Толстой Лев Николаевич
09.09.1828 – 20.11.1910
Л.Н. Толстой в период работы над романом «Война и мир». Художник Л. Пастернак. 1893
Программа самообразования
За два года:
- Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
- Изучить практическую медицину и часть теоретической.
- Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
- Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
- Изучить географию, историю, статистику.
- Изучить математику, гимназический курс.
- Написать диссертацию.
- Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
Группа сотрудников журнала «Современник»
Сидят слева направо:
И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н.Островский. Стоят:
Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.
Фото 1856
Л.Н. Толстой и С.А. Толстая.
Художник И. Репин. 1907–1911
«Война и мир» – роман эпопея
« Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине!»
Критик Н. Страхов
История создания романа
Работа над романом велась с 1863 по 1869 гг.
Повесть на современную тему «Декабристы». Действие начинается в 1856 г. (амнистия декабристов, Александр II )
Решил рассказать о восстании 1825 г.
Отодвинул начало действия к 1812 г. – детство и юность будущих декабристов (название «Три поры»)
Отечественная война 1812 г. была тесно связана с кампанией 1805 – 1807 гг., поэтому Толстой решил начать роман с этого времени (название «1805 год»)
В 1866 г. новый вариант названия –
«Всё хорошо, что хорошо кончается»
1867 г. окончательный вариант названия – «Война и мир»
СИМВОЛИКА НАЗВАНИЯ
СИМВОЛИКА НАЗВАНИЯ
АНТИТЕЗА – центральный композиционный приём в романе.
Война
Мир
Массовые сцены
Истории отдельных героев
Классическое повествование от 3-го лица
Философские отступления от лица автора
Кутузов
Андрей Болконский
Наполеон
Наташа Ростова
Анатоль Курагин
Элен Курагина
Жанр произведения
«… оригинальное и многостороннее произведение, соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов».
И.С. Тургенев
Признаки романа:
Развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии.
Взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.
Признаки эпопеи:
Картины русской истории.
События общественной и политической жизни.
Отношения помещиков и крестьян.
Показ различных слоев населения.
Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни.
Огромное количество человеческих характеров (569 персонажей).
Большая протяженность во времени (15 лет).
Широкий охват пространства.
События
I том – 1805 г.
Война 1805 г.
Русская армия действовала в союзе с Австрией.
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.
События
II том – 1806-1811 годы
Война в союзе с Пруссией в 1806 г.
Переговоры двух императоров в Тильзите на реке Неман в 1807 г.
События
III том – 1812 год
Переход французов через Неман, отступление русских войск в глубь страны, сдача Смоленска, Бородинское сражение.
События
IV том – 1812 год + эпилог – 1820 год
Совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны
Герои романа
569 персонажей. 200 исторических лиц:
Портрет М. И. Кутузова кисти Р. М. Волкова. Фрагмент портрета М. Б. Барклая-де-Толли работы Джорджа Доу. Портрет П. И. Багратиона
работы Джорджа Доу.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов
Петр Иванович Багратион
Михаил Богданович Барклай-де-Толли
Наполеон Бонапарт
Александр I
История трёх семейств
Болконские – воплощение интеллектуального и волевого начала (князь Андрей).
Ростовы – воплощение эмоционально-интуитивного начала (Наташа).
Курагины – воплощение низкого нравственного уровня: примитивно эгоистичны и неумны.
Ростовы
Граф Илья Андреевич Ростов.
Графиня Наталья Ростова (урожд. Шиншина) — жена Ильи Ростова.
Дети :
Николай Ростов (Nicolas) — старший сын
Вера Ростова — старшая дочь
Пётр Ростов (Петя) — младший сын
Наташа Ростова (Natalie) — младшая дочь, в браке графиня Безухова, вторая жена Пьера.
Соня (Sophie) — племянница графа Ростова, воспитывается в семье графа.
Андрюша Ростов — сын Николая Ростова.
Наташа Ростова
Наташа и Борис Трубецкой в цветочной. Рисунок М. Башилова. 1866.
Л. Толстой:
«В поцелуе — нельзя ли Наташе придать тип Танечки Берс..., а Бориса сделать не так raide (упрямый, непреклонный)...»
Наташа в Отрадном у окна. Художник
А. Николаев. 1981
Первый бал Наташи Ростовой
Болконские
Князь Николай Андреевич Болконский — старый князь. Прототипом является дед Л. Н. Толстого по матери, представитель древнего рода Волконских.
Княжна Мария Николаевна (фр. Marie) — дочь старого князя, сестра князя Андрея, в замужестве графиня Ростова (жена Николая Ильича Ростова). Прототипом можно назвать Марию Николаевну Волконскую (в замужестве Толстую), мать Л. Н. Толстого.
Лиза (фр. Lise) — первая жена князя Андрея Болконского, умерла родами сына Николая.
Николенька — сын князя Андрея.
Князь
Андрей
Николаевич Болконский
(фр. André) — сын старого князя.
Курагины
Князь Василий Сергеевич Курагин.
Говорил о детях: «Мои дети — обуза моего существования».
Елена Васильевна Курагина (Элен ) — первая неверная жена Пьера Безухова, дочь князя Василия, умерла от неудачно сделанного аборта.
Князь Василий и Анна Михайловна. Рисунок М. Башилова. 1866.
Л. Толстой:
«Анна Михайловна, просящая князя Василия за сына — превосходно — она — он — прелестны.
Helene — нельзя ли сделать погрудастее (пластичная красота — ее характернейшая черта)»
Ипполит Курагин — сын князя Василия, «покойный дурак» по выражению кн. Василия.
Анатоль Курагин — младший сын князя Василия, кутила и развратник, пытался соблазнить Наташу Ростову и увезти её. «Беспокойный дурак» по выражению кн. Василия.
Пьер Безухов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Толстой Лев Николаевич [ Электронный ресурс ] – Режим доступа: https://a4format.ru .
- Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах / Е.А. Титаренко, Е.Ф. Хадыко. – М.: Эксмо, 2012. – 320 с.
- Литература: учебник для СПО : в 2 ч. Ч.1 / под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.