СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эстетическое воспитание школьников на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Из опыта работы»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подлинное эстетическое воспитание детей средствами искусства – результат длительной, сложной творческой работы по освоению прекрасного в искусстве. В данной статье описаны формы работ по данному направлению, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
««Эстетическое воспитание школьников на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Из опыта работы»»

«Эстетическое воспитание школьников

на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности»


Фалина Луиза Геннадьевна, учитель изобразительного искусства

МБОУ «Красноклчинская СОШ» Нижнекамский муниципальный район

Республики Татарстан


«Прекрасное трудно». Бенедикт Спиноза.

Развитие детского изобразительного творчества играет важную роль в системе художественно-эстетического образования является. Эстетика — показатель качества. Значение этого слова можно рассмотреть, как минимум с двух сторон. Во-первых, эстетика – это наука о чувственности человека. Предметом этой науки выступает действительность, формы и нормы эстетического чувства человека. Происхождение этого чувства, отношение к природе, искусству, другому человеку. И во-вторых, эстетика – это философское изучение о понятии и форме прекрасного в искусстве, природе, человеческой жизни. Формирование эстетической культуры личности учащихся всегда было и остается актуальным, так как от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом.

Развитие художественно-эстетического воспитания школьников прежде всего формируется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеурочной деятельности.

Под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. В эстетическое воспитание принято включать содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

Задачи эстетического воспитания решаются на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Их главной целью является всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников. Эстетика объединяет в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности. Изобразительное искусство как комплексный предмет знакомит учащихся с художественными произведениями; элементами искусствознания, теорией изобразительной деятельности; способствует формированию навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Детское художественное творчество занимает в учебных программах скромное место. Но изобразительная деятельность, развивая творческие способности школьников, помогает решать главную педагогическую задачу. Изобразительное искусство как предмет доставляет учащимся эстетическое наслаждение, влияет на его духовный мир, формирование потребностей, мотивов поведения; способствует развитию мыслительных процессов, расширяют кругозор, углубляет знания.

В содержание предмета «изобразительное искусство» включено: восприятие и изучение произведений изобразительного искусства; освоение изобразительной грамоты и развитие художественно-творческого отношения к действительности: детское художественное мышление и творчество. Изобразительное искусство отображает жизнь, запечатлевает в ярких художественных образах ее наиболее типичные и выдающиеся явления.. Художественное полотно заставляет переживать глубокие эстетические чувства прекрасного и трагического, возвышенного и комического. Оно духовно обогащает ребенка, учит проникновению в эстетическую, нравственную и социальную сущность реальной действительности.

Изобразительная деятельность выполняет функцию своеобразного языка, передающего информацию с помощью наглядных образов. На занятиях по рисованию школьники овладевают навыками грамотного изображения, познают законы художественно-изобразительного 'творчества, развивают свои творческие духовные силы. Они приобретают умение подходить с художественно-творческой мерой к любому делу, оценивать сделанное с позиций общественных идеалов, видеть единство художественной формы и идейного содержания. Творческая изобразительная деятельность развивает умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Она формирует эстетическое чувство, духовную потребность, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Ребенок в большей или меньшей степени становится художником с развитым зрительным анализатором и свойствами, умением творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

           В.А. Сухомлинский считал, что эстетическое воспитание неразрывно связано с эмоциональным воспитанием. Он полагал, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры ощущений и восприятий. Эстетическое воспитание начинается с богатого эмоционального подтекста отношений  между членами коллектива: чуткость, сердечность, задушевность.

      Большое значение эстетическому воспитанию придавал А.С. Макаренко, который считал, что необходимо у детей и подростков пробуждать стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время.

     М. Монтессори одной из важных задач воспитания выделяла развитие способности эстетического восприятия культурной среды, поэтического и музыкального слуха, чувства цвета, ритма, музыкального слуха детей, ритмики их движений и т.д.

Я работаю в 5-7 классах по УМК авторов С.П. Ломова, С.Е. Игнатьва, М.В.Карамзиной, в 8-9 классах по УМК авторов Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской.

