СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс. "Флора Новосибирской области". 6 класс

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс. "Флора Новосибирской области". 6 класс.  35 часов

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс. "Флора Новосибирской области". 6 класс»

Элективный курс «Флора Новосибирской области»

для учащихся 6 класса



Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса разработана с использованием пособий:

- Красная книга Новосибирской области: Животные, растения и грибы/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. – Новосибирск:Арта, 2008;

- Красная книга Новосибирской области: Растения/ И.М.Красноборов, Д.Н.Шауло, М.Н.Ломоносова и др. – Новосибирск: Наука. Сиб.предприятие РАН, 1998;


Элективный курс «Флора Новосибирской области», предназначен для учащихся 6-го класса. Данный курс актуален, так как образование и воспитание школьников в области окружающей среды своего региона является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с подрастающим поколением.


Цели:

  • сформировать у обучающихся представления о растениях Новосибирской области - как универсальной ценности;

Задачи:

  • формирование бережного отношения к богатствам природы своего края;

  • формирование интеллектуального и эмоционального отношения школьников к природе родного края;

  • привлечение детей к исследовательской деятельности;

  • развитие практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками биологической информации.





Характеристика курса


Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости, имеет, по крайней мере, одну общую особенность – она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину. 

Для того, чтобы сегодняшних подростков научить жить в созвучии с окружающим миром необходимо выработать новый взгляд на природу, свое место в ней, научиться новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущать личную ответственность за благополучие среды обитания. Поэтому изучение родного края становится осознанной необходимостью.

Элективный курс «Флора Новосибирской области» направлен на формирование у школьников представлений об особенностях природы своей местности, о её многообразии, красоте и огромном практическом значении для человека.

Новизна  данной программы заключается в практической направленности деятельности обучающихся. Участие школьников в изучении природы родного края позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания, но и  стремление к активной деятельности в природе.

Важнейшей особенностью преподавания курса является принцип выполнения самостоятельных работ с использованием местного материала. Учащиеся выполняют задания по книгам научно-популярного характера, изучают отдельные статьи в интернете, работают с интернет-сайтами.

Программа способствует формированию умений и навыков в проектной и исследовательской деятельности, развитию творческих способностей учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде.


























Личностные, метапредметные

результаты освоения курса


Личностные:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности;

  2. знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  3. планирование мероприятий, направленных на улучшение состояния экосистем местного уровня;

  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками;

  5. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.


Метапредметные:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  3. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  4. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).




Содержание курса


Введение (1час)

Цели и задачи элективного курса «Флора Новосибирской области».


Растения нашей местности (3часа)

Многообразие растительных сообществ - лес, луг, поле, болото, водоем. Взаимосвязи растений в сообществе. Ярусность - надземная, подземная.

Экскурсия: Растительное сообщество.


Лекарственные растения(5часов)

Дикорастущие и культурные лекарственные растения Болотнинского района. Правила сбора и хранения лекарственного сырья. Использование человеком.

Проектная деятельность:

Подготовка презентации «Аптека под ногами».

Разработка буклетов: «Кладезь витаминов», «Зелена аптека».


Памятники природы (7часов)

Памятники природы Новосибирской области: Барсуковская пещера, Озеро Горькое, Бердские скалы, Беловский водопад, Буготакские сопки, Черневые леса Салаира.

Проектная деятельность:

Подготовка буклетов «Памятники природы НСО».

Создание карты памятников природы Новосибирской области.


Красная книга НСО(12 часов)

Красная книга Новосибирской области. Охрана растений. Растения, занесенные в Красную книгу Новосибирской области: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, ГОЛОСЕМЕННЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПЛАУНОВИДНЫЕ, МОХОВИДНЫЕ, ЛИШАЙНИКИ.

Проектная деятельность:

Подготовка презентации «Охраняемые виды растений Болотнинского района».

Исследовательская работа «Реликтовые растения НСО»

Конкурс плакатов на тему «Охрана природы»


Первоцветы (5 часов)

Весенние первоцветы Болотнинского района.

Проектная деятельность:

Создание альбома «Первоцветы нашего района».


Повторение и обобщение(2часа)

Значение человека и его влияние на растительный мир. «Космическая» роль растений. Урок-игра «Мир вокруг нас».



















