СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование единых государств в Европе и России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; установить логические связи между процессом формирования единых государств в Западной Европе и России. Определить каким образом шёл процесс укрепления абсолютной монархической власти в России и формирования аппарата управления единым государством.

История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта территории России к концу царствования Ивана III, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания   http://nsportal.ru/node/1340631

1) Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России.

2) «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России.

3) Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия.

4) Роль сословий в европейских странах и России.

5) «Военная революция» в Европе

Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем»

Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы

Крепостное право. Абсолютизм. Самодержавие. Сословно-представительная монархия. Основные даты 1462—1505 гг. — правление Ивана III. Судебник 1497 г.

Просмотр содержимого документа
«Формирование единых государств в Европе и России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

Формирование единых государств в Европе и России

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; установить логические связи между процессом формирования единых государств в Западной Европе и России. Определить каким образом шёл процесс укрепления абсолютной монархической власти в России и формирования аппарата управления единым государством.

Образовательные ресурсы

История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта территории России к концу царствования Ивана III, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1340631

План урока

1) Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России.

2) «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России.

3) Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия.

4) Роль сословий в европейских странах и России.

5) «Военная революция» в Европе

Личностно значимая проблема

Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем»

методы и формы
обучения

Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы

Основные понятия

Крепостное право. Абсолютизм. Самодержавие. Сословно-представительная монархия. Основные даты 1462—1505 гг. — правление Ивана III. Судебник 1497 г.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока


Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Подумайте, что означает понятие зона рискованного земледелия».

Какое государство, по вашему мнению, будет могущественным, успешным? Что, на ваш взгляд, для этого необходимо?

Предположите, какие группы населения, народы России были заинтересованы в процессе становления единого государства. Были ли предпосылки к созданию единого

Российского государства? Рассмотрим, как проходил этот процесс в нашей стране, выявим его особенности и последствия

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Высказывать и аргументировать

собственные суждения.

Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя)

Фронтальная

Работа



Беседа.

Работа с текстом


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Включение в учебный процесс Постановка учеб-

ной задачи урока

II.

Актуализация

знаний

7

1. Беседа


Вспомните, какие сословия существовали в XIV—XV вв. в Западной Европе. Какие сословия были заинтересованы в формировании единых государств?

Вспомните признаки централизованного государства. Вспомните основные события и

персоналии процессов формирования единых государств в Западной Европе (см. карту). Какую роль сыграли города, церковь в формировании единых государств в Западной Европе?

Актуализировать знания из курса

всеобщей истории. Определять причинно-следственные связи.

Кратко характеризовать исторический процесс — формирование единого государства. Объяснять понятия: натуральное хозяйство, централизация, единое государство, деспотия. Применять ранее изученные понятия: социальное неравенство, эксплуатация, государство

Беседа. Работа с источником, картой

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Устный рассказ.

Работа со словарём.

Беседа

III.

Изучение

нового

материала



17

1. Беседа


2. Рассматривают слайд и отвечают на вопросы


3. Работа с картой

4. Работа
с учебником и картой





5. Работа
с учебником








6. Работа
с документом


Опишите хозяйственную деятельность человека (крестьянина, ремесленника) в условиях господства натурального хозяйства.

Объясните значение фразы: «Всё больше крестьян выкупали свои повинности у феодалов и становились свободными».

Рассмотрите карту. Выделите предпосылки формирования единого Российского государства. Оформите результат вашей познавательной деятельности в виде плана.


Какие символы изображены на гербе Ивана III? Что они означали? Откуда они попали на Русь?

Почему, на ваш взгляд, Иван III не пожелал принять королевский титул, который ему предложил Фридрих III?

Прочитайте п. 5 § 3. Каковы были последствия «военной революции» в Европе?

Изучите фрагмент из «Записок о Московии» немецкого дипломата и историка С. Герберштейна. Как автор текста характеризует власть правителя Российского государства?

Являются ли записки иностранцев историческим источником? Какие особенности нужно учитывать историку при их использовании?

Прочитайте отрывок из труда историка А. Зимина. Согласны ли вы с тем, что утверждения историка справедливы для всех сословий России этого периода? Своё мнение аргументируйте

Характеризовать хозяйственную деятельность человека.

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами.

Использовать карту как источник

информации. Систематизировать информацию в виде плана.

Использовать иллюстрации учебника при доказательстве своих суждений.


Применять историографические

знания.

Выделять объективную и субъективную информацию в источнике.

Использовать элементы причинно

следственного анализа для выявления связи между деятельностью правителя и развитием государства и общества

Беседа.



Работа с учебником



Работа с картой


Дискуссия.




Индивидуальная работа









Дискуссия

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

1. Устные

ответы.







2. Записи в карте



3. Устные

ответы





4. Записи в рабочих тетрадях










4.Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа с учебником

С какой целью создаётся единая централизованная система управления государством?

Какую роль сыграли русские города, церковь в формировании единого государства? Сравните с Западной Европой.

Почему в России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства?

1. Выполнение заданий в рабочей тетради и атласе с контурными картами. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Аргументировать выводы и суждения.

Иллюстрировать примерами особенности исторических явлений и процессов. Сравнивать исторические процессы

1.Фронтальная работа с текстом

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Устные ответы


2. Записи в контурных картах

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

Объясните значение фразы: «Всё больше крестьян выкупало свои повинности у феодалов и становилось свободными». Почему в России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства? Какова была позиция церкви в становлении единого государства в России? Она была союзником или противником великого князя в деле объединения страны? 5. Какие изменения произошли в европейских армиях в XV—XVI вв.? С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, существовали ли аналогичные изменения в российском военном деле этого периода.

Работаем с картой: Покажите на карте территорию России к концу правления Ивана III.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке














Показывают на карте территорию России к концу правления Ивана III

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 3 учебника.

*Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Конкретизирует домашнее задание

В дополнительной литературе и Интернете найдите различные теории о причинах появления двуглавого орла в качестве символа Российского государства. Какая из них вам кажется наиболее вероятной? Свой ответ аргументируйте.

С помощью Интернета и учебника по истории Средних веков выясните, кто из европейских правителей был современником Ивана III. Почему, на ваш взгляд, Иван III не пожелал принять королевский титул, который ему предложил Фридрих III?

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа




Дополнительный материал к уроку

Изучаем документ

ИЗ «ЗАПИСОК О МОСКОВИИ» НЕМЕЦКОГО ДИПЛОМАТА И ИСТОРИКА С. ГЕРБЕРШТЕЙНА

Властью, которую он [русский государь. — Прим, авт.] имеет над своими подданными, он далеко превосходит всех монархов целого мира... Всех одинаково гнетёт он жестоким рабством... Все они [подданные. — Прим, авт.] называют себя холопами, то есть рабами государя...

Как автор текста характеризует власть правителя Российского государства?

ИЗ РАБОТЫ ИСТОРИКА А. А. ЗИМИНА

Холопье происхождение, собачья преданность самодержавию значительной части служилого люда сыграли большую роль в том, что власть московского государя, опиравшегося на них, приобрела явные черты деспотизма...

1. Из курса всеобщей истории вспомните, где и когда существовала деспотическая форма правления. 2. Какие причины возникновения деспотизма в России называет А. А. Зимин? 3. Согласны ли вы с тем, что утверждение автора справедливо для всех сословий России этого периода? Своё мнение аргументируйте.


Запоминаем новые слова

Крепостное право — форма зависимости крестьян, предполагавшая прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца.

Самодержавие — монархическая форма правления в России, при которой государю принадлежало верховное право в принятии законов, управлении страной, руководстве армией и флотом, определении содержания внутренней и внешней политики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!