КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:
«ЕСТЬ ЛИ ГЕРОИ У НАШЕГО ВРЕМЕНИ?»
Цели:
- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни;
- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
- воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.
План мероприятия
1. Организационный момент;
2. Подготовка к восприятию темы: слово учителя;
3. Восприятие темы:
- работа с понятием;
- составление портрета героя;
- герои всех времен (развитие понятия «герой»)
- богатыри земли русской;
- героизм во время Великой Отечественной войны;
- героизм в наши дни;
4. Итоги мероприятия
Ход классного часа:
1.Организационный момент.
Учитель: - Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас. (Учащиеся сидят полукругом, это позволяет им легко общаться друг с другом). Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? Почему люди совершают героические поступки, а другие в этой же ситуации остаются безучастными. Может быть человек уже рождается героем. Кому-то это дано изначально, а другому нет? И вообще, есть ли герои в наше время?
2. Подготовка к восприятию темы:
Учитель: - Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? Есть ли герои у нашего времени? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.
3.Восприятие темы.
Учитель: - Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова.
Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).
Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)
А вот такое определение даётся в словаре
Подвиг – самоотверженный героический поступок.
4. Портрет героя.
Учитель: - А теперь составим портрет героя
Портрет героя
- внешность;
- возраст;
- профессия;
- воспитание;
- место рождения;
- качества характера;
5. Обсуждение по вопросам:
Каков внешне должен быть герой?
Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?
Герои – это люди особой профессии?
Может, как-то особенно надо воспитывать героя?
Герои живут в каком–то особом месте? ( Мнения учащихся)
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
6. Работа по микрогруппам. «Герои были во все времена».
Учитель: - На карточках запишите 10 качеств характера, которыми должен обладать герой.
Учитель: - Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше»
Герои были во все времена. С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович остаются примером мощи, силы и справедливости. (Картина Васнецова «Три богатыря»). В литературе очень ярко и образно передан героизм нашего народа.
Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война.
Я думаю, вы слышали эти имена: А. Матросов, З. Космодемьянская, Н. Гастелло. Как они стали героями?
1)А. Матросов закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, заставил замолчать пулемет, и обеспечил успех своего подразделения.
2)В октябре 1941-го Зоя пошла добровольцем в отряд разведчиков и попала в партизанский отряд. Партизаны жили в лесах, выполняя боевые задания. Зоя отправилась на задании в деревню Петрищево, где находился штаб крупной гитлеровской части. Девушке удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню.На следующий день Зоя решила уничтожить другую конюшню. Но встревоженные немецкие часовые выследили девушку и схватили ее. Несколько дней фашисты пытали девушку, добивались, чтобы Зоя выдала своих боевых товарищей. Но на все вопросы она отвечала: "Нет!" Зою повесили в центре деревни. Её тело ещё месяц висело на деревенской площади.
3)Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Оставалось лишь два пути: покинуть самолет либо пожертвовать собой и экипажем. И он принял решение: развернул горящий бомбардировщик и совершил таран – врезался в гущу вражеской техники.
7. «Героизм в наши дни».
Учитель: - Конечно, вы можете сказать мне, что была война и совершить подвиг было легко. Можно ли стать героем в мирное время В чём заключается героизм? (Сделать доброе дело, спасти человека. рискуя своей жизнью). Знаете ли вы героев нашего времени?
- Вы знаете, ребята, в Уфе ежегодно проходит церемония вручения наград Региональной общественной премии «Герой нашего времени». За шесть лет существования премии победителями в номинации «Человек года» становились представители разных профессий – школьный учитель, именитый хирург, успешный бизнесмен, милиционер, парень из неблагополучной семьи и ишимбайский милиционер патрульно-постовой службы. Все они награждены статуэткой скрещенных рук. Объединяет разных, на первый взгляд, людей неравнодушное отношение к чужой беде. Думается, что «Вся Уфа» не изменит этой традиции и в этом году.
Вот один из этих героев. Гости единодушно признали настоящим героем 18-летнего Ильдара Бикбулатова, спасшего из огня четырехлетнюю девочку. Так обычный черниковский парень с рабочей окраины оказался «Человеком года». Ильдар – из неблагополучной семьи. Юноша даже не закончил десятилетку, уйдя из школы в девятом классе – нужно было кормить младших братьев и сестер. Ильдар работает разнорабочим там, где придется и не боится грязного труда.
- Когда услышал плач маленькой соседки и бросился в горящую квартиру, и не думал, что об этом моем поступке станет известно почти всей Уфе, - говорит он. - Хотя я этого ребенка не знал, но чувствовал, что помочь ей - это мой долг. Девочку, которую спас, я так больше и не видел – мама предпочла ее увезти. Когда выходил на сцену получать эту награду, чувствовал такое сильное волнение, которого никогда еще не испытывал.
Вопросы к классу
Действительно ли этого человека можно назвать героем?
Что заставило человека сделать этот шаг?