Формы эстетического воспитания в рамках программы самые различные, но мне бы хотелось выделить основные:

-          эстетическое воспитание путем общения с природой. Написанию пейзажей уделяется внимание в 5 классе «Пишем природу. Мы делаем живописные наброски и этюды», «Пишем природу. Мы пишем пейзаж», в 6 классе «Пейзаж как образ Родины», «Живописные зарисовки элементов пейзажа. Воздушное пространство в пейзаже», в 7 классе «Световая и цветовая перспектива в пейзаже». На уроках в 8 классе учащиеся изучают тему «Искусство рассказывает о красоте Земли», в 9 классе «Эстетическое формирование искусством окружающей среды». Обучающиеся 9 класса выполнили исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Мне и моим ребятам очень повезло, мы живем в сельской местности недалеко от города и имеем возможность постоянного общения с природой. В результате этого у моих учеников есть умение ее видеть. Я стараюсь пробудить у детей чувство понимания пейзажей, умение прислушиваться к звукам природы и воспитываю бережное к ней отношение. Поселок уникален тем, что в одном месте можно увидеть столько красивых мест.

Школьный двор нашей школы граничит с лесом. Мы с ребятами часто организуем прогулки после уроков, во время которых я учу ребят насладиться красотой лесных пейзажей в любое время дня и года. Мы обращаем внимание на трели птиц, журчанье родников. На пути встречаются стройные берёзы, величественные дубы, душистые липы и молодые клёны. Летние поляны радуют глаз алыми капельками земляники, не торопливо порхают стрекозы и легкокрылые бабочки, трещат кузнечики и сверчки. На опушках встречаются боярышник, тёрн, шиповник, распускаются ромашки и лесные фиалки, цветёт медуница и зверобой.

Наш поселок стоит на берегу реки Камы. Великолепная набережная – любимое место проведения досуга сельчан и горожан. Спокойная вода реки радует глаз. Красивые виды повсюду – настоящая находка для юных художников. Светлые, красивые ограждения, цветники, резные скамейки, фонтаны, водопады и пещеры, где, по преданиям, еще в XVII веке обитал булгарский имам Даухит Асмагитжан.

Созерцание красоты природы дает душевную опору, помогает подняться над обыденностью взрослому человеку, а в душе ребенка будит самые высокие стремления. Наблюдение обогащает яркими образами окружающей действительности, служит основой формирования художественных понятий. Восхищение красотой природы способствует также и формированию чувств любви в Родине. Обсуждая удивительную природу родного края, я предлагаю ребятам изобразить наши ощущения на альбомном листе в виде пейзажей. Так, перефразируя А.Н. Леонтьева, можно сказать, что возникновение эмоций, переживаний, настроений от воздействия предметов на наше живое восприятие приводит к формированию устойчивых эмоциональных отношений, которые могут передаваться подходящим для этого выразительным языком психологического раскрытия - языком искусства.

-          эстетическое воспитание через искусство. Постижение искусства – это всегда трудное дело, требующее знаний, тренировки, опыта и многих усилий ума и чувства. Понимание всех глубин искусства нелегко дается даже специалисту. В своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. Ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С дошкольного возраста они должны входить в его жизнь художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия — с них начинается знакомство ребенка с искусством.

На уроках изобразительного искусства стараюсь доступно и понятно донести до детей основные понятия и принципы изобразительного искусства и истории искусства, знакомлю их с лучшими достижениями мирового искусства всех народов и всех столетий. Отбирая произведения (зрительный ряд-репродукции картин, портреты художников) для детей, опираюсь на народ­ное творчество, классику и современное искусство.

При изучении искусства принцип обучения «от простого к сложному» не применяют. Самые высокие и сложные явления изобразительного искусства одинаково, могут захватывать детей, находящихся на разных ступенях развития. Дети одного возраста справляются с поставленной задачей по-разному. Это зависит от уровня развития креативности. Учителю необходимо увидеть в каждом обучающемся его собственный подчерк, его особенное видение мира и раскрыть его талант.

В процессе обучения изобразительной деятельности дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла.

В работе со школьниками в эстетическом направлении через изучение искусства использую возможности музея имени народного художника А.Фатхутдинова, Городского музея (экскурсии, встречи с интересными людьми), организую виртуальные экскурсии в музеи мира, посещение театров, кино и передвижных выставок картин и декоративно-прикладного искусства. Мои ученики добывают знания через исследовательскую и краеведческую деятельность (изучают биографии художников, скульпторов - земляков, ищут предметы старины, готовят проекты по истории искусства).

