Статья
« Формирование экологической культуры школьников»
подготовила
учитель географии
Горячева Ирина Анатольевна
ГБОУ школа №320 Приморского района
Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
2022
Глобальный характер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе.
Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе. Перед учителем-экологом стоят следующие задачи:
- понимание современных проблем окружающей среды;
- развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека;
-умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
В решении этих задач необходимо опираться на основные принципы экологического образования:
Принцип целостности окружающей среды.
Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.
Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.
Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность.
Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Свою работу с учащимися учитель начинает со знакомства и осмысления закона «Не причини вреда ничему живому - ни делом, ни словом, ни мыслью». Усвоение экологических знаний ещё не гарантирует формирование экологической культуры, для этого необходимо развитие у человека экологического сознания и соответствующего поведения.
Экологическая культура - это способность людей воспользоваться своими экологическими знаниями и умениями в повседневной жизни, в практической деятельности. Культурный человек, с экологической точки зрения, не только должен знать законы природы, но иметь определенную позицию по отношению к различным стратегиям природопользования, а так же потребность в их реализации. Развитие экологической культуры только на основе формального экологического образования не происходит. Ученые доказали, что большинство российских школьников, даже хорошо успевающих по предметам естественно - научного цикла, не готовы проявлять личную активность в природоохранной деятельности. Формирование экологического представления у учащихся необходимо начинать с упражнения, которое позволяет каждому участнику составить представление друг о друге, приучает к самоанализу. Учащимся предлагается десять раз закончить высказывание: « Природа в моей жизни - это...» (варианты ответов)
способ наслаждения;
источник вдохновения;
погружение в гармонию;
осознание моей ответственности;
предмет моей заботы;
способ самореализации;
проведение досуга;
сфера моего познавательного интереса;
стимул для расширения кругозора;
возможность восстановить душевное спокойствие;
Формирование экологической культуры школьников в нашей школе осуществляется по следующим направлениям:
- Организация школьной экологической студии;
- Эколого-просветительская работа;
- Исследовательская работа;
- Организация работы по формированию здорового образа жизни.
Для реализации этого проекта образовательным учреждением используются следующие методы и приёмы в процессе изучения учебных дисциплин, так и во внеклассной работе:
- стимулирование учащихся к постоянному выполнению заданий об окружающей среде (уроки - деловые игры в курсе географии 8-9 класса, уроки - сказки в 5-6 классах, семинары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины, КВН, праздники);
- развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа);
- развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения – воспитания, защита экологических проектов);
- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, зашита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний - лекции, беседы, праздники, конференции, экологические месячники).
Активные формы экологического образования, связанные с непосредственным общением с природой, окружающей средой, способны дать учащимся прочные экологические знания, что является составляющей экологической культуры. В течение ряда лет систематически организуются и проводятся конференции, конкурсы, где имеют место проекты экологического содержания, а так же устраиваются совместные праздники в соответствии с экологическим календарем: «День Земли», «Всемирный день окружающей среды», «Международный день здоровья», «Всемирный день защиты животных», «Международный день птиц», «Марш Парков» и т.д. Итоги подводятся в «День Экологических знаний».
Внешкольные формы экологического образования предполагают создание учебных экологических троп в Яблоневом овраге. Их основная цель - взаимосвязь отдыха, обучения и воспитания. Расширение кругозора, созерцание красивых ландшафтов воспитывает у учащихся любовь к природе и ответственность за её состояние. Маршруты учебных экологических троп проходят не только через участки «дикой» природы, но и по антропогенному ландшафту. Это позволяет сравнить изучение естественной и преобразованной среды, изучить характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать последствия такой деятельности. Например, в овраге можно представить модель почвоэрозионного процесса и показать способы борьбы с этим явлением.
Несмотря на положительные результаты учебного учреждения в экологическом образовании пока остается немало нерешенных проблем, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни учащихся. Актуальна проблема соответствующей материальной базы и наличия необходимых средств обучения.
Список используемой литературы:
1. Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования. Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. с.27-36.
2. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры: удобно ли сидится на вершине пирамиды? М: Наука, 2000.
3. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М: Смысл, 2000.
4. Бершадский М.У, Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М: Центр «Педагогический поиск», 2003.
5. Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М.1986.