Элективный курс «Флора Новосибирской области»
для учащихся 6 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса разработана с использованием пособий:
- Красная книга Новосибирской области: Животные, растения и грибы/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. – Новосибирск:Арта, 2008;
- Красная книга Новосибирской области: Растения/ И.М.Красноборов, Д.Н.Шауло, М.Н.Ломоносова и др. – Новосибирск: Наука. Сиб.предприятие РАН, 1998;
Элективный курс «Флора Новосибирской области», предназначен для учащихся 6-го класса. Данный курс актуален, так как образование и воспитание школьников в области окружающей среды своего региона является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с подрастающим поколением.
Цели:
Задачи:
формирование бережного отношения к богатствам природы своего края;
формирование интеллектуального и эмоционального отношения школьников к природе родного края;
привлечение детей к исследовательской деятельности;
развитие практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками биологической информации.
Характеристика курса
Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости, имеет, по крайней мере, одну общую особенность – она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину.
Для того, чтобы сегодняшних подростков научить жить в созвучии с окружающим миром необходимо выработать новый взгляд на природу, свое место в ней, научиться новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущать личную ответственность за благополучие среды обитания. Поэтому изучение родного края становится осознанной необходимостью.
Элективный курс «Флора Новосибирской области» направлен на формирование у школьников представлений об особенностях природы своей местности, о её многообразии, красоте и огромном практическом значении для человека.
Новизна данной программы заключается в практической направленности деятельности обучающихся. Участие школьников в изучении природы родного края позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания, но и стремление к активной деятельности в природе.
Важнейшей особенностью преподавания курса является принцип выполнения самостоятельных работ с использованием местного материала. Учащиеся выполняют задания по книгам научно-популярного характера, изучают отдельные статьи в интернете, работают с интернет-сайтами.
Программа способствует формированию умений и навыков в проектной и исследовательской деятельности, развитию творческих способностей учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде.
Личностные, метапредметные
результаты освоения курса
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
планирование мероприятий, направленных на улучшение состояния экосистем местного уровня;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Содержание курса
Введение (1час)
Цели и задачи элективного курса «Флора Новосибирской области».
Растения нашей местности (3часа)
Многообразие растительных сообществ - лес, луг, поле, болото, водоем. Взаимосвязи растений в сообществе. Ярусность - надземная, подземная.
Экскурсия: Растительное сообщество.
Лекарственные растения(5часов)
Дикорастущие и культурные лекарственные растения Болотнинского района. Правила сбора и хранения лекарственного сырья. Использование человеком.
Проектная деятельность:
Подготовка презентации «Аптека под ногами».
Разработка буклетов: «Кладезь витаминов», «Зелена аптека».
Памятники природы (7часов)
Памятники природы Новосибирской области: Барсуковская пещера, Озеро Горькое, Бердские скалы, Беловский водопад, Буготакские сопки, Черневые леса Салаира.
Проектная деятельность:
Подготовка буклетов «Памятники природы НСО».
Создание карты памятников природы Новосибирской области.
Красная книга НСО(12 часов)
Красная книга Новосибирской области. Охрана растений. Растения, занесенные в Красную книгу Новосибирской области: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, ГОЛОСЕМЕННЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПЛАУНОВИДНЫЕ, МОХОВИДНЫЕ, ЛИШАЙНИКИ.
Проектная деятельность:
Подготовка презентации «Охраняемые виды растений Болотнинского района».
Исследовательская работа «Реликтовые растения НСО»
Конкурс плакатов на тему «Охрана природы»
Первоцветы (5 часов)
Весенние первоцветы Болотнинского района.
Проектная деятельность:
Создание альбома «Первоцветы нашего района».
Повторение и обобщение(2часа)
Значение человека и его влияние на растительный мир. «Космическая» роль растений. Урок-игра «Мир вокруг нас».
Планируемые результаты обучения
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; роли природоохранных мероприятий для сохранения видового разнообразия в сообществах живой природы;
объяснение необходимости сохранения естественных экосистем своей местности;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний своей местности;
планирование мероприятий, направленных на улучшение состояния экосистем местного уровня;
понимание пользы и значения лекарственных растений для человека.
