СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по общестовзнанию "Гендерный аспект в праве"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс разработан для углубленного изучения гендерного вопроса в праве.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по общестовзнанию "Гендерный аспект в праве"»

  1. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ОБЩЕСТОВЗНАНИЮ «ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В ПРАВЕ» (эволюция гендерного вопроса)

    1. Элективные курсы и их особенности в учебном процессе школы

В соответствии с Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 года, одним их ключевых направлений развития образования является предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку1. Исходя из этой концепции, можно сделать вывод о том, что индивидуализированному образованию уделяется немалое внимание в рамках профильного обучения. В том числе, к индивидуальному подходу можно отнести и индивидуализацию, связанную с изучением гендерных вопросов в праве.

Разнообразие форм обучения в современной школе, в зависимости от ее особенностей, направлено на достижение поставленных образовательных задач. Одной из таких форм является элективный курс, главной целью которого является профессиональная ориентация учащихся старших классов, а также раскрытие потенциала каждого ученика. Изучение особенностей элективного курса в системе профильной подготовки школьников является актуальной темой для современной школы по той причине, что на смену традиционному принципу «учить всех всему» приходит крайне важный принцип «учить всех по запросам», но на основании систематической подготовки, полученной в основной школе.

Чаще всего, неопределенность учащихся старших классов по поводу профессиональной направленности, порождает потребность в элективных курсах. Решить проблему содержательного характера профильного обучения поможет уточнение содержания элективных курсов и определение необходимого состава комплектов этих курсов для определенных профилей.

Первостепенной задачей элективных курсов и курсов для предпрофильной подготовки является профориентационная, предполагающая подготовку учеников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в дальнейшем в вузе. Содержание таких курсов должно быть направлено, в первую очередь, на знакомство учащихся со спецификой деятельности в данной области науки, с ее основными идеями и методами, а также на систематизацию опыта и имеющихся знаний школьников как фундамент для изучения выбранной предметной области.

Элективные курсы (от лат. еlectusизбранный) - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного (ученического) компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них «поддерживают» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне (например, элективный курс «Равенство в семейном законодательстве» поддерживает изучение профильного предмета обществознание), другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий (например, курс «Эволюция гендерного вопроса»  в социально-гуманитарном профиле). Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. ЕГЭ по элективным курсам не проводится. Что касается
соотношения объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов, то оно распределяется пропорцией 50:30:20. При этом, система не ограничивает школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов, сочетая которые каждый обучающийся формирует собственный учебный план и которые в совокупности составят его индивидуальную образовательную траекторию2. На схеме отражено, как выстраивается индивидуальная образовательная траектория в современной школе с несколькими профилями обучения (рис.1)3.





























Рис. 1. Построение индивидуальной образовательной траектории в современной профильной школе





Индивидуальная образовательная траектория  персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.









Профили: социально-технический, физико-математический, информационно-технологический, художественно-эстетический, гуманитарный.



Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 г.

ФГОС. Полное среднее образование

Примерная программа. Профиль

Элективные курсы 20%

Профильные общеобразовательные предметы 20%

Базовые общеобразовательные предметы 50%






















Учитывая интересы учащихся, запросы их родителей, а также готовность учителей или возможность привлечения специалистов, учебный план школы может включать, помимо обязательного курса «Обществознание», элективные курсы, которые углубляют, расширяют и дополняют знания, получаемые в профильных классах.
Элективный курс, называемый также курс по выбору  обязателен для старшеклассников, так как играет важную роль в структуре профильного образования старшей ступени школы и является одним из компонентов предпрофильной подготовки, которая осуществляется в большинстве образовательных учреждений. Элективные курсы являются единственной сферой в школе, свободной от стандарта. Они предполагают содержательную и деятельностную связь с конкретным профилем обучения, тем самым создавая характерные для этого профиля «учебные ситуации» и проблемы4.

Элективные курсы решают такую проблему как удовлетворение индивидуальных образовательных склонностей, интересов, способностей, возможностей, потребностей и жизненных планов каждого учащегося. Элективные курсы представляют собой некую профессиональную пробу, благодаря которой ученик может примерить на себя социальнопрофессиональную роль и получить опыт деятельности в профессиональном направлении.

