СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Если мы научимся разгадывать загадки, то явно станем ещё умнее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Все интересное начинается со слова, отгадайте. НУ  очень часто задают загадки!!! Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Загадки на уроках,  на внеклассных занятиях, даже на общешкольных мероприятиях. ВСЕГДА ЗАДАЮТ ЗАГАДКИ.  И поэтому,   мы решили изучить эти каверзные загадки! Итак наш проект: «Загадки в нашей жизни!"

Просмотр содержимого документа
«Если мы научимся разгадывать загадки, то явно станем ещё умнее.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа VIII вида с наличием интерната

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»







Коллективный проект учащихся 2 класса

Руководитель: Ахтямова У.Г.




Сатка, 2021



Оглавление.

  1. Введение…...….…………………………………………..…3

  2. Паспорт проекта……………………………………………..5

  3. Этапы работы………………………………………………..6

  4. Заключение……………………………………………..........7

  5. Информационные источники……………………………….8

  6. Приложения……………………………………………….…9

































Введение.

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Младший школьный возраст - это особый период в становлении человека. Этот возраст характеризуется высокой активностью развития основных психических функций: восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Поэтому процесс обучения детей младшего школьного возраста необходимо планировать и выстраивать таким образом, чтобы как можно эффективнее использовать это время. Одним из важных принципов при этом является принцип подбора дидактического материала, особое значение имеющего на уроках литературного чтения.

Тексты художественных произведений – это тот дидактический материал, который весьма эффективен для обучения, развития и воспитания младших школьников. Отдельного внимания заслуживает такая часть литературного наследия, как фольклор. В связи с темой настоящего исследования отметим важное значение такого малого жанра устного народного творчества, как загадки. Их особенности (структура, язык, принципы построения, метафорический характер и пр.) способствуют развитию логического, образного и ассоциативного мышления. Одновременно с этим можно отметить большое значение загадок для воспитания патриотизма, чувства родного языка, а также для формирования умения воспринимать и понимать подтекст, иносказательность.

Рассмотрим подробнее особенности загадок, важные для характеристики психолого-педагогических основ настоящего исследования.

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, зашифрован. От способа шифровки зависит тип логической задачи, которую предстоит решить ребенку, ее сложность и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

Чаще всего загадка строится на перечислении признаков загаданного  явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, материал, назначение и др.), по которым надо найти отгадку. В загадке: Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку, перечислены четыре признака, свойственных кролику. Особенности внешнего вида, манера передвигаться, «вкусы» животного. Решение логических задач такого типа основано на анализе (выделении признаков) и синтезе (их объединении).

Есть загадки, в которых характеристика предмета дается кратко. Отгадывающий должен по одному-двум признакам восстановить целостный образ предмета: Всегда во рту, а не проглотишь (язык), В воде купался, а сух, остался (гусь). Чтобы решить подобную задачу, нужно знать этот признак и уметь ассоциативно связать его с не названными в загадке. Это возможно, если имеешь полное представление о явлении и развитое логическое и ассоциативное мышление. В таких загадках описываются признаки, воспринимаемые при долгом наблюдении. Например, хвойное дерево надо наблюдать в течение года, чтобы сделать вывод о его цветовом постоянстве. Тогда легко отгадать загадку Зимой и летом одним цветом.

В основе некоторых загадок лежит отрицательное сравнение: Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь (осел). Их отгадывание – это доказательство от противного: следует поочередно сопоставлять разные, но в чем-то сходные предметы, выделять в них похожие признаки, группировать их по-новому, и путем исключения ошибочных ответов находить отгадку. Такой анализ развивает логическое мышление.  

Разгадывание метафорических загадок (Красный петушок по жердочке бежит (огонь)) – это расшифровывание метафор. Проникая в скрытый смысл метафоры, надо сравнить явления из разных областей, выделить в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное.
Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и логическое мышление.

Таким образом, в основе разных загадок лежит различный логический механизм, особенностями которого определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при их отгадывании. Успешность разгадывания загадки зависит от того, какие стороны предметов и явлений и насколько полно в ней отражены. Изучение жизненных явлений в многообразных связях способствует построению логически правильных суждений и умозаключений.

