Периоды Всеобщей истории
Новое время
Средние века
Древний мир
XI-XV
V-XI
1500 г.
476 г.
Давайте вспомним климат Европы V-XI и отметим периоды потепления и похолодания.
Формируются зоны, которые осваиваются человеком
Изменений погодных условий
На западе погода держалась круглый год относительно теплой
В Восточной Европе формировалась зона с континентальным климатом с колебанием температур
В 12-15 вв человек продолжил наступление на природу. Усилилась расчистка лесов, осушались болота.
Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке?
Тема: Европа XII-XV веков: природа и человек
«Нет земли без сеньора» - такое правило существовало в Средние века .
Вся земля в 9-10 вв была захвачена феодалами. Поля, леса. Луга, реки и озера стали их собственность.
Главное богатство - земля!
На земле трудились – зависимые крестьяне
Вспомним!
Натуральное хозяйство?
Повинности крестьян?
Феодализм?
ОБРОК
БАРЩИНА
Натуральное хозяйство - все производится для собственного потребления, а не для продажи.
К X-XIвв. в хозяйственной жизни Западной Европы происходят изменения :
Стали использоваться колесный плуг, борона, новая упряжь – хомут, конная тяга, что улучшило качество и скорость обработки земли.
Значительным изобретением стала ветряная мельница, заменившая физическую силу человека и животных энергией ветра.
Тогда же стала использоваться более прогрессивная система землепользования – "трехполье" , повлиявшая на рост урожайности
Осваивались новые земли: к концу XV века половина лесных массивов стала пригодна для земледелия. Осушались болота, строились оросительные каналы.
ЗАПОМИНАЕМ!
Трехполье – порядок земледелия, при котором поле делится на три части: озимые, яровые и пар. Полезная площадь вырастает с ½ до 2/3 земли!
Изменения в экономической жизни привели к следующим последствиям:
Увеличение производства сельскохозяйственных продуктов
Появление излишков
Часть населения стала заниматься ремеслом и торговлей
Отделение ремесла от сельского хозяйства
Увеличение обмена, развитие торговли, появление рынков, возникновение городов
На смену натуральному хозяйству приходят товарно-денежные отношения!
Происходит отделение профессионального ремесла от земледелия!
Труд ремесленника п.3
Рассмотрите иллюстрации с.128 (Ветряная мельница) и с. 127 (Водяная мельница)
Попробуйте объяснить механизм действия ветряной и водяной мельниц.
Предположите преимущества и недостатки двух типов мельниц.
Прочитайте п.3 стр 128 и ответьте на вопрос:
Для каких целей использовались домницы и домны?
Чем был вызван переход от домниц к домнам?
Ремесло в средневековом городе
Признаки ремесленного производства:
- мелкое производство
- мастер – собственник орудий труда и одновременно работник;
- ручной труд
- производство изделий на заказ и продажу
ЗАПОМИНАЕМ!
Ремесленный цех – организация средневековых ремесленников одной специальности.
Цели создания:
- создание равных условий в производстве и продаже изделий;
- ограждение мастеров от соперничества ремесленников из других городов и сельской местности;
- слежение за качеством;
- помощь больным и нуждающимся ремесленникам.
Мастер: собственник и работник, владеет всеми секретами производства
Подмастерье: получал плату за свой труд, жил в семье мастера, сдавал экзамен – изготавливал шедевр
Заключал договор «О найме», длительный срок обучения, полное содержание мастером, работает бесплатно
Цехи имели своих святых покровителей, эмблему, цеховую печать и кассу, совместные праздники
Гербы цехов портных, бочаров, столяров
Цехи имели уставы : запись норм, определяющих хозяйственную деятельность и жизнь членов цеха.
Устав цеха парижских ткачей
«Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на 4 года службы. Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине. Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа. Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола»
Роль цехов
Способствовали развитию ремесла
Тормозили развитие ремесла
ПОВТОРИМ
А1. Важнейшей ценностью в XII-XV вв. продолжает(ют) оставаться
- деньги
- земля
- родственники
- богатство
А2. Верны ли суждения о развитии ремесла в Европе в период XII – XV вв.
А . К концу XIV в. наблюдаются значительные успехи в металлургии (обработке металлов), домница превращается в домну.
Б. В Европе появилось огнестрельное оружие.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения не верны
В1. Запишите о каком понятии идет речь: система земледелия, при которой одно поле засевалось озимыми, другое – яровыми, а третье оставалось под паром.
Ответ:_______________________
В2. Ниже приведен перечень сельско-хозяйственных культур. Все они за исключением в Европе в XII-XV вв.
1) рожь; 2) просо; 3) картофель; 4) ячмень.
Найдите и запишите порядковый номер понятия «выпадающего» из данного ряда.
Ответ:_______________________
Домашнее задание:
1. § 17
Технические изобретения и открытия в 13-15 вв.
Открытие, изобретение
Значение