Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ново-Александровская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО На заседании педсовета Протокол №__________ От «____» ____________ 20___г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Малыгина Н.М. От «____» _____________ 20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Ново-Александровская ООШ» __________ Григоренко И.В. Приказ №_______ От «____» ___________ 20___г. |
ПРОГРАММА
Элективного курса по русскому языку
СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ
Учебный курс подготовки для учащихся
9-х классов
(17 часов)
Учитель: Николаева
Светлана Алексеевна
Ново-Александрово 2017/2018 учебный год Аннотация.
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Секреты орфографии» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.
Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, независимо от того, какой профиль образования будет ими выбран в 10-11 классах.
Элективный курс «Секреты орфографии» поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.
На занятиях проводится систематизация орфографических знаний учащихся. Многие правила даются в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем.
Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку в форме изложения с творческим заданием или в формате ГИА.
Пояснительная записка
Элективный курс «Секреты орфографии», предназначенный для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах. Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.
Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-9 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Учащимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.
Элективный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка. С этой целью предлагается использовать этимологический словарь, привлечь материал из научно-популярных книг и пособий Л.В. Успенского, М.В. Па-нова, Б.Н. Тимофеева, Л.А. Ахременковой, С.Ю. Михайловой, М.В. Федоровой (см. раздел «Литература»).
Предметным результатом могут быть:
орфографический диктант;
тест по орфографии;
работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);
реферат «Почему так пишутся?» с привлечением материалов научно-популярной лингвистической литературы и этимологического словаря.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.
Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.
Тема 2. Орфограммы в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.
Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.
Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.
Тема 4. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.
Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё
после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.
Тема 6. Н и НН в разных частях речи.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).
Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.
Тема 8. Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.
Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.
Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.
В конце занятий проводится практикум-зачет в форме орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.
Учебно-тематический план
программы элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов «Секреты орфографии».
№ | Содержание разделов и тем | Количество часов | Виды деятельности учащихся |
1. | Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять. | 1 | Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа. |
2. | Орфограммы в корне слова. | 1 | Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя». |
3. | Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня. | 2 | Анализ правописания данных слов; орфографический разбор. |
4. | Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. | 1 | Выборочное письмо; подбор примеров на данное правило. |
5. | Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова. | 2 | Выборочный диктант; орфографический разбор. |
6. | Н и НН в разных частях речи. | 2 | Подбор примеров на данное правило. |
7. | Правописание НЕ с разными частями речи. | 2 | Диктант «Проверяю себя»; анализ правописания данных слов. |
8. | Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи. | 2 | Объяснительный словарный диктант; классификационно-обобщающая работа. |
9. | Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи. | 3 | Орфографический анализ текста. |
10. | Зачетная работа. | 1 | Орфографический диктант, тест или исправление орфографических ошибок в данном тексте. |
| Итого: | 17 | |
ЛИТЕРАТУРА
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
СПб, 2000.
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 1987.
4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
5. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа
спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский
язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
6. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,
2004.
Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
8. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся
7-8 классов. – М., 1984.
9. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
11. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
13. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
15. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии
и пунктуации. – СПб, 2003.
16. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из
опыта работы. – М., 1982.
17. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие
для учителя. – М., 1971.