Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1», муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ОДШИ»
Евангелие в искусстве как средство формирование морально-нравственных ценностей школьников
Марковская Юлия Ярославна
г. Норильск
2022-23 у.г .
СУТЬ-Цель: - приобщение к искусству, истории культуры; - анализ произведения с воспитательной точки зрения, предоставление школьнику возможности самому дать нравственную оценку событию, поступку, явлению, используя произведение искусства
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
- преодоление индивидуализма, прагматизма и негативизма подростка;
- развитие эмоционального интеллекта;
- воспитание патриотизма, чувства сопричастности с историей и культурой своей страны;
- Интериоризация (переход извне внутрь)
гуманистических ценностей содержания предмета;
Преодоление клипового мышление, формирование целостной картины мира средствами изобразительного искусства:
Кому это может быть полезно?
- В первую очередь – учителям ИЗО, МХК, музыки, учителям начальной школы, русского языка и литературы, истории и обществознания, педагогам дополнительного образования;
- педагогу, который ищет способы преодоления детского негативизма, прагматизма, индивидуализма ; тем, кто считает важной задачей современного образования сохранить традиционные российские ценности ; любому человеку, который интересуется культурой и искусством .
Евангелие в картинах русских художников
Иван Крамской. Христос в пустыне
Евангелисты Матвей, Марк и лука повествуют о молитве Господа в Гефсиманском саду. Христос попросил доверенных учеников Петра, Иакова и Иоанна сопровождать его. Преклонив колени Христос произнёс: Авва! Отче! Все возможно Тебе; пронеси сию чашу мимо меня! Впрочем не моя воля, а твоя будет. И ему был послан ангел, чтобы окончательно укрепить его в этой воле
Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною . И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты . И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна . Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя . И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня . Трижды Христос вознес молитву Господу. Первый раз он просил Отца Небесного избавить его от чаши страданий. Он говорил о своем страхе перед предстоящими муками. Во второй молитве Иисус заверял Господа в том, что готов выполнить его замысел. Третья молитва свидетельствовала о покорности, смирении, готовности исполнения своего предназначения.
Сошедший с неба ангел поднес Христу чашу для укрепления духа. Моленье Иисуса далось Спасителю столь тяжело, что со лба на землю стали падать кровавые капли пота. После обретения внутреннего покоя и согласия Спаситель вернулся к ученикам. Разбудив их, Он сообщил о скором приближении предателя Иуды со стражниками.
Перед тем, как Христа арестовали, Он завещал ученикам в любой трудной ситуации молиться Отцу Небесному, потому что только благодаря бодрому духу и горячей молитве удастся избегнуть искушения.
Моление о чаше в Гефсиманском саду
Сравнение картин Ивана Крамского «Христос в пустыне» и Эль Греко «моление о чаше»
Автор и название картины
Иван Крамской. Христос в пустыне
Сходство
Эль Греко. Моление о чаше
Различие
Василий Поленов. Христос и грешница. 1888
В Евангелии от Иоанна есть трогательная история о том, как однажды ко Иисусу привели женщину, взятую в прелюбодеянии. Поставив несчастную перед Иисусом, «…сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 4-11).
Христос и грешница
Илья Репин. Воскрешение дочери иаира
Василий Поленов. Воскрешение дочери иаира
У Матфея эпизод рассказан гораздо короче. К Иисусу подходит некоторый начальник , говорящий Ему: Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. Иисус, встав, идет за ним вместе с учениками, что говорят посланные от начальника, включая известие о смерти его дочери. Мы можем догадаться о ее смерти из того, что, придя в дом, Иисус видит свирельщиков и народ в смятении . Он говорит им: Выйдите вон, ибо девица не умерла, но спит ; над Ним смеются. Когда народ выслан, Он входит в комнату, где лежит девочка, берет ее за руку, и она встает. Слух об этом разносится по всей земле той (Мф. 9:18–19, 23–26).
Воскрешение дочери иаира
Методика Александра Мелик-Пашаева «семь вопросов для анализа произведения изобразительного искусства»
Методика Александра Мелик-Пашаева
- 1. Как бы вы назвали эту картину?
- 2. Нравится вам она? Почему?
- 3. Опишите эту картину так, чтобы человек который не видел её мог представить себе эту картину.
- 4. Какие мысли, чувства, эмоции вызывает у вас эта картина?
- 5. Какой в ней смысл? Для чего художник написал эту картину? Что он хотел сказать?
- 6. Какие средства художественной выразительности использовал автор, для того, чтобы мы поняли его замысел?
- 7. Возвращаясь ко 2-му вопросу: изменилось ли ваше мнение о картине или осталось прежним?
Николай Ге. Тайная вечеря
Еще во время трапезы Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам: «Истину говорю вам: один из вас предаст Меня». Ученики недоумевали: о ком говорит Учитель? Они спрашивали Христа: не я ли, Господи? Иоанн Зеведеев, ученик, которого Господь особенно любил, припав к груди Иисуса, спросил Его: Господи! кто это? Господь ответил: «Тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба». И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту со словами: Что делаешь, делай скорее . Сатана, толкавший ученика Христова на преступление против Учителя, в этот момент окончательно овладел Иудой. Иуда вышел в ночь и поспешил к врагам Господа. Однако никто из учеников не понял слов Спасителя. Они решили, что Господь отослал Иуду купить необходимое к празднику или раздать пожертвования нищим.
Евангельский текст не говорит прямо, причастился ли Иуда Тела и Крови Христовых или же Господь обличил предателя до установления Евхаристии. Но видно, как Господь до последнего пытается пробудить в Своем ученике совесть и удержать его от гибельного шага.
Тайная Вечеря
Генрих Семирадский. Христос у марфы и Марии
Ст. 38-42 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё
Христос у Марфы и Марии
Леонардо да винчи. Тайная вечеря