СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фейковые новости. Как их отличить от настоящих.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фейковые новости.

Просмотр содержимого документа
«Фейковые новости. Как их отличить от настоящих.»
















Методическая разработка классного часа

Тема: «Фейковые новости. Как их отличать от настоящих?»

Для обучающихся 10-11 класса
















Введение

Новости — неотъемлемая часть нашей жизни. Информация поступает отовсюду, и побочным эффектом такого плотного информационного поля становится не только перегрузка нервной системы, но и фейки. С каждым днём появляется всё больше сообщений, которые не имеют отношения к достоверным фактам.

Цель: формирование критического мышления у студентов

Задачи:

  • познакомиться с понятием «фейк» и принципами генерирования «фейковых» новостей;

  • определить опасность распространения лживой информации;

  • изучить правила, которых стоит придерживаться при оценке новостей;

  • научится анализировать полученную информацию.

Форма проведения: диспут.

Оформление: мультимедийное оборудование, презентация, материал для подготовки сообщений.

Целевая аудитория: обучающиеся 10-11 класса




















Вступительное слово учителя.

Люди всегда приукрашали или искажали информацию. Рассказывая какие-либо истории, мы порой склонны добавлять что-то от себя, приукрашивать и даже искажать информацию (случайно или намеренно). И если раньше распространение такой информации ограничивалось кругом общения, то с распространением интернета, телефона, мессенджеров и других технологий выросли и масштабы, и аудитория, которая такую информацию может получить.

Интернет даёт нам моментальный доступ к любой информации. Не только полезной и важной, но и недостоверной и заведомо ложной.

Теперь фейковый контент могут видеть сразу миллионы людей, а границы реальности стали все больше размываться. И речь здесь не только о полностью выдуманных новостях или роликах, в которых нет ни слова правды. Всё чаще мы сталкиваемся с контентом, правдивым лишь отчасти или составленным без должной фактический проверки. Намеренные подделки используются и для пропаганды, то есть манипулирования общественным мнением, часто в политических или популистских целях. Как научится понимать, что перед вами обман?

Основная часть. Лекция



Новости — неотъемлемая часть нашей жизни. Информация поступает отовсюду, и побочным эффектом такого плотного информационного поля становится не только перегрузка нервной системы, но и фейки. С каждым днём появляется всё больше сообщений, которые не имеют отношения к достоверным фактам.

Дезинформация и низкокачественная журналистика возникли не вчера. Но ситуация усугубилась из-за стремительной популяризации соцсетей и скорости распространения контента, благодаря доступному интернету и смартфонам. И каждый день на нас обрушивается шквал противоречивых новостных сообщений — будь то подорожание стоимости газа и коммунальных услуг, угроза военной агрессии или новый штамм вируса.

Может быть не очевидно на первый взгляд, но миссия фейков губительна для общества. Фальшивые новости сеют панику, подталкивают к беспорядкам и необдуманным действиям, вводят в заблуждение, обманывают и формируют у людей стойкое ощущение тревоги и неопределённости.

Всё это усугубляется скоростью распространения фейков в медиа и тем, что, по данным исследования PRNEWS.IO, 90% аудитории не может отличить достоверные новости от фальшивых. И люди, сами того не понимая, становятся разносчиками фейков, раздаривая и комментируя ложную информацию.

Например, весной 2020 года в Британии пытались поджечь 20 сотовых вышек из-за появления слуха о том, что 5G распространяет коронавирус. А ещё раньше поджог, который совершили поверившие в этот фейк, уничтожил оборудование для передачи связи, которой пользовались аварийно-спасательные службы и несколько мобильных операторов, лишив кого-то тем самым, возможно, надежды на спасение.

Также в СМИ активно гулял фейк на тему того, что домашние животные могут заразиться COVID-19, вакцинация населения опасна, а защититься от заразы можно с помощью обильного горячего питья, пребывания на солнце и даже водки

Подобными сообщениями весной 2020 года пестрили все социальные сети. Интернет-пользователи их активно репостили, делились в мессенджерах и отправляли родным и друзьям, не задумываясь о достоверности и первоисточниках. Из-за этого не просто нелепые, а откровенно вредные рекомендации многим стоили здоровья или даже жизни. Вместо того, чтобы своевременно обратиться к врачу и начать лечение по протоколу, они принимали солнечные ванны и брызгали постель водкой. И количество фейковых сообщений на тему коронавируса множилось в геометрической прогрессии.

Согласно исследованию Pew Research Center, жители США считают дезинформацию более опасной для общества, чем расизм и терроризм. Поэтому опасность фейков даже до пандемии было сложно переоценить.

Речь идёт не только о коронавирусной инфекции, которая катализировала огромное количество слухов и домыслов. Достаточно вспомнить теорию заговора «Пиццагейт», под воздействием которой обычный американец, отец двоих детей Эдгар Уэлч зашёл в пиццерию Comet Ping Pong в Вашингтоне и устроил стрельбу — к счастью, никто не пострадал.

