СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование библиотечно-библиографической и информационной культуры читателей в условиях школьной библиотеки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование библиотечно-библиографической и информационной культуры читателей в условиях школьной библиотеки»

Формирование библиотечно-библиографической и информационной культуры читателей в условиях школьной библиотеки

Сегодняшнего школьника окружает множество самой разнообразной информации. Для того, чтобы он мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной. Что из этой информации важно, а что – нет, как с ней работать, как оценивать?

Вопросов возникает множество, и важную роль в поисках ответа на них играет школьная библиотека. Предоставляя свои ресурсы, она развивает читательский интерес учащихся, помогает пользоваться информацией, которая будет влиять на формирование их интеллектуальных качеств, гражданской позиции, миропонимания.

В связи со стремительным  развитием  информационных технологий  вопрос о роли школьной библиотеки в современном обществе  как информационного и культурно-досугового центра, делающий упор на различные формы работы с читателями, формирование их информационной культуры остается актуальным.

Школьная библиотека XXI века– это первая ступень к формированию информационной культуры личности.

Наибольший вклад в рассмотрение этого вопроса внесли  специалисты НИИ информационных технологий  социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Гендиной [1,2] наиболее полно отражают  методологические основы формирования информационной культуры личности,  концепцию  формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждений.

Формирование информационной культуры школьников – это не только традиционная библиотечно-библиографическая культура, но и умение работать с информацией с использованием компьютерных средств. Очень важное место по формированию информационной культуры школьников в условиях школьной библиотеки занимают занятия по информационной грамотности для учащихся 1-9 классов, которые направлены на воспитание информационной культуры юных читателей, обучение поиску информации, формирование навыков работы с информацией и применение их на практике.

При проведении таких занятий нужно обязательно учитывать возраст детей.

В педагогике детского чтения выделяются следующие возрастные  этапы читательского развития: детский (6-9 лет); переходный от  детского к подростковому (10-11 лет); подростковый(12-13 лет); переходный от подросткового к юношескому (14 лет).

Каждый возрастной период читателей-детей характеризуется своими особенностями и предпочтениями. Социально-психологическая характеристика возраста, закономерности читательского развития на том или ином этапе обусловливают содержание работы с читателем, выбор методов и приемов, специфики общения. Знание возрастных и индивидуальных особенностей должны лежать в основе всей организации библиотечного обслуживания детей, побуждать новые читательские интересы, воспитывать высокий читательский вкус, разносторонние запросы.

Информационно грамотный школьник умеет найти нужную информацию и может научить  пользоваться полученной информацией своих сверстников. 

Формирование у детей библиотечно-библиографических знаний и культуры чтения имеет достаточно богатую историю развития. Уже в XVI веке в первых рукописных и печатных книгах обращается внимание на необходимость формирования у детей умений понимать прочитанное. В трудах выдающихся писателей, общественных деятелей, педагогов и библиотековедов прошлого получала обоснование идея воспитания у детей стремления к самостоятельному, сознательному чтению.

Известный педагог утверждал, что книга для ребенка – основа умственного развития. Он подчеркивал необходимость воспитания у детей с раннего детства умений и навыков самостоятельного сознательного чтения.

В конце 1920-х годов наблюдается повышение роли библиотеки и детского библиотекаря как организатора всей внеклассной работы с детьми и особенно их внеклассного чтения. За библиотекой закрепляется статус учреждения, осуществляющего пропаганду специальных библиотечно-библиографических знаний среди читателей. С этой целью стали использоваться беседы, экскурсии, библиотечные уроки.

Появившиеся в конце 1930-х годов  первые самостоятельные программы обучения школьников.  в 1940-50-е годы программы обучения по-прежнему носят ориентировочный характер. В содержание специальной подготовки при этом входят: знания правил описания книг для заполнения заявок на литературу (составление картотеки прочитанных или намеченных к прочтению книг); правил пользования библиотеками, их фондами, структурой [1].

В 1970-90 годах в программы по пропаганде библиотечно-библиографических знаний пересматривались, в них вносились изменения. В помощь библиотекарям, для работы в этом направлении издаются различные рекомендательные пособия, методические рекомендации.

