I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Подумайте, что означает понятие зона рискованного земледелия». Какое государство, по вашему мнению, будет могущественным, успешным? Что, на ваш взгляд, для этого необходимо? Предположите, какие группы населения, народы России были заинтересованы в процессе становления единого государства. Были ли предпосылки к созданию единого Российского государства? Рассмотрим, как проходил этот процесс в нашей стране, выявим его особенности и последствия | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя) | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа | Вспомните, какие сословия существовали в XIV—XV вв. в Западной Европе. Какие сословия были заинтересованы в формировании единых государств? Вспомните признаки централизованного государства. Вспомните основные события и персоналии процессов формирования единых государств в Западной Европе (см. карту). Какую роль сыграли города, церковь в формировании единых государств в Западной Европе? | Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Определять причинно-следственные связи. Кратко характеризовать исторический процесс — формирование единого государства. Объяснять понятия: натуральное хозяйство, централизация, единое государство, деспотия. Применять ранее изученные понятия: социальное неравенство, эксплуатация, государство | Беседа. Работа с источником, картой | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Устный рассказ. Работа со словарём. Беседа |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Беседа 2. Рассматривают слайд и отвечают на вопросы 3. Работа с картой 4. Работа с учебником и картой 5. Работа с учебником 6. Работа с документом | Опишите хозяйственную деятельность человека (крестьянина, ремесленника) в условиях господства натурального хозяйства. Объясните значение фразы: «Всё больше крестьян выкупали свои повинности у феодалов и становились свободными». Рассмотрите карту. Выделите предпосылки формирования единого Российского государства. Оформите результат вашей познавательной деятельности в виде плана. Какие символы изображены на гербе Ивана III? Что они означали? Откуда они попали на Русь? Почему, на ваш взгляд, Иван III не пожелал принять королевский титул, который ему предложил Фридрих III? Прочитайте п. 5 § 3. Каковы были последствия «военной революции» в Европе? Изучите фрагмент из «Записок о Московии» немецкого дипломата и историка С. Герберштейна. Как автор текста характеризует власть правителя Российского государства? Являются ли записки иностранцев историческим источником? Какие особенности нужно учитывать историку при их использовании? Прочитайте отрывок из труда историка А. Зимина. Согласны ли вы с тем, что утверждения историка справедливы для всех сословий России этого периода? Своё мнение аргументируйте | Характеризовать хозяйственную деятельность человека. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами. Использовать карту как источник информации. Систематизировать информацию в виде плана. Использовать иллюстрации учебника при доказательстве своих суждений. Применять историографические знания. Выделять объективную и субъективную информацию в источнике. Использовать элементы причинно следственного анализа для выявления связи между деятельностью правителя и развитием государства и общества | Беседа. Работа с учебником Работа с картой Дискуссия. Индивидуальная работа Дискуссия | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1. Устные ответы. 2. Записи в карте 3. Устные ответы 4. Записи в рабочих тетрадях 4.Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | С какой целью создаётся единая централизованная система управления государством? Какую роль сыграли русские города, церковь в формировании единого государства? Сравните с Западной Европой. Почему в России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства? | 1. Выполнение заданий в рабочей тетради и атласе с контурными картами. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Аргументировать выводы и суждения. Иллюстрировать примерами особенности исторических явлений и процессов. Сравнивать исторические процессы | 1.Фронтальная работа с текстом | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы 2. Записи в контурных картах |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: Объясните значение фразы: «Всё больше крестьян выкупало свои повинности у феодалов и становилось свободными». Почему в России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства? Какова была позиция церкви в становлении единого государства в России? Она была союзником или противником великого князя в деле объединения страны? 5. Какие изменения произошли в европейских армиях в XV—XVI вв.? С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, существовали ли аналогичные изменения в российском военном деле этого периода. Работаем с картой: Покажите на карте территорию России к концу правления Ивана III. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Показывают на карте территорию России к концу правления Ивана III | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 3 учебника. *Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | Конкретизирует домашнее задание В дополнительной литературе и Интернете найдите различные теории о причинах появления двуглавого орла в качестве символа Российского государства. Какая из них вам кажется наиболее вероятной? Свой ответ аргументируйте. С помощью Интернета и учебника по истории Средних веков выясните, кто из европейских правителей был современником Ивана III. Почему, на ваш взгляд, Иван III не пожелал принять королевский титул, который ему предложил Фридрих III? | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |