СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы разработки региональных культурных программ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

С. Г. Вайткуте

ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край

Научный руководитель Е.Г. Сидорина

Этапы разработки региональных культурных программ

 

Формирование региональных социально-культурных программ представляет собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, можно переходить к следующему. Так слагается логическая цепочка действий, которые в итоге приводят к созданию целостной программы.

Первый этап - диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем.

В рамках проектирования данный этап является основополагающим. Это обусловлено тем, что как уже отмечалось, социально-культурная программа - не простой набор мероприятий, а представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных (помимо оптимизации процессов сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей, традиций, норм) на решение определенного рода проблем. Проблемно-целевая ориентация является в социокультурном проектировании основным технологическим приемом и принципом, который подчиняет различные виды и формы социально-культурной деятельности решению конкретных проблем, носителями которых может выступать личность, социальная группа или категория населения, регион, учреждения и институты сферы культуры, досуга, образования и т.д.

Для анализа ситуации не обязательно проводить социологические исследования - необходимую для разработки программы информацию можно получить другими способами. Основными методами анализа ситуации являются: контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.

Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур; эксперты (проектировщики); представители общественности.

Характеристика социокультурной ситуации производится в зависимости от характера будущей программы. Это может быть характеристика всей среды (всего пространства жизнедеятельности человека, группы, общества) или одного из ее полей (и соответствующих «модусов жизнедеятельности»), т.е. характеристика ситуации в сфере сохранения историко-культурного наследия, в сфере художественной культуры, образования и т.д.

В процессе анализа социокультурной ситуации необходимо решить несколько задач:

- проанализировать специфику и потенциалы социокультурной среды конкретной территории;

- выявить меру освоения среды человеком (включая содержание его активности по освоению ценностей, норм, способов жизнедеятельности);

- охарактеризовать проблемы, типичные для всех составляющих среды и образа жизни (причем, проблемы как социально-культурные, так и личностные, которые обнаруживаются в каждой составляющей социокультурной среды и образа жизни): проблемы освоения предметов и ценностей художественной культуры, организации художественной жизни, художественного развития личности; сохранения, освоения и востребованности историко-культурной среды обитания; проблемы общения и поддержания оптимального взаимодействия с другими людьми; проблемы духовного самочувствия и самоопределения человека, утраты или поиска смысла человеческой жизни; проблемы неоптимального состояния природной среды, обусловленные деформированной системой ценностей и соответствующими отношениями человека к природе; проблемы общественно-политической жизни - в смысле возможностей и форм участия в политической жизни или их отсутствия, уровня политической культуры; проблемы профориентации, профессионального самоопределения и самореализации человека в профессии, адаптации к профессиональной субкультуре; проблемы физического и психического состояния человека, включая его отношение к собственному здоровью, меру освоения и развития физических и психических способностей.

При этом необходимо учитывать следующее: с позиции проектирования в ситуации выделяются те элементы, которые могут быть изменены в рамках проекта, а сам проект адресуется, прежде всего, носителю проблем. Как правило, в определенных составляющих социокультурной среды обитания человека и образа его жизни преобладают или социально-культурные, или личностные проблемы. В частности, первые характерны для художественной жизни, культурно-исторического наследия, экологической и политической среды обитания. Личностные проблемы типичны для социально-психологической, духовно-нравственной и профессиональной среды обитания, а также для всех составляющих образа жизни.

Решение этих задач предполагает наличие системы сбора, обработки и анализа информации о социально-политической, экономической и культурно-досуговой жизни региона. Исходные данные позволяют: а) накопить информацию о проблемах регионального характера; б) сформулировать на этой основе задачи, которые предстоит решить в рамках культурной политики; в) выделить информацию, необходимую для решения проблем.

Полученную на данном этапе информацию целесообразно формировать по следующим разделам:

Социальные и культурные особенности и проблемы региона, например, динамика развития региона (снижение, стабильность или рост численности населения), тяжелое положение и культурная изоляция стариков, инвалидов, женщин, различие в доходах разных социальных групп, преобладание женского или мужского населения, большое количество сел, не имеющих стационарных учреждений культуры, доступность культурных учреждений и ценностей и др.

