СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств(культура речи)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонд оценочных средст , культура речи  СПО

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств(культура речи)»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Свердловской области

«Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар»

(ГАПОУ СО «ТИПУ «Кулинар»).


_____________________________________________________________________________


СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии ГАПОУ СО

«ТИПУ «Кулинар»

/ / «___» 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-

методической работе ГАПОУ СО «ТИПУ «Кулинар»____/Л. В. Бугуева /

«___» 2019 г.










Фонд оценочных средств

по учебной дисциплине

ОГСЭ.05 "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"


основной профессиональной образовательной программы

по специальности

19.02.01 «Технология продукции общественного питания».
















. 2019 г.

УМК ООП СПО по специальности 19.02.10 Технолог, технология общественного питания.



Фонд оценочных средств разработан на основе Положения ГАПОУ СО «Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар» о формировании фондов оценочных средств и рабочей программы учебной дисциплины 19.02.01 «Технология продукции общественного питания».

Фонд оценочных средств является частью учебно-методического обеспечения образовательной программы и вводится в качестве вариативной части цикла ОГСЭ. 05. – «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», является частью основной профессиональной образовательной программы СПО по подготовки специалистов среднего звена по специальности 19.02.01 «Технология продукции общественного питания».



Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар».



 

Разработчик: Мокроусова О.П., преподаватель ГАПОУ СО «Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар».

  

Рассмотрена на заседании методической комиссии протокол

от «___»_________20___г. №______

Председатель методической комиссии____________________________


Рекомендовано методическим советом:

«___» 20___г. протокол №______

 

Председатель методического совета_____________/_______________/


Согласовано:

Зам. директора по УР И. Н. Субботина















СОДЕРЖАНИЕ



1. Общие положения.


2. Результаты освоения УД, подлежащие проверке.


3. Оценка освоения УД.


3.1. Контроль и оценка освоения УД по темам (разделам).


3.2. Типовые задания для оценки освоения УД.


3.2.1. Типовые задания для проведения текущего контроля.


3.2.2. Типовые задания для проведения рубежного контроля.


4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации.


4.1. Паспорт.


4.2. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.


4.3. Задания для экзаменующегося.


4.3.1. Пакет экзаменатора.





















1.Общие положения.

Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины :«Русский язык и культура речи» по специальности 19.02.01 Технология продукции общественного питания.

ФОС включает контрольно-оценочные средства (КОС) для проведения текущего, рубежного контроля, самостоятельной работы обучающихся и промежуточной аттестации в форме зачета.

КОС разработаны в соответствии

  • с основной образовательной программой по специальности 19.02.01 Технология продукции общественного питания;

  • рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» по специальности 19.02.01 Технология продукции общественного питания.


2. Результаты освоения УД, подлежащие проверке.


В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также формирование общих и профессиональных компетенций:


Таблица 1

Результаты обучения: освоенные умения, усвоенные знания и коды сформированных компетенций



Показатели оценки результата


1

2

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:



У-1-пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Применять законы редукции и ассимиляции звуков.

У-2-пользоваться орфографическими словарями и справочниками. Владеет навыками грамотного письма.


У-3- правильно употреблять формы слов (род, число, падеж, спряжение, вид и т.д.)

У-4- правильно объединять слова в словосочетания и предложения

У-5-правильно объяснять значение слова, употреблять слово в свойственном значении.

У-6-правильно объяснять употребление фразеологических оборотов.


У-7 - сознательно отбирать языковые средства в соответствии с коммуникативной ситуацией;


У-8­ создавать и редактировать тексты общего и профессионального назначения;


- ставит ударение в соответствии с литературной нормой, правильно произносит слова.


-- расставляет пропущенные буквы в словах, демонстрирует правописание служебных частей речи.


- видит и исправляет ошибки, связанные с нарушением грамматических норм.


-- видит и исправляет ошибки в построении словосочетания, простого и сложного предложений.

-- исправляет предложения, связанные с нарушением сочетаемости слов.

-- исправляет ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.


- умеет отбирать языковые средства в соответствии с определенной коммуникативной ситуацией.


-умеет создавать и редактировать тексты

различных направленностей.





Продолжение таблицы 1

1

2

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:



З1-возможности современного русского языка, обеспечивающие эффективность общения в разных сферах.

З2- функциональные стили русского языка

33-языковые нормы: произношение и ударение, использование грамматических форм, правильность и точность словоупотребления;

З4-основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, комментированное, выразительное ознакомительно-реферативное);

З5- навыки работы с текстом.

З6- речевой этикет в устной речи;

З7- речевой этикет в письменной речи;

З8- навыки публичного выступления, аргументация собственной позиции;

З9-изобразительно-выразительные средства языка;

З-10фразеологические средства языка, устойчивые словосочетания;

311-приемы конструирования текста.


- дает характеристику функциональным стилям речи.

-составляет заявления, объяснительные записки, доверенность, характеристики.

-- анализирует языковые средства СМИ

- анализирует языковые средства научной речи (учебников, методических рекомендаций и т.д.)

- проводит лингвистический анализ художественных текстов, выявляет изобразительно-выразительные средства.

- создание письменного текста. Определение темы, проблемы, аргументации собственной позиции.

-логически правильно. аргументированно и ясно построить письменную речь.

-Построение устной речи. Публичное выступление.

- Построение письменной речи. Статья в газету.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен освоить общие и профессиональные компетенции:



ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


Хорошо понимает сущность и социальную значимость профессии, проявляет к ней интерес. Планирует и реализовывает собственное профессиональное и личностное развитие.


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


Организует собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


Принимает решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несет за них ответственность.


ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


Правильно выбирает способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.


ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

.

Быстро и качественно осуществляет поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.


ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями


Эффективно работает в коллективе и команде, взаимодействует с коллегами, руководством, клиентами.


ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.



Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.



ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


Грамотно осуществляет устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.


ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Быстро и качественно осуществляет поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.















3. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Русский язык и культура речи».


Таблица 2


Элемент учебной

дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Рубежный контроль

Промежуточная аттестация

Методы оценки

Проверяемые

ОК, У, З

Методы оценки

Проверяемые

ОК, У, З

Методы оценки

Проверяемые

ОК, У, З

Введение. Язык и речь. Язык как система. Единицы языка и разделы лингвистики.

Устный опрос №1


У1,У2,

З1,З5.

ОК 1-4,


У31-2,

З1, З5.

ОК1-4,

Зачет

У2,У3.У4,У6.

ЗЗ,З8,З9,З10,

ОК4, ОК8,ОК9.

Раздел 1. Русский национальный язык

Тема 1.1-1.7


Устный опрос №2-3

Тестовая работа №1,2

У1,У2,У4У5

З1,З2,З4


ОК1-5, ОК7

Контрольный тест №1

,У2,У3,У1,У4,У5,у6,У7.

З1,З2,З6,З7

ОК1-5, ОК9

зачет

У2,У3.У4,У6.

ЗЗ,З8,З9,З10,

ОК4, ОК8,ОК9.

Раздел 2.

Нормы русского литературного языка

Тема 2.1-2.7

Устный опрос № 4 Тестовая работа №4

Редактирование теста№1.

У1,У2,У3,У4У7

З1,З3


ОК2,ОК4, ОК7

Контрольный тест №2

У3,

ОК2, ОК1, ОК4, ОК5 ОК7

зачет

У2,У3.У4,У6.

ЗЗ,З8,З9,З10,

ОК4, ОК8,ОК9.

Раздел 3. Коммуникативные качества речи

Тема 3.1-3.5

Тестовая работа №5.


У3,У1,У6,У7

З9,З10


ОК6,ОК7,

ОК8

Контрольный тест №3

У2,У3,.З2,З3,З4


ОК1-5,

ОК9

зачет

У2,У3.У4,У6.

ЗЗ,З8,З9,З10,

ОК4, ОК8,ОК9.

