«Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЗР»
Перемены, которые происходят в современном обществе закономерно отражаются и на процессе образования. Образовательное пространство претерпевает многочисленные изменения и для современного педагога крайне важно помочь ученику разобраться с тем, как устроен мир и общество, в котором ему предстоит жить. Поэтому сегодня мы все чаще слышим о функциональной грамотности обучающихся, что еще раз подчеркивает актуальность данного вопроса. Считается, что без навыков функциональной грамотности выпускник не может эффективно решать задачи, с которыми он встречается в жизни. Цель, которую ставит перед собой учитель: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию.
В процессе ознакомления с данным предметом, выявлено, что функциональную грамотность можно рассматривать с двух сторон. В широком смысле слова – это степень подготовленности человека к жизни, к тем функциям, которые ученик будет приобретать. Готовность к возлагаемым на него социальных или профессиональных ролей, добровольно взятых на себя. А с другой стороны, функциональная грамотность – это сформированность у человека умений, навыков, опыта действовать и добиваться успеха. Причем речь идет о ситуациях решения типовых учебных и жизненно-практических задач, связанных с реализацией человеком социальных функций, на основе предметных знаний и принятых, к примеру, в российском обществе социокультурных ценностей, традиций, законов, норм и правил жизнедеятельности
В исследовании PISA в качестве одной из основных составляющих содержательной области функциональной грамотности выделена компетенция – читательская грамотность. Формирование функциональной грамотности, особенно читательской, — это одна из ключевых задач в образовательном процессе. Читательская грамотность предполагает не только способность понимать текст, но и умение критически оценивать, интерпретировать и использовать полученную информацию в различных контекстах. На основе о опыта работы со школьниками, хотим поделиться рядом приёмов, которые оказываются эффективными для развития читательской грамотности в средней школе.
На каждом уроке школьного курса, ученик знакомится с разнообразными текстами, умение грамотно его воспринять - ключ к успешному развитию читательской грамотности. Важно предлагать ученикам не только ответить на заданные вопросы, но и научить их критически оценивать, выражать собственное мнение. Учитывая особенности предмета, например, ОБЗР, первоначально считала основным методом объяснение материала ученикам с подробной записью в тетрадь и с последующим воспроизведением ответа.
Впоследствии пришло понимание, что у ребят:
- сформировано слабое умение поиска необходимой информации из текста и ее преобразование;
- инфантильность учеников приводит к их оторванности от жизни, стремление получить результат сиюминутно, не утруждаясь и не вникая в суть;
- зависимость от Интернета, зависание в социальных сетях и играх;
- оторванность от жизни и незнание жизненных ситуаций.
Пересмотрев методы и приемы организации обучения, приходим к выводу, что обучение необходимо строить на самостоятельном поиске информации, преобразовании текста учеником в опору или схему, составлению тезиса текста. Необходимо формировать умение находить информацию и формулировать простые выводы, составлять тезисы и планы текста, устанавливать связи, аргументировать ответы, доказывать свою точку зрения, вырабатывать умение задавать вопросы. Также важным моментом в преподавании видим практическую отработку и применение знаний на практике.
Пример работы с текстом, в рамках темы ОБЗР. «Вредные привычки и их социальные последствия. Меры профилактики алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании – задача государства или каждого»
При организации работы на уроке класс разбивается на микрогруппы. Каждая группа, прочитав учебник параграфа, дополнительную информацию, интернет-источники, оформляет ответ и аргументирует его по схеме-формуле «ПОПС»:
П - позиция (в чём заключается ваша точка зрения) - я считаю, что….
О - обоснование (на чём вы основываетесь, довод - …потому, что… в поддержку вашей позиции)
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например….
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв - …поэтому… к принятию вашей позиции)
Этот прием заставляет думать, говорить, проговаривать и выражать свое мнение. Благодаря данному примеру происходит формирование коммуникативной компетенции на уроках ОБЗР со связкой практических навыков и теоретических знаний.
Стоит отметить, что любая текстовая информация воспринимается легче, когда ее преобразуешь в текст, именно поэтому, особенно полезно при работе с большими или сложными текстами использовать визуальные инструменты для анализа текста.
В выпускных и старших классах важно не просто уметь анализировать и структурировать текст, но и развивать способность к построению причинно-следственных связей, в этом помогает чтение с прогнозированием. Этот метод предполагает, что учащиеся пытаются предсказать развитие событий в тексте на основе заголовков, вводных абзацев или начальной информации. В работе с текстом, ученик активно развивает способность к осмысленному чтению и критическому восприятию текста. Перед изучением отрывка из источника, описывающего битву или политическое событие, класс читает заголовки и вступительные фразы, после чего предлагают свои гипотезы о том, как это событие развивалось. После полного прочтения текста проводится обсуждение: совпали ли предположения с реальными фактами и как правильно интерпретировать ключевые моменты. Также стоит отметить работу по вырабатыванию умений задавать вопросы. Если ученики могут задавать вопросы, значит, они включены в материал, им он интересен и понятен. Вопросы задаются и формулируются учениками по двум категориям: простые (понятийные) и сложные (суждения).
Например, тема «Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи»
Простые: «Что такое артериальное кровотечение?»
Сложные: «Как оказать первую медицинскую помощь при ранении»; «Что делать при артериальных кровотечениях».
Помимо прогнозирования, в процессе непосредственного знакомства с текстом, например, при изучении Конституции или других нормативных актов ученики должны выделить ключевые термины и объяснить их значение. Выделяя главное, учащийся учится сосредотачиваться на содержании текста.
На протяжении учебного года, нам удалось использовать указанные приемы на практике, что привело к значительным положительным результатам в обучении школьников:
Ученики учатся не просто воспринимать текст как данное, а анализировать его, выделяя ключевые идеи, аргументы и скрытые смыслы. Это развивает их способность к логическому мышлению и принятию обоснованных решений на основе прочитанного.
Интерактивные методы, такие как прогнозирование и дискуссии, делают чтение и изучение текстов более увлекательным. Ученики активнее вовлекаются в учебный процесс, что способствует их более глубокому пониманию материала и мотивирует их к дальнейшему изучению.
Анализ источников и работа с текстами разных типов помогают школьникам видеть разницу между фактами и мнениями, что особенно важно в условиях информационного перенасыщения. Это умение помогает лучше ориентироваться в реальной жизни и критически оценивать информацию.
Работа с текстами в группе, совместное обсуждение и разбор вопросов способствуют развитию навыков общения и аргументации. Ученики учатся выражать свои мысли чётко, аргументировано и уважительно к мнению других.
Таким образом, приёмы развития читательской грамотности на уроках помогают учащимся не только понимать тексты, но и развивать критическое мышление, способность анализировать и интерпретировать информацию. Эти навыки необходимы для успешной адаптации в современном обществе, где умение работать с информацией и текстами становится одним из ключевых факторов успехаСписок литературы
История развития функциональной грамотности. – URL: https://infourok.ru/istoriya-razvitiya-funkcionalnoy-gramotnosti-1828861.html.
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях: нормативно-правовые и методические основы. Учебно-методическое пособие для руководителей и учителей. / Науч. ред. проф. С.В. Куликова. – Волгоград: РИЦ ГАУ ДПО «ВГАПО», 2022. – 144 с.
Что такое функциональная грамотность?. – URL: https://ino.mgpu.ru/notes/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost/