СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Лес и лесное хозяйство"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу. 0,5 часов. 17 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Лес и лесное хозяйство"»

муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Амаранская средняя общеобразовательная школа»

Ромненский район Амурская область






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу


Разумова Анжела Андреевна

Ф.И.О.педагога


Лес и лесное хозяйство

Название предмета


для 5,7 и 8 классов

класс


на 2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа элективного курса «Лес и лесное хозяйство» составлена на основе нормативно - правовой базы:

Нормативно-правовая основа рабочей программы

1) Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 года №413

3) Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.

4) Положение о рабочих программах МОКУ Амаранская СОШ

5) Основная образовательная программа школы на 2018-2019 уч. год

6) Базисный учебный план МОКУ Амаранская СОШ на 2018-2019 учебный год .

7) Конценция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.





АКТУАЛЬНОСТЬ


Элективный курс направлен на формирование у учащихся любви к родному краю, бережному отношению к природе, расширению знаний в области биологии, экологии и других естественных наук, формированию трудовых умении и навыков.

Изучение программы предусматривает теоретическую, практическую, научно­исследовательскую, опытническую и пропагандистскую деятельность, которые проявляют интерес к сфере экологического образования и воспитания.

По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно­творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно­исследовательских работ.

В процессе освоения программы предполагаются активное использование работы в лесу, изучение книг, журнальных статей, народных традиций, получение знаний об охране и защите леса.

Получаемые в результате деятельности навыки имеют большую значимость для самих учащихся в частности и для экосистемы в целом.

Охрана и защита природы – одна из наиболее актуальных задач современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека. Значимость деятельности лесничества заключена не только в освоение учащимися новых видов деятельности, но и в создание благоприятного плацдарма для сохранения и улучшения экосистемы планеты подрастающим поколением.

Цель программы:

- обеспечение практической направленности при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, формирование у школьников устойчивой потребности к труду и нравственно-ценностных качеств, способствующих их социальной адаптации.


Задачи программы:

Образовательные:

- научить учащихся использовать свои знания и умения для практического использования;

- укрепить и расширить знания об основах охраны природы, лесоведения.

Развивающие:

- формировать ответственное отношение к природе;

- развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся;

- развивать творческие способности детей;

- развивать навыки практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, умение вести наблюдения, описания леса;

- развивать умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и направленного интереса.

Воспитательные:

- воспитать эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;

- воспитать чувство единства с природой, любовь к родному краю



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:

- обладать ключевыми компетентностями – ценностно - смысловыми, учебно­познавательными, коммуникативными, общекультурными и другими, необходимыми в любой профессиональной деятельности;

- иметь ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;

- обладать знаниями по охране природы;

- проявлять интерес и любовь к лесу, природе;

- уметь осуществлять экологический мониторинг в закрепленном участке;

- иметь практические навыки по выращиванию на клумбе саженцев и уходу за ними;

- уметь вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора даров леса;

- уметь самостоятельно организовывать деятельность; самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы;

- выполнять правила поведения в природе;

- наблюдать за изменениями в природе и анализировать природу их происхождения;

- уметь пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями и сетью Интернет для поиска информации

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



ВВЕДЕНИЕ(1час).

Цели и задачи эл. курса

«Лес и лесное хозяйство».

Проектно-исследовательская деятельность.

Требования к исследовательской работе.

ЖИВОТНЫЕ(5 час).

Многообразие мира животных.

Дикие животные(6час).

Многообразие насекомых, их среда обитания (бабочки, пчелы).

Пчеловодство и его продукты

(воск, мед).

Пресноводные и морские рыбы.

Птицы-перелетные и зимующие.

«Животные у нашего пруда.»

Млекопитающие-кто они?

Домашние животные(2час).

Домашние птицы (куры, гуси,

индюки, и др.)

Млекопитающие в нашем дворе.

Фауна нашего дома (клещи, клопы, блохи).

Моя кошка (собака) –лучше всех.

Породы кошек и собак.

Животные нашей области.

Болезни, общие для человека и животных. Методы борьбы.

Значение животных и их охрана. Красная книга.

Профессии, связанные с животными(егерь, зоотехник, ветврач)

Консультация перед защитой.

Защита проектно-исследовательских работ по теме: «ЖИВОТНЫЕ».

РАСТЕНИЯ(10 час).

Дикие растения (5 час).Многообразие растительного мира.

Экологические группы растений.

Лекарственные растения нашей области.

Значение растений в природе и жизни человека.

Редкие и исчезающие виды растений своей местности.

Культурные растения(3час).

Многообразие культурных растений.

Культурные растения в нашем огороде.

