СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной компетентности у обучающихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной компетентности у обучающихся начальных классов»

Выступление на педагогическом совете



Формирование информационной компетентности у учащихся начальных классов

(СЛАЙД 1)

В современном обществе умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения конкретных жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас связывают с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием ключевых компетенций, с компетентностным подходом.

(СЛАЙД 2)

Наша школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, основой для формирования ключевых компетенций.

В настоящее время идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию ребенка. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных и обучающих функций. Дети вместо контроля со стороны родителей оказываются предоставлены сами себе, социализируются на улице.

Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление влияния социума как одного из факторов формирования норм гуманных отношений в детской среде привели к утрате понимания таких общественных ценностей, как интерес к знаниям.


(СЛАЙД 3)

И все же, главным и основным институтом социализации является ШКОЛА. Роль школы как канала социализации сводится не только к передаче знаний, умений и навыков детям, она и оказывает воздействие самим характером воспитания, жизнедеятельности ребенка в школе, где он усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения, обеспечивающие ему переход во взрослую жизнь.

Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Образование является необходимым условием социализации.

Младший школьный возраст— это период интенсивной ориентации ребенка в сфере социально-предметных отношений и опережающего развития операционно-технической сферы деятельности и познавательных способностей.

Развитие личности ребенка возможно лишь при ее активной позиции. Познавательные интересы оказывают влияние на активность, самостоятельность школьника, поскольку, как всякий психический процесс, они формируются в деятельности. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом и главным мотивом исследовательского поведения. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

(СЛАЙД 4)

С первых дней обучения учу первоклассников работать с разными источниками информации, так как работа с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) в наше время становится необходимым интеллектуальным умением.

(СЛАЙД 5)

Я прививаю своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. К таким источникам информации отношу:

– учебную литературу;

– энциклопедии;

– словари;

– справочники;

– средства массовой информации;

– интернет.

Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе с ними можно сравнить данные из разных источников, проанализировать их и сделать вывод. Добывая новую информацию из различных источников, мои ученики используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата. Мои ученики используют своё умение работать с различными источниками информации при подготовке докладов, сообщений на различные темы, при подготовке к интеллектуальным играм, предметным олимпиадам.

Важной составляющей информационной компетенции учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации. Учу, работая с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: доклады, сообщения, сочинения различных жанров.

(СЛАЙД 6)

Наиболее наглядно это можно проследить на примере творческих работ, выполненных моими учениками.

(СЛАЙД 7)

Показателями сформированности информационной компетенции считаю компьютерную грамотность учащихся, умение пользоваться различными источниками информации, критически оценивать и анализировать её достоверность, а также умение переводить информацию из одного вида в другой.

(СЛАЙД 8)

Средствами оценивания выступают практические, интегрированные, самостоятельные и творческие работы.

На основе содержания изучаемых дисциплин, включаю детей в поиск информации, учу выделять главное. В этот период я вижу свою задачу в том, чтобы предоставить ребенку больше инициативы в организации своей познавательной деятельности, приобретении им опыта работы с информацией. Под моим руководством и с помощью родителей планирую разработать проекты: «Моя семья», «Следы войны в истории моей семьи», (Окружающий мир), «Тайна окончаний глаголов» (Русский язык) и др. Наиболее содержательные детские работы оформляю в виде отдельных структурированных презентаций. Это способствует формированию информационной культуры учащихся, стимулирует их к освоению новых средств и способов обработки информации. Некоторые ребята самостоятельно или вместе с родителями подбирают нужный иллюстративный материал дома, приносят в школу на электронных носителях и используют при ответе.

(СЛАЙД 9)

Все эти приёмы работы с компьютером на уроке используются мною с целью активизации самостоятельной учебной деятельности учеников. Как учитель, использую информационные технологии на различных этапах урока, но строго в соответствии с дидактическими принципами развивающего обучения и безопасностью образовательного процесса. Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, то есть, используя информационные технологии, я расширяю образовательный процесс, делаю его творческим.

Считаю, что в начальной школе наиболее приемлемым является интегрированный подход через уже имеющиеся учебные предметы литературы, изобразительного искусства, истории, музыки и т.д. Наряду с новым оборудованием в школу поступили лицензионные программы. Качественный компьютерный дизайн, музыкальное оформление, красочные клипы помогают значительно расширить воспитательные возможности современного урока, способствуют реализации творческих идей, формирует познавательный интерес учащихся. Опыт в этой сфере деятельности показал, что для учеников начальной школы более привычным является восприятие аудиовизуальной информации, нежели печатной. Эти наблюдения подталкивают учителей к постоянному поиску новых форм и методов работы. Перед учителями начальной школы стоит задача научить вдумчиво читать, расширить словарный запас, пользоваться дополнительными источниками информации. Творческие задания, с использованием медиаресурсов позволяют повысить мотивацию и эффективность учебного процесса, развивать коммуникативные умения. Подобные задания осуществляются в процессе самостоятельной поисковой деятельности ребенка при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением.

(СЛАЙД 10)

Работая учителем начальных классов, считаю, что в условиях построения образовательного процесса важнейшее место занимает урок. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, то есть осуществляю развитие личности младших школьников.

Одним из результатов систематического и методически оправданного использования компьютера на уроках является компьютерная грамотность моих учеников. Практическая работа показала, что большая часть учеников моего класса знают правила пользования компьютером, работая с электронными учебными пособиями. Особо хочу отметить, что мои ученики знают и соблюдают необходимые ограничения при использовании компьютера для сохранения своего здоровья, владеют знаниями по технике безопасности при работе с компьютером.

(СЛАЙД 11)

Таким образом, формируя информационную компетентность учащихся начальной школы, я готовлю их к успешной жизни в современном обществе.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!