Спектр элективных курсов достаточно широкий. Рассмотрим некоторые классификации элективных курсов разных авторов. А.Г. Каспаржак5 разделяет элективные курсы на три группы, согласно общим задачам:

1) носят исследовательский характер (практические, лабораторные работы с элементами исследования);

2) организация обобщающего повторения (обобщение материала, изученного учениками в базовых предметах);

3) ориентирующие или аспектные курсы.

В.А. Орлов выделяет следующие типы элективных курсов6:

  1. Предметные, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план образовательного учреждения. Предметные элективные курсы делятся ещё на несколько групп:

а) элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом;

б) элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие и не входящие в обязательную программу данного предмета;

в) прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству;

г) элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы;

д) элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.);

е) элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач, составления задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

2. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию: быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей; быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля.

3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психолого-культурологическим, искусствоведческим проблемам. Эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами.

Н. С. Подходова7 отделяет четыре группы элективных курсов в соответствии с их следующими функциями: выполнение роли «надстройки» (когда есть основная подготовка); дополнения содержания профильного курса; развитие содержания одного из базовых курсов (подготовка к ЕГЭ); удовлетворение познавательных интересов школьника.

Следующие группы элективных курсов реализуют вышеперечисленные функции:

a) предметные, которые направлены на углубление и расширение знаний и умений учащихся по предмету, а также на подготовку учащихся к поступлению в вуз соответствующего профиля и овладению знаниями и умениями по предмету, что одновременно является целью изучения элективного курса. Элективные курсы этой группы целесообразно предлагать учащимся в профиле, содержащем данный учебный предмет;

б) прикладные, ориентированные на использование знаний и умений по предмету в качестве средства деятельности;

в) мировоззренческие, реализующие философский аспект определенного предмета и направленные на установление связей с другими учебными предметами;

г) профессионально-деятельностные, знакомящие учащихся со спецификой деятельности в данной области науки.

Положение об элективных курсах образовательного учреждения, т.е. локальный нормативный акт школы,  регулирует организацию обучения по элективным курсам, которые входят в состав учебного плана ОУ. Образовательное учреждение имеет право использовать программы
профильных предметов и элективных курсов, рекомендованных
Министерством образования и науки РФ. При необходимости программы
разрабатываются учителями общеобразовательного учреждения,
согласовываются с методическими службами территориальных управлений
образования и утверждаются директором общеобразовательного
учреждения.

Набор элективных курсов, предлагаемых для выбора учащимся, должен отражать итоги предварительного
анкетирования. Количество курсов должно быть избыточным и
разнообразным по продолжительности. Система элективных курсов  это расширение вариативности школьного образования, т.к. выбор предполагает несколько вариантов. Для учителя, элективный курс  прекрасная возможность составить собственную авторскую программу.

Элективные курсы составляются исходя из выбора учеников, их расписания и возможности посещения выбранных курсов. Обычно, они проводятся во второй половине дня или в
специально отведенный день. Как правило, такие курсы краткосрочны (1734 часа). По изучению курса учитель раскрывает отдельные темы, подбирая к ним материал и организуя исследовательскую деятельность учащихся.

«Приоритетными формами обучения на элективных курсах являются проектная и исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, лаборатории и иные формы, ориентированные на инновационные педагогические технологии. Итоги элективных курсов должны быть отмечены той или иной работой,  это могут быть различные творческие отчеты, написание реферата или сочинения, проект, исследование, выступление на научной конференции. Оценивать работу учеников можно следующим образом: оригинально (высшая оценка), нестандартно, инициативно, активно, пассивно»8.

Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план, чаще всего посвящены психологическим, социальным, искусствоведческим, культурологическим и другим проблемам, и дают представление учащимся о более обширном радиусе направлений применения личных достижений в будущем. Можно выделить основные требования, предъявляемые к элективным курсам:

  1. Многообразие (направлений выбора должно быть много).

  2. Кратковременность (от 17 до 34 часов).

  3. Оригинальность названия и содержания курса.

  4. Итогом курса должна стать какая-либо творческая работа.

Успешность элективного курса можно определить по следующим критериям:

  1. Содержание программы курса актуально в современном мире.

