СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонематический слух

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ушмощзиоцузщитз тшзуцтшуцщшмиуцшмщцт щшуцищциумшуомытишщршщпруцшщмт ищшщпршщумытщв

Просмотр содержимого документа
«Фонематический слух»

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом речи - понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук «к» в слове «мак», то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам. Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что отражается не только в обогащении словаря, но и в активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

Дидактические игры, способствующие формированию и развитию

фонетико-фонематического восприятия.

1. «Рыбалка».

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком,

закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры. Дается установка: 'поймать слова со звуком [л]' (и другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце 'лески' и начинает 'ловить' нужные

картинки со скрепками. 'Пойманную рыбку' ребенок показывает другим

ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Количество играющих: один и более человек.

2. «Телевизор».

Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез

в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН.

Отрабатывать навыки чтения.

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном

полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по

порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить

спрятанное слово. Если ребенок правильно назвал слово, экран телевизора

открывается.

Например: месяц - спрятанное слово. Картинки: медведь, ель, собака, яблоко,

цапля. Количество играющих: один и более человек.

3. «Рассели животных».

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать

фонематический слух.

Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом

выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в

названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в

окошки с прорезями. Например: домики с буквами ц и ш. Выложены

следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка,

мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова

проговариваются. Количество играющих 1-2 человека (или весь класс,

поделенный на две команды).

4. «Цепочка слов».

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков,

отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая,

начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово,

и т.д.

Количество играющих: один человек и более.

5. «Собери цветок».

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать

фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у

учащихся.

8

Ход игры. На столе лежит 'серединка' цветка. На ней написана буква (например,

с). Рядом выкладываются 'цветочные лепестки', на которых нарисованы

картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих 'лепестков' с

картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих: 1-3 человека

(или весь класс, поделенный на две команды).

6. «Незнайка с кармашком».

Цель: развивать ФФВ, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ

слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры. 1 вариант

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг

вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок

показывает указкой, остальные читают хором.)

2 вариант

В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг

вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова,

соответствующие схеме.

7. «Найди ошибку».

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и

мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа

слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на

одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все

слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые

схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся

надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека

(или весь класс, поделенный на группы или команды).

8. «Собери букет».

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р]

- [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.

Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в

которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в

какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]».

(Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого,

синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и

т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

9. «Речевое лото».

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить

картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух.

Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

Ход игры. Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со

словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем

ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это

слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте

без ошибок.

9

10. Лото «Читаем сами».

Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать

звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные,

дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии,

обусловленной ФФН, развитие скорости чтения.

Ход игры. 1 вариант

Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий

показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название

картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без

ошибок.

2 вариант

Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся

соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно

заполнит свою карту схемами слов.

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности.

(Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)

2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно

произнесённых звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-т?)

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Добавь к

слову «рот» звук, чтобы получилось новое слово? Крот-грот;пар-парк)

5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-

либо другой звук. (Дом-сом-лом-ком-Том).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества

слов, ТРАКТОР - рак, так, от, рок, ток, кот, кто; рота, кора, торт, корт.

7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нт.

9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-

ем месте (шуба, уши, кошка).

10.Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной

азбуки: (сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк).

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

1. Мама или Бабушка?

Кто любил Красную шапочку больше? В слове-отгадке 3 слога.

2.Черёмуха или Каштан?

Так звали докторов, которые лечили одинаково графа Вишенку. Кто из них

вместо лекарства прописал Вишенке игры с друзьями? В имени доктора два

слога.

3. Гуси или Балалайка?

Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше? В слове-отгадке

угаданный слог – третий.

4. Белка или Барсук?

Кто из них зимой впадает в спячку? В слове – отгадке ударный слог – второй.

5. Налим или Сом?

У какой рыбы нет чешу? В слове – отгадке все согласные звуки звонкие

ЗАГАДКИ УДАРЕНИЯ

Четвертое лишнее

Найдите лишнее слово среди имен героев сказки А. Толстого о приключениях

Буратино

1.Мальвина, Алиса, Шушара, Тортила.

2.Арлекин, Карабас, Дуремар, Джузеппе.

Будь другом!

Хитрый кот Базилио и глупенький деревянный мальчик Буратино, конечно не

друзья. И их имена тоже не дружат между собой. В слове Буратино ударный

слог третий, а в слове Базилио – второй.

1.Сделай слово Базилио другом слова Буратино: поставь в нем ударение на

третий слог.

2.Сделай слово Буратино другом слова Базилио поставь в нём ударение на

второй слог.

Какие смешные имена у тебя получились?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!