СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование экологической культуры школьников на современном уроке географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Глобальный характер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом  "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование экологической культуры школьников на современном уроке географии"»









Статья
« Формирование экологической культуры школьников»









подготовила

учитель географии

Горячева Ирина Анатольевна

ГБОУ школа №320 Приморского района

Санкт-Петербург









г. Санкт-Петербург

2022





Глобальный характер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе.

Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе. Перед учителем-экологом стоят следующие задачи:

- понимание современных проблем окружающей среды;

- развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека;

-умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.

В решении этих задач необходимо опираться на основные принципы экологического образования:

  1. Принцип целостности окружающей среды.

  2. Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.

  3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.

  4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность.

  5. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Свою работу с учащимися учитель начинает со знакомства и осмысления закона «Не причини вреда ничему живому - ни делом, ни словом, ни мыслью». Усвоение экологических знаний ещё не гарантирует формирование экологической культуры, для этого необходимо развитие у человека экологического сознания и соответствующего поведения.

Экологическая культура - это способность людей воспользоваться своими экологическими знаниями и умениями в повседневной жизни, в практической деятельности. Культурный человек, с экологической точки зрения, не только должен знать законы природы, но иметь определенную позицию по отношению к различным стратегиям природопользования, а так же потребность в их реализации. Развитие экологической культуры только на основе формального экологического образования не происходит. Ученые доказали, что большинство российских школьников, даже хорошо успевающих по предметам естественно - научного цикла, не готовы проявлять личную активность в природоохранной деятельности. Формирование экологического представления у учащихся необходимо начинать с упражнения, которое позволяет каждому участнику составить представление друг о друге, приучает к самоанализу. Учащимся предлагается десять раз закончить высказывание: « Природа в моей жизни - это...» (варианты ответов)

  1. способ наслаждения;

  2. источник вдохновения;

  3. погружение в гармонию;

  4. осознание моей ответственности;

  5. предмет моей заботы;

  6. способ самореализации;

  7. проведение досуга;

  8. сфера моего познавательного интереса;

  9. стимул для расширения кругозора;

  10. возможность восстановить душевное спокойствие;

Формирование экологической культуры школьников в нашей школе осуществляется по следующим направлениям:

- Организация школьной экологической студии;

- Эколого-просветительская работа;

- Исследовательская работа;

- Организация работы по формированию здорового образа жизни.

Для реализации этого проекта образовательным учреждением используются следующие методы и приёмы в процессе изучения учебных дисциплин, так и во внеклассной работе:

- стимулирование учащихся к постоянному выполнению заданий об окружающей среде (уроки - деловые игры в курсе географии 8-9 класса, уроки - сказки в 5-6 классах, семинары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины, КВН, праздники);

- развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа);

- развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения – воспитания, защита экологических проектов);

- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, зашита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний - лекции, беседы, праздники, конференции, экологические месячники).

Активные формы экологического образования, связанные с непосредственным общением с природой, окружающей средой, способны дать учащимся прочные экологические знания, что является составляющей экологической культуры. В течение ряда лет систематически организуются и проводятся конференции, конкурсы, где имеют место проекты экологического содержания, а так же устраиваются совместные праздники в соответствии с экологическим календарем: «День Земли», «Всемирный день окружающей среды», «Международный день здоровья», «Всемирный день защиты животных», «Международный день птиц», «Марш Парков» и т.д. Итоги подводятся в «День Экологических знаний».

Внешкольные формы экологического образования предполагают создание учебных экологических троп в Яблоневом овраге. Их основная цель - взаимосвязь отдыха, обучения и воспитания. Расширение кругозора, созерцание красивых ландшафтов воспитывает у учащихся любовь к природе и ответственность за её состояние. Маршруты учебных экологических троп проходят не только через участки «дикой» природы, но и по антропогенному ландшафту. Это позволяет сравнить изучение естественной и преобразованной среды, изучить характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать последствия такой деятельности. Например, в овраге можно представить модель почвоэрозионного процесса и показать способы борьбы с этим явлением.

Несмотря на положительные результаты учебного учреждения в экологическом образовании пока остается немало нерешенных проблем, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни учащихся. Актуальна проблема соответствующей материальной базы и наличия необходимых средств обучения.















Список используемой литературы:

1. Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования. Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. с.27-36.

2. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры: удобно ли сидится на вершине пирамиды? М: Наука, 2000.

3. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М: Смысл, 2000.

4. Бершадский М.У, Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М: Центр «Педагогический поиск», 2003.

5. Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М.1986.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!