Финансовая грамотность на занятиях в детском объединении
В целях формирования финансово грамотного поведения граждан, повышения уровня их финансовых знаний Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы.
(Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г.). В ней отмечено, что для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, а также для дополнительного образования.
Финансовая грамотность для обучающихся в детском объединении – это финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование нравственных основ финансовой культуры, развитие нестандартного мышления в области финансов, а также формирование у детей правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и принимать правильные решения.
В процессе учебной деятельности была поставлена цель: разработать тематические занятия, направленные на формирование основ финансовой грамотности у обучающихся.
Сформированы задачи:
Познакомить детей с понятием финансовые действия.
Формировать разумные экономические потребности, понимание возможности их удовлетворения.
Воспитывать уважение к своему и чужому труду.
Воспитывать бережное отношение к собственности, семейному и общественному, материальным ресурсам.
Развивать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
Знания по формированию финансовой грамотности для обучающихся в детском объединении (дети старшего дошкольного возраста) организуются в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание.
Используются различные методы и приёмы деятельности:
- беседы - размышления на темы: «Что такое семейный бюджет, доходы и расходы, непредвиденные расходы, потребности и возможности, сбережения, планирование, товары и услуги и др.»;
- просмотр и обсуждение с детьми презентаций и мультфильмов, по финансовой грамотности, созданных для старшего дошкольного возраста: «Фиксики, «Уроки тетушки Совы», «Смешарики»;
- организация и проведение игровых занятий «Мы идём в Магазин», «Я -Банкир», «Контрольная закупка»;
Используются сюжетно-дидактические игры: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Большая покупка», «Товары для всех», «Обмен», «Нужно ли покупать?»;
Обучающие занятия позволяют активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества, формировать полезные финансово-экономические навыки. Дети включаются в проблемно-практические, проблемно-познавательные ситуации, позволяющие решать финансово-экономические задачи.
Таким образом, финансово-экономическое воспитание обучающихся - это многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, правильное отношение к окружающей действительности, воспитывает положительные качества личности.
Список использованной литературы
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, распоряжение правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
Шатова, А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет, Вентана-Граф, 2015.
Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М, Педагогическое общество России, 2005.
Сборник методических материалов. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сайт банка России по финансовой грамотности Финансовая культура. fincult.info