  2. Высокий уровень потребности и замотивированности учащихся в этом курсе.

  3. Содержание и структура курса соответствует поставленным целям и имеет логическое построение.

Элективные курсы помогают в приобретение знаний и опыта учащимися в разных сферах человеческой деятельности, а также в формировании и развитии навыков самостоятельной работы. К тому же, они способствуют подготовке выпускников к осознанному выбору профессии и самостоятельному обучению в ВУЗе.

Элективные курсы по обществознанию являются самыми востребованными и часто выбираемыми, так как большинство школьников предпочитают обществознание для сдачи ЕГЭ.

На сегодня, важным вектором развития демократического общества является гендерное равноправие, предполагающее равное включение мужской и женской социальных групп во все сферы общественной жизни. В Конституции РФ9 и в Законе «Об образовании10» отражены положения о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, предоставлении равных возможностей для их реализации независимо от половой принадлежности, которые актуализируют тему гендерного равенства. Также актуальной становится тема гендерного просвещения, так как все чаще появляются курсы, связанные с гендерным воспитанием обучающихся в контексте задач современного образования. Исходя из обширной классификации элективных курсов, из разнообразия и функций, которые они выполняют в процессе обучения, можно сделать вывод, о важности их введения в школьном образовании.

В связи с этим представляется необходимым введение и разработка элективного курса, посвященного гендерному аспекту в праве.


1.2. Методический вариант элективного курса «Гендерный аспект в праве»

Большой блок в обществознании занимает право, а иногда оно выводится в отдельный предмет, что говорит о важности его изучения и вопросов, связанных с ним. А проблема гендерных отношений непосредственно связана с правом и остается одной из самых актуальных в современном мире и приобретает особое значение, так как взаимодействие между полами является основой любой человеческой общности. Изучая темы семьи и брака, важно акцентировать внимание учащихся старших классов на изменение и динамику гендерных ролей, которые раньше были статичными и традиционно выполнялись в обществе либо мужчинами, либо женщинами. Произошла гендерная ассиметрия, поэтому следует объяснять учащимся, какие процессы в истории и современном обществе способствовали трансформации гендерных ролей. Порой учащиеся не знают или имеют поверхностные представления о вопросах ролей мужчины и женщины в обществе, но именно им предстоит строить будущее, а значит, необходима соответствующая теоретическая подготовка, которая может быть реализована за счет данного курса.

Разработанный элективный курс «Гендерный аспект в праве» для 1011 классов направлен на развитие практических навыков анализа жизненных ситуаций, собственного поведения в определенных ситуациях и на формирование ценностных ориентиров в области правовых норм. Элективный курс рассчитан на расширение правовых знаний, дает общие представления, необходимые для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. А также способствует полоролевому воспитанию среди школьников, а также предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к жизни в современном обществе. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Социальные отношения», «Право».

Цель курса: формирование и углубление знаний и умений учащихся в правовом аспекте гендерных отношений.

Планируемые результаты освоения элективного курса.

Предметные:

 определение места и роли мужчины и женщины в системе общественных отношений;

 определение тенденций развития общества и важнейших социальных институтов;

 выявление сущности правовых и социальных норм в гендерном вопросе;

 установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

 раскрытие на примерах важнейших теоретических положений и понятий, связанных с гендерным вопросом;

 знакомство с нормативно-правовыми актами по теме;

 формирования навыков и умений эффективного применения гендерных знаний на практике.

Метапредметные:

 развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии;

 преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;

 анализ и классификация социальной информации;

 сравнение социальные объектов, выявление их общих черт и различий;

 формулирование на основе приобретенных знаний собственных суждений и аргументов по определенным проблемам.

Личностные:

 социализация личности;

 осуществление комплексного поиска, систематизации и интерпретации социальной информации по теме из различных источников;

 применение социально-гуманитарных знаний в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 соотнесение теоретических знаний с социальными реалиями, их отражающими.

Курс разработан для учащихся 10–11 классов и рассчитан на 17 часов.

Тематический план элективного курса

Темы проектов для итогового контроля:

  1. «Гендер  социальный конструкт или биологический императив».

  2. Эволюция гендерного вопроса (документы,конвенции,положения).

  3. Гендер и глобализм.

