СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоции, чувства, темперамент, характер

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок составлен су чётом лучшего усвоения понятий эмоции, чувства, темперамент и его виды, характер и применения их в повседневной жизни

Просмотр содержимого документа
«Эмоции, чувства, темперамент, характер»



Владимирова Ирина Ивановна

Учитель биологии, географии, химии

МЬОУ «Шакуловская ООШ»

Открытый интегрированный урок.

Электронный адрес: [email protected]

















































Интегрированный урок обществознания и биологии. 6 класс.

Тема: Эмоции, чувства, темперамент, характер.

Цель : усвоение обучающимися знаний и понятий, как эмоции, чувства, темперамент, характер, самооценка, раскрыть и рассмотреть виды темперамента и характера.

  1. Организационный момент.

II.Активизация познавательной деятельности.

Учитель обществознания показывает видеоролик «Анатоль и кастрюлька», формулируя задание перед просмотром:

1) подумайте, о чём идёт речь в фильме?

2) какие ощущения вызывает в вас мальчик Анатоль?

Просмотр видеоролика.

Обсуждение по видеоролику.

Учитель даёт определения терминам: чувства, высшие чувства, эмоции (запись в тетради).

Эмоция – кратковременное отражение удовлетворения или неудовлетворения потребностей.

Чувства – длительное эмоциональное состояние, которое возникает по отношению к человеку, предмету, деятельности.

Настроение – одно из длительных эмоциональных состояний, которое влияет на особенности деятельности.



Учитель обществознания: обратите пожалуйста , ребята, на рисунок.

-О чём можно сказать по этим четырём группам рисунков?

Лист 1.

Ученики: выдвигают мысли о том, что кто –то спокоен, кто-то задумался, кто-то смеётся, кто-то психует и т.д.

Учитель обществознания – обобщает мысли детей даёт определение термину.

Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека или совокупность индивидуальных свойств психики.

Учитель биологии: темперамент определяется с типом нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных.

Учитель обществознания: выделяют четыре типа темперамента (работа с рисунком).

Лист 2.





Учитель биологии: обращает внимание учащихся на таблицу , имеющуюся в конверте у каждого ученика «Темперамент и свойства нервной системы».

На доске висят портреты выдающихся личностей под номерами: Лермонтова, Наполеона, Пушкина, Крылова .

Игра «Используя данные из таблицы охарактеризуйте по портрету личность и угадайте кто он?»

Лист 3.

Темперамент по Гиппократу

Краткая характеристика

Свойства нервной системы по Павлову

Выдающиеся личности

Флегматик

Работоспособный

Малоэмоциональный

Серьезный

Надежный

Спокойный

Сильный

Уравновешенный

Малоподвижный

Кутузов

Крылов

Ньютон

Сангвиник

Активный

Энергичный

Жизнерадостный

Легкомысленный

Беззаботный

Сильный

Уравновешенный

Подвижный

Наполеон

Холерик

Очень энергичный

Вспыльчивый

Эмоциональный

Напористый

Чувствительный

Сильный

Неуравновешенный

Подвижный

Петр Первый

Пушкин

Суворов

Меланхолик

Замкнутый

Ранимый

Сдержанный

Задумчивый

Грустный

Слабый

Неуравновешенный

Сдержанный

Лермонтов

Блок

Гоголь

о Учитель биологии обобщает рисунок, выражаясь : обратите внимание на рисунок Лист 1: «в народе говорят…»

Физкультминутка.

Учитель биологии –делит класс на группы по признаку рождения в разные времена года.

Для этого на четырёх сторонах класса на стене приклеены фотографии четырёх времён года- зимы, весны, лета, осени. Детки шустрее собираются к тем фоткам , когда они родились, например , родившиеся зимой собираются около фотографии зимы и т.д.

После получают по жребию задание: приготовить пантомимо по попавшему в жребии типу темперамента и показать , а команды его определяют. В помощь можно использовать таблицу.

Учитель обществознания: темперамент определяет характер (запись в тетрадь) – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

Виды черт характера (для каждого ученика в конверте Лист 4) :

  • по отношению к людям

(общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, открытость, высокомерие, властолюбие)

  • по отношению к общественной и личной собственности

(аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость)

  • по отношению к деятельности

(добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, консерватизм, безответственность)

  • по отношению к себе

(скромность, самокритичность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие, эгоизм)

Самооценка – это способность оценивать себя самого, своих качеств, своих достоинств и недостатков .