Планируемые результаты обучения


  1. понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; роли природоохранных мероприятий для сохранения видового разнообразия в сообществах живой природы;

  2. объяснение необходимости сохранения естественных экосистем своей местности;

  3. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний своей местности;

  4. планирование мероприятий, направленных на улучшение состояния экосистем местного уровня;

  5. понимание пользы и значения лекарственных растений для человека.



















Календарно-тематическое планирование курса «Флора Новосибирской области»

№ урока п/п

Название раздела.

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся


Дата

Примечание


Введение (1 час)




Введение





Растения нашей местности (3часа)

Называть наиболее распространенные виды растений своей местности, растительные сообщества.

Выделять представителей различных видов в сообществе.

Вести наблюдения.



Многообразие растений НСО.



Растительные сообщества.



Экскурсия «Растительное сообщество»




Лекарственные растения (5часов)

Приводить примеры культурных и дикорастущих лекарственных растений Болотнинского района.

Объяснять значение лекарственных растений для человека.

Использовать информационные ресурсы при подготовке презентации и буклетов.

Фиксировать результаты, делать выводы, представлять проект.




Дикорастущие лекарственные растения НСО.



Культурные лекарственные растения.



Подготовка презентации «Аптека под ногами»



Разработка буклетов: «Кладезь витаминов», «Зелена аптека»



Защита мини-проектов.




Памятники природы (7часов)

Приводить примеры памятников природы Новосибирской области.

Использовать информационные ресурсы при подготовке презентации и буклетов.

Фиксировать результаты, делать выводы, представлять проект.

Взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками, оценивать действия партнёра и уметь выражать свои мысли.



Барсуковская пещера, Озеро Горькое



Бердские скалы, Беловский водопад



Буготакские сопки



Черневые леса Салаира.



Подготовка буклетов «Памятники природы НСО»



Создание карты памятников природы Новосибирской области



Представление проектов.




Красная книга НСО (12 часов)

Приводить примеры растений занесенных в Красную книгу НСО.

Распознавать охраняемые растений своей местности.

Использовать информационные ресурсы при подготовке презентации, проведении исследовательской работы, при работе над проектами.

Формировать ИКТ- компетенцию.

Фиксировать результаты, делать выводы, представлять проект и исследовательскую работу.

Взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками, оценивать действия партнёра и уметь выражать свои мысли.




Покрытосеменные растения



Голосеменные растения



Папоротниковидыне, Хвощевидные.



Плауновидные, Моховидные, Лишайники.



Проектная деятельность.

Подготовка презентации «Охраняемые виды растений Болотнинского района».



Поисковый этап проекта.



Создание презентации.



Представление итогов работы.



Исследовательская работа «Реликтовые растения НСО»



Оформление итогов исследовательской работы.



Подготовка плакатов «Охрана природы»



Презентация плакатов на тему «Охрана природы»




Первоцветы (5 часов)

Приводить примеры первоцветов Новосибирской области.

Использовать информационные ресурсы при работе над проектами.

Фиксировать результаты, делать выводы.




Весенние первоцветы.



Запуск проекта «Первоцветы нашего района»



Поисковый этап проекта.



Аналитический этап проекта



Представление проекта




Повторение и обобщение (2часа)

Планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня.

Взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.



Значение человека и его влияние на растительный мир.



Урок-игра «Мир вокруг нас».

























Учебно-методическое обеспечение


  1. Красная книга Новосибирской области: Животные, растения и грибы/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. – Новосибирск:Арта, 2008;

  2. Красная книга Новосибирской области: Растения/ И.М.Красноборов, Д.Н.Шауло, М.Н.Ломоносова и др. – Новосибирск: Наука. Сиб.предприятие РАН, 1998;

  3. Сибирские первоцветы. Методическое пособие для общеобразовательных школ. - МОУ СОШ №4 г.Болотное, 2008;

  4. http://www.plantarium.ru/ Определитель растений on-line;
  5. http://sibredbook.narod.ru/ Красная книга Новосибирской области.





Материально-техническое обеспечение


№ п/п

Оборудование

Количество

Компьютер

6

Многофункциональный принтер

1

Интерактивная доска

1

Проектор

1

Фотоаппарат

1

Лупа

5






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!