СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на занятиях ПМ 03. Производство, переработка и хранение продукции растениеводства в сельской усадьбе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на занятиях ПМ 03. Производство, переработка и хранение продукции растениеводства в сельской усадьбе»

Формирование функциональной грамотности на занятиях ПМ 03 Производство, переработка и хранение продукции растениеводства в сельской усадьбе.

Цыбикова С. Н.,

мастер производственного обучения

ГБПОУ КТИНЗ. 

Одна из важнейших задач современной школы – это формирование функционально грамотных людей. Как организовать обучение функциональной грамотности на занятиях? Я хочу рассказать о нескольких приемах работы на занятиях, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.

Что такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Использую следующие методические приемы на занятиях для освоения функциональной грамотности: самостоятельная работа по приобретению знаний (самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным путем), «обучение в сотрудничестве» (дает положительные результаты, это интерактивный метод), значимость практических знаний (умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить). Выполняя вначале несложные задания на занятиях, студенты осваивают компоненты функциональной грамотности. Так, например,

Задание 1. Вычислить занимаемую площадь одной культуры, отмерив ширину и длину площади на участке, пройдя шагомером по участку.

Выполнив первое задание, студент получает задание 2: Вычислить валовый сбор и урожайность одной культуры (по выбору).

Задание 2: Расчеты выхода валового сбора и урожайности картофеля.

Результаты валового сбора и урожайности картофеля.

Таблица 1.

Наименование

Площадь посадки, м2.

Валовый сбор, кг.

Урожайность, кг/м2.

лук

21

7.36

0.36


Вывод: урожайность лука составила 0.36 кг/м2.

Следующее задание 3: Провести расчет выхода товарной продукции одной культуры (по выбору).

Задание 3. Расчеты выхода товарной продукции лука репчатого.


Результаты выхода товарной продукции лука репчатого.

Таблица 2.

Наименование культуры.

Валовый сбор, кг.

Выход товарной продукции.

В % к валовому сбору.

лук

7.36

2.5

33.96


Вывод: выход товарной продукции лука в % составляет 33.96.

Данные работы студентов организовываю созданием пар или индивидуально. Выполняя заданные задания, приходим к следующему компоненту функциональной грамотности – к математической грамотности. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет. При освоении математической грамотности усложняю задание. Например,

Задание 3: Рассчитать выход товарной продукции к валовому сбору (одной культуры, по выбору).

Расчет выхода товарной продукции к валовому сбору

Таблица 3.


Наименование

культуры

Валовый сбор, кг

Выход товарной продукции

в % к

валовому сбору

Морковь


1056,59

918,89

86,97


Вывод: выход товарной продукции моркови составляет к валовому сбору 86,97%

Провожу проверку работ студентов, даю индивидуальную консультацию. При этом добавляется еще один компонент функциональной грамотности – финансовая грамотность. Для овладения финансовой грамотности выполняем следующие задания.

Задание 4: Вычислить сколько стоит собранный урожай (отдельной с-х культуры) при рыночной цене и сделать анализ за 2 года, вычислив доход за данные года.

Сравнительная таблица в получении дохода от реализованной продукции моркови за 2 года, в рублях.

Таблица 4.

год

Выход товарной продукции

Цена, руб/кг

Сумма, рубл

Отклонение +,-, руб.

2021

1134,61

35

39711,35



-7550.2

2022

918.89

35

32161.15


Вывод: в сравнении урожая 2021 и 2022 года, доход от реализации моркови за 2 года отклонение составляет -7550 руб.20 коп.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать), прежде всего, становится обязательным условием успешности. Следующий вид функциональной грамотности - естественнонаучная грамотность. Естественнонаучная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественно научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умений использовать их в дальнейшей жизни. Считаю, что развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание. Потому даю задание следующее: составить текст о с-х культуре, причем описать по заданному плану.

Применяются и другие виды функциональной грамотности на занятиях, и приемы работы по формированию функциональной грамотности студентов, причем они очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация, как самого учителя, так и студентов, позволяет воспитать выпускника колледжа полностью соответствующего ФГОС.

В связи вышесказанным, можно вывести формулу успеха, которая позволит сформировать у студента качества, необходимые для полноценного функционирования в обществе:

Овладение = усвоение + применение на практике.

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева (пример из своей области). Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и личности, приходящей к педагогу на занятия, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни. Поливая это дерево, продуманной слаженной работой ухаживая, используя современные педтехнологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные плоды (ключевые компетенции) т е образованных, успешных, способных к саморазвитию личностей. Дерево – это функционально грамотная личность. Вода - это пед технологии. Плоды - ключевые компетенции. Лейка – это учитель (для того, чтобы поливать должен постоянно пополняться знаниями т е заниматься самообразованием). Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности студентов.

Список использованной литературы:

1.Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования// Сборник статей.- Петрозаводск, 2020.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!