Болезни и вредители сада и огорода.

Комнатные растения(3час).

Многообразие комнатных растений.

Размножение комнатных растений.

Значение комнатных растений в экологии жилья.

Консультация перед защитой.

Защита проектно-исследовательских работ по теме: «РАСТЕНИЯ».

ПОВТОРЕНИЕ(1час).

Анализ работы за год.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс (17 часов в год, 1 раз в неделю)

Ур.

п/п

Ур.в

теме


Название темы

Вид

занятия

Дата

план

факт


1


1

ВВЕДЕНИЕ(3час).

Цели и задачи курса

«Мир растений и животных».


беседа




2


1

ЖИВОТНЫЕ(5 час).

Многообразие мира животных.

Лекция,

беседа



3

1

Дикие животные.

Многообразие насекомых, их среда обитания (бабочки, пчелы).

Лекция,

Беседа,

сообщения



4

1

Пресноводные и морские рыбы.

Лекция



5

1

Птицы-перелетные и зимующие.

Лекция,

беседа




6


1

РАСТЕНИЯ(10 час).

Дикие растения. Многообразие растительного мира.


Лекция,

беседа



7

1

Экологические группы растений.

Лекция



8


1

Лекарственные растения нашей области.

Беседа,

сообщения



9

1

Значение растений в природе и жизни человека.

беседа



10

1

Редкие и исчезающие виды растений своей местности.

сообщения



11-12

2

Культурные растения в нашем огороде.

беседа



13

1

Комнатные растения.

Многообразие комнатных растений.

беседа



14-16

3

Защита проектно-исследовательских работ по теме: «РАСТЕНИЯ».





17


1

ПОВТОРЕНИЕ(1час).

Анализ работы за год.






СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ (1ЧАС)

Цели и задачи элективного курса «Лес и лесное хозяйство».

РАСТЕНИЯ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ(2ЧАС)

Понятие о растительных сообществах - лес, луг, поле, болото, водоем. Взаимосвязи растений в сообществе. Ярусность - надземная, подземная

Экскурсия: Растительное сообщество.

ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА БОТАНИКИ(3ЧАС)

Основоположники науки, их заслуги и учение Аристотель, Теофраст, Ж.Б.Ламарк, К. Линней, Ч. Дарвин, Н. Вавилов и др. Ботаника ее структура (анатомия, физиология, морфология, систематика, геоботаника, селекция, цитология, биохимия, палеоботаника, экология).

ЦВЕТОК-ЛЮБИМЕЦ ПРИРОДЫ(3ЧАС)

Строение цветка. Классификация плодов. Плоды сухие и сочные. распространение плодов и семян. Антоцианы. Естественные растительные красители.

Лабораторная работа №1.

Строение цветка.

Лабораторная работа №2.

Классификация плодов.

ПРИРОДА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ(2ЧАС)

Географическое положение, областной центр, численность населения. Полезные ископаемые. Растительные сообщества и природные зоны. Растения, характерные для этих зон.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ(3ЧАС)

Дикорастущие и культурные лекарственные растения. Правила сбора и хранения лекарственного сырья. Использование человеком.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ(1ЧАС)

Происхождение растений.

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ(3ЧАС)

Значение человека и его влияние на растительный мир. «Космическая» роль растений. Урок-игра «Мир вокруг нас».


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс (17 часов в год, 1 раз в неделю)


ур.

п/п

ур.в

теме


Название темы

Вид занятия

Дата

Факт



1

1

ВВЕДЕНИЕ(1час)

Цели и задачи эл. курса «Лесничество»

беседа



2

1

РАСТЕНИЯ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ (2час)

Растительные сообщества (луг, лес, поле)

экскурсия



3

2

Растения нашего водоема.

Беседа,отчет по экскурсии



4

1

ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА БОТАНИКИ(3час).

Основоположники науки о растениях

(Аристотель, Теофраст, Ламарк)

лекция



5-6

2-3

Ботаника и ее структура

(анатомия, морфология, физиология,

систематика, геоботаника, селекция, цитология,

биохимия, палеоботаника, экология)

Лекция, беседа



7

1

ЦВЕТОК-ЛЮБИМЕЦ ПРИРОДЫ(3час).

Строение цветка.

Лекция, беседа

Лаб. Раб. №1



8

2

Плоды и семена.

Лекция, беседа

Лаб. раб. №2



9

3

Антоцианы. Естественные красители из растений.

лекция



10

1

ПРИРОДА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ(2час).

Географическое положение.

лекция



11

2

Растительные и природные зоны.

Лекция, беседа



12

1

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ(3час).

Дикорастущие и культурные лекарственные растения.