Календарно-тематическое планирование курса «Флора Новосибирской области»
№ урока п/п | Название раздела. Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата | Примечание |
| Введение (1 час) | | | |
-
| Введение | | | |
| Растения нашей местности (3часа) | Называть наиболее распространенные виды растений своей местности, растительные сообщества. Выделять представителей различных видов в сообществе. Вести наблюдения. | | |
-
| Многообразие растений НСО. | | |
-
| Растительные сообщества. | | |
-
| Экскурсия «Растительное сообщество» | | |
| Лекарственные растения (5часов) | Приводить примеры культурных и дикорастущих лекарственных растений Болотнинского района. Объяснять значение лекарственных растений для человека. Использовать информационные ресурсы при подготовке презентации и буклетов. Фиксировать результаты, делать выводы, представлять проект. | | |
-
| Дикорастущие лекарственные растения НСО. | | |
-
| Культурные лекарственные растения. | | |
-
| Подготовка презентации «Аптека под ногами» | | |
-
| Разработка буклетов: «Кладезь витаминов», «Зелена аптека» | | |
-
| Защита мини-проектов. | | |
| Памятники природы (7часов) | Приводить примеры памятников природы Новосибирской области. Использовать информационные ресурсы при подготовке презентации и буклетов. Фиксировать результаты, делать выводы, представлять проект. Взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками, оценивать действия партнёра и уметь выражать свои мысли. | | |
-
| Барсуковская пещера, Озеро Горькое | | |
-
| Бердские скалы, Беловский водопад | | |
-
| Буготакские сопки | | |
-
| Черневые леса Салаира. | | |
-
| Подготовка буклетов «Памятники природы НСО» | | |
-
| Создание карты памятников природы Новосибирской области | | |
-
| Представление проектов. | | |
| Красная книга НСО (12 часов) | Приводить примеры растений занесенных в Красную книгу НСО. Распознавать охраняемые растений своей местности. Использовать информационные ресурсы при подготовке презентации, проведении исследовательской работы, при работе над проектами. Формировать ИКТ- компетенцию. Фиксировать результаты, делать выводы, представлять проект и исследовательскую работу. Взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками, оценивать действия партнёра и уметь выражать свои мысли. | | |
-
| Покрытосеменные растения | | |
-
| Голосеменные растения | | |
-
| Папоротниковидыне, Хвощевидные. | | |
-
| Плауновидные, Моховидные, Лишайники. | | |
-
| Проектная деятельность. Подготовка презентации «Охраняемые виды растений Болотнинского района». | | |
-
| Поисковый этап проекта. | | |
-
| Создание презентации. | | |
-
| Представление итогов работы. | | |
-
| Исследовательская работа «Реликтовые растения НСО» | | |
-
| Оформление итогов исследовательской работы. | | |
-
| Подготовка плакатов «Охрана природы» | | |
-
| Презентация плакатов на тему «Охрана природы» | | |
| Первоцветы (5 часов) | Приводить примеры первоцветов Новосибирской области. Использовать информационные ресурсы при работе над проектами. Фиксировать результаты, делать выводы. | | |
-
| Весенние первоцветы. | | |
-
| Запуск проекта «Первоцветы нашего района» | | |
-
| Поисковый этап проекта. | | |
-
| Аналитический этап проекта | | |
-
| Представление проекта | | |
| Повторение и обобщение (2часа) | Планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня. Взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками. | | |
-
| Значение человека и его влияние на растительный мир. | | |
-
| Урок-игра «Мир вокруг нас». | | |
Учебно-методическое обеспечение
Красная книга Новосибирской области: Животные, растения и грибы/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. – Новосибирск:Арта, 2008;
Красная книга Новосибирской области: Растения/ И.М.Красноборов, Д.Н.Шауло, М.Н.Ломоносова и др. – Новосибирск: Наука. Сиб.предприятие РАН, 1998;
Сибирские первоцветы. Методическое пособие для общеобразовательных школ. - МОУ СОШ №4 г.Болотное, 2008;
- http://www.plantarium.ru/ Определитель растений on-line;
http://sibredbook.narod.ru/ Красная книга Новосибирской области.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Оборудование | Количество |
-
| Компьютер | 6 |
-
| Многофункциональный принтер | 1 |
-
| Интерактивная доска | 1 |
-
| Проектор | 1 |
-
| Фотоаппарат | 1 |
-
| Лупа | 5 |