СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование финансовой грамотности на уроках географии в 5 и 6 классе технологического лицея

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает способы и возможности формирования финансовой грамотности на уроках географии. Развитие финансовой грамотности осуществляется включением предметного содержания в планирование урока географии, раскрытием взаимосвязанного тематического планирования.

Просмотр содержимого документа
«Формирование финансовой грамотности на уроках географии в 5 и 6 классе технологического лицея»

Формирование финансовой грамотности на уроках географии

в 5 и 6 классе технологического лицея


Зайцева Галина Владимировна

учитель экономики,

МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»


АннотацияСтатья раскрывает способы и возможности формирования финансовой грамотности на уроках географии. Развитие финансовой грамотности осуществляется включением предметного содержания в планирование урока географии, раскрытием взаимосвязанного тематического планирования.

Annotation. The article reveals the ways and possibilities of forming financial literacy in geography lessons. The development of financial literacy is carried out by the inclusion of subject content in the planning of a geography lesson, the disclosure of interrelated thematic planning.

Ключевые слова: технологический лицей, география, финансовая грамотность, функционально-грамотный человек, наставничество.

Key words: technological lyceum, geography, financial literacy, functionally literate person, mentoring


Изучение предмета «География» вызывает интерес современных обучающихся технологического лицея. Географические знания связаны с путешествиями по всему миру, что открыто для современных детей с раннего детства, хоть и не для всех. Средства раскрытия многогранности мира, формируемые географическими знаниями позволяют, если не применять их в путешествии сегодня, то дают возможность детям, нацеленным на раннее профессиональное самоопределение, воспринимающим ценность труда, как способа самообеспечения, заработка собственных средств, мечтать о будущих путешествиях, мотивируют к учебе вообще.

Современная школа в общем образовании с сентября 2023 года работает по новым стандартам общего образования: Федеральный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной и основной школы закрепляет изучение финансовой грамотности в школе. В частности согласно Стандарта, элементы финансовой грамотности войдут в преподавание обязательного школьного предмета «География», по которому предметные результаты должны обеспечить умение решать задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия. При внедрении нового стандарта учителям необходимо включить в учебный план специальные темы, раскрывающие финансовую грамотность [1]. Для нас важно, чтобы в образовательных организациях использовались различные формы внедрения финансовой грамотности. Мнение заместителя Министра образования: «Для нас важно, чтобы в образовательных организациях использовались различные формы внедрения финансовой грамотности»[3].

Изучение географии в 5 классе открывает не только новые горизонты этой науки для обучающихся. Уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим, функциональным мышлением, адекватным восприятием окружающей действительности [5].

Именно в период обучения в 5 классе на уроках, когда для учеников приоткрываются тайны географической науки, можно предусмотреть в соответствующей теме знакомство с городами Российской Федерации на основе изучения денежных купюр Центробанка России, оформленными рисунками известных достопримечательностей России.

Начать такой рассказ можно с озвучивания факта о том, что впервые города появились на купюрах России в 1995 году, а 1 января 1998 года Правительством РФ была проедена деноминация денежных знаков и систему денежного обращения были введены в оборот банкноты образца 1997 года, которые сохранили оформление купюр известными географическими, историческими памятниками России.

Линия разработанный банкнот Российского Банка, представляющая серию «Города» включает номиналы: на купюре достоинством в 5 рублей представлен великий город земли Новгород Великий с его историческим памятником, который посвящен 1000-летию России от 1862 года и изображением собора Святой Софии.

Банкнота 10 рублей отразила изображение недалекого прошлого: настоящего: арочный Коммунальный мост через Енисей, который был открыт в день начала XXII съезда КПСС – 17 октября 1961 года, его разработчики, которые создали уникальную технологию строительства моста получили Ленинскую премию. Здесь же представлена Часовня Параскевы Пятницы, которая была построена построена в середине XIX века. Нам необходимо отметить, что 5- и 10- рублевая купюры уже не применяются в денежном обороте в связи с инфляцией последних лет, но это банкноты, положившие начало новому внешнему виду купюр России.