Учитывая особенности загадки, можно говорить о последовательности мыслительных действий, которые совершаются при ее отгадывании:

1) выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта (произвести анализ);

2) сопоставить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи (произвести синтез); 3) на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, умозаключение (отгадать загадку).

Исследование позволяет расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес к предмету, формировать умения отбирать нужную информацию, систематизировать её, научиться составлять загадки и быстро их отгадывать. Каким и стал для нас наш проект.






Актуальность

  Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности. И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка. Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год.       Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок. 

Использование загадок как метода и средства воспитания и обучения в школе не ново, однако опыт работы с загадками в школьных учреждениях ещё недостаточно широк. Отгадывание загадок является достаточно сложным для детей младших классов. Причины ошибок, допускаемых школьниками при отгадывании загадок, в том, что дети не обладают достаточными знаниями о предметах и явлениях, описание которых дается в загадке, а также то, что дети невнимательно слушают загадку, выделяя только отдельные признаки. Мы учимся во втором классе, но дети с трудом отгадывают загадки. На уроке-празднике 1 сентября предложила, отгадать загадки и результат меня поразил: дети не смогли ответить на многие загадки, мало того многие сказали, что им не нравиться отгадывать загадки.

Загадка многогранна, учит читать и считать, слушать и чувствовать ритм, понимать других, именно поэтому мы решили чаще использовать загадки – это актуально в нашем классе!

Гипотеза: Если мы научимся разгадывать загадки, то явно станем ещё умнее.
















Паспорт проекта


Руководитель: Ахтямова У. Г.

Участники проекта: учащиеся 2 класса МКОУ «СКШИ VIII вида».

Тема проекта

"Загадки в нашей жизни!",

Проблема

Не умеем разгадывать загадки

Гипотеза

Если мы научимся разгадывать загадки, то явно станем ещё умнее.

Цель проекта

Научиться отгадывать и сочинять загадки, развивая логическое мышление, память, речь и творческие способности.

Задачи проекта

  • Изучить необходимую информацию по теме с использованием различных источников, научиться обмениваться информацией.

  • Создать сборник загадок и нарисовать иллюстрации.

  • Провести в классе конкурс «Лучший отгадчик загадок!»

Вид проекта

Познавательно-творческий, короткосрочный

Краткое содержание

  • Подготовительный этап: постановка проблемы, выбор целей и задач

  • Основной этап: работа по проекту, выполнение творческих и познавательных заданий,

  • Заключительный этап: создание презентации и защита проекта

Результат

  • Полюбить загадки и научиться разгадывать

  • Повышение познавательного уровня

  • Создать банк загадок

Форма представления результатов проекта

Презентация















Этапы работы

Подготовительный этап.

  1. Постановка цели, формулировка задач, выдвижение гипотезы;

  2. Опрос детей: «Знаешь ли ты зачем нужно беречь природу?»

  3. Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

  4. Подбор методической литературы.

Основной этап

Название мероприятия

Сроки

Чтение загадок и рисование совместно с родителями

сентябрь

Просмотр и видеороликов с загадками

еженедельно

Консультация родителей «Формирование умений отгадывать и придумывать загадки»

сентябрь

Чтение и разгадывание загадок в класса

еженедельно

Классные часы и беседы по темам:

«Отгадать загадки : «Что за чудо! Вот так чудо!»,

«Видео урок «Угадай-ка»»!»

«Загадки про животных»

октябрь-ноябрь

Использование загадок во время игр

декабрь

Классный час «Загадок много не бывает»

январь

Дидактические игры: «Четвертый лишний» 

Игра: « Что на что похоже?»

еженедельно

Создание банка загадок
«Пусть все, что в мире живет, к нам в загадку попадет!»

декабрь

Заключительный этап

  1. Создание презентации "Загадки в нашей жизни!»

  2. Защита проекта








Заключение
Загадки – неотъемлемая часть детства. На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею.

Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности.

Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.

Загадка в литературной энциклопедии определяется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

Преобладающее большинство предметов рукотворного мира создавались человеком для удовлетворения своих потребностей. Поэтому главными характеристиками предметов являются функциональные возможности и целевое назначение.