Лекция,

беседа,

сообщения



13

2

Сбор и хранение лекарственного сырья.

беседа



14

3

Использование лекарственного сырья человеком.

сообщения



15

1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ(1час)

Происхождение растений.

лекция



16

1

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ(3час).

Значение человека и его влияние на растительный мир.

семинар



17

2

«Космическая» роль растений.

Заключительный урок

конференция






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс (17 часов в год, 1 раз в неделю)


Разделы и темы занятий

Кол-во часов

дата

Практические и исследовательские работы

краеведение

1.





Введение. Общее понятие о лесе.

Наука дендрология: жизнь дерева.

1





«уход за лесными культурами на территории школьного двора. Инвентаризация лесных культур, паспортизация их».

Особенности роста хвойных растений в Ромненском районе

2

Смена состава леса в результате их развития, изменений условий среды и воздействия человека.

1


«Определение высоты дерева высотомером и мерной вилкой, определение возраста деревьев»


Вырубки лесных массивов

3

Посев и посадка леса, способы посадки, уход за посадками.

1


«Умение определять растения по семенам. Выполнение геоботанического описания растительного сообщества на пробной площадке»

Посадка пород растений на территории школьного двора.

4

Вредители плодов и семян, сеянцев лесных культур и естественного возобновления, корневые вредители.

1


Изучение видового разнообразия насекомых вредителей леса.

Насекомые вредители лесных культур Амурской области.

5

Изучение видового разнообразия грибов- паразитов

1


Оформить коллекцию грибов-паразитов

Грибы-паразиты – обитатели амурских лесов

6

Характеристика фауны Амурской области, состояние животных

1


Определение видов птиц визуально

Животный мир Амурской области

7

Красно-книжные виды животного мира

1


Изучение животных, занесенных в Красную книгу

Редкие животные Амурской области

8

Природоохранные законодательства и ответственность за их нарушения

1



Сроки охоты на диких животных

9

Охрана леса и его обитателей

1


Работа лекционной группы


10

Растения- основной источник пищи на Земле. Использование растений человеком

1


Изготовить папки – раскладки по использованию растений человеком

Используемые растения Амурской области человеком

11

Санитарно-оздоровительная роль леса, пагубное влияние фитонцидов на болезнетворные бактерии.

1


Изучение влияния фитонцидов на организм человека

Растения- фитонциды

12

Роль растений в предупреждении шумового загрязнения

1


Составление экологических проектов по теме: «Шум и здоровье человека»

Шумовое загрязнение окрестностей с. Амаранка

13

Лекарственные растения и здоровье человека

1


Составление проекта «Красота леса и здоровье человека»

Лекарственные растения окрестностей с.Амаранка

14

Ядовитые растения леса, меры предосторожности в обращении с ними

1


Знакомство с ядовитыми растениями

Ядовитые растения Амурской области

15

Ландшафт как фактор здоровья

1


Оздоровительный эффект леса


16

Наблюдения за изменениямипроисходящими с растениями в природе

1


Фенологические наблюдения за лесными растениями

Растения школьного двора

17

Учет состояния растений после зимнего покоя

1



Формирование кроны лесных растений школьного двора

Работа на территории школьного двора







Методическое обеспечение программы.

  • Власова Т.А. Филиппова З.В. Живая вода Программа полевого практикума по экологической гидрологии Хабаровск 2001г

  • Иванов В.А., Катренко Л.В. Сборник методических материалов по экологическому воспитанию школьников. г. Амурск 2005г

  • Ливенцев В.П. Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству Москва «Просвещение» 1981г

  • Противопожарная образовательная программа ФОРЕСТ

  • Тайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии Просвещение 1979г

  • Методические журналы: Биология в школе, ЭГБО, Вестник АсЭкО.



Список литературы

  1. Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Животные леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас-пределитель). – М.: Дрофа, 2007.

  2. Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Птицы леса. (Твой первый атлас-определитель). – М.: Дрофа, 2006.

  3. Булухто, Н.П. Очерки по энтомологии: Руководство к полевым практикам и экскурсиям. – Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им Л.Н. Толстого, 1997.

  4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений: задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

  5. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2007.

  6. Мамедов Н.М., Суровегина И.Т. Экология учебное пособие для 9 – 11 классов Москва «Школа Пресс» 1996г.

  7. Новиков, В.С., Губанов, И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – 3-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

  8. Петров В.В. Лес и его жизнь. Москва «Просвещение» 1986г.

  9. Растения и животные: руководство для натуралиста: пер. с нем./ К. Нидон, д-р И. Петерман, П. Шеффель, Б. Шайба. – М.: Мир, 1991.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!