Учитель биологии: наверное у вас, ребята, возник интерес узнать свой темперамент?

Для этого пройдём тест.

Лист 5.Тест «Какой у тебя темперамент?»

  1. Какой у вас характер?

А) спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, миролюбивый.

Б) Робкий, застенчивый, обидчивый, впечатлительный, нерешительный.

В) Энергичный, неугомонный, шаловливый, горячий, задиристый.

Г) Жизнелюбивый, оптимистичный, компромиссный, общительный, склонный к риску.

2. Какие эмоции вы наиболее часто испытываете?

А) положительные, бурных реакций нет.

Б) Страх

В) Гнев, бурные эмоции

Г) Положительные эмоции, много смеюсь.

3. Какие игры вам нравятся?

А) уединенные, тихие, спокойные.

Б) уединенные, тихие; подвижные и шумные – только с близкими.

В) азартные, шумные, подвижные, даже агрессивные.

Г) всякие, но чтобы было весело.

4. Как реагируете на наказание?

А) практически без эмоций

Б) негативно, с обидой

В) на словесные – спокойно, на другие – с бурным протестом.

Г) спокойно.

5. Как ведете себя в неожиданных ситуациях?

А) малоэмоционально

Б) пытаюсь избежать этой ситуации (инстинкт самосохранения)

В) пытаюсь сопротивляться (потребность борьбы)

Г) проявляю любопытство (выраженное позитивное отношение)

6. Насколько вы общительны?

А) предпочитаю уединение

Б) предпочитаю  уединение, общителен только с близкими.

В) нуждаюсь в зрителях и сподвижниках

Г) люблю общество и взрослых, и детей, знакомлюсь быстро.

7. Какое положение вы занимаете среди сверстников, есть ли лидерские качества?

А) авторитета и качеств лидера не имею

Б) не лидер, авторитет имею в узком кругу друзей

В) сам себя выдвигаю лидером, но сверстники по-разному к этому относятся

Г)  прирожденный лидер, душа компании

8. Особенности памяти

А) Запоминаю медленно, но запоминаю и почти не забываю целое (хорошая долговременная память)

Б) запоминаю по-разному, больше вникаю в мелочи (неуверенность в себе мешает долговременной памяти, а то, что много отвлекаюсь, - кратковременной)

В) быстро запоминаю детали, но быстро забываю (кратковременная память хорошо развита, долговременная – в зачаточном состоянии)

Г) быстро и легко схватываю целое и долго помню (хорошая долговременная и кратковременная память)

9. Как усваивается новое?

А) медленно, зато обстоятельно

Б) зависит от обстоятельств

В) схватываю на лету, но быстро забываю

Г) быстро и легко

10. Утомляемость:

А) очень низкая, почти не устаю

Б) высокая, любая деятельность вызывает упадок сил

В) иногда средняя, а иногда высокая, зависит от моих эмоций

Г) средняя, устаю соразмерно деятельности

11. Особенности речи:

А) медленная, без жестов, невыразительная

Б) тихая и неуверенная, но выразительная

В) речь эмоциональная, отрывистая, быстрая, постоянно переходит в крик; тараторю, глотаю слова и слоги

Г) с жестами и мимикой, выразительная, живая

12. Движения:

А) солидные, неторопливые, нерасторопные

Б) суетливые, неточные, неуверенные

В) резкие, порывистые

Г) ритмичные, точные, уверенные

13. Привыкание к школе:

А) боязнь нового, нежелание перемен, долгая адаптация

Б) долгое привыкание, трудная адаптация

В) легкое привыкание к новой обстановке, неохотное подчинение требованиям взрослых

Г) адаптация легкая и быстрая

14. Особенности сна:

А) засыпаю быстро, сплю спокойно, состояние после сна вялое, сонное

Б) укладываюсь спать долго, но засыпаю быстро, после сна состояние веселое

В) засыпаю долго и трудно, сон беспокойный, после сна состояние самое разное: от самого плохого, до самого хорошего

Г) засыпаю быстро, сон крепкий, после сна состояние веселое.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Большинство ответов А  - ФЛЕГМАТИК

