СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этюды с куклами по сюжетам сказок Х.К. Андерсона

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может быть использовано педагогами дополнительного образования по театральному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Этюды с куклами по сюжетам сказок Х.К. Андерсона»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования Дом творчества «Родничок».





ЭТЮДЫ С КУКЛАМИ НА ШИРМЕ (ЭТЮДНЫЕ ТРЕНАЖИ ДЛЯ АКТЁРА) НА ОСНОВЕ СЮЖЕТОВ СКАЗОК Х.К. АНДЕРСЕНА.

В помощь педагогу кукольного театра





Составитель: педагог дополнительного

образования, руководитель

образцового театра кукол

«Весёлые человечки»

Васильева Л.И.

Приморско-Ахтарск

2016 – 2017г.



Методический материал адресован педагогу дополнительного образования внешкольного учреждения, кто увлечен искусством театра кукол. Этюды с куклами на ширме по сюжетам сказок Х.К. Андерсена помогут детям закрепить навыки и умения вождения театральных кукол, развить эмоционально-выразительную речь, умение работать на ширме, используя декорацию и бутафорию. Также сюжеты из сказок могут использоваться педагогом как этюдный тренаж для актера. Этюды помогут развить детям память, внимание, фантазию, умение двигаться на сцене, общаться с партнёрами. Работая над этюдами, воспитанники познакомятся с творчеством великого писателя – сказочника.



КУДЕСНИК АНДЕРСЕН



Ханс Кристиан Андерсен – автор поэм, путевых заметок и философских эссе. Но всемирную известность и любовь читателей принесли ему сказки, в равной мере адресованные детям и взрослым. Х.К. Андерсен родился в 1805 году в датском городке Оденсе в семье сапожника. Страстно желая стать актёром, четырнадцатилетним подростком он покинул родной дом и отправился покорять Копенгаген. На сцену мечтательный юноша не попал,

однако его талант заметили. Благодаря помощи покровителей, Андерсен смог бесплатно посещать латинскую школу и получать стипендию. В 1828 году он начал обучение в университете. Будучи студентом, он писал стихи, пьесы и романы. В 1833году, получив Королевскую стипендию, Андерсен отправился в своё первое путешествие по Европе и вскоре после возвращения в Данию опубликовал роман «Импровизатор», принесший ему известность. В 1835 году, когда автору исполнилось тридцать лет, увидели свет «Сказки, рассказанные для детей» («Огниво», «Принцесса на горошине», «Русалочка» и другие). Эти сказки были переведены на многие языки мира. «Сказки рвутся из меня», - говорил Андерсен и не переставал сочинять их до конца дней. Он любил и хорошо знал народные предания и, используя фольклорные мотивы, создавал свои блистательные истории. Ханс Кристиан Андерсен написал 156 сказок, 33 из них были представлены русским читателям в обработке замечательных переводчиков Анны Васильевны и Петра Готфридовича Ганзен. Именно они познакомили всех нас с творчеством великого сказочника.



«ОГНИВО»

Звучит музыка в ритме марша. На ширму выходит солдат.

Ведущая: шёл солдат по дороге: раз - два, раз – два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма.

Ведьма: Здорово, служивый! Какая у тебя славная сабля. А ранец - то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег сколько твоей душе угодно.

Солдат: Спасибо, старая ведьма!

Ведьма: Видишь вон то старое дерево. Оно внутри пустое. Заберись наверх, увидишь дупло, влезь в него и спускайся до самого низа. А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, и, когда ты мне крикнешь, я тебя вытащу.

Солдат: Зачем мне туда лезть?

Ведьма: За деньгами! Знай, что из дупла ты попадешь в большой подземный ход: в нем горит больше сотни ламп, и там совсем светло. Перед тобой будут три двери, ты можешь отворить их, ключи торчат снаружи. Войди в первую комнату: посреди комнаты увидишь большой сундук, на нем собаку: глаза у неё словно чайные чашки! Но ты не бойся. Я дам тебе синий клетчатый передник, расстели его на полу, а сам живо подбеги и схвати собаку, посади её на передник, открой сундук, и бери из него денег вволю. В том сундуке одни медяки; захочешь серебра – ступай в комнату рядом: там сидит собака с глазами как мельничные колеса! Но ты не пугайся: сажай её на передник и бери денежки. А захочешь, так достанешь и золота сколько можешь унести: пойди только в третью комнату. У собаки, что сидит там на деревянном сундуке, глаза- каждый с крутой башню. Да ты не бойся: посади на мой передник, и она тебя не тронет, а ты бери себе золота сколько хочешь.

