СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовые санкции, применяемые к предприятиям малого бизнеса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовые санкции можно определить, как меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям вследствие нарушения действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона.  Финансовые санкции охватывают широкий круг различных финансовых правонарушений и рассредоточены во множестве нормативных актов, в связи с чем существует некоторое количество классификаций, разделяющих финансовые санкции по тому или иному классификационному признаку.

Просмотр содержимого документа
«Финансовые санкции, применяемые к предприятиям малого бизнеса»

Система финансовых санкций применяемых к предприятиям малого бизнеса

Зайцева Галина Владимировна

Учитель экономики

МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»


Одним из условий устойчивого развития рыночной экономики в современных условиях является эффективная система выявления или предупреждения экономических правонарушений и применения финансовых санкций к правонарушителям.

Финансовые санкции можно определить, как меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям вследствие нарушения действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности или закона.

Финансовые санкции охватывают широкий круг различных финансовых правонарушений и рассредоточены во множестве нормативных актов, в связи с чем существует некоторое количество классификаций, разделяющих финансовые санкции по тому или иному классификационному признаку.

Классифицировать финансовые санкции, применяемые в России, можно по формам, по отраслям права и по характеру последствий того или иного действия или бездействия.

Таблица 1 Классификация финансовых санкций по формам

Форма финансовых санкций

Характеристика

Неустойка

Вид финансовых санкций, применяемый как гарант исполнения обязательств. Неустойкой признается денежная сумма, которая определена законом или договором и которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения

Штраф

Денежное взыскание, размер которого определен в твердой денежной сумме, выплачиваемое правонарушителем

Пеня

Вид денежного штрафа за несвоевременное выполнение или просрочку денежных обязательств. Пеня устанавливается как процент от суммы просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки

Блокировка счетов

Это действие в отношении владельца счета, в результате которого вводится запрет на любые банковские операции


Блокировка расходов

Сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования выделялись на определенных условиях, оказавшихся неисполненными

Приостановление операций по счетам в кредитных организациях

Прекращение кредитной организацией всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов


Наряду с этим следует отметить, что при блокировке счетов налоговые органы вправе приостановить операции по счету в следующих случаях:

— при наличии задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов;

— в случае задержки представления налоговой декларации более чем на 10 календарных дней[1].

Блокировка расходов и приостановление операций по счетам в кредитных организациях — это меры, которые применяются непосредственно к нарушителям бюджетного законодательства.

Одной из спорных и из-за этого интересных является классификация финансовых санкции на наказательные и поощрительные. Группирующим признаком в данном случае выступает характер последствий того или иного действия или бездействия. Ознакомившись с огромным количеством определений финансовых санкций, можно сделать вывод, что большинство авторов все же склонны считать, что в финансовом законодательстве отсутствуют поощрительные санкции, то есть все финансовые санкции считаются наказательными, так как само определение санкции говорит нам, что она применяется лишь к правонарушителю и влечет негативные последствия для него. Некоторые ученые не согласны с этой точкой зрения. Они утверждают, что санкция предусматривает как негативные, так и позитивные последствия для субъекта, который совершил какое–либо действие, являющееся не обязательно правонарушением, или совершенно бездействовал. Поэтому в таком случае выделение санкций поощрительных не порождает противоречий, такая санкция выступает в качестве меры позитивной ответственности.

Еще одной классификацией финансовых санкции выступает их деление по такому признаку как основные отрасли права. Финансовые санкции можно по видам нарушения законодательства: бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства с применением нормативно-правовым акта, в сфере которого правонарушение совершено.

В 2014 году внедрен ряд изменений, связанные с регулированием деятельности предприятий малого бизнеса государством. В основном изменения касаются самых актуальных и проблемных для данной категории предприятий сфер: государственный контроль и надзор, налоговая нагрузка, административная и уголовная ответственность.

В связи с несоблюдением санитарных правил и нарушением прав потребителей увеличили штрафы для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

«Драконовские» штрафы предполагаются за различные нарушения законодательства о защите прав потребителей. Они касаются подавляющего большинства малых и средних предприятий, так как по данным Минэкономразвития России, почти 40% из них заняты в торговле и еще 35%  — в предоставлении услуг.

Размеры штрафов по большинству правонарушений увеличились в 5-10 раз и составили для индивидуальных предпринимателей 150 тыс. рублей, а для юридических лиц — 300 тыс. рублей, при этом за повторное нарушение норм, установленных законодательством — 500 тыс. руб. для ИП и 1 млн. руб. для юр. лиц. Но в тоже время, штраф для предприятий малого бизнеса заменяется на предупреждение, если нарушение не повлекло за собой угрозу жизни и здоровью людей и не причинило вреда окружающей среде или памятникам культуры.

Замена штрафа на предупреждение будет невозможной, если предприниматель злоупотребляет доминирующим положением на рынке, ведет недобросовестную конкуренцию, нарушает миграционное законодательство или занимается подделкой документов.

При передаче чиновникам незаконного вознаграждения от имени юридического лица и при нарушениях в сфере образования применяются исключительно штрафные санкции без возможности замены на предупреждение [4].

Ужесточается уголовная ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Данная норма частично не соответствует Конституции РФ, так как она предусматривает для бизнесменов существенно более мягкое наказание по сравнению с общим составом мошенничества.