  4. Гендерная психология.

  5. Гендерная педагогика.

  6. Мозг и его различия по половому признаку.

  7. Основные подходы к интерпретации гендера.  

  8. Гендерные представления.

  9. Гендерная дискриминация.

  10. Методы полоролевого воспитания.





Название темы

Всего часов

Формы уроков

1

Вводное занятие. Гендерное равенство - принцип демократии


1

Лекция с элементами беседы

2 -3

Становление и развитие вопроса равенства мужчин и женщин

2

Проблемная беседа. Лабораторная работа с документами по группам

4

Семейное законодательство РФ о равенстве

1

Лабораторная работа «Анализ семейного кодекса РФ»

5

Феминизм

1

Лекция с элементами беседы

6

Промежуточный контроль по теме «Гендерное равенство»

1

Решение теста и практических заданий

7

Гендерные стереотипы и привилегии

1

Практическое занятие «Цена стереотипа»

8

Экономическое положение женщин и мужчин

1

Практическая работа

9

Социальное положение женщин и мужчин

1

Дидактическая игра по ролям

10

Политическое положение женщин и мужчин

1

Практическая работа

11

Гендерная культура общества

1

Лекция с элементами беседы, дискуссии

12

Содержание половых (гендерных) ролей

1

Мозговой штурм «В каких сферах общество ждет разного поведения от мужчин и женщин?»


13

Гендер и социализация

1

Лекция

14

Гендерные конфликты

1

Лекция с элементами дискуссии

15

Гендерные отношения в современном обществе

1

Дискуссия

16

Презентация проектов

1

Практическое занятие

17

Презентация проектов

1

Практическое занятие



Содержание курса

Тема 1. Вводное занятие. Гендерное равенство - принцип демократии

(1 ч).

Цель: создать общее представление об элективном курсе «Гендерный аспект в праве», проинформировать о том, что будет изучаться, о формах занятий и заданий, которые будут проводиться, о итоговой проектной работе, которая будет выполняться в парах.

Содержательные линии: Что такое гендер? Что такое пол? Социальная структура пола.
Отношения между полами. Гендерная педагогика. Интересы мужского и женского населения. Что означает понятие «равенство между женщинами и мужчинами»? Гендерное равенство и гендерная справедливость. Чем социальное равенство отличается от гендерного равенства? Основные принципы демократии.

Организация познавательной деятельности учащихся: составление сравнительной таблицы «Отличительные особенности гендера и пола». Определение тем проектов.

Домашнее задание: найти основные принципы демократии, проанализировать их и записать. Ответить на вопрос: как связаны между собой гендерное равенство и демократия, написав эссе не меньше 2 страниц.

Тема 2-3. Становление и развитие вопроса равенства мужчин и женщин (2 ч).

Цель: познакомить учащихся с нормативноправовыми актами по теме занятия.

Содержательные линии: Основные документы о равенстве мужчин и женщин. Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1953). Конвенция о политических правах женщины (1954). Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1981). Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (1993). Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации (1996). Конституция РФ о равенстве.

Организация познавательной деятельности учащихся: работа с текстами документов по группам, их анализ.

Домашнее задание: найти в Интернете какими правами обладают современные женщины и мужчины и записать их в тетрадь в виде схемы.

Тема 4. Семейное законодательство РФ о равенстве (1 ч).

Цель: познакомить учащихся с некоторыми статьями Семейного кодекса РФ и научить их разбирать статьи.

Содержательные линии: Семейное законодательство. Семейный кодекс РФ.

Организация познавательной деятельности учащихся: анализ статей № 1,17,31,32,39 СК РФ.

Домашнее задание: Как вы себе представляете, каким должен быть семейный кодекс? Разработать несколько статей кодекса о правах женщин и мужчин. Нужен ли нам закон о равных правах и равных возможностях? 

Тема 5. Феминизм (1 ч).

Цель: сформировать представление о таком явлении как феминизм и его разновидностях  суфражизме и милитантстве.

Содержательные линии: Что такое феминизм? Предпосылки возникновения феминистических идей. Рождение феминизма и феминистского движения. Суфражизм  движение за политическое равноправие. Милитантство.

Организация познавательной деятельности учащихся: составление таблицы «Самые известные феминистки и их идеи».

