СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Евангелие в произведениях русских художников XIX века"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Евангелие в произведениях русских художников XIX века"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1», муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ОДШИ»      Евангелие в искусстве как средство формирование морально-нравственных ценностей школьников    Марковская Юлия Ярославна   г. Норильск 2022-23 у.г .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1», муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ОДШИ»

Евангелие в искусстве как средство формирование морально-нравственных ценностей школьников

 

Марковская Юлия Ярославна

г. Норильск

2022-23 у.г .

 СУТЬ-Цель:  - приобщение к искусству, истории культуры;  - анализ произведения с воспитательной точки зрения, предоставление школьнику возможности самому дать нравственную оценку событию, поступку, явлению, используя произведение искусства

СУТЬ-Цель: - приобщение к искусству, истории культуры; - анализ произведения с воспитательной точки зрения, предоставление школьнику возможности самому дать нравственную оценку событию, поступку, явлению, используя произведение искусства

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ преодоление индивидуализма, прагматизма и негативизма подростка; развитие эмоционального интеллекта; воспитание патриотизма, чувства сопричастности с историей и культурой своей страны;   Интериоризация (переход извне внутрь) гуманистических ценностей содержания предмета; Преодоление клипового мышление, формирование целостной картины мира средствами изобразительного искусства:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

  • преодоление индивидуализма, прагматизма и негативизма подростка;
  • развитие эмоционального интеллекта;
  • воспитание патриотизма, чувства сопричастности с историей и культурой своей страны;
  • Интериоризация (переход извне внутрь)

гуманистических ценностей содержания предмета;

Преодоление клипового мышление, формирование целостной картины мира средствами изобразительного искусства:

Кому это может быть полезно? В первую очередь – учителям ИЗО, МХК, музыки, учителям начальной школы, русского языка и литературы, истории и обществознания, педагогам дополнительного образования; педагогу, который ищет способы преодоления детского негативизма, прагматизма, индивидуализма ; тем, кто считает важной задачей современного образования сохранить традиционные российские ценности ; любому человеку, который интересуется культурой и искусством .

Кому это может быть полезно?

  • В первую очередь – учителям ИЗО, МХК, музыки, учителям начальной школы, русского языка и литературы, истории и обществознания, педагогам дополнительного образования;
  • педагогу, который ищет способы преодоления детского негативизма, прагматизма, индивидуализма ; тем, кто считает важной задачей современного образования сохранить традиционные российские ценности ; любому человеку, который интересуется культурой и искусством .
Евангелие в картинах русских художников

Евангелие в картинах русских художников

Иван Крамской. Христос в пустыне

Иван Крамской. Христос в пустыне

Евангелисты Матвей, Марк и лука повествуют о молитве Господа в Гефсиманском саду. Христос попросил доверенных учеников Петра, Иакова и Иоанна сопровождать его. Преклонив колени Христос произнёс: Авва! Отче! Все возможно Тебе; пронеси сию чашу мимо меня! Впрочем не моя воля, а твоя будет. И ему был послан ангел, чтобы окончательно укрепить его в этой воле

Евангелисты Матвей, Марк и лука повествуют о молитве Господа в Гефсиманском саду. Христос попросил доверенных учеников Петра, Иакова и Иоанна сопровождать его. Преклонив колени Христос произнёс: Авва! Отче! Все возможно Тебе; пронеси сию чашу мимо меня! Впрочем не моя воля, а твоя будет. И ему был послан ангел, чтобы окончательно укрепить его в этой воле

Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною . И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты . И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна . Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя . И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня . Трижды Христос вознес молитву Господу. Первый раз он просил Отца Небесного избавить его от чаши страданий. Он говорил о своем страхе перед предстоящими муками. Во второй молитве Иисус заверял Господа в том, что готов выполнить его замысел. Третья молитва свидетельствовала о покорности, смирении, готовности исполнения своего предназначения.

Сошедший с неба ангел поднес Христу чашу для укрепления духа. Моленье Иисуса далось Спасителю столь тяжело, что со лба на землю стали падать кровавые капли пота. После обретения внутреннего покоя и согласия Спаситель вернулся к ученикам. Разбудив их, Он сообщил о скором приближении предателя Иуды со стражниками.

Перед тем, как Христа арестовали, Он завещал ученикам в любой трудной ситуации молиться Отцу Небесному, потому что только благодаря бодрому духу и горячей молитве удастся избегнуть искушения.

Моление о чаше в Гефсиманском саду

Сравнение картин Ивана Крамского «Христос в пустыне» и Эль Греко «моление о чаше» Автор и название картины Иван Крамской. Христос в пустыне Сходство  Эль Греко. Моление о чаше Различие

Сравнение картин Ивана Крамского «Христос в пустыне» и Эль Греко «моление о чаше»

Автор и название картины

Иван Крамской. Христос в пустыне

Сходство

Эль Греко. Моление о чаше

Различие

Василий Поленов. Христос и грешница. 1888

Василий Поленов. Христос и грешница. 1888

В Евангелии от Иоанна есть трогательная история о том, как однажды ко Иисусу привели женщину, взятую в прелюбодеянии. Поставив несчастную перед Иисусом, «…сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.  Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.  Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?  Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 4-11). Христос и грешница

В Евангелии от Иоанна есть трогательная история о том, как однажды ко Иисусу привели женщину, взятую в прелюбодеянии. Поставив несчастную перед Иисусом, «…сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 4-11).