Несмотря на миниатюрность жанра, загадки обладают ценными качествами. Разнообразие их видов, богатство изобразительно-выразительных средств дает возможность широко использовать загадки в воспитательно-образовательной работе с детьми школьного возраста.

Использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.

В результате проекта подтвердилась выдвинутая гипотеза. Действительно дети стали много думать они полюбили загадки, всем им нравится отгадывать загадки, рисовать, лепить, хотя трудности бывают, но мы продолжим работать над проектом и дальше, на уроках, на внеклассных мероприятиях.


Информационные ресурсы

  1. 500 загадок для детей /Сост. Мазнин И.А. – М.: ТЦ "Сфера", 2012.- 300с.

  2. Без лица в личине: Старинные и современные загадки /Сост. Л.М.Сукач. – Гомель: ИПП "Сож".2012 - 120 с.

  3. Большая книга загадок /Сост. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. – М.: Астрель, АСТ, 2011.- 350 с.

  4. Гамазкова И.Л. Азбука в загадках. – М.: Век 2, 2005.- 100с.

  5. Гурин Ю.В. Новые загадки для самых маленьких: 544 загадки с картинками. – СПб.: Кристалл, 2008.- 45 с.

  6. Гурин Ю.В. Энциклопедия обучающих загадок. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.- 200с.

  7. Детям на потеху: Песни, загадки, пословицы /Сост. Э.В.Померанцева. – М.: Детская литература, 2003.- 200с.

  8. Дружинина М.В. Весёлый букварь: Загадки. Кроссворды. Путаницы. – М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2000.- 120 с.

  9. Загадки для детей. – М.: Новь, 2008.- 50 с.

  10. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач /Составил Д.Н.Садовников. – М.: Современный писатель, 2005.- 450 с.

  11. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. - 1986.- № 9, с. 23-26.

  12. Макарова О. Азбука в загадках. – М.: АСТ-Пресс, 2009.- 300с.

  13. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – М.: Детская литература, 2008.- 500 с.

  14. Ни окон, ни дверей: Русские народные загадки, сказки /Отв. ред. Г.И.Гусева. – М.: Детская литература, 2009.- 200 с.

  15. Пшеницына Н.А. Времена года: Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. – М.: Владос, 2011.- 100с.

  16. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов. – М.: 1994. – 344 с.

  1. Интернет-ресурсы:

    • https://mamamozhetvse.ru/

    • https://ihappymama.ru/

    • https://www.youtube.com/watch?v=Ludn0uKK06U

    • https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20загадки%20об%20овощах&path=wizard&parent-reqid=1611501393715939-1226436294299132526500107-production-app-host-vla-web-yp-91&wiz_type=vital&filmId=6391634457971436275





Предлагаем вашему вниманию картотеку загадок по следующим лексическим темам: фрукты, овощи, ягоды, цветы, деревья, дикие животные, домашние животные, птицы, домашние птицы, посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, инструменты, профессии, транспорт, школа, школьные принадлежности.

 *Фрукты*

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
                        (Яблоко)

С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
                      (Апельсин)
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень.
                                (Лимон)
Ну а это угадать
Очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше ростом.
                       (Мандарин)
И еще один я знаю
Удивительнейший фрукт,
Апельсин напоминает,
Называется - ...
                 (Грейпфрут)

Ужин этот лучший самый,
Рада я и Миша рад,
Ведь сегодня наша мама
Нам купила ...
                        (Виноград)
Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают.
                                 (Банан)
Отгадать не очень просто -
Вот такой я фруктик знаю -
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе, -
Птица есть еще такая,
Называют так же - ...
                        (Киви)

Ни в полях и ни в садах,
Ни у вас и ни у нас,
А в тропических лесах
Вырастает ...
                      (Ананас)

Что за плод - шкатулочка с секретом!
Семена - стекляшки на вид,
все прозрачные, все розового цвета,
потрясешь, как странно, не звенит.  (Гранат)

*Овощи*

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ………….

                              (Капуста)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

                          (Капуста)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

                    (Капуста)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом ……………

                        (Картошка)

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

                               (Лук)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

                                     (Лук)

Сидит красная девица в темнице,  а коса на улице.

                     (Морковь)

Сладкая, красная,

На грядке растёт.