Солдат: Это бы не дурно! Но что ты с меня возьмешь? Ведь что-нибудь тебе от меня нужно?

Ведьма: Я не возьму с тебя ни полушки.Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.

Солдат: Ну, обвязывай меня веревкой.

(ведьма обвязывает солдата вокруг пояса веревкой)

Ведьма: Готово. А вот и мой клетчатый передник (протягивает передник солдату).

Педагог знакомит воспитанников с содержанием сюжета сказки «Огниво», раздает текст, дети читают текст за столом, а затем работают с куклами на ширме (или как этюдный тренаж для актёра). Этюд дает возможность детям изображать беседу двух кукол. Жестом, мимикой дети передают различные состояния образов персонажей сказки.

«ДИКИЕ ЛЕБЕДИ»

Звучит таинственная музыка. На ширме появляется Элиза. Она ложится на край ширмы под звуки музыки, засыпает.

Ведущая: Элизе приснилось, что она летит высоко-высоко по воздуху к замку-фатаморганы и что фея сама выходит ей навстречу, такая светлая и прекрасная, но то же время удивительно похожая на ту старушку, которая дала Элизе в лесу ягод и рассказала о лебедях в золотых коронах.

На ширме появляется Фея. Она наклоняется к девочке.

Фея (таинственно): Твоих братьев можно спасти. Но хвати ли у тебя мужества и стойкости? Вода мягче твоих нежных рук и все-таки шлифует камни, но она не ощущает боли, которую будут ощущать твои пальцы. Видишь, у меня в руках крапива? Такая крапива растёт здесь возле пещеры, и только она да ещё та крапива, что растёт на кладбищах, может тебе пригодиться. Заметь же её. Ты нарвёшь этой крапивы, хотя твои руки покроются волдырями от ожогов, потом разомнёшь её ногами, ссучишь из полученного волокна крепкие нити, затем сплетёшь из них 11рубашек-панцерей с длинными рукавами и набросишь их на лебедей, тогда колдовство исчезнет. Но помни, что стой минуты, как ты начнёшь свою работу, и до тех пор, пока не окончишь её, хотя бы она длилась целые годы, ты не должна говорить ни слова. Первое слово же, которое сорвется у тебя с языка, пронзит сердца твоих братьев, как кинжалом. Их жизнь и смерть будут в твоих руках. Помни же это.

Ведущая: И фея коснулась её руки жгучей крапивой. Элиза почувствовала боль, как от ожога, и проснулась. Был уже светлый день, и рядом с ней лежал пучок крапивы, точно такой же, как та, которую она видела сейчас во сне. Тогда она упала на колени, поблагодарила бога и вышла из пещеры, чтобы сейчас же приняться за работу. Своими нежными руками она рвала злую, жгучую крапиву и руки её покрылись крупными волдырями, но она с радостью переносила боль: только бы удалось ей спасти милых братьев! Потом она размяла крапиву голыми ногами и стала сучить зеленое волокно.

Педагог знакомит детей с содержанием текста сюжета, дети работают с куклами на ширме, выполняя действия согласно тексту, создавая выразительные образы Феи и Элизы.

Выразительные эмоции и движения при выполнении этюдного тренажа для актёра: 1. Брови сдвинуты, губы сжаты, глаза прищурены, как от боли ожогов.

2.Глаза светятся радостью, туловище наклонено вниз, руки не спеша рвут крапиву, затем ногами топчет крапиву и собирает её, сучит из крапивы волокно.

«Ель»

На ширме декорация, изображающая комнату. Посредине комнаты стоит ель.

Ведущая: Поутру явились слуги и горничная.

С правой стороны на ширму выходят слуги и горничная.

Ёлка: Сейчас опять начнут меня украшать.