Христос и грешница

Илья Репин. Воскрешение дочери иаира

Илья Репин. Воскрешение дочери иаира

Василий Поленов. Воскрешение дочери иаира

Василий Поленов. Воскрешение дочери иаира

У Матфея эпизод рассказан гораздо короче. К Иисусу подходит некоторый начальник , говорящий Ему: Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. Иисус, встав, идет за ним вместе с учениками, что говорят посланные от начальника, включая известие о смерти его дочери. Мы можем догадаться о ее смерти из того, что, придя в дом, Иисус видит свирельщиков и народ в смятении . Он говорит им: Выйдите вон, ибо девица не умерла, но спит ; над Ним смеются. Когда народ выслан, Он входит в комнату, где лежит девочка, берет ее за руку, и она встает. Слух об этом разносится по всей земле той (Мф. 9:18–19, 23–26). Воскрешение дочери иаира

У Матфея эпизод рассказан гораздо короче. К Иисусу подходит некоторый начальник , говорящий Ему: Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. Иисус, встав, идет за ним вместе с учениками, что говорят посланные от начальника, включая известие о смерти его дочери. Мы можем догадаться о ее смерти из того, что, придя в дом, Иисус видит свирельщиков и народ в смятении . Он говорит им: Выйдите вон, ибо девица не умерла, но спит ; над Ним смеются. Когда народ выслан, Он входит в комнату, где лежит девочка, берет ее за руку, и она встает. Слух об этом разносится по всей земле той (Мф. 9:18–19, 23–26).

Воскрешение дочери иаира

Методика Александра Мелик-Пашаева   «семь вопросов для анализа произведения изобразительного искусства»

Методика Александра Мелик-Пашаева «семь вопросов для анализа произведения изобразительного искусства»

Методика Александра Мелик-Пашаева   1. Как бы вы назвали эту картину? 2. Нравится вам она? Почему? 3. Опишите эту картину так, чтобы человек который не видел её мог представить себе эту картину. 4. Какие мысли, чувства, эмоции вызывает у вас эта картина? 5. Какой в ней смысл? Для чего художник написал эту картину? Что он хотел сказать? 6. Какие средства художественной выразительности использовал автор, для того, чтобы мы поняли его замысел? 7. Возвращаясь ко 2-му вопросу: изменилось ли ваше мнение о картине или осталось прежним?

Методика Александра Мелик-Пашаева

  • 1. Как бы вы назвали эту картину?
  • 2. Нравится вам она? Почему?
  • 3. Опишите эту картину так, чтобы человек который не видел её мог представить себе эту картину.
  • 4. Какие мысли, чувства, эмоции вызывает у вас эта картина?
  • 5. Какой в ней смысл? Для чего художник написал эту картину? Что он хотел сказать?
  • 6. Какие средства художественной выразительности использовал автор, для того, чтобы мы поняли его замысел?
  • 7. Возвращаясь ко 2-му вопросу: изменилось ли ваше мнение о картине или осталось прежним?
Николай Ге. Тайная вечеря

Николай Ге. Тайная вечеря

Еще во время трапезы Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам: «Истину говорю вам: один из вас предаст Меня». Ученики недоумевали: о ком говорит Учитель? Они спрашивали Христа: не я ли, Господи? Иоанн Зеведеев, ученик, которого Господь особенно любил, припав к груди Иисуса, спросил Его: Господи! кто это? Господь ответил: «Тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба». И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту со словами: Что делаешь, делай скорее . Сатана, толкавший ученика Христова на преступление против Учителя, в этот момент окончательно овладел Иудой. Иуда вышел в ночь и поспешил к врагам Господа. Однако никто из учеников не понял слов Спасителя. Они решили, что Господь отослал Иуду купить необходимое к празднику или раздать пожертвования нищим. Евангельский текст не говорит прямо, причастился ли Иуда Тела и Крови Христовых или же Господь обличил предателя до установления Евхаристии. Но видно, как Господь до последнего пытается пробудить в Своем ученике совесть и удержать его от гибельного шага. Тайная Вечеря

Еще во время трапезы Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам: «Истину говорю вам: один из вас предаст Меня». Ученики недоумевали: о ком говорит Учитель? Они спрашивали Христа: не я ли, Господи? Иоанн Зеведеев, ученик, которого Господь особенно любил, припав к груди Иисуса, спросил Его: Господи! кто это? Господь ответил: «Тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба». И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту со словами: Что делаешь, делай скорее . Сатана, толкавший ученика Христова на преступление против Учителя, в этот момент окончательно овладел Иудой. Иуда вышел в ночь и поспешил к врагам Господа. Однако никто из учеников не понял слов Спасителя. Они решили, что Господь отослал Иуду купить необходимое к празднику или раздать пожертвования нищим.

Евангельский текст не говорит прямо, причастился ли Иуда Тела и Крови Христовых или же Господь обличил предателя до установления Евхаристии. Но видно, как Господь до последнего пытается пробудить в Своем ученике совесть и удержать его от гибельного шага.

Тайная Вечеря

Генрих Семирадский. Христос у марфы и Марии

Генрих Семирадский. Христос у марфы и Марии

Ст. 38-42 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё Христос у Марфы и Марии

Ст. 38-42 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё

Христос у Марфы и Марии

Леонардо да винчи. Тайная вечеря

Леонардо да винчи. Тайная вечеря


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!