Большинство ответов Б – МЕЛАНХОЛИК

Большинство ответов В- ХОЛЕРИК

Большинство ответов Г – САНГВИНИК

Учитель обществознания: Обычно, чистых темпераментов практически не бывает. Каждый человек имеет сочетание двух темпераментов, один из которых - основной, а другой дополнительный. Но постоянное проявление только основного и дополнительного темперамента - скорее исключение, чем правило. Каждая личность содержит в себе все четыре темперамента, но в разной пропорции. Каждый из них выходит на первый план, в зависимости от ситуации.
Основной, ведущий темперамент проявляется на близкой психологической дистанции (в знакомой обстановке, с близкими людьми) в комфортной психологической атмосфере.
Дополнительный темперамент ярче проявляется в напряжённой и (или) конфликтной ситуации. Например, защищая свои личные интересы, отстаивая своё мнение и т.д.
Третий тип темперамента проявляется в официальной обстановке, на далекой психологической дистанции (в отношении с руководством,подчиненными или партнерами из других организаций, просто незнакомыми
людьми). Этот тип темперамента можно назвать ролевым, т.к. человек в такой ситуации скован условностями, и, приспосабливаясь к обществу, играет определенную социальную роль.
Четвертый тип темперамента, проявляется наиболее редко. Как кратковременная реакция на стрессовые ситуации (крах фирмы и неожиданное увольнение, тяжелая болезнь или смерть близкого человека, какое либо стихийное бедствие: пожар, наводнение и т.д.).

Дополнительная инфрмация.

Лист 6. САНГВИНИК – эмоционален и отличается отличной работоспособностью. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, оптимистичен, за короткое время входит в коллектив, создает вокруг себя положительный микроклимат, сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем, избегает острых проблем, часто упрощает поставленные задачи.

Сильные стороны – активен, полон энергии, легко берется за новое дело. Легко переживает неудачи, легок в общении, быстро становится душой компании. Из него получится хороший руководитель или оратор.

Слабые стороны – нередко повехностен в общении. Очень зависим от новых впечатлений, без них он станет вялым и безразличным.

Для профессии.Это целеустремленные, надежные и терпеливые сотрудники. Исключая те случаи, когда им приходится заниматься однообразной, рутинной работой. В этом случае сангвинику становиться просто не интересно, и он теряет весь рабочий запал. Для людей с этим типом темперамента важно постоянно двигаться вперед, расти профессионально, а работа должна постоянно приносить им новые впечатления. Что примечательно, не смотря на постоянное стремление сангвиника к переменам, в делах он сдержан и спокоен, и проявляет удивительную целеустремленность, когда желает достичь конкретных результатов.

ФЛЕГМАТИК – спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, стабилен и последователен в стремлениях и отношениях. Придерживается выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив и основателен.  Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.

Сильные стороны – надежный, уверенный в себе, упорный и настойчивый, может качественно выполнять даже самую монотонную работу. Стрессоустойчив и уравновешен.

Слабые стороны – очень ранимый, глубоко и долго переживает любые конфликты. Медлителен, долго принимает решения. Плохо относится к переменам.

Для профессии.Надежный, обстоятельный, но медлительный, сотрудник. Долго «раскачивается», но выполняет всю работу идеально. Правда, не будет делать больше, или лучше того, что от него требуют. Более продуктивны в однообразной, привычной для них работе. Не лишним будет время от времени поторапливать флегматика, но без упрека в медлительности, ведь они не виноват, это природа (главное - не перепутать флегматика с обычным лентяем). Для сотрудника флегматика важно, чтобы его иногда поторапливали, но при этом не лишали самостоятельности.

ХОЛЕРИК – отличается быстротой действий и решений, частой сменой настроения, повышенной возбудимостью. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках. Часто неуживчив, не умеет себя сдерживать, обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.

Сильные стороны – Прирожденный лидер, который страстно отдается своему делу, вкладывая в него всю силу и энергию. Обладает сильным самоконтролем в критических ситуациях. Творчески подходит к решению любых проблем.

Слабые стороны – часто не доводит дело до конца, т.к. пытается делать несколько дел одновременно и быстро истощается. Неуравновешен, порой агрессивен. Характерны частые смены настроения.

