СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факторы совершенствования подготовки будущих специалистов к трудовой деятельности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факторы совершенствования подготовки будущих специалистов к трудовой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Факторы совершенствования подготовки будущих специалистов к трудовой деятельности»

Факторы совершенствования подготовки будущих специалистов к трудовой деятельности

Баркалова Е.В.,

канд. психол. Наук, доцент Хуторная М.Л.


Современная система высшего образования функционирует и развивается в новых политических и социально-экономических условиях, которые определяют не только пути и направления ее развития, но и связанные с этим проблемы. Образовательный процесс в вузах осуществляется, с одной стороны, на фоне возрастающих требований к профессиональной подготовленности выпускников, с другой – на фоне падения престижа некоторых профессий и снижения профессиональной компетентности специалистов. Совершенствование подготовки будущих специалистов в условиях современного образования обусловлено многими факторами, среди которых важным является мотивация учения студентов. Проблема мотивации учения студентов является одной из фундаментальных для психологии, ведь ее результатом являются успешное познание, удовлетворенность учением, овладение отношениями в учебном коллективе, а конечном итоге – качество подготовки специалистов [3].

Мы считаем, что структура мотивации учения студентов вуза объединяет познавательную мотивацию, мотивацию достижения успеха, личностные мотивационно-смысловые образования. Для подтверждения данного предположения было проведено тестирование студентов 4-5 куров в количестве 20 человек, описанное ниже. Эмпирическому исследованию предшествовал теоретический материал, исследующий проблему мотивации.

Впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В.К. Вилюнасу – это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов [3].Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс (применительно только к человеку).

Мотивацию следует отличать от мотивировки — объяснения человеком целесообразности и необходимости своих действий. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется наиболее успешно, называется оптимумом мотивации. В. Г. Асеев показал трехзвенное строение мотивации, включающее: 1) активно действенную, 2) потенциальную и 3) экстремальную зоны. Соотношения актуальной и потенциальной зон мотивации детерминируют деятельность и поведение личности. Сверхвысокая и сверхнизкая значимость не стимулирует деятельность: когда одни события воспринимаются как нереальные, а другие как неотвратимые — деятельность и не нужна, и невозможна [1].

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов [1,2]. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

  1. значимость достижения успеха;

  2. надежда на успех;

  3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;

  4. субъективные эталоны достижения [4].

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной. В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.

Нами было произведено тестирование студентов 4-5 курсов в количестве 20 человек по методике «Мотивация достижения и збегание неудачи». Полученные данные занесены в таблицу 1.

Таблица 1 – Результаты методики ««Мотивация достижения и избегание неудачи».

шкалы

Значения в %


62



38

Мотивация успеха

Избегание неудачи







Результаты таблицы отображены на рисунке 1.

Таким образом, полученные результаты позволили сделать вывод, что большинство студентов (62 %) направлены на успех, но 38 % направлены на избегание неудачи, при этом игнорируя мысли о положительных результатах труда.

Итак, потребность есть состояние индивида, отражающее его нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Мотивом могут являться те психологические образования, которые выполняют соответствующую функцию. Мотивы являются опосредователями побуждения, направления и смыслообразования, осуществляемых в деятельности. Мотивационно-смысловые образования представляют собой сложную многофункциональную систему и являются важным показателем направленности личности студента. Деятельность учения в вузе специально организуется с целью самосовершенствования и саморазвития ее субъекта – студента, освоения им системных знаний, отработки обобщенных способов действий и их применения в различных ситуациях. Весь период обучения в вузе можно разделить на последовательные этапы подготовки студентов к профессиональной деятельности, в каждом из которых организационные характеристики учения имеют свои особенности (учебно-познавательная, учебно-исследовательская, учебно-профессиональная деятельность), что приводит к изменениям в структуре мотивации учения студентов. Структура мотивации учения студентов динамически объединяет познавательную мотивацию, мотивацию достижения успеха. Основными направлениями формирования мотивации учения студентов вуза являются: развитие целеполагания, приводящее к пониманию и принятию смысла учения, осознанию его важности для собственной личности и будущей профессиональной деятельности; создание ситуаций достижения успеха, предполагающих активность студента по самоизменению; осознание временнóй перспективы учения, объединяющей прошлый опыт, имеющиеся условия, профессиональные устремления [5].

Литература:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева.- Учебник для высш. учебн. завед. - М.: Аспект Пресс, 1997.- 376 с.

  2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации / Т.Ю. Базаров. - М.: Просвещение, 1996.- 151 с.

  3. Горшкова, Л.А., Горбунова, М.В. Основы управления организацией / Л.А. Горшкова, М.В. Горбунова.- М.: КНОРУС, 2006- 240 с.

  4. Занковский, А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. - М.: ФЛИНТА: МПСИ, 2002. - 648 с.

  5. Овчинников, М.В. Мотивация в структуре учебной деятельности студентов вуза / М.В. Овчинников // Проблемы реализации современных государственных образовательных стандартов в высшей школе: Материалы межвузовской научно-практической конференции (17 мая 2001 г.): В 2 ч. – Челябинск: Челяб. юрид. ин-т МВД России, 2002. –С.42-47



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!