СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электролитическая диссоциация. 8 класс. 20.02.2020год

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах

ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ

Растворы всех веществ можно разделить на две группы: проводят электрический ток или проводниками не являются.

С особенностями растворения веществ можно познакомиться экспериментально, исследуя электропроводность растворов этих веществ с помощью прибора, изображённого на рисунке

 

Пронаблюдайте  за следующим экспериментом «Изучение электрической проводимости веществ».

Для  объяснения  особенностей  водных  растворов  электролитов шведским ученым С. Аррениусом в 1887 г. была предложена теория электролитической диссоциации. В дальнейшем она была развита многими учеными на основе учения о строении атомов и химической связи. Современное содержание  этой  теории  можно свести к  следующим трем  положениям:

1. Электролиты при растворении в воде или расплавлении  распадаются (диссоциируют) на ионы – положительно (катионы) и отрицательно (анионы) заряженные  частицы.

Ионы  находятся  в  более  устойчивых  электронных  состояниях, чем атомы. Они могут состоять из одного атома - это простые ионы (Na+Mg2+, Аl3+ и т.д.) - или из нескольких атомов - это сложные ионы (NО3-SO2-4, РОЗ-и т.д.).

2.  В растворах и расплавах электролиты проводят электрический ток.

Под действием  электрического  тока ионы  приобретают  направленное движение: положительно заряженные ионы  движутся  к катоду, отрицатель­но  заряженные - к аноду. Поэтому  первые  называются  катионами, вторые  - анионами. Направленное  движение  ионов  происходит  в  результате  притяжения  их  противоположно заряженными электродами.

ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ РАСПЛАВОВ

ИСПЫТАНИЕ ВЕЩЕСТВ НА ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ

 

ВЕЩЕСТВА

ЭЛЕКТРОЛИТЫ

НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ

Электролиты – это вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток

Неэлектролиты – это вещества, водные растворы или расплавы которых  не проводят электрический ток

Вещества с ионной химической связью или ковалентной сильнополярной химической связью – кислоты, соли, основания

Вещества с ковалентной неполярной химической связью или ковалентной слабополярной  химической связью

В растворах и расплавах образуются ионы

В растворах и расплавах не образуются ионы

 ПАМЯТКА

ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ

ТЕПЛОВЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ РАСТВОРЕНИИ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ

3.  Диссоциация  - обратимый процесс: параллельно с распадом молекул на ионы (диссоциация) протекает процесс соединения ионов (ассоциация).

Поэтому в уравнениях электролитической диссоциации  вместо знака равенства ставят  знак обратимости. Например, уравнение диссоциации молекулы электролита Кна катион К+ и анион А- в общем виде записывается так:

КА ↔  K+ + A-

Интерактивное объяснение материала по теме

Рассмотрим процесс растворения электролитов в воде

В целом молекула воды не заряжена. Но внутри молекулы Н2О атомы водорода и кислорода располагаются так, что положительные и отрицательные заряды находятся в противоположных концах молекулы (рис. 1). Поэтому молекула воды представляет собой диполь.

 

Рис. 1. Молекула воды полярна и представляет собой диполь

Растворение в воде веществ с ионной химической связью                        

(на примере хлорида натрия – поваренной соли)

Механизм электролитической диссоциации NaCl при растворении поваренной соли в воде (рис. 2) состоит в последовательном отщеплении ионов натрия и хлора полярными молекулами воды. Вслед за переходом ионов Na и Сl–  из кристалла в раствор происходит образование гидратов этих ионов.

 

 

Рис. 2. Механизм растворения хлорида натрия в воде: а – ориентация молекул воды на поверхности кристалла NaCl  и отрыв иона Na+;             б – гидратация (окружение молекулами воды) ионов Na+ и  Сl

Растворение в воде веществ с ковалентной сильнополярной  химической связью  

(на примере соляной кислоты)

При растворении в воде соляной кислоты (в молекулах HCl cвязь между атомами ковалентная сильнополярная) происходит изменение характера химической связи. Под влиянием полярных молекул воды ковалентная полярная связь превращается в ионную. Образовавшиеся ионы остаются связанными с молекулами воды – гидратированными. Если растворитель неводный, то ионы называют сольватированными (рис.3).