Раздел № 4 Речевой этикет

Тема 4.1-4.5


Устный опрос № 5 Тестовая работа№4

У7,У8

З3,З6,З7

ОК6, ОК8

Контрольный тест 4


У3, У2 З1,З2

ОК2, ОК4, ОК5,ОК9

зачет

У2,У3.У4,У6.

ЗЗ,З8,З9,З10,

ОК4, ОК8,ОК9.

Раздел 5

Основы красноречия

Тема 5.1-5.3

Тестовая работа№5

У3,У7,У8.

З1,З2,З3,З8,З9.

ОК4,ОК6

Публичное выступление

У2,У3,У1.

З1,З2,З3,З4

ОК2, ОК4, ОК5,ОК9

зачет




3.2.1. Типовые задания для проведения текущего контроля. оценки знаний З1-8, У3-8, сформированности ОК 1-8.

1) Введение. Устный опрос №1


Вопрос №1. Что такое язык?

Правильный ответ. Язык-Система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей?

Вопрос №2. Что такое речь?

Правильный ответ: Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения.

Вопрос № 3. Почему возникновение языка как социального явления и А. Генис, и А. Толстой связывают с трудовой деятельностью человека

Правильный ответ. Нет языка без общества, и нет общества без языка, а общество не может жить и развиваться без трудовых операций.

Вопрос №4. Назовите виды речевой деятельности.

Правильный ответ:

-слушание

- говорение

- чтение

-письмо.

Критерии оценки устного ответа:

1. Оценка «отлично» выставляется студенту, если:

-  в ходе собеседования, письменного опроса обучающийся ответил на все поставленные вопросы;

-  ответы полные, развернутые;

-  суждения связные и логичные;

-  верно сформулированы все необходимые определения;

-  приведены примеры, иллюстрирующие верность суждений;

-  быстро реагирует на уточняющие и дополнительные вопросы преподавателя.

2. Оценка «хорошо» выставляется студенту, если:

-  в ходе собеседования, письменного опроса, контрольной работы обучающийся отвечает на 80 % всех вопросов, при этом все другие требования, предъявляемые к ответу на «отлично» выполнены в полной мере;

-  обучающийся отвечает на все вопросы, но одно из требований, предъявляемых к ответу на «отлично» не выполнено

-  допущены незначительные ошибки, которые не влияют на усвоение общего объема знаний;

-  испытывает незначительные затруднения при ответе на дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя.

3. Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если:

- в ходе собеседования, письменного опроса, контрольной работы обучающийся отвечает верно не менее, чем на 50 % вопросов;

- ответы начинает после наводящих или уточняющих вопросов преподавателя;

- тема раскрыта недостаточно;

- основные знания усвоены частично.

4. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если:

- в ходе собеседования, письменного опроса, контрольной работы обучающийся не ответил на большую часть вопросов;

- не ориентируется в материале, не может поддержать беседу

даже после наводящих и уточняющих вопросов преподавателя

- необходимые знания не усвоены.



2) Раздел 1. Тема 1.1-1.7

1.Устный опрос № 2


Вопрос 1. Какова основная мысль текста?


Вернувшись в родной город после долгой отлучки, москвич восклицает: «Москву не узнать!» Пока на глазах возникает новое, сосуществует со старым, живущим века и устраняемым, обветшалым, удивления нет: Москва как Москва. Переход в иное состояние не одномоментный взрыв, а преемственное накопление новшества в отдельных местах, даже в эпохи стремительной перестройки. Новое качество обнаруживаешь, лишь сравнив удаленные друг от друга моменты. Современный язык начался не в 1750 году, хотя ясно, что в конце 18 века он уже был, а в начале, при Петре I, его ещё не было. Живя вместе, мы не замечаем, как меняемся, но ты можешь не узнать одноклассника, когда встретишься с ним лет через десять после выпускного бала. Русские сегодня не могут читать свободно написанное даже в ХVII веке, а чтобы прочитать рукописи старше ХIV века, должны специально учиться. (В. Г. Костомаров «Жизнь языка») (130 слов).


Эталон ответа

Язык меняется, и каждый период в истории языка является качественно новым этапом в его развитии.


Вопрос 2. Проанализируйте высказывания о языке.


А. Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии. (П. Мериме.)

Эталон ответа

Проспер Мериме отмечал богатство внутреннего строя русского языка.


Б. Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький.)

Эталон ответа

Русский язык активно пополняется за счёт новых слов и значений. Многие слова имеют несколько значений, в том числе и переносные. Многозначность - явление распространенное в русском языке. Оно составляет его богатство.


2. Устный опрос №3

Вопрос №1.

Что понимается под «культурой речи»? Что включает это понятие?

Правильный ответ:

Этот комплекс сложился как итог отбора лексических, синтаксических, морфологических, других элементов. В основе литературного русского языка заложена литературная норма: набор языковых явлений, не просто отраженных в речи его носителей и разрешенных к употреблению, но закрепленных в виде правил.

Вопрос №2. Какие три стороны речевой культуры или три аспекта речевой культуры можно выделить?

Правильный ответ:

- нормативный - владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах (правильная речь).

- коммуникативный – умение выбирать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации.

- этический – знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях, соблюдение этики общения, т.е. речевой этикет (соблюдение нравственного кодекса народа, не выходить за рамки общечеловеческих этических норм, знание культурных традиций и запретов


Вопрос № 3

1.С чем связан коммуникативный аспект речи?

Правильный ответ. Культура речи - владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с Многоуровневая система знаков, без которых невозможна речевая деятельность


3) Тестовая работа № 1 «Язык и речь»

Инструкция по проведению теста:

  • Внимательно прочитайте задание.

  • Выберите 1 правильный вариант

  • Время выполнения- 25 минут


Задание 1 Язык – это:

  1. Результат мышления;

  2. Многоуровневая система знаков, без которых невозможна речевая деятельность;

Единица речи

Задание 2 Речь – это:

  1. Единица языка;

  2. Сложная деятельность человека, связанная с мышлением и умелым употреблением языковых средств;

  3. Слова, называющие определенный предмет или определенное явление

Задание 3 Из каких единиц состоит язык (найдите лишнее)?

  1. Слог;

  2. Звук;

  3. Морфема;

  4. Слово;

  5. Фразеологическая единица;

  6. Свободное словосочетание;

  7. Предложение;

  8. Текст.

Задание 4 Единицы языка связаны друг с другом?

  1. Да;

  2. Нет.

Задание 5 Язык является знаковой системой?

  1. Да;

  2. Нет.

Задание 6 Какой тип знаков не существует в языке?

  1. Естественные;

  2. Искусственные;

  3. Условные.

Задание 7 Информативные знаки – это:

  1. Соединение определенного смысла и определенного способа его выражения;

  2. Объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность и единство;

  3. Многоуровневая система знаков, без которых невозможна речевая деятельность

Задание 8 Языковые знаки могут состоять из одной единицы?

  1. Да;

  2. Нет

Задание 9 Слово является самостоятельным языковым знаком?

  1. Да;

  2. Нет

Задание 10 Язык служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать. В данном случае язык выполняет функцию:

  1. Эмоциональную;

  2. Воздействия;

  3. Коммуникативную

Задание 11 Литературный язык - это:

  1. Язык каждодневного общения с элементами разговорного стиля;

  2. Высшая (образцовая) форма национального языка, обладающая богатым словарным запасом, устойчивой грамматической структурой и развитой системой стилей;

  3. Язык художественной литературы

Задание 12 Устная форма литературного языка:

  1. Графически оформленная;

  2. Звучащая.

Задание 13 Какая форма изначальна:

  1. Устная;

  2. Письменная.

Задание 14 Какая речь предполагает наличие собеседника:

  1. Устная;

  2. Письменная.

