СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативной компетентности школьников через применение ситуационных задач

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа школьного педагога - психолога  имеет широкий спектр. Во многом его деятельность   задается   социальной, семейной, педагогической системой, в которой реально находится ребенок. Школа – это его первый опыт жизни в социуме для детей.  Школьные ситуации нередко связаны с  конфликтами, как со сверстниками, так и с учителями, родителями. Урегулирование таких ситуаций определяет работу педагога - психолога по обучению школьников  жизни внутри коллектива, развитию умения находить компромиссные решения и конструктивные выходы из конфликтных ситуаций. Поэтому важнейшей  качественной  характеристикой успешности  процесса  адаптации и социализации учащихся  выступает  коммуникативная  компетентность.

(На слайд - Л.А.  Петровская:   "Коммуникативная  компетентность   - умение  ставить  и  решать  определенные  типы  коммуникативных  задач:  определять  цели  коммуникации,  оценивать  ситуацию,  учитывать  намерения  и  способы  коммуникации  партнера,  выбирать  адекватные  стратегии  коммуникации,  быть  готовым  к  осмысленному  изменению  собственного  речевого  поведения")

         Мне всегда были интерсны межличностные отношения, и придя работать в школу педагогом-психологом в 2019 году, я стала изучать эту актуальную, как мне кажется, проблему изнутри. Наверное самое главное в жизни каждого человека – это его отношения с другими людьми. Наблюдая за ребятами в школе, я пришла к выводу, что конфликты среди них явление не редкое. Без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно, да и нужно ли? Ведь, если правильно разрешить ситуацию, легко сблизить людей, помочь им понять друг друга.

      Цель моей работы: Формирование коммуникативной компетентности школьников, как способности и готовности подростка к продуктивному межличностному взаимодействию; как сложную образующуюся систему, состоящей из элементов (мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий), которую необходимо целенаправленно развивать.

     Начала я с выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. Проводя различные психодиагностики, составляла социально-психологические портреты школьников. Определяла пути и формы оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и имеющим проблемы с психическим самочувствием.

       Хотелось бы остановиться на одном конкретном примере. В первом полугодии ко мне обратился классный руководитель 6 класса с проблемой. В классе появились сложности, связанные с межличностными отношениями. Класс разделился на 2 части.  У ребят, которые, казалось бы, дружат, вместе проводят досуг,  появились взаимные обиды и претензии. Было ясно, что в классе возникла конфликтная ситуация. (на слад - Конфликтная ситуация -  – столкновение противоположно направленных несовместимых позиций в межличностных отношениях детей.)

      По типу это был межличностный конфликт, конфликт лидерства. Причиной конфликта были мальчики, которые хотели быть лидерами класса. При подготовке и организации новогоднего мероприятия, ребята не могли договориться между собой, они выдвигали разные варианты и каждый претендовал на принятие именно его позиции. Что же я могла сделать?

       Я стала искать дополнительную  информацию в разных источниках, консультировалась с коллегами педагогами-психологами.  

       Одной из задач педагога-психолога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими. Важно обучать детей навыкам общения и выходом из уже сложившегося конфликта. Формировать умения конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

       (на слайд -  Конфликт (от лат.) - столкновение; столкновение противоположных целей, интересов, позиций.)

     (на слайд -  Конструктивное поведение - это слова и действия, способствующие нормализации отношений конфликтующих сторон, снимающие напряжение и приводящие к взаимопониманию)

       Я стала более глубокого изучать межличностные отношения в классе,  наблюдала за ребятами на перемене, на уроках, старалась побеседовать с каждым. Была проведена диагностика лидерских, коммуникативных и организационных качеств личности «Лидер». Она подтвердила наличие двух лидеров в классе. Кроме того, я четко осознавала и другие причины конфликта: 6 класс - ранний подростковый возраст. Становясь подростком, ребенок часто теряет психологическое равновесие, доминирующей становится потребность в самоутверждении.

     Затем я решила провести занятие с использованием ситуационной задачи. (на слайд - Ситуационные задачи - это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.)  Наша школа занимается инновационной деятельностью в программе РИП и является Научно-методическим центром по теме «Ситуационные задачи как средство достижения результатов в условиях реализации ФГОС».

       На  занятии было важно:

-Подвести детей к осознанию причины конфликта в классе

-Объяснить  ребятам сущность понятия конфликт и конфликтная ситуация

-Обсудить разные стратегии взаимодействия участников конфликта

- Определить пути решения конфликта.

       Я поделила класс на 2 группы и проговорила сложившуюся ситуацию в классе. Дала высказаться каждой группе о причинах и последствиях  данной ситуации. Мы вместе поняли, что эта ситуация конфликтная  и в классе действительно 2 лидера. Предлагаю представить ситуацию:

      Представьте, что вы  классом оказались на большой льдине, а лидеры по роковой случайности оказались на берегу. Вас относит все дальше и дальше от берега. Задача лидерам - спасти ребят.  Вам без разницы, кто из них сейчас вас спасет? Учащиеся поддерживают позицию, что сейчас это не важно. Далее группы предлагают пути решения задачи.