 

Рис. 3. Диссоциация молекул HCl на ионы в водном растворе

Основные положения:

Электролитическая диссоциация – это процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении.

Электролиты – это вещества, которые при растворении в воде или в расплавленном состоянии распадаются на ионы.

Ионы – это атомы или группы атомов, обладающие положительным (катионы) или отрицательным (анионы) зарядом.

 Ионы отличаются от атомов как по строению, так и по свойствам

Пример 1. Сравним свойства молекулярного водорода (состоит из двух нейтральных атомов водорода) со свойствами иона.

Атом водорода

Ион водорода

 

+1Н0 1s1

 

 

+1Н+ 1s0

Посмотрите опыт.

Пример 2.  Сравним свойства атомарного и молекулярного хлора со свойствами иона.

Атом хлора

Ион хлора

 +17Cl0 1s22s22p63s23p5

+17Cl- 1s22s22p63s23p6

Атомы хлора имеют незавершённый внешний уровень, поэтому они химически очень активны, принимают электроны и восстанавливаются.

Именно поэтому газообразный хлор ядовит, при вдыхании его наступает отравление организма.

Ионы хлора имеют завершённый внешний уровень, поэтому они химически неактивны, находятся в устойчивом электронном состоянии.

Ионы хлора входят в состав поваренной соли, употребление в пищу которой не вызывает отравления организма.

Запомните!

1.     Ионы отличаются от атомов и молекул по строению и свойствам;

2.     Общий и характерный признак ионов – наличие электрических зарядов;

3.   Растворы и расплавы электролитов проводят электрический ток из-за наличия в них ионов.

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=Z4wfRMUBRH4

Просмотр содержимого документа
«Электролитическая диссоциация. 8 класс. 20.02.2020год»

Мы здоровы и полны энергии.  У нас всё в жизни хорошо.  Мы молоды, мы счастливы, мы талантливы.   1

Мы здоровы и полны энергии. У нас всё в жизни хорошо. Мы молоды, мы счастливы, мы талантливы.

1

Электролитическая диссоциация 2

Электролитическая диссоциация

2

План работы: Исследование свойств различных веществ на электропроводность Классификация веществ по электропроводности Механизм диссоциации электролитов в растворе Степень электролитической диссоциации. Слабые и сильные электролиты. 3

План работы:

  • Исследование свойств различных веществ на электропроводность
  • Классификация веществ по электропроводности
  • Механизм диссоциации электролитов в растворе
  • Степень электролитической диссоциации. Слабые и сильные электролиты.

3

Помни, каждый ученик,  Знай, любая кроха:  Безопасность — хорошо,  А халатность — плохо !

Помни, каждый ученик, Знай, любая кроха: Безопасность — хорошо, А халатность — плохо !

При работе с веществами не берите их … И не пробуйте на … , реактивы не арбуз: Слезет кожа с языка и отвалится рука

При работе с веществами не берите их …

И не пробуйте на … , реактивы не арбуз:

Слезет кожа с языка и отвалится рука

Чтобы опыт получился, Пользуйся посудой …!

Чтобы опыт получился,

Пользуйся посудой …!

Меры предосторожности Чай и вкусный бутерброд Очень просятся в твой ... Не обманывай себя – Есть и … у нас нельзя! Это, друг, химкабинет, для еды условий нет.

Меры предосторожности

Чай и вкусный бутерброд

Очень просятся в твой ...

Не обманывай себя –

Есть и … у нас нельзя!

Это, друг, химкабинет,

для еды условий нет.

Вещества Неэлектролиты – вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. Электролиты – вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток   Все кристаллические вещества, оксиды, газы Растворы кислот, щелочей, солей и их расплавы

Вещества

Неэлектролиты – вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток.

Электролиты – вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток

Все кристаллические вещества, оксиды, газы

Растворы кислот, щелочей, солей и их расплавы

Электролитическая диссоциация Процесс растворения или плавления электролитов сопровождается образованием заряженных частиц , способных проводить электрический ток 1887г. Сванте Аррениус (1859-1927)

Электролитическая диссоциация

Процесс растворения или плавления электролитов сопровождается образованием заряженных частиц , способных проводить электрический ток

1887г.