Задание 15. Назовите формы существования национального языка (укажите лишнее):

  1. Просторечие;

  2. Литературный язык;

  3. Термины;

  4. Территориальные диалекты;

  5. Жаргоны;

Эталон ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

2

2

1

1

1

3

2

1

1

3

2

2

1

1

3

Эталон письменных ответов


Критерии оценки:

«5» - получают в том случае, если верные ответы составляют от 80% до 100% от общего количества;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют от 71 до 79% от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов;

«2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов.



4) Тестовая работа №2 по теме «Стили речи»

Инструкция по проведению теста:

  • -Внимательно прочитайте задание.

  • -Выберите 1 правильный вариант

  • Время выполнения- 15 минут



Используйте для ответов обозначения : 

а-научный,  б- разговорный,

 в- официально-деловой,  г- публицистический


  1. Газеты, журналы, радио, телевидение - это  какой стиль?

  2. Диалоги, беседы, письма - это  какой стиль?

  3. Заявления, указания, отчёты - это  какой стиль?

  4. Учебники, лекции - это  какой стиль?

  5. У какого стиля основная функция  -  агитация и пропаганда?

  6. У какого стиля основная функция  - точная передача деловой информации?

  7. У какого стиля основная функция – изложение научной информации?

  8. У какого стиля основная функция – общение?

  9. У какого стиля используются такие языковые средства: эмоциональная выразительная лексика, употребление неполных слов, слов-обращений, вводных слов?

  10. У какого стиля используются такие языковые средства: специальная лексика, научные термины?

  11. У какого стиля используются такие языковые средства: общественно-политическая лексика, слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением, пословицы, поговорки, цитаты?

  12. У какого стиля используются такие языковые средства: использование штампов, преобладание существительных над другими частями речи?

  13. У какого стиля такая характеристика высказывания: призывность, страстность?

  14. У какого стиля такая характеристика высказывания: строгость, точность, официальность?

  15. У какого стиля такая характеристика высказывания: точность, логичность, доказательность?

  16. У какого стиля такая характеристика высказывания: непринуждённость, эмоциональность?


Эталон ответа:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

г

б

в

а

а

в

а

б

б

а

г

в

г

в

а

б


5) Раздел 2.Темы 2.1-2.7

1.Устный опрос №4

Вопрос №1. Что можно назвать нормой?


Правильный ответ. Нормой называют комплекс наиболее удобных для повседневного обслуживания конкретного общества язы

Правильный ответ. Коммуникативный аспект напрямую связан с коммуникативной грамотностью. При этом культура речи подразумевает владение всеми функциональными разновидностями языка. Образованный человек, в зависимости от ситуации, должен владеть выразительной разговорной речью, общаться в научном или деловом стиле, уметь передавать свои мысли официально-деловым языком, знать и уметь грамотно использовать в собственной речи выразительные средства художественной литературы. Основная цель речевой коммуникации – быть понятым (услышанным) своим собеседником. Полное понимание высказывания адресатом и осуществление коммуникативного намерения адресанта называется коммуникативной удачей.


Вопрос № 2 . Что является коммуникативной неудачей?

Правильный ответ. Коммуникативная неудача (ошибка) - это ситуация, когда участники общения не могут реализовать свои намерения или коммуникативные ожидания, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.


6) Тестовая работа № 3 « Лексические нормы»

Инструкция по проведению теста:

  • -Внимательно прочитайте задание.

  • Время выполнения- 20 минут


I

Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.

1. Ошибки являются формой наших неправильных, некорректных поступков.

2. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.

3. Прошлая жизнь Аксиньи была насыщена горечью, разочарованием и предательством.

4. Над ним разыграли шутку.

5. Чтение – один из лучших антидепрессантов.

6. Ее улыбка была манящая и чувствительная.

7. Онегин впервые познакомился с Татьяной на ее именинах.

8. Князь Андрей не герой, потому что он не закрыл собой снаряд, а стоял и думал, как он выглядит в глазах окружающих.

9. Герой совершил оплошность, перейдя на сторону врага.

10. Я не могу адекватно воспринимать текст с электронного носителя.

II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова, употребленного неверно.

1. Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили. 

2. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.

3. Мой коллега оказался полным невежей в вопросах программирования.

4. Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.

5. Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.

III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они допущены.

А) Употребление слова в несвойственном ему значении.

1. Это был рок судьбы.

Б) Смешение паронимов.

2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в атаку.

В) Неудачный выбор одного из синонимов.

3. Особенность языка Пушкина, что очень легкий.

Г) Пропуск необходимого слова.

4. Он был шокирован ее красотой.

Д) Неуместное употребление разговорной/диалектной/просторечной лексики, жаргонизмов

5. В цирке выступал очень сильный и ловкий силач.


6. Она одела синее пальто и белый шарф.


7. Экипаж находился в ужасном состоянии.


8. Автор восхищается своим героем, ведь герой поступил честно.


9. Ее высказывание было умопомрачительным.


10. Этот поступок кажется мне очень крутым.




 I вариант.

I - 13679

II 1 – уволили

2 – прославили

3 – невеждой

4 – улучшить

5 – вызвана

III А – 4, Б – 6, В – 9, Г – 3, Д – 10


 

II вариант.

I - 14568

II 1 – немного/не совсем

2 – наполнять

3 – искусственные

4 – питомец

5 – потерпела

III А – 1, Б – 7, В – 5, Г – 8, Д – 2



7) Редактирование текста №1

Инструкция по выполнению:

  • Перепишите текст, исправляя грамматические ошибки

  • Время исполения 15 мин.



Новый год

Я люблю зиму, ее бодрость и веселые развлечения. Утром скину с плечей дремоту, в коридоре найду пару валенков, выйду на крыльцо подышать морозным воздухом. Скоро Новый год! Он более любимее других, потому что он самый веселый. На елке горит много свеч, висит много яблоков, мандарин, апельсин. Под елку нам ложат подарки. Утром я просыпаюсь, вымоюсь, вытерусь и сразу бегу смотреть, что там поло́жили. Мне подарили в это раз книжку «Мир приключений». Там произведения Марк Твена, Майн Рида и Жюль Верна: более шестьсот страниц. А сестре подарили пару сапогов и туфлей на каблуках. Рассмотря их, она даже запрыгала. И я тоже радовалася вместе с ней. Мы никогда не завидоваем, если у кого-то подарки более дороги.
А потом приходят мои друзья, мы с ними играемся, и родители не ругаются, даже если я прыгаю по дивану или висю на карнизе. У нас такое правило: в Новый год все можно! В этот раз мы играли в турков и делали костюмы из полотенцев и тюли для занавесок. Вовка случайно зацепил новую бра и разбил, так и то никто не ругался! Вот что такое Новый год!

Правильный ответ:

Новый год

Я люблю зиму, ее бодрость и веселые развлечения. Утром скину с плеч дремоту, в коридоре найду пару валенок, выйду на крыльцо подышать морозным воздухом. Скоро Новый год! Он самый любимый праздник, потому что он самый веселый. На елке горит много свеч, висит много яблок, мандаринов, апельсинов. Под елку нам кладут подарки. Утром я просыпаюсь, вымоюсь, вытрусь и сразу бегу смотреть, что там положили. Мне подарили в это раз книжку «Мир приключений». Там произведения Марка Твена, Майн Рида и Жюля Верна: более шестисот страниц. А сестре подарили пару сапог и туфлель на каблуках. И я тоже радовался вместе с ней. Мы никогда не завидуем, если у кого-то подарки более дорогие.
А потом приходят мои друзья, мы с ними играем, и родители не ругаются, даже если я прыгаю по дивану или вишу на карнизе. У нас такое правило: в Новый год все можно! В этот раз мы играли в турок и делали костюмы из полотенец и тюля для занавесок. Вовка случайно зацепил новое бра и разбил, так и то никто не ругался! Вот что такое Новый год!


Оценки : 2 ошибки –«5», 3 - 4- «4», 5 – 6 - «3».


8) Раздел 3. Темы 3.1-3.5

Тестовая работа № 4 «Коммуникативные качества речи»


Инструкция по выполнению:

  • Выберите один правильный ответ

  • Время исполнения 15 мин.


Задание 1

Омонимы - это:

  1. 1.Слова, различные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию;

  2. 2.Слова, близкие по звучанию и написанию, но различные по значению;

  3. 3 Противоположные по значению слова

Задание 2

Паронимы – это:

  1. 1.Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению;

  2. 2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению;

  3. 3.Противоположные по значению слова

Задание 3

Профессионализмы – это:

  1. 1.Слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону;

  2. 2.Слова и выражения, используемые людьми одной профессии;

  3. 3.Слова, ограниченные в территориальном отношении, входящие в состав отдельных диалектов;

Задание 4

В результате чего появляются заимствованные слова в языке:

  1. 1.В результате общения одних народов с другими;

  2. 2.В результате политических, экономических, культурных связей;

  3. 3.В результате возникновения новых традиций.

Задание 5

Чистота речи – это:

  1. 1.Изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью;

  2. 2.Отсутствие в речи лишних слов, слов-паразитов;

  3. 3.Дословно переданная чужая речь

Задание 6

«Слова- паразиты», «слова-сорняки» несут смысловую нагрузку, обладают информативностью:

  1. 1.Да;

  2. 2.Нет.

Задание 7

Диалектная лексика - это:

  1. 1.Слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, искусства, общественной жизни.

  2. 2.Слова и выражения, используемые людьми одной профессии;

  3. 3.Слова, ограниченные в территориальном отношении, входящие в состав отдельных диалектов.

Задание 8

Термины - это:

  1. 1.Слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону;

  2. 2.Слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, искусства, общественной жизни.

  3. 3.Слова и выражения, используемые людьми одной профессии;

Задание 9

Жаргонизмы – это:

  1. 1.Слова и выражения, используемые людьми одной профессии;

  2. 2.Слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону;

  3. 3.Слова, ограниченные в территориальном отношении, входящие в состав отдельных диалектов;

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1

2

2

2

3

2

2

2



9) Раздел № 4 «Речевой этикет»

Темы 4.1-4.5

Устный опрос №5

Задание 1. Прочтите приветствия, которые были приняты в России в прошлом. Определите принцип выбора приветствия нашими предками. Сохранился ли этот принцип сейчас?

«Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!» - говорили едящим или пьющим.

«Свеженько тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду.

«Море под коровой!» - говорили женщине, занятой дойкой коровы.

«Здорово ль парился?» - приветствовали мужчину, который шёл из бани.

«Спали, почивали, весело ль вставали?» - утром приветствовали гостей.

«Улов на рыбу» - говорили, встречая рыболова. Ответ: «Навар на ушицу».

«Здравствуй ты, многолетствуй я!»

 «Мир вам, и я к вам».

«Старый знакомый снова здорово».


Задание 2. Прочтите притчи царя Соломона (Библия, Ветхий Завет), объясните их смысл.

1.При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен. 2. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. 3. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. 4. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст. 5.  От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. 6. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. 7. Кто даёт ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.8.  Смерть и жизнь – во власти языка.9.  Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам.10. Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.11. Что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу.


Задание 3. Прочтите поучение Владимира Мономаха. Выскажите своё отношение к данным советам: можно ли считать их полезными в наше время?

Ибо как Василий учил, собрав тут юношей: душой быть чистым, непорочным, в разговоре негромким, соблюдая слово Господне: есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчинёнными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших.

Старых почитай как отца, а молодых как братьев. Остерегайся и лжи, и пьянства, и блуда, ибо от них душа погибает и тело. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.


Задание 5: прочитайте вслух выразительно диалог и объясните, почему между его участниками появилось раздражение. Какие нормы речевого этикета нарушены? А теперь измените диалог так, чтобы тональность общения стала доброжелательной.

– Ванечка! Иди обедать! – слышится голос мамы.

– Иду! – отвечает сын, не в силах оторваться от компьютерной игры.

– Ну ты идешь?

– Иду! – повторяет Ваня, продолжая интересную игру. Он спешит изо всех сил скорее доиграть, но именно поэтому начинает делать ошибки, игра затягивается.

– Почему не идешь? Все остынет!

—Иду! Иду!

– Как ты разговариваешь? Не груби!

– А что я такого сказал?! Я же сказал «иду!».



Задание 6: произнесите каждое предложение, выражая голосом разные чувства и настроения. Понаблюдайте за тем, какими интонационными особенностями отличаются произносительные варианты предложений (движение голоса, темп, тон речи, сила голоса), как сочетаются интонация, мимика и жесты.

Не помню (ужас, уныние, безразличие, насмешка, изумление, опасение, торжество).

Поеду (согласие, сомнение, угроза, мечтательность, решимость, страх, радость).

Приходите (приказ, мольба, вызов, равнодушие, ирония).

Иван Матвеевич (ласка, угроза, просьба, потрясение, порицание, удивление, сомнение.







Критерии оценки:

«5» - получают в том случае, если верные ответы составляют от 80% до 100% от общего количества;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют от 71 до 79% от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов;

«2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов.




3. 2. 2 Типовые задания для проведения рубежного контроля для оценки знаний З1-4, умений У1-7, сформированности компетенцийОК1-5,7,9


1) Типовые задания .Раздел1

Контрольный тест № 1 « История русского языка».

Инструкция по выполнению:

  • Выберите один правильный ответ

  • Время исполнения 25 мин.



I вариант

1. Создателем первой «Российской грамматики» является...

А) А.С. Пушкин

Б) В.Г. Белинский

В) М.В. Ломоносов

Г) Н.М. Карамзин

2. Какой вклад в развитие русской словесности внесла Екатерина II?

А) разрешила принимать в число студентов разночинцев

Б) разрешила читать лекции в университете на русском языке

В) разрешила преподавать зарубежным профессорам

Г) разрешила освободить русский язык от влияния церковнославянского языка

3. Какой журнал XVIII способствовал пропаганде русского языка?

А) «Собеседник любителей Российского слова»

Б) «Современник»

В) «Русская словесность»

Г) «Любители русского языка»

4. Какова отличительная черта журнала «Собеседник любителей Российского слова»?

А) журнал ориентировался на новоевропейские языки, особенно на французский

Б) в журнале печатались сочинения только русских авторов

В) журнал пропагандировал уважительное отношение к своей нации и культуре

Г) в журнале были исключены архаические и профессиональные термины

5. Какое столетие по праву считают расцветом русской словесности?

А) XVIII век

Б) XIX век

В) XX век

Г) XXI век

6. Вставьте там, где это необходимо пропущенные буквы в следующие термины:

Мировоз...рение, гуман...ость, артикул...яция, краситал..изация, экз...мпляр, инт...л...гент, инт...л....ект, прогре..., ком...унизм, ц...вилизация.

7. К какому столетию относят появление вышеперечисленных слов?

А) XVIII век

Б) XIX век

В) XX век

Г) XXI век

8. Автором составителем «Толкового словаря живого великорусского языка» является:

А) М.В. Ломоносов

Б) А.Х. Востоков

В) В.И. Даль

Г) С.И. Ожегов

9. Какой период русской истории привел к исчезновению слов: царь, монах, гимназия, Богоматерь, архиерей и др.?

А) Перестройка

Б) Октябрьская революция 1917 года

В) Образование СССР

Г) Великая Отечественная война

10. Какое из перечисленных слов родилось в русском языке советского периода?

А) дворянин

Б) подьячий

В) крепостник

Г) комсомолец

11. Отличительной чертой русского языка советского периода считают:

А) появление жаргонизмов

Б) повсеместное сокращение слов

В) обогащение русской лексики заимствованными словами

Г) возвращение к жизни многих слов, которые находились в пассиве

12. Какой период характеризуется стремлением партии и правительства через язык воздействовать на общественное сознание?

А) XVIII- XIX вв.

