СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Секреты орфографии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Секреты орфографии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ново-Александровская основная общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНО

На заседании педсовета

Протокол №__________

От «____» ____________ 20___г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________Малыгина Н.М.

От «____» _____________ 20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Ново-Александровская ООШ»

__________ Григоренко И.В.

Приказ №_______

От «____» ___________ 20___г.




ПРОГРАММА


Элективного курса по русскому языку



СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ


Учебный курс подготовки для учащихся

9-х классов


(17 часов)






Учитель: Николаева

Светлана Алексеевна






Ново-Александрово 2017/2018 учебный год Аннотация.



Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Секреты орфографии» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.

Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, независимо от того, какой профиль образования будет ими выбран в 10-11 классах.

Элективный курс «Секреты орфографии» поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.

На занятиях проводится систематизация орфографических знаний учащихся. Многие правила даются в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем.

Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку в форме изложения с творческим заданием или в формате ГИА.












Пояснительная записка



Элективный курс «Секреты орфографии», предназначенный для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах. Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.

Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-9 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Учащимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.

Элективный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка. С этой целью предлагается использовать этимологический словарь, привлечь материал из научно-популярных книг и пособий Л.В. Успенского, М.В. Па-нова, Б.Н. Тимофеева, Л.А. Ахременковой, С.Ю. Михайловой, М.В. Федоровой (см. раздел «Литература»).



Предметным результатом могут быть:


  1. орфографический диктант;

  2. тест по орфографии;

  3. работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);

  4. реферат «Почему так пишутся?» с привлечением материалов научно-популярной лингвистической литературы и этимологического словаря.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.

Тема 2. Орфограммы в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.


Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.


Тема 4. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.


Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё

после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.


Тема 6. Н и НН в разных частях речи.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).


Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.


Тема 8. Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.


Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.


В конце занятий проводится практикум-зачет в форме орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.


Учебно-тематический план

программы элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов «Секреты орфографии».





Содержание разделов и тем

Количество

часов

Виды деятельности

учащихся

1.

Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.


1

Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа.


2.

Орфограммы в корне слова.


1

Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя».


3.

Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.


2

Анализ правописания данных слов; орфографический разбор.


4.

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.


1

Выборочное письмо; подбор примеров на данное правило.


5.

Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.


2

Выборочный диктант; орфографический разбор.

6.

Н и НН в разных частях речи.


2

Подбор примеров на данное правило.


7.

Правописание НЕ с разными частями речи.


2

Диктант «Проверяю себя»; анализ правописания данных слов.


8.

Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.


2

Объяснительный словарный диктант; классификационно-обобщающая работа.


9.

Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.


3

Орфографический анализ

текста.

10.

Зачетная работа.


1

Орфографический диктант, тест или исправление орфографических ошибок в данном тексте.



Итого:


17




ЛИТЕРАТУРА


  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.


  1. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –

СПб, 2000.

  1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 1987.


4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.


5. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа

спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский

язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.

6. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,

2004.


  1. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.


8. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся

7-8 классов. – М., 1984.


9. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.


  1. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.


11. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.


  1. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.


13. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.


  1. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.


15. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии

и пунктуации. – СПб, 2003.


16. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из

опыта работы. – М., 1982.


17. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие

для учителя. – М., 1971.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!