения

28.12


Третья четверть

17

Комбинированные упражнения на понимание текста.

18.01


18

Комбинированные упражнения на восстановление логических связей.

25.01.


19

ИСКЛЮЧЕНИЕ.

01.02


20

ОБОБЩЕНИЕ.

08.02


21

УПРОЩЕНИЕ.

15.02


22

Упражнения на освоение приемов сжатия текста.

22.02


23

ИСКЛЮЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, УПРОЩЕНИЕ.

01.03


24

Практическая работа по способам сжатия текста.

08.03


25

Подготовка к сочинению

15.03


Четвертая четверть

26

Сочинение на лингвистическую тему.

05.04


27

Учимся формулировать тезис.

05.04


28

Учимся аргументировать.

12.04


29

Редактирование текста. Устранение речевых недочетов.

19.04


30

Речевые «формулы» для обучения сочинению на лингвистическую тему

26.04


31

Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

03.05


32

Обобщение и систематизация знаний

10.05


33

Комплексное повторение

17.05


34

Анализ работ

24.05


ВСЕГО


34 часа



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


1. Сочинение без шпаргалки/ Н.Н.Соловьева, Материк-Альфа, 2004
2. Изложение без шпаргалки/ Н.Н.Соловьева, Материк-Альфа, 2004

3. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2010.

4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Русский язык. 9 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2011.

6. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2008.

7. Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2009.

8. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2009.

9. Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012г

 

Кабинет русского языка и литературы оснащен проектором, мультимедийной доской, ноутбуком.



 


Согласовано


на заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла


Протокол № 1

от «23» августа 2015 года

Согласовано


Зам. директора по УВР


_________________(_Лукьянова Н.В. _)


«26» августа 2015 года







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!