Б) советский период

В) период перестройки (конец XX века)

Г) XXI век

13. Автором «Русского словаря языкового расширения» является:

А) Л.В. Щерба

Б) В.И. Даль

В) Д.И. Ушаков

Г) А.И. Солженицын

14. Какое явление в русской словесности происходит на рубеже XX-XXI веков?

А) либерализация

Б) демократизация

В) вульгаризация

Г) денационализация

15. К какой лексической группе можно отнести следующие слова: чирик, балдеть, кайф...

А) жаргонизмы

Б) неологизмы

В) просторечия

Г) архаизмы

16. Огромная тяга к изучению языка во всем мире способствовала созданию МАПРЯЛ. Как можно расшифровать эту аббревиатуру?

А) московская академия профессиональных работников русского языка

Б) международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

В) международная ассамблея преподавателей русского языкознания

Г) московская ассоциация преподавателей русского языка и литературы


II вариант

1. Какое явление в русской словесности происходит на рубеже XX-XXI веков?

А) либерализация

Б) демократизация

В) вульгаризация

Г) денационализация

2. Какой период русской истории привел к исчезновению слов: царь, монах, гимназия, Богоматерь, архиерей и др.?

А) Перестройка

Б) Октябрьская революция 1917 года

В) Образование СССР

Г) Великая Отечественная война

3. К какому столетию относят появление вышеперечисленных слов?

А) XVIII век

Б) XIX век

В) XX век

Г) XXI век

4. Огромная тяга к изучению языка во всем мире способствовала созданию МАПРЯЛ. Как можно расшифровать эту аббревиатуру?

А) московская академия профессиональных работников русского языка

Б) международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

В) международная ассамблея преподавателей русского языкознания

Г) московская ассоциация преподавателей русского языка и литературы

5. Какое из перечисленных слов родилось в русском языке советского периода?

А) дворянин

Б) подьячий

В) крепостник

Г) комсомолец

6. Создателем первой «Российской грамматики» является...

А) А.С. Пушкин

Б) В.Г. Белинский

В) М.В. Ломоносов

Г) Н.М. Карамзин

7. Автором «Русского словаря языкового расширения» является:

А) Л.В. Щерба

Б) В.И. Даль

В) Д.И. Ушаков

Г) А.И. Солженицын

8. Вставьте там, где это необходимо пропущенные буквы в следующие термины:

Мировоз...рение, гуман...ость, артикул...яция, краситал..изация, экз...мпляр, инт...л...гент, инт...л....ект, прогре..., ком...унизм, ц...вилизация.

9. Какой вклад в развитие русской словесности внесла Екатерина II?

А) разрешила принимать в число студентов разночинцев

Б) разрешила читать лекции в университете на русском языке

В) разрешила преподавать зарубежным профессорам

Г) разрешила освободить русский язык от влияния церковнославянского языка

10. Какое столетие по праву считают расцветом русской словесности?

А) XVIII век

Б) XIX век

В) XX век

Г) XXI век

11. Какова отличительная черта журнала «Собеседник любителей Российского слова»?

А) журнал ориентировался на новоевропейские языки, особенно на французский

Б) в журнале печатались сочинения только русских авторов

В) журнал пропагандировал уважительное отношение к своей нации и культуре

Г) в журнале были исключены архаические и профессиональные термины

12. Какой журнал XVIII способствовал пропаганде русского языка?

А) «Собеседник любителей Российского слова»

Б) «Современник»

В) «Русская словесность»

Г) «Любители русского языка»

13. Автором составителем «Толкового словаря живого великорусского языка» является:

А) М.В. Ломоносов

Б) А.Х. Востоков

В) В.И. Даль

Г) С.И. Ожегов

14. Отличительной чертой русского языка советского периода считают:

А) появление жаргонизмов

Б) повсеместное сокращение слов

В) обогащение русской лексики заимствованными словами

Г) возвращение к жизни многих слов, которые находились в пассиве

15. Какой период характеризуется стремлением партии и правительства через язык воздействовать на общественное сознание?

А) XVIII- XIX вв.

Б) советский период

В) период перестройки (конец XX века)

Г) XXI век

16. К какой лексической группе можно отнести следующие слова: чирик, балдеть, кайф...

А) жаргонизмы

Б) неологизмы

В) просторечия

Г) архаизмы


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

г

а

б

в

а

б

г

а

б

а

в

а

в

г

а

б

в

б

г

в

в

в

а

в

в

а

а

г

б

б

в

а






Эталон письменных ответов


Критерии оценки:

«5» - получают в том случае, если верные ответы составляют от 80% до 100% от общего количества;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют от 71 до 79% от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов;

«2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов.








2) Раздел 2. Контрольный тест №2 «Нормы литературного языка».


Условия выполнения задания:

- Внимательно прочитайте задание. Ответьте письменно в соответствии с заданием.

Максимальное время выполнения задания:25мин.


1. Определите ударные гласные в словах, приведённых ниже.

Блага, включит, включим, диспансер, жалюзи, звонишь, звонят, зубчатый, избаловать, искра, каталог, квартал, красивее, ломоть, мусоропровод, новорожденный, оптовый, осведомить, свекла, сливовый (сок),создал, сосредоточение, средства, танцовщица, торты, уведомить, упрочение, ходатайствовать, щавель, эксперт.

2. Определите, в каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?

1. Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по чарам и колдовству ЗЛОЙ феи.

2. Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.

3. Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.

4. Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. килограмм яблок

2. будущие выборы

3. до двух тысяч второго года

4. ошиблась

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Называя одним и тем же словом в чём-то сходные предметы,

1. мы отвлекаемся от несущественных деталей.

2. несущественные детали не принимаются во внимание.

3. происходит обобщение признаков.

4. учитываются самые существенные признаки.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1. По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.

2. Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

3. Одним из русских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.

4. О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке "Постскриптум".

6. Определите, в каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1. При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.

2. Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода.

3. Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно научиться извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.

4. Утром за всполохом ромашек не видно ни телёнка, который пасётся на лугу, ни гусей.


Эталон ответа

Блага, включит, включим, диспансер, жалюзи, звонишь, звонят, зубчатый, избаловать, искра, каталог, квартал, красивее, ломоть, мусоропровод, новорожденный, оптовый, осведомить, свекла, сливовый (сок),создал, сосредоточение, средства, танцовщица, торты, уведомить, упрочение, ходатайствовать, щавель, эксперт.

2 - 3, 3 - 3, 4 - 1, 5 - 1, 6 - 3.

Условия выполнения задания:

Критерии оценки:

«5» - получают в том случае, если верные ответы составляют от 80% до 100% от общего количества;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют от 71 до 79% от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов;

«2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов.


3)Раздел 3.Контрольный тест №3 «Выразительность речи»


Задание 1

Метафора – это:

  1. 1Троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот;

  2. 2Перенос названия по сходству;

  3. 3Прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков


Задание 2

Метонимия – это:

  1. 1Прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков.

  2. 2Троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот;

  3. 3Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Задание 3

Сравнение – это:

  1. 1Троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот;

  2. 2Прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков

  3. 3Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак;

Задание 4

Инверсия – это:

  1. 1Изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью.

  2. 2Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак;

  3. 3Прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков;

Задание 5

Эпитеты – это:

  1. 1Троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот;

  2. 2Изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью;

  3. 3Художественные определения, позволяющие более ярко охарактеризовать свойства, качества предмета или явления.

Задание 6

Анафора – это:

  1. 1Повтор слов, группы слов в начале фразы;

  2. 2Повтор слов, словосочетаний, речевых конструкций в конце фразы.

Задание 7

1Особенность вопросно-ответного ходы заключается в том, что:

  1. Он не требует ответа, а служит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо;

  2. 2Оратор, предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, и сам на них отвечает.

Задание 8

Синекдоха – это:

  1. 1Троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот;

  2. 2Изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью;

  3. 3Художественные определения, позволяющие более ярко охарактеризовать свойства, качества предмета или явления.