Перед современной школой стоит задача – научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя её себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях современного общества» [1].

Одним из направлений работы школьной библиотеки является формирование информационной культуры школьника, которая рассматривается как сочетание трех составляющих: библиотечно-библиографическая грамотность; культура чтения; компьютерная грамотность.

Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является интегрированный курс «Основы информационной культуры» с 1-го по 9-й класс.

Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение,  позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах. Распространение библиотечно-библиографических знаний,  развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и, конечно, библиотечные уроки [2].

Библиотечные уроки — основной вид деятельности школьного  библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося. Библиотечные уроки направлены на формирование у учащихся пользоваться справочной литературой, составлять списки источников в рефератам и творческим, конкурсным работам.

Темы занятий для учащихся разных уровней обучения могут быть одинаковы, но объем материала меняется от простого к сложному, от краткого к подробному. Для учащихся начальной школы в уроки включаются игровые моменты, обязательно иллюстративное оснащение уроков (чаще всего сопровождение компьютерной презентацией). Для учащихся среднего и старшего звена формы проведения уроков более серьёзные. Это могут быть информационные часы, круглые столы, блиц-опросы. Не исключаются и игровые моменты. Например, сетевая библиоигра, в ходе, которой необходим поиск информации, ее преобразование, создание собственного информационного продукта и размещение его в сети Интернет. С введением таких понятий, как медиатека, база данных, информационная безопасность расширяются знания учащихся.

В целях более детального изучения деятельности библиотеки по формированию информационной культуры целесообразно проанализировать программу курса. Работа ведется в системе, начиная с первого класса, позволяя ребенку постепенно накапливать и углублять знания о книге. С первого знакомства с библиотекой, которое проводится в виде экскурсии, праздника или посвящения в читатели, дети знакомятся с правилами обращения с книгами, изучают принципы расстановки книг в библиотеке (сначала по темам и жанрам, затем - по отраслям знаний), учатся по иллюстрациям определять содержание книги и отличать ее от периодического издания. В объем знаний и навыков  начальных классов  входят: умение просматривать книги при выборе, знание отдельных элементов книги (автор, художник, название, оглавление), знакомство с тематической картотекой обложек, иллюстрированным каталогом.

Важно использовать наглядность, объяснять новые термины с помощью таблиц, карточек, ориентируясь на психологические особенности детей к наглядно-иллюстративному восприятию новой информации. Учащимся 3-го класса даются также первые сведения о рекомендательных указателях, библиографических списках литературы в энциклопедии «Что такое? Кто такой?». Получили распространение такие массовые устные формы воспитания библиотечно-библиографической культуры, как игры-путешествия по книгам, игры-конкурсы [4].

В среднем звене темы занятий, проведенных в начальной школе, повторяются и добавляются новые. В объем знаний и навыков учащихся 5-6-х классов входят более широкое знание элементов книги (предисловие, послесловие, словарь книги, иллюстрации); периодической печати, систематического каталога, умение использовать при выборе книги СБА (картотеки, справочный фонд, рекомендательные библиографические пособия); знания об энциклопедических изданиях, словарях. Углубляются знания учащихся о библиографических пособиях, их специфике, типах, назначении библиографии, ее создателях.

Для старшеклассников стало актуальным проведение информационно-познавательного часа, который в недалеком прошлом информационный час именовался политической информацией.

Информационно-познавательный час - форма просветительской работы среди учащихся, направленной на воспитание информационной, гражданской, нравственно-правовой культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости.

Информационно-познавательный час сегодня - это возможность дать учащимся такую информацию, которая будет им интересна, сможет пробудить в них потребность в познании, чтении хорошей литературы, газет и журналов, сохранить любознательность и любопытство, которые зачастую теряются по мере взросления.

Библиотекарь при необходимости участвует в подборе актуального материала, проводит индивидуальные консультации, уточняет тему и план проведения информационно-познавательного часа. При подготовке к информационно-познавательному часу учащиеся учатся пользоваться основными источниками информации: периодической печатью; словарями и справочниками; художественной литературой.

Школьная библиотека является не только источником информации и пунктом выдачи учебников, это информационно-образовательный и культурный центр.

