СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электив 10 класс "Русское слово как предмет языкознания", групповые занятия 5-6 класс "Основы русской словесности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электив 10 класс "Русское слово как предмет языкознания", групповые занятия 5-6 классы "Основы русской словесности" 

Просмотр содержимого документа
«Электив 10 класс "Русское слово как предмет языкознания", групповые занятия 5-6 класс "Основы русской словесности"»



ЭЛЕКТИВНЫЙ ПРЕДМЕТ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 КЛАСС

«РУССКОЕ СЛОВО КАК ПРЕДМЕТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ» (34часа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Наш язык – это язык слов. Посредством слов человеческое мышление связывается с объективной реальностью, потому что именно слово обозначает предмет реальности и выражает понятие про него. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов, поэтому основным направлением деятельности словесника является обогащение языка учащегося такими словами, обращениями, фразами, которые являются необходимыми в повседневной жизни.

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 10 класса. Курс направлен на учеников, которые интересуются русским языком и желают изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, развиваются навыки использования лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, даются практические задания в виде упражнений, тестов, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений, а также приобрести определённые практические навыки для сдачи ЕГЭ. Курс рассчитан на 34 часа.

ЦЕЛЬ КУРСА –РАСШИРИТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЕ УЧАЩИХСЯ, ФОРМИРОВАТЬ У НИХ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС, ПОВЫСИТЬ КУЛЬТУРУ РЕЧИ.

ЗАДАЧИ КУРСА:

1.Систематизировать знания учащихся о словарном составе языка;

2. углубить и расширить знания по лексике и фразеологии;

3. развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры;

4. развить умение пользоваться справочной литературой;

5 повысить интерес школьников к гуманитарному образованию и занятиями лингвистикой как наукой.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам приобрести ключевые языковые компетенции.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


ТЕМА 1. Лексика и стилистика. Словарное и фразеологическое богатство русского языка. Системность языка. Взаимообусловленность его единиц. 2 часа.

ТЕМА 2. Слово как единица языка. Значения слова. Лексическая сочетаемость, точность употребления слова, многозначность слова, прямое и переносное значение слов. 3 часа.

ТЕМА 3. Омонимы, их виды и употребление. 2 часа.

ТЕМА 4. Синонимы, использование в речи. 2 часа.

ТЕМА 5. Антонимы. Стилистические фигуры, основанные на антонимии. Паронимы, их роль в языке. 3 часа.

ТЕМА 6. Русская лексика по происхождению. Происхождение и использование слов современного русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. 2 часа.

ТЕМА 7. Лексика русского языка согласно сфере употребления. Использование диалектных и профессиональных слов художественной литературе. 2 часа.

ТЕМА 8. Активная и пассивная лексика русского языка. Использование устаревших слов в художественных произведениях. 2 часа

ТЕМА 9. Система стилей русского языка. Стилистические разряды лексики. Слова книжные и разговорные. 3 часа.

ТЕМА 10. Фразеология как раздел языковедения. Фразеологизмы и их особенности. 1час.

ТЕМА 11. Системность фразеологизма русского языка. 2 часа.

ТЕМА 12. Использование фразеологизмов в речи и их роль. 1 час.

ТЕМА 13. Происхождение фразеологизмов русского языка. Формирование фразеологического состава языка. Фразеологические словари. 3 часа.

ТЕМА 14 .Пословицы, поговорки, крылатые слова. Афоризмы, перифразы.2 часа.

ТЕМА 15. Лексикография. Словари русского языка. 3 часа.

ИЕМА 16. Итоговая конференция (обобщение и систематизация изученного) 1 час.


ФОРМЫ РАБОТЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

Тренировочные упражнения, тесты, работа со словарями, анализ художественных текстов, знакомство с многоплановостью существования слова (синонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, истинно русские и заимствованные слова, общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления), исследовательская деятельность учащихся (написание докладов, рефератов, творческих работ), творческие задания, рецензии устных и письменных работ одноклассников, обсуждения в группе, самостоятельная работа со словарями, работа с каталогами.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Курс будет помогать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу новой информации, направлять на поиск информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством русского языка, осознанно относиться к слову, понимать его возможности, повышать культуру.

В ходе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

1. знать основы науки о языке;

2. знать основные лингвистические термины;

3 уметь работать со словарями;

4. уметь систематизировать полученные знания;

5 уметь применять на практике теоретические знания;

6 воспринимать и характеризовать слово как средство образности;

7 различать приёмы эмоционального воздействия на читателя;

8. характеризовать творческую манеру и стиль различных художников слова.


Оценка знаний, умений, навыков

Оцениваться учебные достижения учащихся могут как накопительной оценкой (учитываются количество и качество выполненной учащимся работы), так и рейтинговой оценкой ( учитываются сложность и уровень выполненной работы).

