Пояснительная записка
В преподавании любой дисциплины нельзя учить всех одному и тому же, в одинаковом объёме и содержании, в первую очередь, в силу разных интересов, а затем и в силу способностей, особенностей восприятия, мировоззрения. Необходимо предоставлять обучаемым возможность выбора дисциплины для более глубокого изучения.
Главная цель предлагаемой программы не подготовка к вступительному экзамену (хотя и это важно), не дать определённый объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач (всех знаний дать невозможно), но научить самостоятельно мыслить,творчески подходить к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала, но даже если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.
В связи с этим и создаётся эта авторская программа элективного курса по математике.
Элективный курс "Элементарная алгебра в ЕГЭ" рассчитан на 34 часа для учащихся 11 классов. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке кразличного рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ. При проверке результатов может быть использован компьютер.
Цели курса:
совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики.
закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний.
Задачи курса:
- углубление системы математических знаний и умений учащихся, достаточных для изучения других дисциплин на более высоком уровне, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку в современном обществе и для продолжения обучения в системе непрерывного образования;
- формирование широких устойчивых представлений об идеях и методах математики и их роли в познании действительности;
- формирование и развитие средствами математики интеллектуальных качеств личности.
Виды деятельности на занятиях:
лекция учителя, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.
Содержание курса
Числовые и буквенные выражения (10 ч)
Делимость целых чисел. Деление с остатком. Решение задач с целочисленными неизвестными.
Многочлены от одной переменной. Делимость многочленов. Деление многочленов с остатком. Рациональные корни многочленов с целыми коэффициентами. Схема Горнера. Теорема Безу. Число корней многочлена. Многочлены от двух переменных. Формулы сокращенного умножения для старших степеней. Многочлены от нескольких переменных, симметрические многочлены.
2. Вычисления и преобразования (4 ч)
Преобразования числовых показательных выражений. Преобразования буквенных показательных выражений. Преобразования числовых логарифмических выражений. Преобразования буквенных логарифмических выражений.
3. Уравнения и неравенства (15 ч)
Уравнения: общие положения, замена неизвестного, приемы решения уравнений. Целые рациональные алгебраические уравнения с одним неизвестным первой и второй степени. Дробно-рациональные уравнения. Решение иррациональных неравенств. Доказательства неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел. Степенные уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства с модулем.Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами.
4. Наибольшее и наименьшее значение функций (3 ч)
Исследование степенных и иррациональных функций. Исследование рациональных функций. Исследование логарифмических функций.
5. Повторение (2 ч)
Учебно-тренировочные тестовые задания.
Календарно-тематический план
№ | Тема раздела/урока | Дата |
1. Числовые и буквенные выражения |
-
| Делимость целых чисел. Деление с остатком. | |
-
| Решение задач с целочисленными неизвестными. | |
-
| Многочлены от одной переменной. Делимость многочленов. | |
-
| Деление многочленов с остатком. | |
-
| Рациональные корни многочленов с целыми коэффициентами. | |
-
| Схема Горнера. | |
-
| Теорема Безу. | |
-
| Число корней многочлена. Многочлены от двух переменных. | |
-
| Формулы сокращенного умножения для старших степеней. | |
-
| Многочлены от нескольких переменных, симметрические многочлены. | |
2. Вычисления и преобразования |
-
| Преобразования числовых показательных выражений | |
-
| Преобразования буквенных показательных выражений | |
-
| Преобразования числовых логарифмических выражений | |
-
| Преобразования буквенных логарифмических выражений | |
3. Уравнения и неравенства |
-
| Уравнения: общие положения, замена неизвестного, приемы решения уравнений | |
-
| Целые рациональные алгебраические уравнения с одним неизвестным первой и второй степени | |
-
| Целые рациональные алгебраические уравнения с одним неизвестным первой и второй степени | |
-
| Дробно-рациональные уравнения | |
-
| Дробно-рациональные уравнения | |
-
| Решение иррациональных неравенств | |
-
| Решение иррациональных неравенств | |
-
| Доказательства неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел. | |
-
| Степенные уравнения и неравенства | |
-
| Уравнения и неравенства с модулем | |
-
| Уравнения и неравенства с модулем | |
-
| Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами | |
-
| Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами | |
-
| Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами | |
-
| Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами | |
4. Наибольшее и наименьшее значение функций |
-
| Исследование степенных и иррациональных функций | |
-
| Исследование рациональных функций | |
-
| Исследование логарифмических функций | |
-
| Учебно-тренировочные тестовые задания | |
-
| Учебно-тренировочные тестовые задания | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать/уметь
овладеть математическими знаниями;
усвоить аппарат уравнений и неравенств, как основного средства математического моделирования прикладных задач;
сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности;
сформировать представление о методах математики;
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
знать методы решения уравнений;
знать алгоритм исследования функции;
уметь решать системы уравнений и системы неравенств;
проводить полные обоснования при решении задач.
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер
Мультимедиапроектор
Средства телекоммуникации
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Методические материалы
Гольдич В.А. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. - СПб.: Литера, 2004
Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. - М.-Харьков: "ИЛЕКСА", "Гимназия", 1998
Журналы: Математика в школе.
Сканави М.И. Сборник задач по математике – М.: Высшая школа,1973 год.
Шарыгин И.Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике "Решение задач" (11 класс)
Интернет – ресурсы
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки ЕГЭ
http://mathege.ru. открытый банк заданий единого государственного экзамена по математике (ЕГЭ).