Главная задача школьной библиотеки МБОУ «СШ № 13 им. » (далее - школьная библиотека) как информационного центра - оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Сотрудничество библиотекаря и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

В течение 2-х лет школьная библиотека проводит работу по направлению: «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьников». Для учащихся 1-4 классов разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Основы информационно – библиографической грамотности». Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 4 года.

Программа занятий внеурочной деятельности  преследует следующие цели: дать общие сведения об истории книги, книжного дела; сформировать основы информационной культуры обучающихся через умение самостоятельно осуществлять поиск необходимых источников и эффективному использованию фондов библиотек.

Библиотечно-библиографические занятия, проводимые в библиотеке, дополняют, расширяют знания детей, помогают на практике закрепить теоретический материал.

В работе с детьми применяются разнообразные формы и методы работы: беседы, презентации, рассказы, лекции, обзоры, практические занятия и игровые формы.

Изучение основ библиотечно-информационной грамотности охватывает  весь период обучения в школе.

Для учащихся 5-9 классов в библиотеке оказывается помощь в написании творческих  работ, рефератов. Учащиеся 5-9 классов принимают активное участие в краеведческих конференциях и конкурсах. При написании работ ребята используют справочно-поисковый аппарат библиотеки: энциклопедии, словари, справочники, каталоги, картотеки, Интернет-ресурсы. Имея бесплатный доступ к сети Интернет, библиотека становится информационно-методическим центром. Библиотекарь направляет поиск информации, способствует плодотворной работе учащихся.

Школьная библиотека является активным участником в подготовке и проведении общешкольных мероприятий. Каждое мероприятие сопровождается книжной тематической выставкой.

В школе каждый год совместно с библиотекой проходят мероприятия, посвященные Дню Конституции и правам ребенка.

В рамках направления «Гражданско-патриотическое воспитание школьников» библиотекарем, совместно с учениками 9 класса, был подготовлен и проведен библиотечный урок «Мои права и обязанности» в 5-8 классах, посвященного Дню Конституции. Ребята познакомились с Государственной символикой страны, основным законом Государства – Конституцией, с правами и обязанностями. Свои знания они применили  на конкретных примерах из сказок: «Гуси лебеди», «Аленький цветочек», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Приключение Буратино или Золотой ключик»; «Айболит», где  были рассмотрены нарушения прав сказочных героев: право на жизнь, на образование, на отдых, на оказание медицинской помощи; на свободное передвижение; на личную неприкосновенность.  В конце мероприятия ребятам  были подарены буклеты «Права ребенка»

Анализ работы школьной библиотеки в работе с читателями-детьми позволяет сделать вывод, что библиотека ведет постоянное совершенствование форм и методов работы с читателями по формированию информационной культуры. Ориентируясь на современную ситуацию, она выбирает те или иные формы работы, которые считает наиболее целесообразными в конкретных условиях.

Уроки информационной грамотности все так же актуальны. В современных условиях на занятиях по формированию информационной культуры читателей-детей используются интерактивные игры, презентации, брейн-ринги, КВНы, ролевые игры, квесты.

Известно, что информационно грамотные люди способны к учению на протяжении всей жизни. Воспитание таких людей – одна из задач любой библиотеки, но в первую очередь, школьной библиотеки.

Библиотека – это именно та среда, где ребёнок может получить хорошую, качественную информацию, научиться самостоятельно, находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Гендина, информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / науч. ред. . – Москва: Школьная библиотека, 2003. – 296 с.

2. Гендина, программы курса «Основы информационной культуры личности» [Электронный ресурс] / [и др.] // Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. – Москва, 2002. – С. 38–83. – URL: http://nii. art. kemerovonet. ru (Дата обращения 31.01.2018).

3. Лазарева, культура социального педагога [Электронный ресурс]: структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и профессиональной деятельности: учеб. пособие / ; Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, Ин-т социально-культурных технологий, Каф. социальной педагогики. – Кемерово: КемГУКИ, 2014. – 183 с.: табл. – URL: http://biblioclub. ru/index. php? page=book&id=275373 (Дата обращения 06.02.2018).

4. Семяновская, уроки в начальной школе / // Школьная библиотека. – 2011. – № 4. – С. 79–88: 12 фот. – (Звонок на урок).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!