Физические качества спортсменов
Физические качества
совокупности биологических и психических свойств человека,
выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность
Сила
Выносливость
Быстрота
Ловкость
Гибкость
Сила
способность человека
преодолевать
внешнее сопротивление
или противодействовать ему
за счет мышечных усилий
Абсолютная
Относительная
мах сила человека
(приходящаяся
на 1 кг веса тела)
Собственно-силовые
способности
Скоростно-силовые
способности
Силовая
выносливость
Мышечные
волокна
Быстрые
(белые)
– отвечают
Медленные
(красные)
за силу
выносливость
Состав мышечных волокон указывает на:
Основные пути повышения силы
Средства развития силы
- упражнения с собственным весом тела;
- упражнения с дополнительными отягощениями (штанги, гири, гантели, тренажеры и др.).
- упр. с использованием тренажеров
- 1- метод повторных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений. Отягощение 75-80 % от мах 6-8 раз в подходе, 50-60% от мах - 15-20 раз в подходе, темп повторения упр. не высокий, небольшие интервалы между сериями повторений, значительный суммарный объем нагрузки.
- 2- метод максимальных усилий- предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления. Этот метод способствует совершенствованию внутри и межмышечной координации и является ведущим, когда необходима особенно высокая степень развития силовых способностей. Отягощение 80-90 % от мах 1-2 раза. Интервалы отдыха между подходами 3-5 мин.
Сензитивные периоды развития силы:
- у юношей от 13—14 до 17—18 лет
- у девушек — от 11—12 до 15—16 лет.
Тесты для определения уровня развития силы
- Подтягивание на перекладине,
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа,
- метание набивного мяча,
- прыжок в длину с места и др.
БЫСТРОТА
способность выполнять
двигательные действия
за минимальный отрезок
времени
Быстрота простой
и сложной
двигательной
реакции
Быстрота
одиночного
движения
Быстрота темпа
Физиологическими основами развития быстроты являются:
- увеличение скорости протекания возбуждения в нервных центрах;
- повышение скорости расслабления мышц;
- синхронизация возбуждения мышечных единиц и их отдельных волокон;
- увеличение лабильности соответствующих двигательных единиц и скорости распространения возбуждения по нервным и мышечным волокнам;
- повышение скорости укорочения мышечных волокон.
Основные средства воспитания быстроты
Сензитивные периоды развития скоростных способностей - от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет.
Тесты для определения уровня развития быстроты
Выносливость — это способность длительное время выполнять работу не снижая интенсивности и противостоять утомлению
При выполнении упражнений циклического характера выносливость неразрывно связана с функцией дыхания (прежде всего тканевого), кровообращения (обеспечивающего доставку кислорода и питательных веществ к тканям и удаление продуктов распада), выделения и терморегуляции.
Выносливость
Общая
Специальная
(неспецифическая)
(специфическая,
т.е. соответствующая
избранному виду спорта)
выносливость
Аэробная
Анаэробная
1. анаэробная
гликолитическая
2. Анаэробная
алактатная
способность организма совершать
напряженную мышечную работу
в условиях обеспечения
кислородом, за счет
аэробных источников энергии.
Зоны мощности
№
1
название
Зона малой мощности
2
название
ЧСС, уд/мин
Аэробная восстановительная
Зона средней мощности
3
120-135
Зона большой мощности
Аэробная развивающая
время работы
4
Энерго
ресурсы
аэробно-анаэробная (смешанная)
140-155
1 час и более
5
Зона околомаксимальной мощности
До 1 часа
Глюкоза крови и жиры
160-170
Анаэробная гликолитичес
кая
Зона максимальной мощности
Глюкоза крови
20-40 мин
175-185
Анаэробная алактатная
Глюкоза и гликоген
1-5 (10 мин)
190 и более
Гликоген мышц и печени
6-8 сек (10-15 сек)
АТФ и КрФ
Основные упражнения
для воспитания выносливости
От того, какой продолжительности и интенсивности выполняемое упражнение, будет зависеть какую выносливость воспитывают.
В зонах небольшой мощности – это аэробная выносливость , как правило, это длительные равномерные упражнения.
В зонах около и максимальной мощности –это анаэробная выносливость.
Методы развития выносливости
Основными методами развития общей выносливости являются:
- равномерный метод
- интервальный метод
- метод круговой тренировки
Для развития специальной выносливости применяются:
- переменный метод
- интервальный метод
Сензитивный период с 14 до 20 лет.
Тесты для определения уровня развития выносливости
- для учащихся младших классов бег 600—800 м
- средних классов — 1000—1500 м
- старших классов — 2000—3000 м.
- 6 или 12 мин. бег. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.
способность человека быстро овладевать новыми двигательными действиями и перестраивать их в зависимости от меняющейся ситуации
Физиологической основой ловкости
являются координационные условно-рефлекторные механизмы, сформированные в условиях постоянных коррекций в связи с влиянием условий выполнения тех или иных упражнений.
Степени ловкости
- Пространственная точность и координированность движений
- Пространственная точность и координированность движений в быстроте
- Пространственная точность и координированность движений в быстроте в меняющейся обстановке
- телесная ловкость / способность быстро сменить положение/
- ловкость в действиях с изменяющейся обстановкой;
- ловкость, связанная с перемещением других предметов / толкать, тянуть, поднимать, переносить/
- ручная ловкость – бросать, ловить, ударять;
- ловкость, связанная с использованием внешних сил для передвижения / горнолыжный, санный спорт/
- ловкость, проявляемая в командных упр. / спортивные игры/.
Средства развития ловкости
- упражнения повышенной координационной сложности . Они непременно должны включать элементы новизны, т.к. любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие, не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
- упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
- повторный
- переменный
- игровой
- Соревновательный
Чтобы упражнения развивали ловкость нужно:
- упражнения должны быть новыми и координационно-сложными;
- введение фактора « необычности» при выполнении привычных действий.
Сензитивный период: 6- 12 лет
Тесты для определения уровня развития ловкости
- бег «змейкой»
- челночный бег (3х10 м, 5х6 м и др.),
- метание мяча в цель из различных И.П.
физическое качество, проявляющееся в способности выполнять движения с максимально возможной амплитудой.
Гибкость зависит от следующих факторов:
- анатомических особенностей суставов;
- эластичности связочного аппарата, мышечных сухожилий и мышц;
- способности сочетать расслабление и сокращение (напряжение) мышц-антагонистов в суставах.
Гибкость
Гибкость
Динамическая
Статическая
Гибкость
Активная
Пассивная
Общая
Специальная
Основные средства развития гибкости
Упражнения на растягивание:
- динамического (пружинистые, маховые, и т.п.) характера.
- статического (сохранения максимальной амплитуды при различных позах) характера.
- стретчинг — система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.
Методы – 1) повторный 2) сопряженный
3) игровой 4) соревновательный.
Сензитивные периоды развития гибкости:
- активной гибкости- 10-14 лет
- пассивной гибкости-9-10 лет
Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться в 6-7 лет.
Тесты для определения уровня развития гибкости
- наклон туловища вперед стоя на скамейке или сидя на полу