Ведущая: Подумала ёлка, но они вытащили её из комнаты, поволокли по лестнице и сунули в самый тёмный угол чердака, куда даже не проникал дневной свет.

Ёлка: Что же это значит? Что мне здесь делать? Что я тут увижу и услышу?

Ведущая: Она прислонилась к стене и всё думала, думала...

Времени на это было довольно. Проходили дни и ночи-никто не заглядывал к ней. Раз только пришли люди поставить на чердак какие-то вещи. Дерево стояло совсем в стороне, и тем, казалось, забыли.

Звучит музыка. Появляется Мышонок, за ним другой.

Мышонок: – Пи-пи-пи!

Ведущая: Пискнул вдруг мышонок и выскочил из норки, за ним ещё один, такой же маленький. Они принялись обнюхивать дерево и шмыгать между его ветвями.

Мышата: Ужасно холодно здесь. А то совсем бы хорошо здесь было! Правда, старая елка?

Ёлка: Я совсем не старая. Есть много деревьев постарше меня!

Мышата: Откуда ты и что ты знаешь? Расскажи нам, где самое лучшее место на земле? Ты была там? Была ты когда-нибудь в кладовой, где на полках лежат сыры, а под потолком висят окорока, и где можно плясать на сальных свечах? Туда войдёшь тощим, а выйдешь оттуда толстым?

Ель: Нет, такого места я не знаю. Но я знаю лес, Где светит солнышко и поют птички!

Ведущая: И она рассказала им о своей юности, мышата никогда не слышали ничего подобного, выслушали рассказ ёлки, а потом сказали.

Мышата: Как ты много видела! Как ты была счастлива!

Ель: Счастлива?

Ведущая: Сказала она и задумалась о том времени, о котором только что рассказывала.

Ель: Да, пожалуй, мне жилось недурно.

Ведущая: затем она рассказывала им про тот вечер, когда была убрана пряниками и свечками.

Мышата: О! Как же ты была счастлива, старая ёлка!

Ель: Я совсем не старая. Я взята из леса только нынешней зимой. Я в самой поре! Только что вошла в рост.

Мышата: Как ты чудесно рассказываешь!

Ведущая: Сказали мышата и на следующую ночь привели с собой еще четверых, чтобы они послушали рассказы ёлки.

Педагог знакомит обучающихся с содержанием сюжета сказки, дети читают текст по ролям, передавая голосом, интонациями, жестами, мимикой различные эмоциональные состояния героев. Затем воспитанники инсценируют сюжет с куклами за столом, а затем на ширме, а также выполняют этюдный тренаж для актера на основе содержания текста.

«Гадкий утенок»

Звучит тревожная музыка. Еле ковыляя, идёт по ширме маленький утёнок. Слева на ширме – старая избушка.

Ведущая: Дул сильный встречный ветер, что утенок еле-еле передвигал лапками. К ночи он добрался до маленькой убогой избушки. Избушка до того обветшала, что готова была упасть, да и не знала, на какой бок, потому и держалась. Ветер так и подхватывал утёнка - приходилось прижиматься к самой земле, чтобы не унесло. К счастью, он заметил щель, сквозь щель можно легко пробраться внутрь. И утёнок пробрался. В избушке жила старуха со своей курицей и котом. Утром утёнка заметили( на ширме появляется кот и курица). Кот начал мурлыкать, а курица кудахтать.

Старуха: Что такое?

Ведущая: Она поглядела кругом и увидела в углу утёнка, но сослепу приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.

Старуха: Вот так находка! Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень.

Ведущая: И решила оставить бездомную птицу у себя. Но прошло три недели, а яиц всё не было.

Курица: Умеешь ли ты нести яйца?

Утенок: Нет!

Курица: Так и держи язык на привязи!

Кот: Умеешь ли ты выгибать спину?

Утенок: Нет!

Кот: Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!

Ведущая: И утенок сидел в углу, нахохлившись Как-то раз дверь широко отворилась, и в комнату ворвалась струя свежего воздуха и яркий солнечный луч. Утенка так сильно потянуло на волю, так захотелось ему поплакать, что он не мог удержаться и сказал об этом курице.

Курица: Ну что ещё выдумал! Бездельничаешь, вот тебе в голову и лезет всякая чепуха! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдёт!