Возможные формы презентации индивидуальных образовательных достижений:

Доклад, рецензия, реферат, компьютерная презентация, сценарий театрального вечера.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Виды деятельности, образовательный продукт

Дата

1

Лексика и стилистика. Словарное и фразеологическое богатство русского языка. Взаимообусловленность его единиц.

2

Беседа

Знакомство со словарями. Работа с текстом «Волшебный великан» . Сообщения учащихся.


2

Слово как единица языка. Значение слова. Лексическая сочетаемость, точность употребления слова, многозначность, прямое и переносное значение. Использование многозначных слов в худ. произведениях

3

Лекция. Беседа. Выполнение практических заданий.

Составление плана, работа с толковыми словарями и текстами худ. произведений.


3

Омонимы, их виды и употребление.

2

Беседа

Сообщения учащихся, выполнение практических упражнений, анализ текстов.


4

Синонимы, использование их в речи.

2

Беседа

Сообщения, выполнение практических упражнений, анализ текстов.


5

Антонимы. Стилистические фигуры, основанные на антонимии. Паронимы, их роль в языке.

3

Доклады, работа со словарями,

Тренировочные упражнения, практическая работа.


6

Русская лексика по происхождению, происхождение и использование слов современного русского языка. Исконно русские и заимствованные слова.

2

Беседа

Составление таблицы, работа в парах, тренировочные упражнения.


7

Лексика русского языка согласно сфере употребления. Использование диалектных и профессиональных слов в худ. лит-ре.

2

Доклады учащихся.

Составление таблицы, исследовательская деятельность учащихся, анализ текстов, работа со словарём.


8

Активная и пассивная лексика русского языка. Использование устаревших слов в худ. произведениях.

2

Доклады учащихся. Беседа.

Практическая работа с текстами, работа со словарями.


9

Система стилей русского языка.

3

Лекция, доклады.

Составление таблицы, исследовательская работа с текстами разных стилей, составление текстов разных стилей, тестовая работа.


10

Фразеология как раздел языковедения. Фразеологизмы и их особенности.

1

Беседа

Работа с текстами, выполнение практических заданий, работа со словарями.


11

Системность фразеологизма русского языка.

2

Практикум

Доклады, исследовательская работа, сопоставление слов и фразеологизмов, близких по значению.


12

Использование фразеологизмов в речи.

1

Лекция учителя

Составление тезисов, выполнение практических заданий, сочинение-миниатюра.


13

Происхождение фразеологизмов русского языка, формирование фразеологического состава. Фразеологические словари.

3

Лекция.

Работа со словарями, анализ текста, тестовая работа.


14

Пословицы, поговорки, крылатые выражения, афоризмы. Перифразы.

2

Сообщения, беседа.

Работа со словарями и текстами.


15-16

Лексикография. Словари русского языка. Итоговая конференция

4

Лекция. Защита проектов.

Сообщения, практикум, доклады, рефераты, творческие работы.










ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (5 КЛАСС) 34 часа



ОСНОВЫ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления новых учебных предметов: словесности, стилистики, риторики. Разными путями все они ведут к одной цели: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. В ряду этих предметов словесность занимает особое место и решает собственные задачи.

Словесность, в широком смысле слова, - это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно. В узком смысле слова, собственно словесностью, называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателем. Словесностью называются и все науки о языке и литературе.

Словесность – важнейшее проявление духовной жизни народа. Благодаря словесности личность сознаёт свою включённость в общество, нацию, историю, познаёт мир и самое себя, осваивает культуру и развивает способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми.

Рассмотрение языка как материала СЛОВЕСНОСТИ и произведения как явления искусства слова – и есть специфический предмет изучения на занятиях словесности.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ:

1 Рассмотреть богатейшие фонетические, лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические ресурсы языка,

2. познакомиться с различными формами словесного выражения содержания, специальными изобразительными средствами языка – всем тем, что позволяет языку служить материалом словесности,

3. рассмотреть произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.

4. выработать умения самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.

ЗАДАЧИ:

1.Изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.

2. воспринимать произведение как целостное явление искусства слова:

3. учиться творческому употреблению родного языка;

4. последовательное освоение материала в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития.

Для учащихся 5-6 класса выделяется первый концентр – начальный этап, первоначальные сведения о словесности.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ» 5 КЛАСС


1ТЕМА «Что такое слово» - 1 час

2 ТЕМА «Что такое словесность» -1 час

3 ТЕМА «Богатство лексики русского языка» - 5 часов

4 ТЕМА «Прямое и переносное значения слова» - 2часа

5 ТЕМА «Текст»- 5 часов

6 ТЕМА «Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения» -5 часов

7 ТЕМА «Устная народная словесность» - 3 часа

8 ТЕМА «Литературное эпическое произведение » - 4 часа

9 ТЕМА «Литературное лирическое произведение» -4 часа

10 ТЕМА «Литературное драматическое произведение» -4 часа.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Кол-во часов

Тема занятий

Дата

1

1

Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание.