Задание 9

Антитеза – это:

  1. 1Изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью;

  2. 2Прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков;

  3. 3Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.


Задание 10

Цитата – это:

  1. 1Меткие народные выражения с назидательным смыслом, обобщающие различные явления жизни;

  2. 2Речь, передающая чьи-либо слова от третьего лица.

  3. 3Дословно переданная чужая речь;

Задание 11

Прямая речь – это:

  1. 1Речь, передающая чьи-либо слова от третьего лица;

  2. 2Дословно переданная чужая речь;

  3. 3Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму.

Задание 12

Особенность риторического вопроса заключается в том, что:

  1. 1Он не требует ответа, а служит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо;

  2. 2Оратор, предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, и сам на них отвечает.

Задание 13

Эпифора – это:

  1. 1Повтор слов, группы слов в начале фразы;

  2. 2Повтор слов, словосочетаний, речевых конструкций в конце фразы.



Ответы к тесту


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

2

1

3

3

1

3

1

2

1

2

2

1

2


4) Раздел 4 Контрольный тест «Речевой этикет».

Инструкция по выполнению:

  • Тестовые задания сформулированы в виде кратких суждений. Дано четыре варианта ответа, из которых один правильный. Выберите верный ответ и отметьте его.

  • Время исполения 25 мин.





Вопрос 1
Человек ставит собственные интересы выше интересов других – это:

a) идеализм;
b) материализм;
c) эгоизм;
d) формализм.

Вопрос 2
Правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным – это:

a) закон;
b) мораль;
c) поступок;
d) правило.
Вопрос 3
В телефонном разговоре важнее всего:

a) вежливость;
b) доброжелательность;
c) краткость;
d) чёткость.
Вопрос 4
Без зубов, а грызёт:

a) зло;
b) достоинство;
c) совесть;
d) радость.
Вопрос 5
Талант искреннего, душевного общения с людьми вне зависимости от их взглядов и убеждений – это:

a) вежливость;
b) доброжелательность;
c) любовь;
d) искренность.
Вопрос 6
Его не скушаешь, но вкус его сладок. Его не видишь, но вид его приятен.Оно рядом, но его не потрогаешь. Речь идёт о морально-этическом качестве человека:

a) о добре;
b) о счастье;
c) о дружбе;
d) о зле.
Вопрос 7
Рукопожатие, как приветствие появилось ещё в далёкие времена. Это основное правило этикета. При этом раньше здоровались, пожимая друг другу руки, только друзья, близкие люди. А как здоровались незнакомые или малознакомые люди?

a) Снимали шляпу.
b) Кланялись.
c) Кланялись и снимали шляпу.
d) Кивали головой.
Вопрос 8
Однажды король Георг V стукнул рукой по обеденному столу.В результате к правилам этикета добавилось еще одно. Какое?

a) Вилки стали класть зубцами вниз.
b) Не стучать по столу.
c) Класть на колени салфетку.
d) Не класть вилки на стол.
Вопрос 9
Это бывает большим и огромным, никто не называет это маленьким.В XXI веке это встречается так же часто, как и ранее, но ленивые люди сократили это слово. Назовите это слово полностью:

a) привет;
b) спасибо;
c) до свидания;

d) простите.
Вопрос 10
Единственный тактильный жест прикосновения к собеседнику, который разрешен в деловой среде:

a) рукопожатие;
b) обнимание;
c) похлопывание по плечу;
d) похлопывание по спине.
Вопрос 11
Этикет общения в сети интернета называется:

a) нитикет;
b) нэтикет;
c) энтикет;
d) этикет.
Вопрос 12
К универсальной этике не относится:

a) добро;
b) честь;
c) совесть;
d) мужество.
Вопрос 13
Какая из перечисленных книг является общим литературным источником для культуры Древней Индии?

a) Книга перемен.
b) Веды.
c) Коран.
d) Бхагават-Гита.
Вопрос 14
Категория этики, отражающая отношение личности к обществу, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в данных условиях –это:

a) стыд;
b) честь;
c) долг;
d) страх.
Вопрос 15
Противоположность добродетели это:

a) злоба;
b) благо;
c) порок;
d) несправедливость.
Вопрос 16
Объектом профессиональной этики является:

a) закон;
b) государство;
c) человек;
d) культура.
Вопрос 17
Автор работы «Никомахова этика», где представлены основные морально-нравственные понятия:

a) И. Кант
b) Аристотель
c) Ф.Ницше
d) Платон
Вопрос 18
Как называется закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации в древнеиндийской этике?

a) Карма
b) Нирвана
c) Сансара
d) Майя
Вопрос 19
«Высшее блаженство» в древнеиндийской культуре:

a) Карма
b) Нирвана
c) Брахман
d) Сансара
Вопрос 20
Это знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым:

a) в XV веке;
b) в XVII веке;
c) в XVI веке;
d) в XIV веке.
Вопрос 21
Уже древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали
:
a) дипломатический этикет;
b) придворный этикет;
c) деловой этикет;
d) производственный этикет.
Вопрос 22
Всего лишь двести-триста лет назад мужчины имели правило носить на левом боку оружие: саблю, шпагу или кинжал. Это послужило одним из правил этикета:

a) мужчина должен идти по улице слева от женщины;
b) мужчина должен идти по улице справа от женщины;
c) мужчина должен идти по улице впереди женщины;
d) мужчина должен идти по улице позади женщины.
Вопрос 23
Автором высказывания: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» является:

a) Сервантес
b) Эмерсон
c) Д. Карнеги
d) Платон
Вопрос 24
На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От этих французских карточек произошло название:

a) этикет;
b) правила;
c) карты;
d) воспитанность.
Вопрос 25
При Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием:

a) «Юности честное зерцало»
b) «Домострой»
c) «Поучение»
d) «Свод правил»
Ответы к тесту «По страницам этикета»
1. - c
2. – b
3. – b
4. – c
5. – b
6. – a
7. – c
8. – a
9. – b
10. – a
11. – b
12. – d
13. – b
14. – c
15. – c
16. – c
17. – b
18. – a
19. – b
20. – b
21. – a
22. – a
23. – a
24. – a
25. - a


5) Раздел 5. «Основы красноречия» .

Защита публичного выступления

Составить убеждающую речь в публицистическом стиле:


Требования к публичному выступлению


Критерии оценки публичной защиты работы.

–Представление-защита проводится в устной форме.

–Время, предоставляемое для выступления, 3–5 минут

–Содержание и композиция публичной защиты проекта – инициативное и творческое право его авторов, однако в выступлении обязательно должны быть представлены следующие вопросы:

1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень исследованности;

2) определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;

3) краткое содержание (обзор) выполненного исследования, с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;

4) обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем;

5) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.


Тема публичного выступления;

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» (Ф. Тютчев)

Эталон ответа:

Беседа, разговор, возможность общения — самое большое наше достояние.

Речь — это способ выражения нашего отношения к окружающему миру. Разница в том, какого отноше­ния, каким способом мы его выражаем. Там, где есть слово, всегда появляются ложь и клевета. Очень часто люди пользуются сло­вом, чтобы оклеветать кого-либо или солгать ради собственной выгоды. Никогда не знаешь, чем ответят люди на твое слово. Но следует помнить, что нет магии сильней, чем магия слов. Все мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. Также сле­дует обращаться и со словом.

Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти, и глубоко ранить, и унизить человека. Но словом возможно успокоить, окрылить, сподвигнуть на добро и поддержать. Надо умело обра­щаться со словом, и тогда ваше слово станет самым сильным оружием на свете.


Критерии оценки устного ответа:

1. Оценка «отлично» выставляется студенту, если:

-  в ходе собеседования, письменного опроса обучающийся ответил на все поставленные вопросы;

-  ответы полные, развернутые;

-  суждения связные и логичные;

-  верно сформулированы все необходимые определения;

-  приведены примеры, иллюстрирующие верность суждений;

-  быстро реагирует на уточняющие и дополнительные вопросы преподавателя.