Характеристика региона как совокупности институциональных условий социокультурного развития личности и социальных групп, т.е. выявление возможностей государственных институтов и общественных формирований (учреждений народного образования, спорта, здравоохранения, туризма и др.) с целью последующей кооперации материальных и человеческих ресурсов, координации культурно-досуговых программ с программами в области эстетического воспитания, образования, спорта, отдыха, экологии, создания межведомственных программ по наиболее актуальным для данного региона проблемам. Эту информацию можно получить по итогам инвентаризации всего фонда пустующих помещений, залов, действующих учреждений культуры, искусства и составления карты материально-технической базы культуры региона (социально-культурная инфраструктура).

Творческий потенциал региона (квалификация специалистов в сфере культуры и смежных сферах деятельности в политике, педагогике, спорте, здравоохранении и др.), т.е. примерный состав специалистов, способных организованно и содержательно осуществить ту или иную программу.

Характеристика различных социальных и социально-демографических групп региона, выделенных по критерию сходства или различия их экономического, культурного, политического положения, социальных ролей, интересов, ценностей, признаваемых этими группами как престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова, референтные личности в культуре, политике, искусстве и т.д.); выявление ведущей проблемы и нереализованной потребности у каждой социальной группы. На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт региона, где учитывается состав населения, проблемы и потребности приоритетных социальных групп.

Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах:

а) паспорте социокультурного развития территории;

б) матрице анализа социокультурной жизни региона, которые являются базовыми для разработки концепции региональной культурной политики. При этом паспорт социокультурного развития территории содержит объективную информацию о наличии инфраструктуры культуры в регионе, использовании материальной базы, кадрах, общественных объединениях, т.е. о тех ресурсах, которые могли бы быть задействованы для решения проблем региона.

По результатам анализа ситуации составляется «проблемное поле», которое, по возможности, должно включить весь перечень проблем, характерных для региона, социальной общности, категорий населения.

Второй этап - нормативно-прогнозный: включает вероятные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта [2, стр. 126-135].

Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. Она предполагает определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, анализ факторов, определяющих негативные и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов.

Третий этап - концептуальный: его суть заключается в определении приоритетных направлений развития культуры, соответствующих сфер социально-культурного проектирования и определении перспективных целей, связанных с решением основного круга проблем.

Данный этап целиком осуществляется на базе результатов информационного анализа. Концепцию культурного развития территории составляют приоритетные направления социокультурной деятельности, которые фокусируют два вектора ориентации:

- проблемы регионального характера в сфере искусства, истории, политики, экологии и т.д., являющимися общими для различных социальных групп;

- различные формы деятельности по выявлению и возрождению историко-культурной самобытности территории.

Приоритетное направление социально-культурного развития определяет:

- способ решения проблем определенных социальных категорий и групп населения, а также территории в целом (а, следовательно, путь блокирования возможного источника социальной напряженности);

- потенциальную сферу культурной деятельности населения;

- условия выявления и развития историко-культурной самобытности территории.

Опыт разработки авторами региональных программ социокультурного развития различного уровня показал, что наиболее продуктивен путь последовательного осмысления информации, которая в итоге ложится в основу концепции. Исходная информация, необходимая для логических операций, содержится в паспорте социокультурного развития территории и матрице анализа социально-культурной жизни региона, которая, в свою очередь, во многом базируется на данных социологического опроса жителей, экспертов, работников культурно-досуговых учреждений.

Следующий шаг в осмыслении накопленной информации о социокультурной ситуации в регионе - это переход от выделения проблем и противоречий к анализу причин, обусловливающих эффективность культурной политики в решении данных проблем. При этом целесообразно дифференцировать причины по их содержанию, природе, сфере проявления и т.д.

Основным результатам данного этапа должна стать концепция развития социокультурной жизни территории, которую целесообразно выстроить по следующей схеме:

а) развернутое описание проблем территории и характеристика их носителей (социальных групп);

б) обоснование приоритетных направлений социокультурного развития;

в) задачи культурной политики (по каждому из приоритетов) [1, срт. 144].