Утёнок: Ах, так приятно! Такое удовольствие нырнуть вниз головой в самую глубь!

Курица: Вот так удовольствие! Ты совсем с ума сошёл! Спроси у кота-он рассудительней всех, кого я знаю,- нравится ему плавать ли ему плавать и нырять? О себе самой я уж и не говорю. Спроси, наконец, у нашей госпожи старушки, умнее её. Уж наверное, никого нет на свете! Она тебе скажет, любит ли нырять вниз головой в самую глубь!

Утенок: Вы меня не понимаете!

Курица: Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймет! Ты, видно, хочешь быть умнее кота и нашей госпожи, не говоря уже обо мне! Не дури и будь благодарен за всё, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, ты попал в такое общество, в котором можешь кое-чему научиться. Но ты пустая голова. И разговаривать с тобой не стоит. Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и броню тебя. Так всегда поступают истинные друзья. Старайся же нести яйца или научись мурлыкать да сыпать искрами!

Утенок: Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят!

Курица: Ну и ступай себе!

Ведущая: И утёнок ушел. Он жил на озере, плавал и нырял вниз головой, но все вокруг по-прежнему смеялись над ним и называли его гадким и безобразным.

Педагог предлагает детям познакомиться с содержанием сюжета, вместе с детьми определяют характеры действующих лиц, обучающиеся инсценируют сюжет сказки на ширме с театральными куклами, создавая выразительные образы героев сказки. Сюжет используется и как этюдный тренаж для актёра.

«Дюймовочка»

На ширму выходит не спеша девочка. В руках у девочки гнилушка. Она подходит к ласточке.

Ведущая: На следующую ночь Дюймовочка опять потихоньку пробралась к ласточке. Теперь бедняжка совсем ожила, но всё ещё была очень слаба и, чуть приоткрыв глаза, смотрела на Дюймовочку, которая стояла перед ней с гнилушкой в руках вместо фонарика.

Ласточка: Спасибо тебе, милая крошка! Я так хорошо согрелась! Скоро совсем поправлюсь и опять полечу на солнышко.

Дюймовочка: Ах, сейчас на дворе мороз, и снег идёт! Лежи лучше в тёплой постельке, а я буду за тобой ухаживать.

Ведущая: И она принесла ласточке воды в чашечке цветка.

Птичка попила и рассказала Дюймовочке, как поранила себе крыло о терновый куст и потому не смогла улететь в тёплые края вместе с другими ласточками. Всю зиму она пролежала в подземном коридоре и Дюймовочка ухаживала за ней. Настала весна и ласточка спросила Дюймовочку.

Ласточка: Дюймовочка, не хочешь ли ты сесть мне на спину и полететь со мною в зелёный лес?

Дюймовочка: Нет, я не могу лететь с тобой, я не могу покинуть старую полевую мышь, зная, что это очень огорчит её.

Ласточка: Прощай, прощай, добрая прелестная девочка!

Ведущая: Прощебетала ласточка и вылетела на волю. Дюймовочке было очень грустно, ведь её никогда не пускали погреться на солнышке.

Мышь: Дюймовочка, ты теперь невеста, к тебе посватался наш сосед. Какое счастье выпало тебе! Теперь придётся тебе шить приданое - и шерстяные платья, и бельё; надо, чтобы у тебя всего было вдоволь, когда ты будешь женой крота.

Ведущая: Но Дюймовочка вовсе этому не радовалась, она ни капельки не любила скучного крота. Каждое утро на восходе солнца и каждый вечер на закате она выскальзывала на порог мышиной норки и думала.

Дюймовочка: Как хорошо и светло там, на воле! Как же мне хочется увидеть милую ласточку, но её нигде не видно, наверное, она улетела далеко-далеко, в зелёный лес.

Ведущая: Когда наступила осень, всё приданое Дюймовочки было готово и полевая мышь стала готовиться к свадьбе.

Педагог знакомит детей с содержанием сюжета сказки, распределяет роли, дети инсценируют сюжет, создавая выразительные образы персонажей сказки, используя интонации, голос, жесты, мимику.

Стойкий оловянный солдатик.

На ширме декорация, изображающая улицу.