Пятидесятирублевая купюра имеет хождение с изображением города Санкт-Петербург, на ее лицевой стороне изображена аллегорическая скульптура Нева, которая расположена у подножия одной из Ростральных колонны на стрелке Васильевского острова, а на заднем плане видно фортификационное сооружение северной столицы – Петропавловская крепость. Примечательно, что на обороте купюры разработчики помести здание Биржи Санкт-Петербурга, которое было построено архитектором Тома де Томоном в 1816 году.

Именно по принципу выбора рисунка в виде памятных сооружений разных городов оформляются и сегодня российские банкноты. Купюры образца 1997 года воспроизводят памятные места следующих городов: 100 рублей – Москва, 500 рублей – Архангельск, 1000 рублей – Ярославль, 5000 рублей – Хабаровск.

Интересна история купюр 2017 года: банкнота номиналом 200 рублей была выпущена в честь воссоединения Крыма с Российской Федерацией Банком России, на ее лицевой стороне отражен один из символов Севастополя – памятник затопленным кораблям от 1905 года. Оборотная сторона банкноты изображает руины античного города Херсонеса Таврического, входящие в комплекс музея-заповедника в Севастополе, города воинской славы России.

Величие и просторы нашей Родины получили свое отражение в 2017 году при введении в оборот банкноты номиналом 2000 рублей, посвященной Дальневосточному федеральному округу и его центральному городу Приморья – Владивостоку. Ценность этого региона для России отражена как строительством самого длинного моста России, так и размещением на лицевой стороне моста, соединившего свободный порт Владивосток и остров [2].

Изучая изображения памятных мест городов на банкнотах, детям может быть предложен мини-проект с демонстрацией в презентациях не только банкнот, но и реальных снимков тех мест, которые отражены в памятных местах Российской Федерации.

Подробное изучение городов, отраженных на банкнотах, даст возможность учителю составить вопросы по работе с картой. Например: «Покажите на карте город, который представлен на банкноте номиналом 500 рублей». Изучение карты России, знакомство с разными городами, во многих детях зародит мечту побывать в том или ином городе России. В таком случае, возникает необходимость создания мини-проекта, формирования бюджета поездки семейным составом, в составе экскурсионной группы.

Бюджет предполагает расчет определения доходов и расходов на поездку: сбор в виде формирования доходной части бюджета денежных средств на поездку, с распределением суммы дохода на планируемые расходы по поездке некоторой необходимой суммы.

Таким образом, ученики 5 класса подводятся к пониманию, уровня жизни семьи, который позволяет осуществлять мечты о путешествиях, осознают необходимость определения дальнейшего продвижения карьеры для получения возможности путешествовать.

Изучение географии в 6 классе включает формирование понятий ландшафтов, объединяющих континенты, полуострова, острова, омываемые океанами и морями, имеющие горы, земли, реки, озера.

И снова для детей открывается мир путешествий по континентам и странам Земли, открывает возможности определения в профессии.

Изучение разных материков и стран раскроет новые пути оценки качества жизни в разных странах. Путешествие в иную страну имеет бюджет с особенностями, включающий знакомство с валютой разных стран, расчеты бюджета путешествия с пересчетом валюты в рубли; выявление особенностей формирования затрат на территории других стран для оценки стоимости путешествий в другие стираны мира с учетом формирования затрат на территории других стран. Любое путешествие предполагает составление бюджета, на основании которого ученики оценивают финансовую сущность любого доступного действия, в том числе осуществления путешествия и по просторам родной страны, и поездки в другую страну с формированием финансовой грамотности и не только. Производимые расчеты заставляют думать о соответствующем распределении денежных средств в бюджете семьи, о способах экономии, о возможности применять знания, получаемые в лицее в целях улучшения качества жизни в целом. Понимание экономической, финансовой сути происходящего включает и креативность мышления, и владение глобальными компетенциями [4, c.198].

Задание, объединяющее географические и финансовые знания в 6 классе в изучении предмета «География» может быть предоставлено в форме того же минипроекта в форме расчета бюджета, но с выявлением особенностей путешествия в другую страну.

В процессе выполнения бюджета путешествия формируется внутренняя аналитика расходов жителей городов и сёл, жилищных условий, видов деятельности. Желание производить бюджетные семейные расчеты привлечет детей к внеурочным занятиям или участия в дополнительном образовании – кружковой деятельности финансовой грамотности под руководством наставника учителя финансовой грамотности, а подготовка проекта станет отправной точкой для создания своего будущего и объединит детей и родителей в вопросах изучения финансовой грамотности.