Четвертый этап - проектно-планирующий. Основой формирования региональной программы социокультурного развития и локальных программ служит концепция развития культуры. Следующий этап призван осуществить переход от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории. Здесь возникает весьма серьезная проблема, суть которой состоит в том, что «собственные» интеллектуальные ресурсы проектирования оказываются недостаточными в силу двух причин. Во-первых, разработчики могут в лучшем случае выступать носителями некоторого количества универсальных, типовых проектов, которые далеко не всегда приемлемы в условиях конкретного региона. Во-вторых, ценность любой программы во многом определяется ее реализационным потенциалом.

Эксперты программы индивидуально оценивают программу или проект, благодаря чему создается система обоснованных суждений, позволяющих отобрать наиболее эффективные и в то же время оптимальные проекты, которые конкретизируют концепцию и программу социально-культурного развития территории. Они представляют собой совокупность локальных программ, которые соответствуют основным направлениям культурной политики и, будучи претворенными в жизнь, могут разрешить выявленные проблемы и противоречия на региональном уровне.

Пятый этап - исполнительское-внедренческий предполагает создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение). Этот этап начинается с заключения договоров. Предметом договора является выполнение социально-творческого заказа конкретными исполнителями.

Реализация региональной программы и локальных программ в ее рамках в процессуальном отношении выступает в форме текущей деятельности культурно-досуговых учреждений, общественных объединений и других субъектов реализации данных программ. На этом этапе актуализируется вопрос о контроле за выполнением программы, их эффективностью. Для этого могут использоваться опросы общественного мнения, материалы периодической печати, экспертные оценки.

Шестой этап - контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельных проектов, учитывается их социальная эффективность и проводятся соответствующие корректирующие действия.

Таким образом, разработка и реализация региональных культурных программ - это целенаправленный и последовательный процесс аккумулирования всех возможностей регионов на различных уровнях, требующий комплексного подхода, современной организации всей работы, проведения согласованной по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям системы мероприятий.

Список использованных источников:

  1. Белорусская культура сёння : гадавы агляд, 2010 / І.В.Анціпенка ; пад агул. рэд. Т.І. Стружэцкага ; м-ва культуры Рэсп. Беларусь, Ин-т культуры Беларусі. - Мінск : БДУ культуры і мастацтваў, 2011. - 144 с.
  2. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. М. : Искусство, 1963. С.126-135 с.

Просмотр содержимого документа
«Этапы разработки региональных культурных программ»


С. Г. Вайткуте

ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край

Научный руководитель Е.Г. Сидорина

Этапы разработки региональных культурных программ



Формирование региональных социально-культурных программ представляет собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, можно переходить к следующему. Так слагается логическая цепочка действий, которые в итоге приводят к созданию целостной программы.

Первый этап - диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем.

В рамках проектирования данный этап является основополагающим. Это обусловлено тем, что как уже отмечалось, социально-культурная программа - не простой набор мероприятий, а представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных (помимо оптимизации процессов сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей, традиций, норм) на решение определенного рода проблем. Проблемно-целевая ориентация является в социокультурном проектировании основным технологическим приемом и принципом, который подчиняет различные виды и формы социально-культурной деятельности решению конкретных проблем, носителями которых может выступать личность, социальная группа или категория населения, регион, учреждения и институты сферы культуры, досуга, образования и т.д.

Для анализа ситуации не обязательно проводить социологические исследования - необходимую для разработки программы информацию можно получить другими способами. Основными методами анализа ситуации являются: контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.

Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур; эксперты (проектировщики); представители общественности.

Характеристика социокультурной ситуации производится в зависимости от характера будущей программы. Это может быть характеристика всей среды (всего пространства жизнедеятельности человека, группы, общества) или одного из ее полей (и соответствующих «модусов жизнедеятельности»), т.е. характеристика ситуации в сфере сохранения историко-культурного наследия, в сфере художественной культуры, образования и т.д.

