муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Амаранская средняя общеобразовательная школа»
Ромненский район Амурская область
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
Разумова Анжела Андреевна
Ф.И.О.педагога
Лес и лесное хозяйство
Название предмета
для 5,7 и 8 классов
класс
на 2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Лес и лесное хозяйство» составлена на основе нормативно - правовой базы:
Нормативно-правовая основа рабочей программы
1) Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 года №413
3) Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.
4) Положение о рабочих программах МОКУ Амаранская СОШ
5) Основная образовательная программа школы на 2018-2019 уч. год
6) Базисный учебный план МОКУ Амаранская СОШ на 2018-2019 учебный год .
7) Конценция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Элективный курс направлен на формирование у учащихся любви к родному краю, бережному отношению к природе, расширению знаний в области биологии, экологии и других естественных наук, формированию трудовых умении и навыков.
Изучение программы предусматривает теоретическую, практическую, научноисследовательскую, опытническую и пропагандистскую деятельность, которые проявляют интерес к сфере экологического образования и воспитания.
По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебнотворческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научноисследовательских работ.
В процессе освоения программы предполагаются активное использование работы в лесу, изучение книг, журнальных статей, народных традиций, получение знаний об охране и защите леса.
Получаемые в результате деятельности навыки имеют большую значимость для самих учащихся в частности и для экосистемы в целом.
Охрана и защита природы – одна из наиболее актуальных задач современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека. Значимость деятельности лесничества заключена не только в освоение учащимися новых видов деятельности, но и в создание благоприятного плацдарма для сохранения и улучшения экосистемы планеты подрастающим поколением.
Цель программы:
- обеспечение практической направленности при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, формирование у школьников устойчивой потребности к труду и нравственно-ценностных качеств, способствующих их социальной адаптации.
Задачи программы:
Образовательные:
- научить учащихся использовать свои знания и умения для практического использования;
- укрепить и расширить знания об основах охраны природы, лесоведения.
Развивающие:
- формировать ответственное отношение к природе;
- развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся;
- развивать творческие способности детей;
- развивать навыки практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, умение вести наблюдения, описания леса;
- развивать умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и направленного интереса.
Воспитательные:
- воспитать эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;
- воспитать чувство единства с природой, любовь к родному краю
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:
- обладать ключевыми компетентностями – ценностно - смысловыми, учебнопознавательными, коммуникативными, общекультурными и другими, необходимыми в любой профессиональной деятельности;
- иметь ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;
- обладать знаниями по охране природы;
- проявлять интерес и любовь к лесу, природе;
- уметь осуществлять экологический мониторинг в закрепленном участке;
- иметь практические навыки по выращиванию на клумбе саженцев и уходу за ними;
- уметь вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора даров леса;
- уметь самостоятельно организовывать деятельность; самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы;
- выполнять правила поведения в природе;
- наблюдать за изменениями в природе и анализировать природу их происхождения;
- уметь пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями и сетью Интернет для поиска информации
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ(1час). Цели и задачи эл. курса «Лес и лесное хозяйство». |
Проектно-исследовательская деятельность. |
Требования к исследовательской работе. |
ЖИВОТНЫЕ(5 час). Многообразие мира животных. |
Дикие животные(6час). Многообразие насекомых, их среда обитания (бабочки, пчелы). |
Пчеловодство и его продукты (воск, мед). |
Пресноводные и морские рыбы. |
Птицы-перелетные и зимующие. |
«Животные у нашего пруда.» |
Млекопитающие-кто они? |
Домашние животные(2час). Домашние птицы (куры, гуси, индюки, и др.) |
Млекопитающие в нашем дворе. |
Фауна нашего дома (клещи, клопы, блохи). |
Моя кошка (собака) –лучше всех. Породы кошек и собак. |
Животные нашей области. |
Болезни, общие для человека и животных. Методы борьбы. |
Значение животных и их охрана. Красная книга. |
Профессии, связанные с животными(егерь, зоотехник, ветврач) |
Консультация перед защитой. |
Защита проектно-исследовательских работ по теме: «ЖИВОТНЫЕ». |
РАСТЕНИЯ(10 час). Дикие растения (5 час).Многообразие растительного мира. |
Экологические группы растений. |
Лекарственные растения нашей области. |
Значение растений в природе и жизни человека. |
Редкие и исчезающие виды растений своей местности. |
Культурные растения(3час). Многообразие культурных растений. |
Культурные растения в нашем огороде. |
Болезни и вредители сада и огорода. |
Комнатные растения(3час). Многообразие комнатных растений. |
Размножение комнатных растений. |
Значение комнатных растений в экологии жилья. |
Консультация перед защитой. |
Защита проектно-исследовательских работ по теме: «РАСТЕНИЯ». |
ПОВТОРЕНИЕ(1час). Анализ работы за год. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (17 часов в год, 1 раз в неделю)
№ Ур. п/п | № Ур.в теме | Название темы | Вид занятия | Дата |
план | факт |
1 | 1 | ВВЕДЕНИЕ(3час). Цели и задачи курса «Мир растений и животных». | беседа | | |
2 | 1 | ЖИВОТНЫЕ(5 час). Многообразие мира животных. | Лекция, беседа | | |
3 | 1 | Дикие животные. Многообразие насекомых, их среда обитания (бабочки, пчелы). | Лекция, Беседа, сообщения | | |
4 | 1 | Пресноводные и морские рыбы. | Лекция | | |
5 | 1 | Птицы-перелетные и зимующие. | Лекция, беседа | | |
6 | 1 | РАСТЕНИЯ(10 час). Дикие растения. Многообразие растительного мира. | Лекция, беседа | | |
7 | 1 | Экологические группы растений. | Лекция | | |
8 | 1 | Лекарственные растения нашей области. | Беседа, сообщения | | |
9 | 1 | Значение растений в природе и жизни человека. | беседа | | |
10 | 1 | Редкие и исчезающие виды растений своей местности. | сообщения | | |
11-12 | 2 | Культурные растения в нашем огороде. | беседа | | |
13 | 1 | Комнатные растения. Многообразие комнатных растений. | беседа | | |
14-16 | 3 | Защита проектно-исследовательских работ по теме: «РАСТЕНИЯ». | | | |
17 | 1 | ПОВТОРЕНИЕ(1час). Анализ работы за год. | | | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (1ЧАС)
Цели и задачи элективного курса «Лес и лесное хозяйство».
РАСТЕНИЯ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ(2ЧАС)
Понятие о растительных сообществах - лес, луг, поле, болото, водоем. Взаимосвязи растений в сообществе. Ярусность - надземная, подземная
Экскурсия: Растительное сообщество.
ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА БОТАНИКИ(3ЧАС)
Основоположники науки, их заслуги и учение Аристотель, Теофраст, Ж.Б.Ламарк, К. Линней, Ч. Дарвин, Н. Вавилов и др. Ботаника ее структура (анатомия, физиология, морфология, систематика, геоботаника, селекция, цитология, биохимия, палеоботаника, экология).
ЦВЕТОК-ЛЮБИМЕЦ ПРИРОДЫ(3ЧАС)
Строение цветка. Классификация плодов. Плоды сухие и сочные. распространение плодов и семян. Антоцианы. Естественные растительные красители.
Лабораторная работа №1.
Строение цветка.
Лабораторная работа №2.
Классификация плодов.
ПРИРОДА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ(2ЧАС)
Географическое положение, областной центр, численность населения. Полезные ископаемые. Растительные сообщества и природные зоны. Растения, характерные для этих зон.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ(3ЧАС)
Дикорастущие и культурные лекарственные растения. Правила сбора и хранения лекарственного сырья. Использование человеком.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ(1ЧАС)
Происхождение растений.
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ(3ЧАС)
Значение человека и его влияние на растительный мир. «Космическая» роль растений. Урок-игра «Мир вокруг нас».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс (17 часов в год, 1 раз в неделю)
№ ур. п/п | № ур.в теме | Название темы | Вид занятия | Дата | Факт |
| |
1 | 1 | ВВЕДЕНИЕ(1час) Цели и задачи эл. курса «Лесничество» | беседа | | |
2 | 1 | РАСТЕНИЯ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ (2час) Растительные сообщества (луг, лес, поле) | экскурсия | | |
3 | 2 | Растения нашего водоема. | Беседа,отчет по экскурсии | | |
4 | 1 | ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА БОТАНИКИ(3час). Основоположники науки о растениях (Аристотель, Теофраст, Ламарк) | лекция | | |
5-6 | 2-3 | Ботаника и ее структура (анатомия, морфология, физиология, систематика, геоботаника, селекция, цитология, биохимия, палеоботаника, экология) | Лекция, беседа | | |
7 | 1 | ЦВЕТОК-ЛЮБИМЕЦ ПРИРОДЫ(3час). Строение цветка. | Лекция, беседа Лаб. Раб. №1 | | |
8 | 2 | Плоды и семена. | Лекция, беседа Лаб. раб. №2 | | |
9 | 3 | Антоцианы. Естественные красители из растений. | лекция | | |
10 | 1 | ПРИРОДА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ(2час). Географическое положение. | лекция | | |
11 | 2 | Растительные и природные зоны. | Лекция, беседа | | |
12 | 1 | ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ(3час). Дикорастущие и культурные лекарственные растения. | Лекция, беседа, сообщения | | |
13 | 2 | Сбор и хранение лекарственного сырья. | беседа | | |