Стрелявший был уверен в том, что в пиццерии держат в заложниках детей для нужд тайного ордена педофилов. Об этом он прочитал в интернете, тщательно изучая материалы, связанные с теорией заговора вокруг Хиллари Клинтон. Позже Эдгар Уэлч признался, что нет никаких доказательств существования тайных туннелей в Comet Ping Pong, но от существования теории заговора не открестился.

Приведём ещё один пример того, как обычная бактерия может стать причиной возникновения фейковых новостей. Несколько лет назад в рунете появилась и периодически повторялась информация о распространении среди населения бананов, которые накачали кровью ВИЧ-инфицированных людей. На самом деле то, что пользователи принимали за кровь, являлось результатом жизнедеятельности бактерии красного цвета. Но по форумам и группам мгновенно распространилось сообщение об «африканской партии» с ВИЧ, которая через две недели после «гибельного шествия» по Африке добралась до России.

Несмотря на множество официальных комментариев сотрудников Минздрава, представителей ритейла и других экспертов, страшилка ещё долго гуляла в интернет-пространстве.

Это классический пример вирусного фейка: страх — как и другие негативные эмоции — купирует здравый смысл и логику, не оставляя читателям шанса на то, чтобы усомниться в написанном.

Главный принцип генерирования фальшивых новостей — максимально негативная или абсурдная информация, которая регулярно тиражируется в онлайн-пространстве. Фейк вызывает максимально сильные, негативные эмоции — гнев, беспокойство, страх, тревогу, ненависть, которые возникают у человека из-за попадания в его точку боли. Затем следует эмоциональное включение и желание вступить в дискуссию или поделиться информацией.

Точка боли Негативная эмоция Включение Желание поделиться или вступить в спор

Этап 1. Зарождение фейка

Когда эпидемия коронавируса ещё не достигла масштаба пандемии и наблюдались только первые случаи в Ухани, на китайском языке стали появляться короткие тексты псевдомедицинского характера. В них говорилось о том, что вирус умирает при температуре 26˚, а защититься от заразы помогут обильное горячее питьё и долгое пребывание на солнце. Эти советы имели ссылку на «сына сестры, который работает в госпитале в Ухане» без указания должности и названия медицинского учреждения и не имели под собой ни малейшего обоснования.

Этап 2. Распространение фейка

Коронавирус интенсивно распространяется и выходит за пределы Китая. А вместе с ним распространяется и вышеуказанные «советы» Через какое-то время кто-то из активных, но безымянных интернет-пользователей переводит его на русский язык через гугл-переводчик и источник в виде «сына сестры» трансформируется в «моего дядю и племянника».

Уже в таком виде псевдорекомендации распространяются в социальных сетях, преимущественно в родительских, в студенческих группах и в сообществах на тему здоровья. Потом размещаются на форумах и сайтах так называемого третьего эшелона, особенностью которых является отсутствие собственных материалов и размещение контента, содержание которого не коррелируется с новостными лентами информационных агентств и федеральных СМИ. И получают небывалый охват в сотни тысяч перепостов.

Этап 3. Трансформация фейка

История шлифуется, обрастает новыми деталями, персонажами, действующими лицами, которые ментально ближе жителям России, чем житель Китая.

Этап 4. Максимальное тиражирование фейка

Псевдорекомендации широко распространились в соцсетях, на форумах и сайтах, её читали, ей верили, охотно репостили на своих страницах в соцсетях, делились с родными.

Как распознать фейк: базовые правила

По итогам исследования контент-маркетинговой платформы PRNEWS.IO, новостному контенту из различных источников доверяют 57,1% опрошенных. Проверяют его, ищут дополнительные факты и первоисточники новостей 42,9%.

Всё больше интернет-пользователей задумываются над достоверностью информации, обращая внимание на её составляющие и подачу материала.

Так, к основным признакам фейковых новостей респонденты исследования отнесли:

  • отсутствие официального источника информации;

  • гиперболизированный, абсурдный или слишком эмоциональный заголовок;

  • подозрительный или неизвестный домен сайта — читатели отдают предпочтение новостям из официальных источников информации или центральных СМИ, а не площадкам вроде rsfjord.ru, regiondv.com или gazetenka.com; также они не доверяют сайтам, с редакцией которых невозможно связаться: отсутствуют электронный и почтовый адрес редакции, телефоны, аккаунты в соцсетях;

  • материал без авторства;

  • однобокий стиль подачи, наличие только одной точки зрения, её навязывание читателям;

  • сомнительные факты, передёргивание событий, старые фотографии, которые выдают за актуальные.


Отсутствие первоисточника информации - это основной маркер того, читаем ли мы правдивую информацию или фейк.

Если источник неизвестен или подан в виде безымянного «учёного», «инсайдера» и другого «анонима», то материал с большой вероятностью может оказаться недостоверным.

Если указан спикер, его должность и даже название компании или организации, которую он представляет, не лишним будет поискать информацию из открытых источников, которая подтвердит и её существование, и доброе имя.

Псевдоэкспертность

Если в статье не упоминаются имена, фамилии, должности и организации экспертов и спикеров, а в тексте встречаются только фразы из серии «исследователи сообщают», «эксперты сделали заявление», то информацию стоит проверить.