Домашнее задание: написать эссе по теме «Феминизм  нужное явление для общества?».

Тема 6. Промежуточный контроль по теме «Гендерное равенство» (1 ч).

Цель: провести диагностику усвоенных знаний.

Содержательные линии: приложение №1.

Тема 7. Гендерные стереотипы и привилегии (1 ч).

Цель: показать существование гендерных стереотипов.

Содержательные линии: Что такое стереотипы? Что такое привилегии? Преимущественно женские и мужские виды деятельности. Наиболее типичное поведение мужчин и женщин для общества.

Организация познавательной деятельности учащихся: выполение упражнения «Цена стереотипа» (приложение №2).  

Домашнее задание: найти, используя книжную литературу и интернет, примеры гендерных стереотипов и записать их (не менее 3).

Тема 8. Экономическое положение женщин и мужчин (1 ч).

Цель: осветить экономическую составляющую полов.

Содержательные линии: Женские и мужские профессии. Размер заработной платы зависит от пола? Экономическое положение в обществе.

Организация познавательной деятельности учащихся: «Доступ к ресурсам  равный ли он?». Работа в группах  поиск ответа на вопрос, используя аргументы.

Домашнее задание: написать эссе на тему «Равны ли мужчины и женщины в экономическом вопросе», опираясь на материал урока.

Тема 9. Социальное положение женщин и мужчин (1 ч).

Цель: сформировать представление о положении в обществе мужчин и женщин.

Содержательные линии: Представление общества о должном поведении. Равны ли мужчина и женщина в глазах общества? Отношение к полам.

Организация познавательной деятельности учащихся: Дидактическая игра по ролям участники разбиваются на пары. Им предлагается выступить в роли школьного психолога и ученика, пришедшего за консультацией. Каждой паре задается ситуация, причем каждая ситуация дается двум парам одновременно и должна быть разыграна одной парой — с пози­ций гендерного, другой — с позиций полоролевого подхода. Пары обсуждают и планируют процесс консультирования с по­зиций указанного подхода. Затем обсужденные ситуации по оче­реди проигрываются парами на группу. В процессе проигрывания ситуаций остальные фиксируют проявления того или иного подхода: какие фразы были употреблены, как строился раз­говор, интонации консультанта, реакции консультируемого и ре­зультат консультации.

Домашнее задание: найти новости (используя газеты, СМИ), касающиеся вопроса равенства мужчин и женщин.

Тема 10. Политическое положение женщин и мужчин (1 ч).

Цель: познакомить учащихся с Конституциями других стран по теме занятия.

Содержательные линии: Равный ли доступ в политику? От чего он зависит? Может ли женщина управлять государством?

Организация познавательной деятельности учащихся: работа с документами в группах  с Конституцией РФ, Франции, Великобритании, США, Германии, их сравнительный анализ.

Домашнее задание: подготовить минисообщение (2 минуты) о различных политических ситуациях, где заметно гендерное неравенство.

Тема 11. Гендерная культура общества (1 ч).

Цель: сформировать общую картину о гендерной культуре современного общества.

Содержательные линии: Культура межполовых отношений. Отношение общества к полам. Навешивание ярлыков образу мужчин и женщин. Ожидания общества.

Организация познавательной деятельности учащихся: выполнение упражнения «Перевертыши» (приложение №3) и групповое обсуждение.

Домашнее задание: найти в Интернете высказывания различных ученых, мыслителей, великих о равенстве мужчин и женщин.

Тема 12. Содержание половых (гендерных) ролей (1 ч).

Цель: познакомить учащихся с гендерными ролями.

Содержательные линии: Почему женщина оказывается в невыгодном экономическом и политическом положении, выполняя существенную социальную и человеческую роль - рождение детей и их воспитание? Почему воспитание и присмотр за детьми считается в нашей стране, в России, занятием, не достойным для мужчин? Почему традиционная роль женщин по уходу за детьми может либо преувеличиваться, либо не приниматься в расчет в ущерб карьерным возможностям?

Организация познавательной деятельности учащихся: участие в мозговом штурме.

Домашнее задание: записать в тетради гендерные роли, которые вы уже выполняете.

Тема 13. Гендер и социализация (1 ч).