Сванте Аррениус (1859-1927)

Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией.   В. А. Кистяковский (1865-1952) И. А. Каблуков (1857-1942)

Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией.

В. А. Кистяковский (1865-1952)

И. А. Каблуков (1857-1942)

Строение молекулы воды  Вода является полярной молекулой в виде диполи

Строение молекулы воды

Вода является полярной молекулой в виде диполи

Механизм электролитической диссоциации: Ориентация молекул – диполей воды около ионов; Гидратация (взаимодействие) молекул воды с противоположно заряженными ионами поверхностного слоя кристалла; Диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы

Механизм электролитической диссоциации:

  • Ориентация молекул – диполей воды около ионов;
  • Гидратация (взаимодействие) молекул воды с противоположно заряженными ионами поверхностного слоя кристалла;
  • Диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы
+ - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - H + Cl - + - H + Cl - + - Cl - H + Уравнение реакции: Na Cl = Na + + Cl - Na Cl – молекула хлорида натрия Na + - кат ион натрия Cl - - анион хлора

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

H + Cl -

+ -

H +

Cl -

+ -

Cl -

H +

Уравнение реакции:

Na Cl = Na + + Cl -

Na Cl – молекула хлорида натрия

Na + - кат ион натрия

Cl - - анион хлора

  ά – степень диссоциации N д - число частиц, распавшихся на ионы N р - общее число растворенных частиц  Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы ( N д ),  к общему числу растворенных частиц ( N р )    N д   ά =   N р

ά – степень диссоциации

N д - число частиц, распавшихся на ионы

N р - общее число растворенных частиц

Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы ( N д ), к общему числу растворенных частиц ( N р )

N д

ά =

N р

Степень диссоциации выражают в долях или процентах. При   ά = 0 диссоциация отсутствует  При  ά = 1  или 100% электролит полностью распадается на ионы По степени электролитической диссоциации электролиты делят на:  сильные  слабые

Степень диссоциации выражают в долях или процентах.

  • При ά = 0 диссоциация отсутствует
  • При ά = 1 или 100% электролит полностью распадается на ионы

По степени электролитической диссоциации электролиты делят на:

  • сильные
  • слабые
Электролиты Слабые слабые кислоты H 2 S, H 2 CO 3 , HNO 2 водный раствор аммиака NH 3 *H 2 O органические вещества Сильные все растворимые соли; сильные кислоты H 2 SO 4 , HCl, HNO 3 все щелочи NaOH, KOH

Электролиты

Слабые

  • слабые кислоты

H 2 S, H 2 CO 3 , HNO 2

  • водный раствор аммиака NH 3 *H 2 O
  • органические вещества

Сильные

  • все растворимые соли;
  • сильные кислоты

H 2 SO 4 , HCl, HNO 3

  • все щелочи

NaOH, KOH

Степень диссоциации зависит от: Природы вещества Концентрации раствора Температуры

Степень диссоциации зависит от:

  • Природы вещества
  • Концентрации раствора
  • Температуры
Тренажер для глаз Базарнова В. Ф.

Тренажер для глаз Базарнова В. Ф.

Кроссворд электролитическая диссоциация

Кроссворд электролитическая диссоциация

 Критерии оценивания 1 ошибка - оценка «5» 2 ошибки – оценка «4» 3-4 ошибки – следует хорошо позаниматься

Критерии оценивания

  • 1 ошибка - оценка «5»
  • 2 ошибки – оценка «4»
  • 3-4 ошибки – следует хорошо позаниматься
Рефлексия  сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Рефлексия

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
Ты – молодчина! И в это поверь. Открыта тобой в мир химии дверь. Надеемся все мы, что лет через пять, Прекрасным ученым сможешь ты стать.

Ты – молодчина! И в это поверь.

Открыта тобой в мир химии дверь.

Надеемся все мы, что лет через пять,

Прекрасным ученым сможешь ты стать.

Домашнее задание: § 36, упр. 1-5 стр. 222 Используя дополнительные источники информации найти материал о применении электролитов практике

Домашнее задание:

  • § 36, упр. 1-5 стр. 222
  • Используя дополнительные источники информации найти материал о применении электролитов практике
Желаю удачи и успехов в учебе!!!

Желаю удачи и успехов

в учебе!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!