Если в материале речь идёт о рекомендациях, касающихся здоровья, но автор или спикер не является врачом, стоит проверить информацию с помощью официального источника.

Недостоверный фактаж, липовые фотографии

Даже фотографии, которые должны придать больше ценности контенту и вызывать доверие, сегодня один из самых распространённых видов фейка в сети.

Определить оригинал среди других картинок несложно: как правило, он лучшего качества и большего размера, чем копии. По исходному фото можно понять, когда и где впервые его опубликовали. Это важно, так как часто старые фотографии выдают за актуальные или демонстрируют их в совершенно другом контексте.

Зашкаливающие эмоции

«Шок контент!», «России грозит голод!», «Евро приказал долго жить!» — если в статье слишком громкий заголовок, а её текст не соответствует названию или после прочтения статьи возникает раздражение, злость или страх, скорее всего, читатель попался на крючок манипуляции.

Однобокая подача информации

Кроме заголовков, стоит обращать внимание на автора статьи и на контент медиа, который её опубликовал. Возможно, поданная под определённым углом или с одной точки зрения, без озвучивания позиции другой стороны информация выгодна отдельному кругу лиц. Но она, скорее всего, не имеет никакого отношения к новостным сообщениям.

Подозрительный домен сайта

Самыми надёжными источниками информации были и остаются центральные новостные СМИ, информационные агентства и официальные источники.

Ответственность за распространение ложной информации.

Президент России Владимир Путин в пятницу, 4 марта 2022 года, подписал закон об уголовной ответственности за фейки о действиях российских военных в рамках спецопераций и призывы к антироссийским санкциям. Председатель Госдумы Вячеслав Володин объяснил эти нормы необходимостью защитить «солдат, офицеров и «правду».
За публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил Российской Федерации» предусмотрен штраф до 1,5 млн руб., принудительные работы или лишение свободы до трех лет.

Отягчающими факторами может стать служебное положение, фальсификация доказательств, корыстные побуждения или мотивы политической, расовой и другой вражды. В этом случае штраф увеличивается до 5 млн руб., принудительные работы — до пяти лет, лишение свободы — до десяти лет.


Если распространение дезинформации повлекло тяжкие последствия, тюремный срок составит от десяти до 15 лет.
За публичную дискредитацию вооруженных сил грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., принудительные работы либо лишение свободы до трех лет.
Если такие действия повлекли смерть по неосторожности, причинили вред здоровью или имуществу граждан, спровоцировали массовые нарушения общественного порядка, штраф возрастает до 1 млн руб., срок лишения свободы — до пяти лет.


Под запрет попадают призывы к введению санкций в отношении России. Наказание — штраф до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до трех лет (со штрафом до 200 тыс. руб.).

Резюмируем

Не стоит торопиться распространять новости в соцсетях и мессенджерах. Лучше тщательно проанализировать информацию — особенно, если она вызвала негативные эмоции, прочитать об одном и том же событии в разных источниках и только после этого сделать выводы.

Выявлять фейки поможет развитие навыка критического мышления. Умение мыслить, анализировать, любознательность, беспристрастность, стремление решить проблему и не потерять голову — это те черты, которые помогут людям не захлебнуться в ежедневном потоке разной информации, а также правильно её генерировать.



Беседа.

- предложите новости, которые вы считаете фейковыми.

Остальным необходимо подтвердить или опровергнуть эти новости. Особое внимание уделяем вопросу: Почему вы считаете, что этой новости нельзя доверять? Повторяем признаки фейковых новостей. Обращаем внимание, что каждый из нас может вольно или невольно распространить ложную информацию.

Заключительное слово классного руководителя.

Выявлять фейки поможет развитие навыка критического мышления. Умение мыслить, анализировать, стремление решить проблему и не потерять голову — это те черты, которые помогут людям не захлебнуться в ежедневном потоке разной информации, а также правильно её генерировать.

Подведение итогов.

Не стоит торопиться распространять новости в соцсетях и мессенджерах. Лучше тщательно проанализировать информацию — особенно, если она вызвала негативные эмоции, прочитать об одном и том же событии в разных источниках и только после этого сделать выводы.

Надеюсь, что каждого из вас можно назвать мыслящим, беспристрастным и информированным человеком!

Те, кого заинтересовала данная тема могут более подробно познакомиться с ней по указанным информационным источникам.



Список информационных источников

  1. Козловский Б. Максимальный репост. Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям. ООО «Альпина Паблишер», 2018 г.

  2. Резникова К. «Фейковые новости: чем опасны, как появляются и как их отличать от настоящих» [Электронный ресурс]: онлайн-платформы по распространению спонсорского контента PRNEWS.IO. - Режим доступа: https://netology.ru/blog/08-2021-fake-news (дата обращения: 09.03.2022).

  3. Сиденко А. Что такое фейковые новости. Разбор для детей и родителей. [Электронный ресурс]: Мел. Медиа про образование и воспитание детей Режим доступа: https://mel.fm/blog/laboratoriya-kasperskogo/69430-chto-takoye-feykovyye-novosti-razbor-dlya-detey-i-roditeley (дата обращения: 10.03.2022).





7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!