-          эстетика через красоту, уют и комфорт в школе. Создание уюта кабинета — дело очень сложное, вместе с тем и интересное. Эстетично оформленный и оборудованный кабинет способствует позитивным переменам в организации учебно-воспитательного процесса. Мои школьники выяснили, что цветовое решение - немаловажный фактор, обеспечивающий эффективность работы всех, кто занимается в кабинете. Это элемент создания психологического комфорта и средство эмоционально-эстетического воздействия на организм человека. Цветовое сочетание мы обсуждаем на уроках. В 5 классе изучаем темы «Цветоведение. Что такое цвет» и «Цветовой контраст», «Свет и цвет. Цветовые отношения»), в 6 классе («Колорит. Цветовая гармония»), в 7 классе («Контраст в живописи. Светлотный контраст»). Одним из творческих заданий был проект «Мой уютный класс».

Следует знать, что эстетические качества цвета, обращенные к нашим чувствам, имеют явно физическую окраску. Умело подобранный цвет вызывает удовлетворение, радость, уменьшает напряжение, снимает утомление нервной системы, оказывает благотворное воздействие на умственную и физическую деятельность.

Эстетично оформленная зеленая зона, усиливает созданное уютное и комфортное учебное пространство. К мнению ребят я прислушалась и не пожалела. Кабинет после ремонта получился светлым и уютным, а ребята помогают создавать комфорт и уют, учатся заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. Практически доказали, что без эстетического воздействия и продуманного дизайна нам не обойтись.

       Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют себя непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные способности.

Чтобы учащиеся могли полнее удовлетворить свои индивидуальные запросы, интересы и потребности, расширить и углубить свое художественное образование, в школе предусмотрены курсы внеурочной деятельности «Краеведение», «Киношкола» и «Я рисую этот мир». Реализация программы художественно-эстетического воспитания. Участниками которой являются обучающиеся школы помогает детям открыть и познать себя, обрести уверенность, преодолеть внутреннюю несвободу, страх, ребенок становится раскрепощеннее, учится формулировать и излагать свои мысли публично, появляется творческая активность, общительность, неповторимость собственной личности и неповторимость других членов коллектива. Программа не ставит цели изучения методов, приемов и стилей какого либо вида искусства, главное - развитие творческих способностей, духовного мира и формирование интересной неординарной личности, готовой к взрослой жизни.

Подлинное эстетическое воспитание детей средствами искусства – результат длительной, сложной творческой работы по освоению прекрасного в искусстве. Творческая среда школы – это не только уроки рисования, музыки и различные объединения по интересам. Это – общая обстановка, которая позволяет создать образовательную среду, направленную на развитие творческого потенциала учащихся. Эстетическое воспитание формирует у ребенка отношение к труду, способствует развитию навыка самореализации в творчестве.     


Список литературы

  1. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе.// М. Просвещение -2006

  2. Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 1992. - №5-6.

  3. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М., 1976.

  4. Гликман И.Э. Подготовка к творчеству:учебное исследование школь. // Методист. – 2007. - №7.

  5. Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования.  -  М.,  1994.

  6. Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой        активности учащихся // Школа. – 1997. - №2.

  7. Н. Н. Ростовцев «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» Москва изд. «Агар», 2000 год.

  8. Астахов И.Б. эстетика сегодня.// М. Искусство-1986

  9. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. // Мн. Народная асвета – 1974



Интернет источники:

1. Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе Мировая художественная культура https://xreferat.com/48/1-2-osobennosti-hudozhestvennogo-vospriyatiya-proizvedeniiy-izobrazitel-nogo-iskusstva-v-kurse-mirovaya-hudozhestvennaya-kul-tura.html

2. Ермакова Т.Н. «Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства»// РЕФЕРАТ по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки. – 2016.

3. Боженко Т.С.преподаватель МОУДОД «Детская художественная школа» г.Саратова https://xreferat.com/78/1609-1-esteticheskoe-vospitanie-deteiy-cherez-izuchenie-iskusstva.html

4. Батыркаева Г.Ф. https://infourok.ru/proekt-shkola-komforta-i-uyuta-1992031.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!