                        (Морковь)

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

                            (Морковь)

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

                          (Морковь)

Лежит меж грядок,

Зелен и сладок.

                 (Огурец)

Наши поросятки

Выросли на грядке,

К солнышку бочком,

Хвостики крючком.

Эти поросятки

Играют с нами в прятки.

                          (Огурцы)

На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный.

                              (Огурец)

Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

                     (Помидоры)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

                             (Репка)

Щёки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

                           (Редиска)

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла,

Сладка на вкус.

Узнали вы? Я …………

                              (Свёкла)

Золотая голова,

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

                      (Тыква)

Маленький,

Горький,

Луку брат.

             (Чеснок)

*Ягоды*

Сижу на тереме,

Мала, как мышь,

Красна, как кровь,

Вкусна, как мёд.

                     (Вишня)

На припёке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки.

                       (Земляника)

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягодка?

                  (Калина)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет.

(Красная и чёрная смородины)

Низок, да колюч,

Сладок, да не пахуч.

Ягоды сорвёшь –

Всю руку обдерёшь.

                     (Крыжовник)

Снесли птички

Синенькие яички,

Развесили по дереву:

Скорлупка мяконька,

Белок сладенький,

А желток костяной.

                          (Слива)

Сидит рядом с нами,

Смотрит чёрными глазами.

Черна, сладка, мала

И ребяткам мила.                 (Черника)

              *Цветы*

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

                         (Василёк)

Все знакомы снами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми …………

                    (Гвоздиками)

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращусь я в конфету.

                           (Ирис)  

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

                      (Колокольчики)

Белые горошки

На зелёной ножке.

                         (Ландыш)

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

                               (Мак)

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка.

                     (Одуванчик)

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелёк.

                       (Одуванчик)

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

                    (Ромашка)

                    *Деревья*

На лесной опушке

Стоят подружки.

Платьица белёны,

Шапочки зелёны.

                  (Берёзы)

Белые овечки

Бегают по свечке.

                     (Верба)

Зимой и летом –

Одним цветом.

                   (Ель)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

                          (Ёлка)

Кого раз в году наряжают?

                                 (Ёлка)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит.

                            (Ива)

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок.

                   (Лиственница)

Никто не пугает,

А вся дрожит.

                  (Осина)

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

                          (Рябина)

   *Дикие животные*

В дупле живёт

Да орешки грызёт.

                        (Белка)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.                   (Белка)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И плотину.

            (Бобры)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

                             (Волк)

Зверь  я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

                           (Верблюд)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

                           (Ёж)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

                                  (Ёж)

Иголки лежали, лежали

Да под стол убежали.

                            (Ёжик)

Нам нужны иголки для шитья,

Кому нужны иголки для житья?

                         (Ёжик)

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он …………..

                         (Жираф)

Вот так шея! Выше шкафа

У пятнистого ……….

                             (Жирафа)

Что за коняшки –

На всех тельняшки.

                          (Зебры)

Вьётся верёвка,

На конце – головка.

                           (Змея)

Через поле напрямик

Скачет белый воротник,

                                   (Заяц)

Бежит с горушки,

Прижав ушки.

                 (Заяц)

Угадайте, что за шапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызёт кору.

                                (Заяц)

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, в валенках.                              (Заяц)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку скок-скок!

                                 (Заяц)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

                           (Лиса)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её ………….

                            (Лиса)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

                     (Лиса)

Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку.                                              

(Леопард)

Уж очень вид у них чудной:

У папы – локоны волной,

А мама ходит стриженой.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша ………..

                        (Львица)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

                               (Лось)

По реке плывёт бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит ………….

                             (Крокодил)

Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он и не знает.

                    (Крот)

Если надо – детвору

В сумку прячет …………

                                (Кенгуру)

Зелёные мы, как трава,

Наша песенка: «Ква-ква»

                               (Лягушки)

Скачет завирушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

                           (Лягушка)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

                           (Медведь)

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Чёрненькие глазки,

Остренькие зубки.

                          (Мышки)

Где тут нос, а где тут рог?

Это просто ………..

                            (Носорог)

Кто на своей голове лес носит?

                         (Олень)

Проснулась утром рано

И корчит рожи ………….