2. Оценка «хорошо» выставляется студенту, если:

-  в ходе собеседования, письменного опроса, контрольной работы обучающийся отвечает на 80 % всех вопросов, при этом все другие требования, предъявляемые к ответу на «отлично» выполнены в полной мере;

-  обучающийся отвечает на все вопросы, но одно из требований, предъявляемых к ответу на «отлично» не выполнено

-  допущены незначительные ошибки, которые не влияют на усвоение общего объема знаний;

-  испытывает незначительные затруднения при ответе на дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя.

3. Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если:

- в ходе собеседования, письменного опроса, контрольной работы обучающийся отвечает верно не менее, чем на 50 % вопросов;

- ответы начинает после наводящих или уточняющих вопросов преподавателя;

- тема раскрыта недостаточно;

- основные знания усвоены частично.

4. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если:

- в ходе собеседования, письменного опроса, контрольной работы обучающийся не ответил на большую часть вопросов;

- не ориентируется в материале, не может поддержать беседу

даже после наводящих и уточняющих вопросов преподавателя

- необходимые знания не усвоены.


4. Контрольно-оценочные материалы (КОМ) для промежуточной аттестации


4.1. Паспорт.

Назначение:

КОМ предназначены для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» по специальности СПО 19.02.10 Технолог, технология общественного питания.

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культуры речи» по специальности СПО 19.02.10 Технолог, технология общественного питания, обучающиеся должны освоить:

Уметь:

У-1-пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Применять законы редукции и ассимиляции звуков.

У-2-пользоваться орфографическими словарями и справочниками. Владеет навыками грамотного письма.

У-3- правильно употреблять формы слов (род, число, падеж, спряжение, вид и т.д.)

У-4- правильно объединять слова в словосочетания и предложения

У-5-правильно объяснять значение слова, употреблять слово в свойственном значении.

У-6-правильно объяснять употребление фразеологических оборотов.

У-7 - сознательно отбирать языковые средства в соответствии с коммуникативной ситуацией;

У-8­ создавать и редактировать тексты общего и профессионального назначения;


Знать:

З1-возможности современного русского языка, обеспечивающие эффективность общения в разных сферах.

З2- функциональные стили русского языка

33-языковые нормы: произношение и ударение, использование грамматических форм, правильность и точность словоупотребления;

З4-основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, комментированное, выразительное ознакомительно-реферативное);

З5- навыки работы с текстом.

З6- речевой этикет в устной речи;

З7- речевой этикет в письменной речи;

З8- навыки публичного выступления, аргументация собственной позиции;

З9-изобразительно-выразительные средства языка;

З-10 фразеологические средства языка, устойчивые словосочетания;

311-приемы конструирования текста.


В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен освоить общие и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности


4.2. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

Содержание материала

Форма отчета


Русская речь после 1985 года

М.Ломоносов как реформатор русской речи.

Вклад А.С. Пушкина в культуру русской речи

Подготовьте сообщение-презентацию на одну из предложенных тем.



Невербальные средства общения

Познакомиться с Интернет-ресурсом «Как распознать ложь по мимике и жестам». Составить конспект.


Отличие литературного языка от других форм национального языка

Познакомиться с интернет - ресурсами «Ю.М. Лотман. Беседы о русской культуре» «Жаргонизмы». Написать конспект или презентацию.


Лексика ограниченной сферы употребления

Составить словарь синонимов нейтральной и стилистически окрашенной лексики.


Традиционный принцип русской орфографии

Составить тест по орфографическим правилам, подчиняющимся традиционному принципу русской орфографии


Морфологический принцип русской орфографии

Составить тест по орфографическим правилам, подчиняющимся морфологическому принципу русской орфографии


Происхождение фразеологических оборотов

Создать книжечку (презентацию) об истории происхождения фразеологизмов не менее 10)


Виды публичной речи

Составление публичного выступления

по предложенным ситуациям.


Основы ораторского искусства

Конспект видеоуроков Р. Гандапаса «Основы публичного выступления»


3



4.3. Задания для экзаменующегося.

Условия проведения аттестации:

Промежуточная аттестация по дисциплине «Русский язык и культура речи» по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания проводится в форме зачета.

  1. Место выполнения задания: кабинет русского языка и литературы № 312.

  2. Максимальное время выполнения задания: 40 мин

  3. Характеристики, отражающие сущность задания: показать знания норм литературного языка на всех уровня, проявить логическое мышление, уметь выстраивать причинно-следственные связи.

  4. Бланки тестов

  5. Оборудование: ручки, карандаши, листы бумаги для ответов.

  6. Литература для учащегося на экзамене:
    учебники: не предусмотрены
    методические пособия: не предусмотрены
    справочная литература: не предусмотрена.

  7. Эталоны ответов.

  8. Экзаменационная ведомость (или оценочный лист).

  9. Критерии оценки.

  10. Количество экзаменующихся - 20 - 25чел.

  11. Количество вариантов заданий для экзаменующегося3 варианта


.3.3. Задания для экзаменующегося.



Тесты по курсу «Культура речи»

Вариант I.

Практическое задание

1) расставьте ударения в словах:

квартал, дремота, знамение, багроветь, закупорить, облегчить, намерение.

2) образуйте все возможные простые формы степеней сравнения прилагательных, расставьте ударения: полный, красивый, острый, круглый, тяжёлый.

3) образуйте родительный падеж множественного числа, расставьте ударения:

помидор, герб, торт, носки, гектары.

4) найдите ошибочные словосочетания:

У обеих сестер, у обеих берегов, полторам километрам, пятеро друзей, трое девочек.

5) распределите слова в зависимости от стилистической окраски: нейтральные, книжные, разговорные, просторечные.

Лик, лицо, физиономия, морда.

Убегать, ретироваться, драпать, улепетывать.

6) подберите синонимы из 2 колонки

Инфантильный постоянный

Адекватный отсталый, косный

Пунктуальный равный, соответствующий

Константный точный

7) найдите ошибки и отредактируйте предложения:

Посмотрев вокруг, окрестный ландшафт мне понравился. Я особенно обрадовался, увидев вдали водоем в виде озера.

8) Даны виды речевой деятельности (укажите лишнее):

А) чтение

Б) говорение

В) слушание

Г) пение

9) Прилагательное «высокий» употреблено в переносном значении в сочетании

А )Высокий порыв

Б) Высокий холм

В) Высокий дом

Г) Высокий столб


10) Назовите 5 коммуникативных качеств речи.


Эталон ответа:

Вариант I.

Практическое задание

1 квартАл, дремОта, знАмение, закУпорить, облегчИть, намЕрение.

2) полнее, полнейший, красивый,красивейший

3) образуйте родительный падеж множественного числа, расставьте ударения:

помидоров, гЕрбов, тОртов, носков, гектаров.

4) найдите ошибочные словосочетания:

У обоих берегов, полутора километрам, три девочки.

5) распределите слова в зависимости от стилистической окраски: нейтральные, книжные, разговорные, просторечные.

лицо, лик,физиономия, морда.

Убегать, ретироваться, улепетывать. драпать.

6) подберите синонимы из 2 колонки

Инфантильный отсталый, косный.

7) найдите ошибки и отредактируйте предложения:

Посмотрев вокруг, я увидел красивую местность. Я особенно обрадовался, увидев вдали водоем.

8) Даны виды речевой деятельности (укажите лишнее):

Г) пение

9) Прилагательное «высокий» употреблено в переносном значении в сочетании

А )Высокий порыв


10) Назовите 5 коммуникативных качеств речи.

Понятность речи. Чистота речи. Точность речи. Богатство и разнообразие речи. Выразительность речи.

Вариант 2.


1.Расставьте ударения в словах:

диспансер, досуг, заиндеветь, искра, газопровод,

августовский, баловать, вероисповедание, обеспечение.


2. Ошибка в употреблении местоимения допущена в предложении...