Для профессии.Идеальная профессия для холерика – это работа с ярко выраженной цикличностью. Для него важно, чтобы периоды высоконапряженной работы чередовались периодами затишья. Очевидным плюсом холерика является и то, что при необходимости он может привыкнуть и к равномерному ритму работы и добиться в ней неплохих результатов. Правда, стоит помнить о том, что у холериков бывают проблемы с самообладанием. Поэтому им лучше не поручать ответственную и опасную работу, ведь в случае неудач холерики склонны к необдуманным решения. Кроме этого, у холериков, как правило, слабое здоровье, поэтому им не стоит выбирать профессию, требующую малоподвижного образа жизни, а также занятий, связанных с высокими температурами. Как правило, холерик тяжело переносит утомляющие физические и умственные занятия.

МЕЛАНХОЛИК -  быстро утомляем, неуверен в себе, тревожен и мнителен. Хорошо разбирается в оттенках чувств, осторожен и осмотрителен. Скрытен и застенчив, сильно переживает по малейшему поводу. Трудно приспосабливается к новым людям.

Сильные стороны – имеет глубокий внутренний мир. Обладает высокой чувствительностью. Хорошо справляется с интеллектуальной деятельностью. Достигает значительных успехов в творчестве.

Слабые стороны – чрезвычайно ранимый. Долго и тяжело принимает решения, постоянно сомневается. Податлив по отношению к внешним взаимодействиям.

Учитель обществознания: знание своего темперамента важно в правильном выборе профессии, а вам уже пора над ним задуматься.

Для профессии.Эти сотрудники крайне эмоциональны и легко возбудимы. Вследствие этого их темп работы сильно зависим от настроения – они могут демонстрировать удивительные результаты, находясь в приподнятом настроении, или впадать в полную апатию в подавленном. К сожалению, настроение у этих работников портиться легко – ведь даже незначительные уколы самолюбия способные погрузить их в пучину уныния и отбить все желание работать. Как правило, меланхолики любят работать в одиночку. Наиболее эффективно меланхолики смогут проявить себя в работе, которая требует обстоятельного подхода, умения проработать даже мельчайшие детали. Как правило, меланхолики успешны в сфере искусства, литературы, музыки.


III.Закрепление изученного материала. Тест (Лист 7).

  1. Флегматик- один из видов, темперамента, для которого характерны:

А)подвижность, возбудимость, страстность, энергичность;

Б)чувствительность, спокойствие, устойчивость и доверчивость;

В)работоспособность, терпеливость, выдержанность, и малоэмоциональность;

Г)высокочувствительность, обидчивость, необщительность и робость.

2.Какой тип нервной системы характерен для меланхолика?

А) сильный ,неуравновешенный;

Б) сильный уравновешенный;

В)слабый неуравновешенный;

Г)сильный, инертный.

3.Какой тип темперамента соответствует данному описанию?

«Человек легко и быстро приспосабливается к новым условиям жизни,он общителен, свободно сходится с незнакомыми людьми, его мимика богата, подвижна и выразительна.»

4.В каком случае неправильно указан тип темперамента?

А)флегматик – сильный, уравновешенный, инертный;

Б)сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный;

В)холерик-сильный, неуравновешенный, подвижный;

Г)меланхолик-слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный.

5. Установите соответствие между определением и термином.

Определения:

  1. способность оценивать себя самого, своих качеств, своих достоинств и недостатков .

  2. Чувства – длительное эмоциональное состояние, которое возникает по отношению к человеку, предмету, деятельности.

  3. совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

  4. Настроение – одно из длительных эмоциональных состояний, которое влияет на особенности деятельности.

  5. Эмоция – кратковременное отражение удовлетворения или неудовлетворения потребностей.

а)настроение; б)самооценка; в)характер; г)чувства; д)эмоция.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

а

б

в

г

д








Ответы:

1.3;

2. 3;

3. 2;

4.4;

5. б-1, г-2, в-3, а-4, д-5.


IV.Рефлексия. завершите предложения:

Я сегодня узнал….

Мне сегодня понравилось…

Мне было трудно на уроке…

Мне бы хотелось…

V.Домашнее задание.

Творческое задание: смастерить из пластилина или из солёного теста человечика со своим типом темперамента и приготовить рассказ о нём используя знания полученные на уроке.


Послесловие.

1. Выражаю большую благодарность за предоставленный видеоролик на курсах по инклюзии преподавателям кафедры инклюзивного образования, которое решила использовать на уроке, т.к оно меня глубоко затронуло и думаю оно принесёт при использовании большую пользу в воспитании подрастающего поколения.

2. Лист с указанной цифрой надо понимать как страница такая-то.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!