Цель: продемонстрировать влияние воспитания на формирование гендерных ролей.

Содержательные линии: Воспитание в раннем детстве. Влияние семьи, школы, окружения на гендерное воспитание. Воздействие массовой культуры. Формирование гендерной идентичности.

Организация познавательной деятельности учащихся: составляют схему в тетради «Что влияет на социализацию?».

Домашнее задание: написать эссе на тему «Что я ду­маю о женском и мужском воспитании».

Тема 14. Гендерные конфликты (1 ч).

Цель: осветить основные причины конфликтов между мужчинами и женщинами.

Содержательные линии: Столкновение интересов, ценностей, идей, взглядов, убеждений. Места проявления конфликтов.

Организация познавательной деятельности учащихся: обсуждение вопросов в группах  что вы видите негативного и позитивного в действии гендерных стереотипов? Необходимо ли следовать гендерным стереотипам в жизни, соот­ветствовать предъявляемым ими требованиям?

Домашнее задание: первый вариант  найти рекламу, журнал, фрагмент фильма, СМИ, где показаны образы мужчин и женщин; второй вариант  проанализировать содержание объявлений из рубрик «Ищу работу», «Знакомства» в газетах рекламно-информационного характера.

Тема 15. Гендерные отношения в современном обществе (1 ч).

Цель: представить отношения полов в действительности.

Содержательные линии: Численность мужчин и женщин. Уровень образования. Законодательное закрепление равенства  необходимо ли? Трудовая деятельность. Семейные отношения.

Организация познавательной деятельности учащихся: дискуссия «Зачем гендерное равенство нужно мужчинам и женщинам?»

Домашнее задание: заполнить анкету половых ролей С. Бем. Определить свой полоролевой тип. Подготовиться к защите проектов.

Тема 16-17. Защита проектов (2 ч).

Организация познавательной деятельности учащихся: презентация проектов по парам на 5-7 минут.

Литература для учителя:

  1.  Берн Ш. Гендерная психология.  М., 2001.

  2.  Вовченко О. М. Общественное равенство женщин.  М., 2005.

  3. Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры: Взгляд из России.  М., 1996.

  4. Коллинз Р. Введение в неочевидную социологию // Антология гендерной теории.  Минск,2000.

  5. Синельников А. Поощрение инаказание: Мужчина и патриархат­ная власть // Преображение. 1997.  № 5.

  6. Ушакин С. Пол как идеологический продукт: О некоторых направлениях в российском феминизме // Преображение.  1998.  № 6.

  7. Щепаньская Т. Телесные табу и культурная изоляция // Феми­нистская теория и практика: Восток-Запад.  СПб.  2006.

Литература для учащихся:

  1. Успенская В.И. «Феминизм и гендерные исследования» // Тверь.  1998.  №6.

  2. Воронина О. А. Введение в гендерные исследования // Материалы Первой Российской летней школы по гендерным исследова­ниям «Валдай-95».  1996.  № 1.

  3. Здравомыслова О. А. Современный мужчина//Женщина плюс.  1996.  №3.

  4. Симонов В. П. Учет гендерных различий в образовательном процессе // Педагогика. – 2005. – № 4.

  5. Завадская Л.Н. Гендерная экспертиза российского законодательства.  Москва. 
    Издательство БЕК.  2001.

Разработанный элективный курс полностью отражает и освещает завяленную тему «Гендерный аспект в праве». Понятие гендер рассматривается в ретроспективе, курс построен в хронолгическопроблемном подходе. По изучению этого курса учащиеся от понятия гендер приходят к его освещению в современном обществе. Курс реализует все 3 группы результатов, завяленных в пояснительной записке.












Приложение №1

Тестовые задания

1. Специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин – это:

а) половая идентичность;

б) гендер;

в) половая дифференциация.

2. Набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин – это:

а) половая (гендерная роль);

б) гендерная установка;

в) психологический пол.

3. Совокупность генетических, морфологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол – это:

а) половая типизация;

б) половая дифференциация;

в) половая идентификация.

 4.В какие годы в России школьное обучение было раздельным для мальчиков и девочек?

а) 20–30 г. XX века;

б) 40–50 г. XX века;

в) 60–70 г. XX века.

