Формирование функциональной грамотности на занятиях ПМ 03 Производство, переработка и хранение продукции растениеводства в сельской усадьбе.
Цыбикова С. Н.,
мастер производственного обучения
ГБПОУ КТИНЗ.
Одна из важнейших задач современной школы – это формирование функционально грамотных людей. Как организовать обучение функциональной грамотности на занятиях? Я хочу рассказать о нескольких приемах работы на занятиях, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.
Что такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Использую следующие методические приемы на занятиях для освоения функциональной грамотности: самостоятельная работа по приобретению знаний (самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным путем), «обучение в сотрудничестве» (дает положительные результаты, это интерактивный метод), значимость практических знаний (умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить). Выполняя вначале несложные задания на занятиях, студенты осваивают компоненты функциональной грамотности. Так, например,
Задание 1. Вычислить занимаемую площадь одной культуры, отмерив ширину и длину площади на участке, пройдя шагомером по участку.
Выполнив первое задание, студент получает задание 2: Вычислить валовый сбор и урожайность одной культуры (по выбору).
Задание 2: Расчеты выхода валового сбора и урожайности картофеля.
Результаты валового сбора и урожайности картофеля.
Таблица 1.
Наименование | Площадь посадки, м2. | Валовый сбор, кг. | Урожайность, кг/м2. |
лук | 21 | 7.36 | 0.36 |
Вывод: урожайность лука составила 0.36 кг/м2.
Следующее задание 3: Провести расчет выхода товарной продукции одной культуры (по выбору).
Задание 3. Расчеты выхода товарной продукции лука репчатого.
Результаты выхода товарной продукции лука репчатого.
Таблица 2.
Наименование культуры. | Валовый сбор, кг. | Выход товарной продукции. | В % к валовому сбору. |
лук | 7.36 | 2.5 | 33.96 |
Вывод: выход товарной продукции лука в % составляет 33.96.
Данные работы студентов организовываю созданием пар или индивидуально. Выполняя заданные задания, приходим к следующему компоненту функциональной грамотности – к математической грамотности. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет. При освоении математической грамотности усложняю задание. Например,
Задание 3: Рассчитать выход товарной продукции к валовому сбору (одной культуры, по выбору).
Расчет выхода товарной продукции к валовому сбору
Таблица 3.
Наименование культуры | Валовый сбор, кг | Выход товарной продукции | в % к валовому сбору |
Морковь | 1056,59 | 918,89 | 86,97 |
Вывод: выход товарной продукции моркови составляет к валовому сбору 86,97%
Провожу проверку работ студентов, даю индивидуальную консультацию. При этом добавляется еще один компонент функциональной грамотности – финансовая грамотность. Для овладения финансовой грамотности выполняем следующие задания.
Задание 4: Вычислить сколько стоит собранный урожай (отдельной с-х культуры) при рыночной цене и сделать анализ за 2 года, вычислив доход за данные года.
Сравнительная таблица в получении дохода от реализованной продукции моркови за 2 года, в рублях.
Таблица 4.
год | Выход товарной продукции | Цена, руб/кг | Сумма, рубл | Отклонение +,-, руб. |
2021 | 1134,61 | 35 | 39711,35 | -7550.2 |
2022 | 918.89 | 35 | 32161.15 |
Вывод: в сравнении урожая 2021 и 2022 года, доход от реализации моркови за 2 года отклонение составляет -7550 руб.20 коп.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать), прежде всего, становится обязательным условием успешности. Следующий вид функциональной грамотности - естественнонаучная грамотность. Естественнонаучная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественно научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умений использовать их в дальнейшей жизни. Считаю, что развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание. Потому даю задание следующее: составить текст о с-х культуре, причем описать по заданному плану.
Применяются и другие виды функциональной грамотности на занятиях, и приемы работы по формированию функциональной грамотности студентов, причем они очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация, как самого учителя, так и студентов, позволяет воспитать выпускника колледжа полностью соответствующего ФГОС.
В связи вышесказанным, можно вывести формулу успеха, которая позволит сформировать у студента качества, необходимые для полноценного функционирования в обществе:
Овладение = усвоение + применение на практике.
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева (пример из своей области). Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и личности, приходящей к педагогу на занятия, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни. Поливая это дерево, продуманной слаженной работой ухаживая, используя современные педтехнологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные плоды (ключевые компетенции) т е образованных, успешных, способных к саморазвитию личностей. Дерево – это функционально грамотная личность. Вода - это пед технологии. Плоды - ключевые компетенции. Лейка – это учитель (для того, чтобы поливать должен постоянно пополняться знаниями т е заниматься самообразованием). Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности студентов.
Список использованной литературы:
1.Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования// Сборник статей.- Петрозаводск, 2020.