В процессе анализа социокультурной ситуации необходимо решить несколько задач:

- проанализировать специфику и потенциалы социокультурной среды конкретной территории;

- выявить меру освоения среды человеком (включая содержание его активности по освоению ценностей, норм, способов жизнедеятельности);

- охарактеризовать проблемы, типичные для всех составляющих среды и образа жизни (причем, проблемы как социально-культурные, так и личностные, которые обнаруживаются в каждой составляющей социокультурной среды и образа жизни): проблемы освоения предметов и ценностей художественной культуры, организации художественной жизни, художественного развития личности; сохранения, освоения и востребованности историко-культурной среды обитания; проблемы общения и поддержания оптимального взаимодействия с другими людьми; проблемы духовного самочувствия и самоопределения человека, утраты или поиска смысла человеческой жизни; проблемы неоптимального состояния природной среды, обусловленные деформированной системой ценностей и соответствующими отношениями человека к природе; проблемы общественно-политической жизни - в смысле возможностей и форм участия в политической жизни или их отсутствия, уровня политической культуры; проблемы профориентации, профессионального самоопределения и самореализации человека в профессии, адаптации к профессиональной субкультуре; проблемы физического и психического состояния человека, включая его отношение к собственному здоровью, меру освоения и развития физических и психических способностей.

При этом необходимо учитывать следующее: с позиции проектирования в ситуации выделяются те элементы, которые могут быть изменены в рамках проекта, а сам проект адресуется, прежде всего, носителю проблем. Как правило, в определенных составляющих социокультурной среды обитания человека и образа его жизни преобладают или социально-культурные, или личностные проблемы. В частности, первые характерны для художественной жизни, культурно-исторического наследия, экологической и политической среды обитания. Личностные проблемы типичны для социально-психологической, духовно-нравственной и профессиональной среды обитания, а также для всех составляющих образа жизни.

Решение этих задач предполагает наличие системы сбора, обработки и анализа информации о социально-политической, экономической и культурно-досуговой жизни региона. Исходные данные позволяют: а) накопить информацию о проблемах регионального характера; б) сформулировать на этой основе задачи, которые предстоит решить в рамках культурной политики; в) выделить информацию, необходимую для решения проблем.

Полученную на данном этапе информацию целесообразно формировать по следующим разделам:

Социальные и культурные особенности и проблемы региона, например, динамика развития региона (снижение, стабильность или рост численности населения), тяжелое положение и культурная изоляция стариков, инвалидов, женщин, различие в доходах разных социальных групп, преобладание женского или мужского населения, большое количество сел, не имеющих стационарных учреждений культуры, доступность культурных учреждений и ценностей и др.

Характеристика региона как совокупности институциональных условий социокультурного развития личности и социальных групп, т.е. выявление возможностей государственных институтов и общественных формирований (учреждений народного образования, спорта, здравоохранения, туризма и др.) с целью последующей кооперации материальных и человеческих ресурсов, координации культурно-досуговых программ с программами в области эстетического воспитания, образования, спорта, отдыха, экологии, создания межведомственных программ по наиболее актуальным для данного региона проблемам. Эту информацию можно получить по итогам инвентаризации всего фонда пустующих помещений, залов, действующих учреждений культуры, искусства и составления карты материально-технической базы культуры региона (социально-культурная инфраструктура).

Творческий потенциал региона (квалификация специалистов в сфере культуры и смежных сферах деятельности в политике, педагогике, спорте, здравоохранении и др.), т.е. примерный состав специалистов, способных организованно и содержательно осуществить ту или иную программу.

Характеристика различных социальных и социально-демографических групп региона, выделенных по критерию сходства или различия их экономического, культурного, политического положения, социальных ролей, интересов, ценностей, признаваемых этими группами как престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова, референтные личности в культуре, политике, искусстве и т.д.); выявление ведущей проблемы и нереализованной потребности у каждой социальной группы. На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт региона, где учитывается состав населения, проблемы и потребности приоритетных социальных групп.

Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах:

а) паспорте социокультурного развития территории;

б) матрице анализа социокультурной жизни региона, которые являются базовыми для разработки концепции региональной культурной политики. При этом паспорт социокультурного развития территории содержит объективную информацию о наличии инфраструктуры культуры в регионе, использовании материальной базы, кадрах, общественных объединениях, т.е. о тех ресурсах, которые могли бы быть задействованы для решения проблем региона.

По результатам анализа ситуации составляется «проблемное поле», которое, по возможности, должно включить весь перечень проблем, характерных для региона, социальной общности, категорий населения.

Второй этап - нормативно-прогнозный: включает вероятные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта [2, стр. 126-135].

Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. Она предполагает определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, анализ факторов, определяющих негативные и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов.

Третий этап - концептуальный: его суть заключается в определении приоритетных направлений развития культуры, соответствующих сфер социально-культурного проектирования и определении перспективных целей, связанных с решением основного круга проблем.