5.Когнитивный компонент полоролевого воспитания – это:

а) формирование представлений о содержании половой роли, качествах мужественности, женственности;

б) формирование гендерных ценностей;

в) формирование гендерной толерантности.

6. Личностное качество, проявляющееся в принимающем, заинтересованном, гуманном, терпимом отношении к представителям своего и противоположного пола – это:

а) гендерная толерантность;

б) гендерное равенство;

в) гендерная коммуникативность.

Ответьте на вопросы

7. Какова основная идея Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин («Женской Конвенции»)? Основная идея Конвенции заключается в том, что она подтверждает принцип недопущения дискриминации и провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого-либо различия, в том числе различия в отношении пола.

8. Какое отношение имеет Россия к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, к Платформе Действий и к Декларации Пекинской Конференции, документам Нью-Йоркской Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам женщин? (нужное подчеркнуть)

Россия подписала документы; Россия НЕ подписала документы; НЕ знаю.

9. Есть ли статья в Конституции РФ, (если есть, то какая), которая гарантирует равенство прав и возможностей для женщин и мужчин в стране? (нужное подчеркнуть)

ДА; НЕТ; Статья № 6, 19, 32, 38.

10. Как Вы понимаете гендерное равенство? Гендерное равенство это обладание женщинами и мужчинами равным статусом и равными

условиями для реализации своих прав.

11. Считаете ли Вы мажоритарную или пропорциональную избирательную систему БОЛЕЕ благоприятной для женского представительства в законодательных органах страны? (нужное подчеркнуть)

мажоритарную; пропорциональную; НЕ знаю.





Приложение №2

  1. Составить типологию женских образов в произведениях определенного жанра. Например, образы женщин в сказках (премудрая, прекрасная, коварная и др.), в мифах (мать, любовница, воительница и др.).

  2. Проанализируем стереотип «Мужчина  добытчик, а женщина  хра­нительница очага». Высказываемые походу обсуждения идеи зано­сятся в таблицу на доске и в тетради:

Для мужчины

Для женщины

Выгоды

Потери

Выгоды

Потери

Приложение №3

Ученики устно перечисляют «типичномужские» и «типичноженские» каче­ства, которые учитель записывает на доске в две колонки. Педагог обращает внимание класса на то, что это зна­ние взято из их опыта. Затем обсуждается, какие из перечисленных качеств всегда принадлежат только девочкам и женщинам, а какие  мальчикам и мужчинам. После, преподаватель просит всех подумать: встречались ли в жизни женщины / мужчины с противоположны­ми качествами (добрая злая, умный  глупый, сильный  сла­бый)? Может ли этим же качеством обладать человек другого пола (жен­щина может быть мужественной? Мужчина может быть нежным и заботливым?).








1 Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российский Федерации на период до 2020 года от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 28.09.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/404acceb6b806af7e46939aa23904acdec1df1f5/ (дата обращения: 27.10.18).

2 Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования от 18.07.2002 № 2783 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901837067 (дата обращения: 27.10.18).

3 Коновалова Е.И. Элективный курс как фактор реализации индивидуальной образовательной траектории школьников. 2013/ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА №15. С. 131.

4 Дмитриенко М.В. Элективные курсы: формирование профессиональных интересов и намерений старшеклассников. 2015/ Профессиональное образование и рынок труда, выпуск №12 ) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/elektivnye-kursy-formirovanie-professionalnyh-interesov-i-namereniy-starsheklassnikov (дата обращения: 27.10.18).

5 Элективные курсы в профильном обучении / НФПК, общ.ред. А.Г. Каспаржак. М., 2004. С. 143.

6 Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. М., 2003. С. 9295.

7 Подходова Н.С. Проблемы реализации профильного обучения и особенности отбора элективных курсов. М., 2014. С. 46-47.

8 Подгорнова А. А. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки школьников. М., 2008. С. 36-38 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektivnye-kursy-v-sisteme-predprofilnoy-podgotovki-shkolnikov (дата обращения: 27.10.18).

9 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 № 11-ФКЗ (в ред. от 21.07.14). ст.21 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 9.11.18).

10 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. ст.5 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/e185d59b595b6bf58b8716c9d5129a3dd5b7630a/ (дата обращения: 9.11.18).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!