Просмотр содержимого документа
«"этнические сведения при изучении математики в начальной школе"»
МОУ ООШ с. Красная Зорька
МО «Барышский район»
ЭТНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Апробировано учителем
начальных классов
первой квалификационной категории
Бирюковой Т.М.
Экономические и политические изменения в обществе оказывают огромное влияние на этнические процессы. На данном этапе население России стало многонациональным, и более актуально интернациональное воспитание. Поэтому очень важно с раннего возраста проводить ознакомление с различными этническими особенностями народов, населяющих нашу страну.
На уроках математики в силу специфики предмета можно включать лишь количественную характеристику этноса.
При обучении математике целесообразно включать сведения этнического характера в виде присказок, поговорок, загадок, считалок, сказок, отражающих многовековую мудрость народа, их быт, обычаи.
В первом классе при изучении чисел 1 – 5 можно использовать пословицы:
Можно предложить и загадки:
Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. (глаза, нос)
Стоит Антошка на одной ножке. (гриб).
Одно на всех и светит, и греет. (солнце).
Две сестрицы идут по одной дороге. (ноги).
Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, а ночью к порогу. (сапоги).
У двух матерей по пяти сыновей, а имя всем одно. (пальцы).
Чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (пальцы в варежке).
На пяти проводах отдыхает стая птах. (ноты).
После работы с каждой загадкой полезно показать детям картинки или предметы, чтобы убедиться в правильности отгадки.
При изучении числа и цифры 7 можно предложить пословицы:
Семь раз отмерь, один раз отрежь;
Семеро одного не ждут;
У семи нянек дитя без глазу;
У беспокойной хозяйки семь пятниц на неделе.
Загадки:
При изучении новых счётных единиц (десяток, сотня) можно предложить загадки:
Есть у меня работники во всем помочь охотники. Живут не за горой, день и ночь со мной: целый десяток верных ребяток. (пальцы).
По десятку на шесточке сели умные кружочки и считают вслух, только слышно: стук да стук! (счёты).
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук).
Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (пила).
Там, где нужно сто лопат, я один трудиться рад! (экскаватор).
Сто братьев в одной избушке живут. (колос и зёрна).
Очень часто используются сказочные сюжеты для игры – путешествия во время устного счёта, при решении задач, чтобы помочь сказочному герою в трудных ситуациях.
В обучении математике в 3 – 4 классах могут быть включены в задания такие данные, как численность населения, площадь территорий народов их населяющих, длина рек, высота гор, площадь озёр, численность флоры и фауны, находящихся в определённых регионах и представляющих предмет гордости и природного богатства народов.
(Например, Зубр стал одним из самых редких животных в мире, а у нас после войны исчез совсем. В результате специальных мер по его разведению и охране было в заповеднике «Беловежская Пуща» 69 зубров, а на Кавказе – 181 зубр. Через 10 лет число беловежских зубров достигло 475, а кавказских 900. На сколько увеличилось поголовье зубров на Кавказе и Беларуси за эти годы?)
При такой работе расширяются знания детей о приложении математики, о её связи с окружающей действительностью, используются межпредметные связи, реализующие дидактический принцип связи обучения с жизнью.