Данный этап целиком осуществляется на базе результатов информационного анализа. Концепцию культурного развития территории составляют приоритетные направления социокультурной деятельности, которые фокусируют два вектора ориентации:

- проблемы регионального характера в сфере искусства, истории, политики, экологии и т.д., являющимися общими для различных социальных групп;

- различные формы деятельности по выявлению и возрождению историко-культурной самобытности территории.

Приоритетное направление социально-культурного развития определяет:

- способ решения проблем определенных социальных категорий и групп населения, а также территории в целом (а, следовательно, путь блокирования возможного источника социальной напряженности);

- потенциальную сферу культурной деятельности населения;

- условия выявления и развития историко-культурной самобытности территории.

Опыт разработки авторами региональных программ социокультурного развития различного уровня показал, что наиболее продуктивен путь последовательного осмысления информации, которая в итоге ложится в основу концепции. Исходная информация, необходимая для логических операций, содержится в паспорте социокультурного развития территории и матрице анализа социально-культурной жизни региона, которая, в свою очередь, во многом базируется на данных социологического опроса жителей, экспертов, работников культурно-досуговых учреждений.

Следующий шаг в осмыслении накопленной информации о социокультурной ситуации в регионе - это переход от выделения проблем и противоречий к анализу причин, обусловливающих эффективность культурной политики в решении данных проблем. При этом целесообразно дифференцировать причины по их содержанию, природе, сфере проявления и т.д.

Основным результатам данного этапа должна стать концепция развития социокультурной жизни территории, которую целесообразно выстроить по следующей схеме:

а) развернутое описание проблем территории и характеристика их носителей (социальных групп);

б) обоснование приоритетных направлений социокультурного развития;

в) задачи культурной политики (по каждому из приоритетов) [1, срт. 144].

Четвертый этап - проектно-планирующий. Основой формирования региональной программы социокультурного развития и локальных программ служит концепция развития культуры. Следующий этап призван осуществить переход от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории. Здесь возникает весьма серьезная проблема, суть которой состоит в том, что «собственные» интеллектуальные ресурсы проектирования оказываются недостаточными в силу двух причин. Во-первых, разработчики могут в лучшем случае выступать носителями некоторого количества универсальных, типовых проектов, которые далеко не всегда приемлемы в условиях конкретного региона. Во-вторых, ценность любой программы во многом определяется ее реализационным потенциалом.

Эксперты программы индивидуально оценивают программу или проект, благодаря чему создается система обоснованных суждений, позволяющих отобрать наиболее эффективные и в то же время оптимальные проекты, которые конкретизируют концепцию и программу социально-культурного развития территории. Они представляют собой совокупность локальных программ, которые соответствуют основным направлениям культурной политики и, будучи претворенными в жизнь, могут разрешить выявленные проблемы и противоречия на региональном уровне.

Пятый этап - исполнительское-внедренческий предполагает создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение). Этот этап начинается с заключения договоров. Предметом договора является выполнение социально-творческого заказа конкретными исполнителями.

Реализация региональной программы и локальных программ в ее рамках в процессуальном отношении выступает в форме текущей деятельности культурно-досуговых учреждений, общественных объединений и других субъектов реализации данных программ. На этом этапе актуализируется вопрос о контроле за выполнением программы, их эффективностью. Для этого могут использоваться опросы общественного мнения, материалы периодической печати, экспертные оценки.

Шестой этап - контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельных проектов, учитывается их социальная эффективность и проводятся соответствующие корректирующие действия.

Таким образом, разработка и реализация региональных культурных программ - это целенаправленный и последовательный процесс аккумулирования всех возможностей регионов на различных уровнях, требующий комплексного подхода, современной организации всей работы, проведения согласованной по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям системы мероприятий.

Список использованных источников:

  1. Белорусская культура сёння : гадавы агляд, 2010 / І.В.Анціпенка ; пад агул. рэд. Т.І. Стружэцкага ; м-ва культуры Рэсп. Беларусь, Ин-т культуры Беларусі. - Мінск : БДУ культуры і мастацтваў, 2011. - 144 с.

  2. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. М. : Искусство, 1963. С.126-135 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!