СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности обучающихся»



Формирование функциональной грамотности обучающихся

Эпиграфом к своему выступлению будут замечательные слова Яна Амоса Коменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систему оценки достигнутых  результатов. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими.

Известно, что качество российского  образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.

 

 Обучению функциональной грамотности в российских школах не хватает системности, не все учителя готовы работать над этим, потому что уверены, что это отдельный массив знаний, который нужно давать ребенку помимо предметной программы. Понятие «Функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

                     Основные направления функциональной грамотности.

 Математическая грамотность – это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

    Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность – это умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, она является ключом к другим видам функциональной грамотности.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в   обсуждении проблем, относящихся к  естественным наукам и технологиям.

Финансовая грамотность –включает знание и понимание финансовых терминов, понятий, а также навыки, необходимые для  принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а  также возможности участия в экономической жизни

Глобальная компетентность — это  многогранная цель обучения на протяжении  всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные,  глобальные проблемы и вопросы  межкультурного взаимодействия, понимать и  оценивать различные точки зрения.

Креативное мышление: понятие

  Способность продуктивно участвовать в процессе выработки,  оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных,  нестандартных, непривычных) и эффективных решений.

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

       Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить анкеты, бланки.

       Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

       Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; правильно вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

       Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ.

       Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей;  организовать работу группы.

       Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров.

            Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.

            Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

 

       Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

        

     Формирование функциональной грамотности школьников возможно через решение трех основных задач:

1.Достижение уровня образованности, в том числе и путем самообразования.

2.Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности.

3.Накопление у учащихся опыта общения.

 

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности  школьников.

 

     В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с  компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

• обучение должно носить деятельностный характер;

• учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;

 самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

    Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия и тогда мы получим «функционально грамотную  личность» (человека, думающего и  действующего с высокой степенью  самостоятельности и ответственности,  умеющего добывать нужные ему знания,  способного свободно использовать их для  решения жизненно необходимых задач)

 Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии

 

Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.диссуссии,драматизация.

Коллективная работа имеет, безусловно, преимущества: активно формируются речевые навыки, возникает ситуация коллективного взаимодействия

Математическая грамотность может формироваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Одним из средств формирования математической грамотности может послужить проблемное обучение. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. Важно давать ребятам межпредметные задачи, напрямую связанные с реальной жизнью. Можно дать задание найти в доме счетчик, снять показания, выяснить тариф, посчитать, сколько нужно заплатить. Это отличное задание по функциональной грамотности. В  заданиях должны использоваться жизненные  ситуации,  близкие  и понятные учащимся.

 На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?». Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

 

Финансовая грамотность» - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему нужен этот курс.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и  нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

         Основные содержательные линии курса:

         • деньги, их история, виды, функции;

         • семейный бюджет.

В учебниках заданий на формирование функциональной грамотности нет.

Где можно взять задания на формирование функциональной грамотности

Издательство «Просвещение» предлагает печатные пособия по формированию функциональной грамотности:

Серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»

Серия «Функциональная грамотность. Тренажёры»

Серия «Задачники»

Электронный банк заданий:

-Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования.

-Открытые задания на сайте ФИОКО

_-Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ 

 ВПР  по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность.

Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, с 2017 года вошла в штатный режим.

     ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Скорее, их можно сравнить с годовыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах. Вместе с тем, такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки школьников не только в разрезе ОУ, но и региона в целом.             

                               Вывод:

Сaмa жизнь выдвигает неотложную практическую задачу-воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие  социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Функциональная грамотность учеников - это цель и результат образования. Формирование функциональной  грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не по запросу. И в итоге: ребёнок должен обладать готовностью успешно решать различные учебные и жизненные задачи, стремиться к дальнейшему образованию.  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!