                                (Обезьяна)

Что за маленькие кони?

Ну, конечно, это ………….

                                   (Пони)

У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя – маленький хвост,

Спереди у зверя – хвост большой.

Кто же это? Кто же это? Кто такой?

Ну, конечно, это он!

Ну, конечно, это ………..

                                    (Слон)

И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

И всё же называются

Они – морские ……….

                                 (Свинки)

Кто на себе свой дом носит?                  (Черепаха)

Снизу камень,

Сверху камень,

Четыре ноги

Да одна голова.

                 (Черепаха)

Быстро прячется от страха

В панцирь твёрдый ……….

                          (Черепаха)

 *Домашние животные*

Голодна – мычит,

Сыта – жуёт,

Малым ребяткам

Молочка даёт.

                  (Корова)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

                              (Баран)

Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу.

                 (Овца, баран)

Кто не прядёт, не ткёт,

А людей одевает.

                       (Баран)

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

                                   (Осёл)

У кого рога, длинней хвоста?

                                            (Коза)

Идёт, идёт, бородой трясёт,

Травки просит:

«Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е»

                                                     (Коза)

С бородой, а не мужик,

С рогами, а не бык.

                         (Козёл)


Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – Пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.

                              (Свинья)

Хвост крючком,

Нос пятачком.

                 (Поросёнок)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи.

                               (Собака)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

С водой не знается.

Глазищи, усищи, хвостище,

А моется всех чище.

                              (Кошка)

Мохнатенькая, усатенькая,

Молоко пьёт,

Песенки поёт.      (Кошка)

Мягкие лапки,

А в лапках – цап-царапки.

                                 (Кошка)

Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

             

            (Лошадь)

  *Птицы*

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует –

Коноплю ворует.

                      (Воробей)

Чёрный, проворный,

Кричит «крак» -

Червякам враг.

                    (Грач)

Что за кузнецы в лесу куют?

                      (Дятел)

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.     (Дятел)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Всё равно он будет мой!

                                  (Дятел)

                   

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку»?

                               (Кукушка)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце.

                           (Ласточка)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучие крыла

У хозяина ……….

                      (Орла)

Что за дивная картина?

Хвост чудесный у ……….

                           (Павлина)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

                            (Сова)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

                (Сорока)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ………

                     (Снегири)

На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

                      (Скворец)

И петь не поёт,

И летать не летает ……

За что же тогда

Его птицей считают?

                         (Страус)

Днём молчит,

Ночью кричит.

                  (Филин)

*Домашние птицы*

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

                                 (Гусь)

В воде купался

А сух остался.

                 (Гусь)

Ходит спесь надуваючись.

                            (Индюк)

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

                           (Петух)

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встаёт,

Голосисто поёт.

                      (Петух)

Явился в жёлтой шубке:

- Прощайте, две скорлупки!

                     (Цыплёнок)

Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

                       (Курица)

Пёстрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку.

                   (Утка)

*Посуда*

Утка в воде,

А хвост на горе.

                     (Ковш)

Маленький черпачок,

Красненький колпачок,

Три раза в день берётся

И опять на место кладётся.

                                 (Ложка)

Сама не ем,

А людей кормлю.

                    (Ложка)

Новая посудина,

А вся в дырах.

        (Сито, решето)

Никогда не ест,

А только пьёт.

А как зашумит –

Всех приманит.

                (Чайник)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

                                (Чайник)

*Мебель*

Как приятно нашей Тане

Повалятся на ……………

                          (Диване)

Если ты захочешь спать,

В спальне ждёт тебя ……….

                          (Кровать)

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном ………….

                   (Кресле)

Смастерил вчера Николка

Для своих игрушек ……

                                  (Полку)

С пирогами чай попьём

За обеденным …………

                              (Столом)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на …………….

                         (Стуле)

Вам сидеть не тесно, детки,

Вчетвером на ………….

                 (Табуретке)

У чистюли Любочки

Всегда порядок в ……….

                       (Тумбочке)

Свитер, кофту, тёплый шарф

Аккуратно сложим в ……..

                                         (Шкаф)

*Одежда. Обувь.