Чаще всего понятие подвиг ассоциируется у людей с военными действиями, экстремальными ситуациями: вынести человека из огня, спасти утопающего, обнаружить и обезвредить опасного преступника. А если нет пожара, никто не тонет и не совершает преступлений, что тогда? На самом деле подвиги есть трудовые, профессиональные, а порой всю жизнь человека, начиная с определенного момента, можно назвать подвигом. Послушайте.
Учитель единственной в Уфе коррекционной школы-интерната Дамира Батраченко обучает математике незрячих детей уже 35 лет. Преподаватель потеряла зрение более 50 лет назад, потому проделать путь до работы и обратно для нее – настоящий подвиг.
- У меня всю жизнь дефицит времени, - признается Дамира. – Только дорога до школы занимает около двух часов. Она почти не помнит, как выглядит этот мир, но точно знает, что нужна ему.
Вопросы к классу
- Как вы понимаете слова М. Горького: «В жизни всегда есть место подвигу»?
У подвига нет возраста. Иногда герои живут рядом с нами, даже сидят за одной партой. Традиционно в номинации «Взрослый поступок маленького человека» не выбирают победителей. Ее участники – отважные дети в возрасте до 18 лет. Все получают награды и памятные призы. На этот раз среди номинантов – два Александра: Куделько и Владимиров. Кандидатуры ребят были представлены ГУ МЧС России по Республике Башкортостан.
Маленький Саша Куделько - житель поселка Тавтиманово Иглинского района. В свои пять лет он уже пережил страшную трагедию: в пожаре погибли его родители. Сам малыш и его двухлетняя сестренка Настя остались живы благодаря правильным действиям мальчика…
Это случилось в марте текущего года. Родители вернулись с ночной смены и, включив обогреватель, легли спать. Спустя некоторое время в спальне начался пожар. Малыш, почувствовав запах дыма, вбежал в комнату. Напуганный ребенок начал будить родителей, но безрезультатно: по-видимому, они уже получили смертельную дозу продуктов горения. Тем временем пламя быстро распространялось по дому, который был построен из шпал. Тогда малыш в соседней задымленной комнате нашел сестренку, взял ее на руки и выбежал на улицу. Едва Саша успел это сделать, как горящие балки начали рушиться. Случившееся оставило неизгладимый след в сознании ребенка.
Однако время лечит… Сегодня этот маленький мальчик с большими добрыми глазами уже не плачет, он снова начал общаться и смотреть мультики - беседы с психологом пошли на пользу. Сейчас вместе с тетей, которая взяла малышей под опеку, он проживает в г. Уфе, ну и конечно, никогда не расстается с сестренкой. Принимая приз из рук известной телеведущей Светланы Сорокиной, малыш уверено в микрофон сказал - «спасибо». История сирот не оставила равнодушным одного из столичных предпринимателей - теперь до 18 лет дети будут получать ежемесячное денежное пособие.
Вопросы к классу
Совершали ли вы когда-либо отважные поступки?
Хотели бы вы стать героем?
Понятие «геройство» включает в себя не только подвиг, но и помощь, милосердие, однако не любая помощь и не любое проявление милосердия является подвигом. Давайте попробуем определить разницу!
Что это: просто помощь или настоящий подвиг?
1. Вчера мы с Петей помогали старенькой бабушке, соседке, по хозяйству. Что это:
а) милосердие
б) помощь
в) подвиг
2. Во время катания с горки мой товарищ сломал ногу. Я его на руках донес до дороги и вызвал скорую. Что это:
а) милосердие
б) помощь
в) подвиг
3. Во время пожар мой папа вынес из горящей квартиры маленького ребенка. Что это:
а) милосердие
б) помощь
в) подвиг
Ребята, можно приводить бесконечно много примеров, где люди совершают героические подвиги, профессиональные и трудовые подвиги. И все же, давайте подумаем, почему о подвигах мечтает почти каждый, а героями становятся лишь некоторые? Почему в одинаковых обстоятельствах одни совершают героические поступки, а другие остаются безучастными?
(Ответы ребят)
Американский поэт, философ Ральф Эмерсон определил понятие герой так: «Герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше»
Закончить дискуссию можно стихотворением Э. Асадова:
Учитесь, товарищи, уступать,
Учитесь по совести поступать,
И даже в пиру - не упиться.
Не просто быть честным всегда и везде,
И, чтобы быть верным в любой беде,
Трижды не грех учиться.
С готовой, с красивой душой навек
Отнюдь не рождается человек,
Не что ведь само не строится.
Уверен, что скромником и бойцом,
Отзывчивым, умницей, храбрецом
Учатся и становятся.
Но как это сделать? Легко сказать
Как сделать? А душу тренировать
На искренность, на заботы
Как в спорте, как в музыке, как в труде
Тренаж нужен людям везде- везде
Вот так и берут высоты.
Высоты всяческой красоты
Любви и действительной доброты
И нечего тут стыдиться
Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание «Человек» -
Стоит, друзья, учиться!
8