В то же время для малого бизнеса предусмотрен пониженный срок лишения свободы, сокращенный срок давности привлечения к ответственности (6 лет против 10), но более высокий порог крупного и особо крупного размера мошенничества (1,5 млн. и 6 млн. рублей против 250 тыс. и 1 млн. рублей), а также возможность возбуждения уголовного дела только по заявлению потерпевшего.

С 1 июля 2015 малые и средние предприниматели лишились преимущественного права выкупа арендуемых ими помещений, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований. Ранее в положениях, закрепленных Федеральным законом, говорилось о том, что малые и средние предприятия имели право приобрести арендуемые помещения без организации конкурсов или аукционов. Однако, есть оговорка: если помещения арендуют по состоянию на 1 июля 2013 года более двух лет, не имеют задолженности по арендной плате и, если сами помещения не предназначены исключительно для передачи в аренду.

За период с 2014 по 2017 годы государство проводит работу по увеличению финансовой нагрузки, в том числе и на малый и средний бизнес.

Во-первых, для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, введена обязанность уплаты налога на имущество в отношении недвижимости, налогооблагаемая база которого будет исходить из кадастровой стоимости. Ранее они были освобождены от уплаты данного налога. Если регионом, в котором находится недвижимость микропредприятий, с 01.01.2015 будет принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, спецрежимники региона, принявшего законодательство, будут полноправными плательщиками налога на имущество, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости налогооблагаемого недвижимости [6, с. 148]. Ранее плательщики специальных налоговых режимов были освобождены от уплаты налога на имущество.

Объектом налогообложения в данном случае признаются торговые центры и помещения в них, нежилые помещения, используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. При этом, субъекты РФ имеют возможность самостоятельно определять ставки налога на имущество организаций, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и особенности определения налоговой базы.

Во-вторых, введен торговый сбор для организаций и индивидуальных предпринимателей в городах федерального значения. Данный налог касается торговли через объекты стационарной торговой сети, как не имеющих торговых залов (кроме автозаправок), так и имеющих торговые залы, а также торговли через объекты нестационарной торговой сети и торговли путем отпуска товаров со склада.

В целом, исследуя историю введения специальных налоговых режимов, можно сказать, что положение налогоплательщиков существенно ухудшилось, и это, безусловно, влияет на принятие решения об открытии бизнеса отрицательно [5, с. 72].

Следует отметить, что налоговые ставки торгового сбора устанавливаются субъектами РФ за квартал в расчете на объект торговли или на его площадь. При этом они будут ограничены расчетной стоимостью патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца. Данное обстоятельство не является столь существенным фактором, который сдерживает повышение налоговой нагрузки, так как стоимость патента также определяется регионами и может составлять для объектов розничной торговли до 600 тыс. рублей в год [3].

Система налогообложения предполагает серьезную функциональную обязанность малых предприятий по организации бухгалтерского и налогового учета и подготовке налоговой отчетности, для чего нужно выделить определенное время, привлечь внутренние ресурсы для развития неосновного направления учетно-отчетной деятельности [7, с.27]. Введение дополнительных финансовых санкций, равно, как и увеличение налоговой нагрузки, серьезным бременем ложится на представителей малого бизнеса.

Таким образом, наряду с налоговыми и неналоговыми платежами в бюджет, финансовыми льготами, государственными субсидиями финансовые санкции являются важным финансовым регулятором. Финансовые санкции, вводимые государством, оказывают прямое влияние на наименее защищенные субъекты экономических отношений — малые и средние предприятия. Они прямо изменяют уровень их доходов и рыночную конъюнктуру, что является отрицательным фактором для принятия решения потенциальными предпринимателями о создании бизнеса, а для представителей малого бизнеса — для продвижения и развития предпринимательства.


Список литературы:


1. Налоговый кодекс РФ : [ федер. закон: Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ ; Часть вторая от от 05.08.2000 № 117-ФЗ. по состоянию на 01 мая 2017 г. ] : [ Электронный ресурс ] : СПС «Консультант Плюс», (Дата обращения: 24.05.2023)

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс],URL: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 24.05.2023)

3. Филимонов А. Малый и средний бизнес: основные изменения и перспективы на 2015 год [Электронный ресурс], URL: http://www.garant.ru. (Дата обращения:23.04.2017)

4. Воронина Ю. Штрафы для малого и среднего бизнеса заменили предупреждением [Электронный ресурс], URL: https://rg.ru. (Дата обращения: 24.05.2023)

5. Зайцева, Г.В. Налоговая система России: малый бизнес сельхозпроизводителей в историческом аспекте // Европейский журнал социальных наук, 10/2015, Москва, с.65-73

6. Зайцева, Г.В. Налоговая система России:// Проблемы финансового обслуживания малого бизнеса: Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал, № 4(56), С- Петербург, 2015 с.147-151

7. Зайцева, Поддержка малого бизнеса: проблемы и перспективы. Современное развитие малого бизнеса [Текст] : материалы III всерос. Професс. Конф. С международным участием / НОУ ВПО «Челяб. Ин-т экономики и права им. М.В. Ладошина» :[отв. Ред. С.Б. Синецкий : редкол. С.В. Каледин, Е.А. Захарова, В.А. Баскаков]/ — Челябинск, 2015 — 172с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!