а)Осторожно снимали матросы с судна полузамёрзших людей и предавали их на баркас.

б)Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

в)Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытия.


3. В следующих сочетаниях найдите плеоназм и исправьте:

большая масса народу, в данный период времени, памятный сувенир, букинистическая книга, другая альтернатива, реальная действительность, ведущий лидер, дебютировать впервые, в сентябре месяце, частная собственность, свободная вакансия, первое боевое крещение.


4. Образуйте родительный падеж множественного числа, расставьте ударения:

Вафли, партизаны, кастрюли, туфли, апельсины, граммы, носки.


5. Найдите ошибочные словосочетания:

К обоим деревьям, у обеих стен, к полторасту рублей, двое мальчиков, трое девочек.


6.подберите синонимы из 2 колонки

Легитимный мелочный

Экзальтированный отсталый, косный

Меркантильный возбужденный

Инфантильный разрешенный


7. Найдите ошибки и отредактируйте предложения:

Увидев собаку, солдат вспомнил заклинание, которое дала ему старуха. Он произнес его, и она его впустила к сундуку с сокровищами.Набив карманы медными деньгами, у солдата появилось желание найти и золото.


8. Найдите грамматические ошибки и исправьте

Заплатить за проезд, оплатить за учебу, согласно расписания, наперекор судьбе, у обоих стен, к обоим деревьям.


9. Прилагательное «тонкий» употреблено в переносном значении в сочетании

а) Тонкая тетрадь. в) Тонкий слой.

б )Тонкое наблюдение г) Тонкие пальцы.


10. Назовите 5 коммуникативных качеств речи


Эталон ответа

Вариант 2.

1.Расставьте ударения в словах:

диспансЕр, досУг, заиндевЕть, Искра, газопровОд,

Августовский, баловАть, вероисповЕдание, обеспЕчение.


2. Ошибка в употреблении местоимения допущена в предложении...

б)Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.


3. В следующих сочетаниях найдите плеоназм и исправьте:

большая масса народу, в данный период времени, памятный сувенир, букинистическая книга, другая альтернатива, реальная действительность, ведущий лидер, дебютировать впервые, в сентябре месяце, частная собственность, свободная вакансия, первое боевое крещение.


4. Образуйте родительный падеж множественного числа, расставьте ударения:

Вафель, партизан, кастрюль, тУфель, апельсиноа, граммов, носков.


5. Найдите ошибочные словосочетания:

У обоих стен, к полуторасту рублей,три девочки.


6.Подберите синонимы из 2 колонки

Легитимный - разрешенный

Инфантильный - отсталый, косный


7. Найдите ошибки и отредактируйте предложения:

Увидев собаку, солдат вспомнил заклинание, которое дала ему старуха. Он произнес его, и чудище впустило его к сундуку. Набив карманы медными деньгами, солдат захотел найти и золото.


8. Найдите грамматические ошибки и исправьте

Оплатить учебу, согласно расписанию, наперекор судьбе, у обеих стен.


9. Прилагательное «тонкий» употреблено в переносном значении в сочетании

б )Тонкое наблюдение



Вариант 3.

1) Расставьте ударения в словах: августовский, баловать, вероисповедание, генезис, свекла, каталог, красивее, обеспечение.


2)Ошибка в употреблении местоимения допущена в предложении...

1)Осторожно снимали матросы с судна полузамёрзших людей и предавали их на баркас.

2)Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

3)Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытия.


3) образуйте родительный падеж множественного числа, расставьте ударения:

помидор, джинсы, солдаты, торт, носки, простыни, гектары.


4) найдите ошибочные словосочетания:

1) к обоим деревьям 2) у обеих стен 3) к полторасту рублей 4) двое мальчиков 5) трое девочек.


5) распределите слова в зависимости от стилистической окраски: нейтральные, книжные, разговорные, просторечные.

Лгать, обманывать, врать, брехать.

Глаза, очи, глазешки, шары.


6) подберите синонимы из 2 колонки

Легитимный мелочный

Экзальтированный отсталый, косный

Меркантильный возбужденный

Инфантильный разрешенный


7) найдите ошибки и отредактируйте предложения:

В магазине мы купили братишке пару резиновых сапогов, а мне две пары носок. Зайдя в канцелярский отдел, цыркулей не оказалось.


8) найдите грамматические ошибки и исправьте

Заплатить за проезд, оплатить за учебу, согласно расписания, наперекор судьбе, у обоих стен, к обоим деревьям.


9) составьте словосочетания со следующими паронимами:

удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний, тяготиться – тяготеет, обидный – обидчивый.



10) Назовите формы национального языка.



Эталон ответа.

Вариант 3.

1) Августовский, баловАть, вероисповЕдание, гЕнезис, свЕкла, каталОг, красИвее, обеспЕчение.

2)Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

3) образуйте родительный падеж множественного числа, расставьте

4) образуйте родительный падеж множественного числа, расставьте ударения:

помидоров, гЕрбов, тОртов, носков, гектаров.

5) найдите ошибочные словосочетания:

У обоих берегов, полутора километрам, три девочки.

6) распределите слова в зависимости от стилистической окраски: нейтральные, книжные, разговорные, просторечные.

лицо, лик,физиономия, морда.

Убегать, ретироваться, улепетывать. драпать.

7) подберите синонимы из 2 колонки

Легитимный - разрешенный

Экзальтированный - возбужденный

Инфантильный- отсталый, косный


8) найдите ошибки и отредактируйте предложения:

В магазине мы купили братишке пару резиновых сапог, а мне две пары носков. Зайдя в канцелярский отдел, мы не нашли циркули.


9) найдите грамматические ошибки и исправьте

Оплатить учебу, согласно расписанию, наперекор судьбе.


10) Назовите формы национального языка: диалекты, просторечия жаргоны, литературный язык.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

  • осознанность (соответствие программным требованиям умения применять полученные знания);

  • полнота (соответствие объему программы).

Первые два вопроса экзаменационного билета направлены на проверку теоретических знаний, что одновременно предполагает проверку умений студентов логично излагать материал, аргументировать своё мнение. Практическое задание предполагает проверку умений применять теоретические знания на практике, показывая уровень языковой грамотности. Общая оценка ответа студента на экзамене складывается из трех оценок по каждому из заданий билета и является их средним арифметическим.

Оценка «отлично» выставляется студенту, который:

1) глубоко и прочно усвоил программный материал в полном объеме, исчерпывающе, грамотно и логически стройно его излагает, четко формулирует основные понятия, приводит соответствующие примеры, уверенно владеет методологией курса, свободно ориентируется в его внутренней структуре, четко выявляет межпредметные связи с другими учебными дисциплинами;

2) умеет иллюстрировать теоретические положения курса примерами, применять теоретические знания к решению практических задач;

3) хорошо владеет современными методами исследования, способен к самостоятельному пополнению и обновлению знаний, понимает прикладную направленность курса экономики.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, который:

1) твердо усвоил программный материал, грамотно и по существу излагает его без существенных ошибок, правильно применяет теоретические положения при решении конкретных задач и ситуаций, с небольшими погрешностями приводит формулировки определений;

2) умеет увязывать теорию с практикой;

3) по ходу изложения допускает небольшие пробелы, не искажающие содержания ответа.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который

1) не совсем твердо владеет программным материалом, знает основные теоретические положения изучаемого курса, обладает достаточными для продолжения обучения и предстоящей профессиональной деятельности, знаниями.

2) при ответах допускает малосущественные погрешности, искажения логической последовательности при изложении материала, неточную аргументацию теоретических положений курса, испытывает затруднения при решении задач.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, имеющему серьезные пробелы в знании учебного материала, допускающему принципиальные ошибки при выполнении предусмотренных программой заданий, свидетельствующие о недостаточном уровне подготовки.

 Для теоретического этапа:

«5» - 95-100%

«4» - 65-94%

«3» - 46-64%

«2» - 0-45%




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!