Головные уборы.*

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

                                (Ботинки)

А ну-ка, ребята,

Кто угадает:

На десятерых братьев

Двух шуб хватает.

                    (Варежки)

Пять мальчиков,

Пять чуланчиков.

Разошлись мальчики

В тёмные чуланчики.

Каждый мальчик

В свой чуланчик.

           (Пальцы и перчатки)

Я любой девчонке

Прикрою волосёнки,

Прикрою и мальчишке

Стрижки-коротышки.

От солнца я защита –

Для того и сшита.

                   (Панама)

Один вход,

Три выхода.     

Дуйся не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской

И пойдёшь на покой.

                           (Рубашка)

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома.

Дождь идёт – у нас работа:

Топать-шлёпать по болотам.

                  (Сапоги, галоши)

Сижу верхом,

Не ведаю на ком.

                  (Шапка)

*Инструменты*

В лесу родился,

А дома хозяйничает.

                               (Веник)

Кто ест сено

Безо рта, тремя зубами?

                                (Вилы)

Зубы имеют,

А зубной боли не знают.

                              (Грабли)

Без головы, а в шляпе.

Одна нога, и та без сапога.

                                     (Гвоздь)

Одноглазая старушка

Узоры вышивает.

                         (Иголка)

Весь мир одевает,

Сама нагишом.

                      (Иголка)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом.

                                    (Лопата)

Огородник тот

С длинным носом живёт.

Где носом качнёт,

Там вода потечёт.

                   (Лейка)

Толстый тонкого побьёт.

Тонкий что-нибудь прибьёт.

              (Молоток и гвозди)

Два конца, два кольца,

Посредине гвоздик.

                   (Ножницы)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела, дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

                          (Пила)



Весь мир кормит,

Сама не ест.

Туда-сюда снуёт,

Что в зубы возьмёт,

На две части разжуёт.

                            (Пила)

Деревянная река,

Деревянный катерок,

А над катером струится

Деревянный дымок.

                          (Рубанок)


Кланяется, кланяется.

Придёт домой – растянется.

                             (Топор)

*Профессии*


Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На всё смотреть и всё запоминать,

И все родное, русское любить.

                    (Воспитатель)

Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу.

                                                   (Водитель)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней?

           (Доктор)

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

                                  (Маляр)

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

                           (Повар)

С огнём бороться мы должны –

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?

                   (Пожарники)

Мы учим детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать.

                       (Учитель)

*Транспорт*

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

Я в резиновых сапожках.

                      (Автобус)

Держусь я только на ходу,

А если стану – упаду.

                          (Велосипед)

Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

                   (Вагоны поезда)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полёт

Наш российский …………….

                   (Вертолёт)

Он идёт, волну сечёт,

Из трубы зерно течёт.

                                (Комбайн)

Я  в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй.

                                 (Метро)

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд.

                       (Ракета)

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

                           (Самолёт)

Спозаранку за окошком,

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

                             (Трамвай)

Едет конь стальной,

Рычит,

Сзади плуги волочит.

                          (Трактор)

У песочных ям,

У горы крутой

Стоит великан

С железной рукой.

                       (Экскаватор)

*Школа, школьные

принадлежности*

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ.

                                    (Алфавит)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется …………..

                        (Алфавит)

Чёрные птички

На каждой страничке

Молчат, ожидают,

Кто их отгадает.

                    (Буквы)

Поле белое,

Овцы чёрные.

          (Бумага, буквы)

Кулик не велик,

Сотне ребят велит:

То сядь да учись,

То встань – разойдись.

                           (Звонок)

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолёт,

И большущий пароход!

                    (Карандаш)

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдаёт.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

                     (Карандаш)

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет чёрный след.

              (Ручка, карандаш)

Не куст, а с листочками,

НЕ рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

                          (Книга)

По чёрной земле

Белый заяц пробежал.

                         (Мел и доска)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

                                  (Мел)

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома – на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

                (Портфель с книгами и тетрадями)

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я – школьный …………

                             (Ранец)

У сосны и ёлки

Листики – иголки.

А на каких листочках

Растут слова и строчки?

          (Тетрадь)

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Что это?

       (Географическая карта)

Войдёшь в дом слепым,

А выйдешь зрячим.

                         (Школа)































32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!