Расчет бюджета или сметы поездки, проводится с привлечением программы пакета Microsoft Office, который включает: текстовый редактор Word, табличный процессор Excel, PowerPoint для подготовки и оформления презентаций. Таким образом, осуществление сметных расчетов проводится на основе знаний математики, информатики и при активном участии родителей.

Изучая особенности своей сраны, природы Земли, обучающиеся не только учатся восприятию красот Земли, богатства ее недр, уникальности океанов и морей, красоты внутренних ландшафтов материков, и островов, включающих водные ресурсы, они формируют желание изучать внутренний мир великой колыбели человечества.

Наряду с изучением природы Земли, определяется внутренняя потребность каждого подростка делать реальную работу по сохранности природы и улучшения экологической обстановки вокруг.

Побуждение детей к экологичному поведению может быть использовано в таком задании обучающимся, как изучение экологических проблем мирового океана, в частности, в связи с неконтролируемыми выбросами пластиковой посуды об изменениях в мировом океане все мы знаем, важно еще понять, как очистить мировой океан и предупредить его загрязнение.

Необходимо привлечь внимание обучающихся к определению возможности сбора и передачи в утилизацию пластиковой посуды. Однако, пластиковая посуда вокруг нас находится в огромных количествах, нужны специальные акции для ее сбора.

Возможным мини-проектом одного ученика или крупным проектом группы учеников в пределах урока географии, может стать проект, объединяющий знания географии, экологическое и экономическое сознание учеников.

Акция, отражаемая в проекте, показывает не только организацию непосредственно сбора использованной одноразовой посуды с целью улучшения экологической обстановки вокруг. Финансовой составляющей проекта может быть представление расчетов денежных средств, необходимых для его безопасного для участников осуществления. Для проведения акции необходимы мусорные пакеты, перчатки разовые, которые защитят исполнителей от ран и заражений, и для осуществления проекта, должна быть рассчитана стоимость привлекаемых финансов, определены источники их получения.

Поиск способов выполнения учениками личных и общественных задач в условиях изучения географии в технологическом лицее с привлечением знаний других предметов, объединением деятельности, касаемой формирования финансовой грамотности в наставнической программе, предоставляющей возможность использования знаний разных предметов для формирования в том числе математической, читательской, креативности мышления, владение глобальными компетенциями; предоставляется возможность продвижения к жизненному профессиональному самоопределению с выстраиванием карьеры, формирования финансового сознания, как основы для осуществления мечты, любого личного или общественного дела.


Библиографический список


1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изм. и доп. от 8 ноября 2022 г.) base.garant.ru https://base.garant.ru/55170507/ дата обращения 20 июня 2023 г

2. Банкноты России с изображением городов www.monetnik.ru https://www.monetnik.ru/obuchenie/bonistika/goroda-na-banknotah-rossii/?ysclid=lfh1onbnx8549305250 дата обращения 20 марта 2023 г

3. Басюк, В.С. Школы могут использовать различные формы внедрения финансовой грамотности edu.gov.ru URL : https://edu.gov.ru/press/1938/shkoly-mogut-ispolzovat-razlichnye-formy-vnedreniya-finansovoy-gramotnosti/ дата обращения 20 июня 2023 г

4. Зайцева Г. В. Формирование новой образовательной среды в условиях реализации ФГОС ООО за счет внедрения наставничества. Современные образовательные технологии как инструмент совершенствования профессиональной компетентности педагога : сборник научно-практических материалов V Международной научно-практической конференции. Г.В. Зайцева, М.Ю Пашкова Вып. 5. Т. 1 / сост. и ред. В. Р. Абрамовских, Л. Н. Чипышева, Е. В. Ульянова, Н. А. Жернокова, С. В. Мачинская – Челябинск : МБУ ДПО ЦРО, 2022. – 197-201 с.

5. Назаров, А. В. Формирование функциональной грамотности на уроках географии www.teacherjournal.ru URL : https://www.teacherjournal.ru/categories/5/articles/1038, дата обращения 20 июня 2023 г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!