СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе Поиск путей без штампов и стереотипов: Интернет в архитектуре современного урока истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование возможностей Интернет в преподавании истории в школе

Просмотр содержимого документа
«Эссе Поиск путей без штампов и стереотипов: Интернет в архитектуре современного урока истории»

Тема эссе: Поиск путей без штампов и стереотипов:

Интернет в архитектуре урока истории

Автор эссе - Огиенко Яна Викторовна

ГОУ ЛНР Семейкинская СОШ – ДС № 31

simeykino@rambler.ru

Жизненный путь человека означает

непрерывное преодоление не только внешних препятствий,

но и стареющих форм своего собственного сознания,

чтобы возродиться на более высокой ступени.

Ромен Роллан

Всем нам знакомы наивные и смешные стереотипы, которыми одаривают бабушки на улице, в транспорте, даже, далеко не пожилые люди, когда своим поведением молодежь не вкладывается в их «стандартные» нормы. Не свободна от них и наша школа. В первую очередь в образовательное пространство они приходят из социальных сетей и Интернета. Поэтому и существует предубеждение, что лучше бы современные учителя ограничивали использование таких нововведений.

Наша школа прошла длительный путь становления, и на каждом ее этапе присутствовали традиции и инновации в учебно-воспитательном процессе, всегда приходилось бороться со штампами. Оптимальным является, когда эти два совершенно противоположных направления «дружат» и «уживаются» в образовательном пространстве школы.

Многое в нашей жизни меняется, многое меняется и в школе. Появляются школы нового типа, авторские, экспериментальные, инновационные… Учебно-воспитательный процесс социализирован, компьютеризован и модернизирован. Процесс информатизации приводит к тому, что в современном обществе главную роль теперь играют не технологии, а человеческий ресурс. Это принципиально изменяет систему образования, касаясь в целом ее концепции: от простой передачи ЗУН (знаний, умений, навыков) к осознанному самостоятельному освоению выпускниками своего жизненного пространства. В XXI веке в школу ворвался Интернет. Для учителя он стал главным конкурентом, а для ученика – главным источником информации. Теперь традиционная линейная форма подачи материала стала малоэффективной, ведь учитель сегодня знает в миллион раз меньше чем всемогущий Интернет. Сегодня самым важным в деятельности педагога является развитие аналитического, критического и творческого мышления учащихся.

Педагогом я стала, когда учительская была забита стопками тетрадей, книг, пожелтевших газет и журналов, а сегодня достаточно всего лишь одного компьютера на учительском столе, чтобы сохранить в сотни раз больше объем информации. Проработав 25 лет, полагаю, что имею право на обобщения, подведение итогов, потому что с годами становишься мудрее, а твой «педагогический портфель» - все внушительнее и тяжелее. По моему глубокому убеждению, в этой сложной конкурентной борьбе с Интернетом, обучение должно иметь творческий характер, реализоваться в проблемной форме, а методы воспитания должны быть самыми разнообразными.

Начиная уроки истории, часто произношу: «Мне хочется, чтобы сегодня вы удивились услышанному…», «Я рада за вас: сегодня вы имеете возможность восхититься…».

Чтобы участие учащихся в уроке было деятельным, прибегаю к индивидуальным заданиям, ставлю проблемные вопросы, провожу уроки-исследования, уроки-путешествия, тренинги, конференции, уроки-сопоставления. Для учителя истории самое важное - дать ребенку возможность заглянуть в прошлое и попытаться, учитывая исторические закономерности, спрогнозировать будущее. Помочь преодолеть пространство и время возможно благодаря быстродействию Интернета. Конечно, путешествие в будущее может быть только виртуальным, а вот «возвращение в прошлое» к архивам, хроникам, странам, событиям, личностям и фактам – вполне естественная процедура для пользователей Интернета. Он принципиально меняет социальную и пространственно-временную организацию общества, помогает преодолеть информационную разобщенность, поэтому представители различных эпох, выдающиеся личности и обычные учителя и ученики могут «общаться» между собой в реальном времени, не задумываясь о реальном пространстве.