14 | 3 | Использование лекарственного сырья человеком. | сообщения | | |
15 | 1 | ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ(1час) Происхождение растений. | лекция | | |
16 | 1 | ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ(3час). Значение человека и его влияние на растительный мир. | семинар | | |
17 | 2 | «Космическая» роль растений. Заключительный урок | конференция | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (17 часов в год, 1 раз в неделю)
№ | Разделы и темы занятий | Кол-во часов | дата | Практические и исследовательские работы | краеведение |
1. | Введение. Общее понятие о лесе. Наука дендрология: жизнь дерева. | 1 | | «уход за лесными культурами на территории школьного двора. Инвентаризация лесных культур, паспортизация их». | Особенности роста хвойных растений в Ромненском районе |
2 | Смена состава леса в результате их развития, изменений условий среды и воздействия человека. | 1 | | «Определение высоты дерева высотомером и мерной вилкой, определение возраста деревьев» | Вырубки лесных массивов |
3 | Посев и посадка леса, способы посадки, уход за посадками. | 1 | | «Умение определять растения по семенам. Выполнение геоботанического описания растительного сообщества на пробной площадке» | Посадка пород растений на территории школьного двора. |
4 | Вредители плодов и семян, сеянцев лесных культур и естественного возобновления, корневые вредители. | 1 | | Изучение видового разнообразия насекомых вредителей леса. | Насекомые вредители лесных культур Амурской области. |
5 | Изучение видового разнообразия грибов- паразитов | 1 | | Оформить коллекцию грибов-паразитов | Грибы-паразиты – обитатели амурских лесов |
6 | Характеристика фауны Амурской области, состояние животных | 1 | | Определение видов птиц визуально | Животный мир Амурской области |
7 | Красно-книжные виды животного мира | 1 | | Изучение животных, занесенных в Красную книгу | Редкие животные Амурской области |
8 | Природоохранные законодательства и ответственность за их нарушения | 1 | | | Сроки охоты на диких животных |
9 | Охрана леса и его обитателей | 1 | | Работа лекционной группы | |
10 | Растения- основной источник пищи на Земле. Использование растений человеком | 1 | | Изготовить папки – раскладки по использованию растений человеком | Используемые растения Амурской области человеком |
11 | Санитарно-оздоровительная роль леса, пагубное влияние фитонцидов на болезнетворные бактерии. | 1 | | Изучение влияния фитонцидов на организм человека | Растения- фитонциды |
12 | Роль растений в предупреждении шумового загрязнения | 1 | | Составление экологических проектов по теме: «Шум и здоровье человека» | Шумовое загрязнение окрестностей с. Амаранка |
13 | Лекарственные растения и здоровье человека | 1 | | Составление проекта «Красота леса и здоровье человека» | Лекарственные растения окрестностей с.Амаранка |
14 | Ядовитые растения леса, меры предосторожности в обращении с ними | 1 | | Знакомство с ядовитыми растениями | Ядовитые растения Амурской области |
15 | Ландшафт как фактор здоровья | 1 | | Оздоровительный эффект леса | |
16 | Наблюдения за изменениямипроисходящими с растениями в природе | 1 | | Фенологические наблюдения за лесными растениями | Растения школьного двора |
17 | Учет состояния растений после зимнего покоя | 1 | | Формирование кроны лесных растений школьного двора | Работа на территории школьного двора |
Методическое обеспечение программы.
Власова Т.А. Филиппова З.В. Живая вода Программа полевого практикума по экологической гидрологии Хабаровск 2001г
Иванов В.А., Катренко Л.В. Сборник методических материалов по экологическому воспитанию школьников. г. Амурск 2005г
Ливенцев В.П. Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству Москва «Просвещение» 1981г
Противопожарная образовательная программа ФОРЕСТ
Тайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии Просвещение 1979г
Методические журналы: Биология в школе, ЭГБО, Вестник АсЭкО.
Список литературы
Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Животные леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас-пределитель). – М.: Дрофа, 2007.
Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Птицы леса. (Твой первый атлас-определитель). – М.: Дрофа, 2006.
Булухто, Н.П. Очерки по энтомологии: Руководство к полевым практикам и экскурсиям. – Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им Л.Н. Толстого, 1997.
Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений: задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2007.
Мамедов Н.М., Суровегина И.Т. Экология учебное пособие для 9 – 11 классов Москва «Школа Пресс» 1996г.
Новиков, В.С., Губанов, И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – 3-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
Петров В.В. Лес и его жизнь. Москва «Просвещение» 1986г.
Растения и животные: руководство для натуралиста: пер. с нем./ К. Нидон, д-р И. Петерман, П. Шеффель, Б. Шайба. – М.: Мир, 1991.