Ведущая: По улице расползлись широкие лужи, потекли быстрые ручьи. А когда, наконец дождь кончился, к тому месту, где между булыжниками торчал оловянный солдатик, прибежали двое уличных мальчишек.

Дети: Смотри-ка, да ни как это оловянный солдатик! Давай-ка отправим его в плаванье!

Ведущая: И они сделали из старой газеты лодочку, посадили в нее оловянного солдатика и спустили в канавку. Лодочка поплыла, а мальчишки бежали рядом, подпрыгивая и хлопая в ладоши. Вода в канаве так и бурлила. Лодочка то ныряла, то взлетала на гребень волны, то её кружило на месте, то несло вперёд. Оловянный солдатик в лодочке весь дрожал, но держался стойко. И вот лодочку занесло под широкий мост. Стало так темно, словно солдатик опять попал в свою коробку.

Солдатик: Где это я? Ах! Если бы со мной была моя красавица танцовщица! Тогда мне всё было нипочем!

Ведущая: В эту минуту из-под моста выскочила большая водяная крыса.

На ширме неожиданно для зрителя появляется Крыса.

Крыса: Ты кто такой? А паспорт у тебя есть? Предъяви паспорт!

Ведущая: Но оловянный солдатик молчал и крепко сжимал ружьё. Лодку его несло всё дальше и дальше, а крыса плыла за ним вдогонку.

Крыса: Держите его! Держите! У него нет паспорта!

Ведущая: И она изо всех сил загребала лапами, чтобы догнать солдатика. Но лодку несло так быстро, что даже крыса не могла угнаться за ней. Наконец оловянный солдатик увидел впереди свет. Мост кончился.

Солдатик: Я спасён!

Ведущая: Подумал солдатик.

Педагог знакомит детей с содержанием сюжета. Распределяет роли, обговаривает с обучающимися действия персонажей по ходу сюжета, воспитанники инсценируют сюжет, выполняя все действия согласно текста ведущего.

Штопальная игла.

Звучит музыка. На ширме важно прохаживается Игла. Она красуется перед зрителями.

Ведущая: Жила-была штопальная игла. Она считала тебя такой тонкой, что воображала, будто она швейная иголка.

Игла: Смотрите, смотрите, что вы держите!

Ведущая: Сказала она пальцам.

Игла: Не уроните меня! Упаду на пол - чего доброго, затеряюсь: я слишком тонка!

Пальцы: Будто уж!

Ведущая: Ответили пальцы и крепко обхватили её за талию.

Игла: Вот видите, я иду с целой свитой!

Ведущая: Сказала штопальная игла и потянула за собой длинную нитку, только без узелка. Пальцы ткнули иглу прямо в кухаркину туфлю – кожа на туфле лопнула, и надо было зашить дыру.

Игла: Фу, какая черная работа! Я не выдержу, я сломаюсь!

Ведущая: И вправду сломалась.

Игла: Ну вот, я ж говорила. Я слишком тонка!

Пальцы: Теперь она никуда не годиться.

Ведущая: Подумали пальцы, но им всё-таки пришлось крепко держать её: кухарка накапала на сломанный конец иглы сургуч и потом заколола ею косынку.

Игла: Вот теперь-я брошка! Я знала, что буду в чести: в ком есть толк, из того всегда выйдет что-нибудь путное. Позвольте спросить, вы из золота?

Ведущая: Обратилась она к соседке-булавке.

Игла: Вы очень милы, и у вас собственная головка… Только маленькая. Постарайтесь её отрастить - всякому достаётся сургучная головка!

Ведущая: При этом штопальная игла так гордо выпрямилась, что вылетела из платка прямо в раковину, куда кухарка как раз выливала помои.

Игла: Отправляюсь в плаванье! Только бы мне не затеряться!

Ведущая: Но она затерялась.

Игла: Я слишком тонка, я не создана для этого мира. Но я знаю себе цену, а это всегда приятно.

Ведущая: Сказала она, лёжа в уличной канаве.

Педагог знакомит детей с содержанием сюжета. Дети обыгрывают сюжет. Развиваем воображение, фантазию воспитанников.



Используемая литература

«Сказки» Х. К. Андерсен.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!