Сегодня я и мои коллеги осознаем, что у учеников нет к нам того абсолютного доверия, которое было 20 лет назад, нет доверия к учебнику, как источнику информации. Интернет целиком изменил нашу роль, если раньше мы были источником информации, то теперь от нас ждут организаторской деятельности, направленной на поиск и выбор нужных и правильных сведений. Давайте с этой точки зрения посмотрим на учебник истории. В 10 классе изучается тема «Индия в Средние века». Откроем учебник «Всеобщая история. 10 класс» (авторы: В. И. Уколова, А. В. Ревякин). Ей посвящено 9 страниц текста, 3 иллюстрации и 9 заданий, историческая карта. А если войти в Интернет… Десятки видео-уроков и презентаций, сотни портретов, карт, иллюстраций и схем! Более того, если коснуться новейшей истории, мы понимаем, что современный мир стремительно развивается, информация быстро устаревает и становится бесполезной. Издавать учебники с такой скоростью, с какой меняется информация, просто невозможно.

Еще одна важная проблема для учителя истории, с которой мы столкнулись в последнее время, - очень трудно вести с детьми воспитательную работу. Нас всех беспокоит дефицит в современном обществе идеалов порядочности, духовности. Наши дети, как губка впитывают все подряд и не всегда самое лучшее. Поэтому так часто мы наблюдаем, как они «зависают в инэте», «отмечают днюхи», «кадрят телок», «чикинятся», рассказывают истории о прославленных «героях» наших дней и еще многое, что совсем не понять воспитанникам советской школы. Вспоминается коротенькая притча: «Вырубленный лес можно посадить, загрязненную криницу – почистить, а уничтоженные человеческие души ведут к уничтожению целой нации». Как нельзя актуальна она сегодня, когда в социуме, в котором живет и развивается школа, так неспокойно, когда размыты многие нравственные понятия, когда предпочтение отдается материальным ценностям. Причин этому может быть несколько: во-первых, с приходом Интернета в нашу жизнь учащиеся, чувствуя свою принадлежность к глобальному мировому пространству, отказываются понимать авторитарный язык традиционного обучения; во-вторых, на смену высоким духовным ценностям и идеалам пришли ценности, которые связаны с эгоистическим желанием повысить свой личный статус, добиться своего личного успеха.

Мой педагогический опыт стал эффективным для воспитанников в силу того, что много лет, популяризируя историческое краеведение в школе, объединяю свои усилия и усилия учащихся, чтобы сохранить, сохраниться и не стоять на месте. Работа над исследовательскими краеведческими проектами – это сложный, но интересный творческий процесс, который отрывает детей от социальных сетей и компьютерных игр. Живое прикосновение к страницам истории является важным педагогическим инструментом, который учит сопротивляться отчуждению, непониманию прошлого. Ведь очевиден тот факт, что без краеведения, без знания истории, культуры, традиций родного края вряд ли стоит говорить о формировании у воспитанников национальной гордости, самосознания. Актуальность этой методической проблемы определяется и тем, что в каждой школе Донбасса и России обязательным предметом является «История родного края». На этих уроках не просто ограничиваюсь передачей готовых фактов, а организовываю детей на самостоятельный поиск информации. Развивать исследовательские качества необходимо для формирования нового человека, способного ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные способы их решения.

Приведу примеры ученических краеведческих проектов, которые учащиеся выполняют, с обязательным использованием Интернета, гораздо эффективнее и с большим энтузиазмом, чем 20 лет назад.

• «Моя семья»: изучение генеалогических связей, истории происхождения фамилий и имен членов семьи, ближайших и дальних родственников, построение родословного (генеалогического) древа.

• «Мой поселок»: изучение истории основания и заселения родного поселка, происхождение названия улиц, переулков, жизни и деятельности известных односельчан.

• «История своего района»: изучение славных страниц прошлого родного края, особенностей становления и развития промышленности и сельского хозяйства региона, развития культуры, народного творчества и искусства.

Нужен ли Интернет учителю? В целом, да! Для оперативного получения новейшей методической информации, для общения с коллегами, воспитанниками и их родителями, для дистанционного обучения самому и самих детей. Но сначала педагог должен испытать потребность, оценить это достижение цивилизации и настроиться на постоянный процесс самообразования.

Дети всматриваются в нас пытливо. Но мы выполним свою миссию лишь тогда, когда научим их не только знать, понимать и мыслить, но и к постоянному поиску, стремлению к саморазвитию и самоусовершенствованию. Решая эту задачу, нам не стоит бояться конкуренции Интернета. Он должен стать нашим надежным союзником и помощником, к этому нужно только морально дорасти!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!