2

1

Что такое словесность. Словесность как творчество, как искусство.


3

5

Богатство лексики русского языка:

  1. слова однозначные и многозначные, употребление их в произведениях словесности

  2. слова-термины

  3. омонимы, их отличие от многозначных слов

  4. синонимы, антонимы, их роль

  5. неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы.


4

2

Прямое и переносное значения слов:

1употребление слов в переносном значении

2. эпитет, сравнение, аллегория


5

5

ТЕКСТ

  1. Тема и основная мысль, способы связи предложений в тексте

  2. формы словесного выражения

  3. повествование

  4. описание

  5. рассуждение


6

5

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения

  1. интонация

  2. особенности интонации в стихотворной речи

  3. ритм, рифма

  4. строфа как единица композиции стихотворной речи

  5. практическое занятие: чтение стихов, подбор рифмы


7

3

Устная народная словесность

1.знакомство со сказками, их виды, правдивость сказок

2. небылицы, загадки, пословицы, поговорки. Считалки

3. использование в произведениях устной словесности языковых средств выражения содержания


8

4

Литературное эпическое произведение

  1. литературная сказка

  2. басня, герои, сюжет.

  3. рассказ, повесть

  4. особенности языка эпического произведения


9

4

Литературное лирическое произведение

1.стихи о родине и о природе

2. стихи о животных

3 стихи, рассказывающие о событии

4 значение стихотворной речи в лирическом произведении


10

4

Литературное драматическое произведение.

1.пьеса-сказка

2. особенности языкового содержания

3.использование разговорного языка

4 авторские ремарки.





































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ» 6 КЛАСС (34 часа)



ТЕМА 1 «Употребление языковых средств» - 5 часов

ТЕМА 2 «Средства художественной изобразительности» - 5 часов

ТЕМА 3 «Юмор в произведениях словесности» - 3 часа

ТЕМА 4 «Произведения устной народной словесности» - 3 часа

ТЕМА 5 «Эпическое произведение, его особенности» - 4 часа

ТЕМА 6 «Лирическое произведение, его особенности» - 4 часа

ТЕМА 7 «Драматическое произведение, его особенности»- 4 часа

ТЕМА 8 «Духовная литература, её жанры» - 3 часа

ТЕМА 9 «Взаимовлияние произведений словесности» - 3 часа.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ» 6 КЛАСС (34 часа)


Кол-во часов

Тема занятия

Дата

1

5

Употребление языковых средств.

1.стилистическая окраска слов и предложений

2. стилистические возможности лексики

3-4 общеупотребительные слова, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.

5стилистические возможности разных частей речи


2

5

Средства художественной выразительности

1.метафора

2. олицетворение, метонимия

3 синекдоха

4. Порядок слов в предложении

5 употребление средств выразительности в произведениях словесности


3

3

Юмор в произведениях словесности.

1-2.средства создания юмора: комическая неожиданность, нарушение смысловой сочетаемости, соединение несоединимого

3. значение употребления средств создания юмора


4

3

Произведения устной народной словесности.

1.былина.герои, сюжет

2. легенда

3 предание


5

4

Эпическое произведение, его особенности.

  1. литературный герой

  2. раскрытия характера в сюжете произведения

  3. герой произведения автор

  4. особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении.


6

4

Лирическое произведение, его особенности.

1.ритм и стих как средство выражения мысли и чувства

2 двусложные и трёхсложные размеры стиха

3 рифма, мужские, женские и дактилические рифмы

4 роль аллитерации


7

4

Драматическое произведение, его особенности.

  1. языковые средства изображения характера

  2. роль диалога и монолога

  3. реплика, авторская ремарка, способы повествования и описания

  4. сюжет драматического произведения


8

3

Духовная литература, её жанры.

1Библия

2. жанры библейских книг, своеобразие стиля

3. использование библейских жанров и стиля в русской литературе.


9

3

Взаимовлияние произведений словесности.

1.использование чужого слова в произведении

2. цитата, эпиграф, реминисценция

3. использование сюжетов, героев народной словесности в произведениях русских писателей.



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1Власенков А.И. Русская словесность. Содержание работы по классам:5-8.- М.. 2005

2.Горшков А.И.Русская словесность: От слова к слову. – М., 2005

3.Колесов В.В.Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. -СПб., 2008

4.Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. –М., 2006

5.Пустовойт П.Г. Слово, стиль, образ.-М.,2004

6 Томашевский Б.В.Стилистика в стихосложении. –Л., 2007

7. Новиков Л.А.Художественный текст и его анализ. – М., 2009


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!