Формирование функциональной грамотности обучающихся
Эпиграфом к своему выступлению будут замечательные слова Яна Амоса Коменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся»
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систему оценки достигнутых результатов. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими.
Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.
Обучению функциональной грамотности в российских школах не хватает системности, не все учителя готовы работать над этим, потому что уверены, что это отдельный массив знаний, который нужно давать ребенку помимо предметной программы. Понятие «Функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Основные направления функциональной грамотности.
Математическая грамотность – это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность – это умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, она является ключом к другим видам функциональной грамотности.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям.
Финансовая грамотность –включает знание и понимание финансовых терминов, понятий, а также навыки, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни
Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения.
Креативное мышление: понятие
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных решений.
Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:
Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить анкеты, бланки.
Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; правильно вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; организовать работу группы.
Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров.
Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.
Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.
Формирование функциональной грамотности школьников возможно через решение трех основных задач:
1.Достижение уровня образованности, в том числе и путем самообразования.
2.Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности.
3.Накопление у учащихся опыта общения.
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности школьников.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:
• обучение должно носить деятельностный характер;
• учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;
самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия и тогда мы получим «функционально грамотную личность» (человека, думающего и действующего с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющего добывать нужные ему знания, способного свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)
Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии
Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.диссуссии,драматизация.
Коллективная работа имеет, безусловно, преимущества: активно формируются речевые навыки, возникает ситуация коллективного взаимодействия
Математическая грамотность может формироваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Одним из средств формирования математической грамотности может послужить проблемное обучение. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. Важно давать ребятам межпредметные задачи, напрямую связанные с реальной жизнью. Можно дать задание найти в доме счетчик, снять показания, выяснить тариф, посчитать, сколько нужно заплатить. Это отличное задание по функциональной грамотности. В заданиях должны использоваться жизненные ситуации, близкие и понятные учащимся.
На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?». Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.
Финансовая грамотность» - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему нужен этот курс.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
В учебниках заданий на формирование функциональной грамотности нет.
Где можно взять задания на формирование функциональной грамотности
Издательство «Просвещение» предлагает печатные пособия по формированию функциональной грамотности:
Серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»
Серия «Функциональная грамотность. Тренажёры»
Серия «Задачники»
Электронный банк заданий:
-Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования.
-Открытые задания на сайте ФИОКО
_-Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ
ВПР по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность.
Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, с 2017 года вошла в штатный режим.
ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Скорее, их можно сравнить с годовыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах. Вместе с тем, такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки школьников не только в разрезе ОУ, но и региона в целом.
Вывод:
Сaмa жизнь выдвигает неотложную практическую задачу-воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Функциональная грамотность учеников - это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не по запросу. И в итоге: ребёнок должен обладать готовностью успешно решать различные учебные и жизненные задачи, стремиться к дальнейшему образованию.