      Лидерам приходится общаться и принимать решение, действовать сообща. Они принимают решение, собирают всех в одну группу, протягивают им веревку и по очереди помогают выбраться всем. Спасены!

      Анализируя ситуацию, понимаем,что когда все вовлечены в общее дело, можно оставаться лидерами, но прислушиваться к друг другу, находить общее решение и в классе будеет мир и дружба.

       Существует много вариантов, тактик выхода из конфликта, но самый главный  стиль - сотрудничество, при котором приобретается опыт совместной работы, учитываются интересы всех.

       Хочу отметить, что после проведенной работы было заметно усиление группового взаимодействия, сплоченности в классе, исчезла напряженность.  Ситуация была разрешена. Ребята успешно подготовились и провели праздник, качественно справились с работой. (слайды с фото класса)

       Класс принял участие в командном (классном) конкурсе Школьный смотр классов «Герои на все времена» к 23 февраля и победил.(слайд фото грамоты) Классный руководитель отметила положительные изменения в поведении ребят, ведь они стали более сплочёнными и ответственными. В дальнейшем мы запланировали и провели еще занятия с использованием разных ситуационных задач. Дети в шуточной форме проигрывали разные проблемы межличностных отношений.

       В работе я использую такие упражнения как «Разговор и пространство общения», «На уроке», «Ребенок - Взрослый» и другие. Очень важно, чтобы школьники могли оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами другого человека. Необходимо, чтобы у подростка были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения.

Показателями сформированной коммуникативной компетентности является использование речевых и невербальных средств (мимики и жестов). Также четко прослеживается направленность на парное или групповое взаимодействие подростков.

Таким образом, общение подростка - это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, а также использовать мимику, жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей. Осознание особенностей себя и других людей влияет на конструктивный ход общения.

(на слайд - Компоненты коммуникативной компетентности:

  • эмоциональный (эмоциональная отзывчивость, эмпатия, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию)
  • когнитивный (познание другого человека, способность предвидеть поведение другого человека)
  • поведенческий (способность подростка к сотрудничеству, совместной деятельности, адекватность в общении и т.п.).

В процессе коммуникации перед подростками возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Общаясь со сверстниками, подросток учится управлять действиями партнера, контролирует их, показывает собственный образец поведения, сравнивает других ребят с собой.

        В нашей школе с 2015 года существует и активно работает Служба медиации (примирения) и я вхожу в её состав(Слайд.) Данный опыт я использую в своей работе. Каждая ситуация индивидуальна, но моя задача состоит в том, что бы любая конфликтная ситуация служила разрешению противоречий.

        Таким образом, одной из принципиальных задач школьного педагога - психолога при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых подростки приобретают навыки и умения, соответствующие достаточному уровню общения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетентности школьников через применение ситуационных задач»

Презентация из опыта работы «У меня это хорошо получается»

Формирование коммуникативной компетентности школьников через применение ситуационных задач


Работа школьного педагога - психолога имеет широкий спектр. Во многом его деятельность задается социальной, семейной, педагогической системой, в которой реально находится ребенок. Школа – это его первый опыт жизни в социуме для детей. Школьные ситуации нередко связаны с конфликтами, как со сверстниками, так и с учителями, родителями. Урегулирование таких ситуаций определяет работу педагога - психолога по обучению школьников жизни внутри коллектива, развитию умения находить компромиссные решения и конструктивные выходы из конфликтных ситуаций. Поэтому важнейшей  качественной  характеристикой успешности  процесса  адаптации и социализации учащихся  выступает  коммуникативная  компетентность.

(На слайд - Л.А.  Петровская:   "Коммуникативная  компетентность  - умение  ставить  и  решать  определенные  типы  коммуникативных  задач:  определять  цели  коммуникации,  оценивать  ситуацию,  учитывать  намерения  и  способы  коммуникации  партнера,  выбирать  адекватные  стратегии  коммуникации,  быть  готовым  к  осмысленному  изменению  собственного  речевого  поведения")

Мне всегда были интерсны межличностные отношения, и придя работать в школу педагогом-психологом в 2019 году, я стала изучать эту актуальную, как мне кажется, проблему изнутри. Наверное самое главное в жизни каждого человека – это его отношения с другими людьми. Наблюдая за ребятами в школе, я пришла к выводу, что конфликты среди них явление не редкое. Без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно, да и нужно ли? Ведь, если правильно разрешить ситуацию, легко сблизить людей, помочь им понять друг друга.

Цель моей работы: Формирование коммуникативной компетентности школьников, как способности и готовности подростка к продуктивному межличностному взаимодействию; как сложную образующуюся систему, состоящей из элементов (мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий), которую необходимо целенаправленно развивать.

Начала я с выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. Проводя различные психодиагностики, составляла социально-психологические портреты школьников. Определяла пути и формы оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и имеющим проблемы с психическим самочувствием.

Хотелось бы остановиться на одном конкретном примере. В первом полугодии ко мне обратился классный руководитель 6 класса с проблемой. В классе появились сложности, связанные с межличностными отношениями. Класс разделился на 2 части. У ребят, которые, казалось бы, дружат, вместе проводят досуг, появились взаимные обиды и претензии. Было ясно, что в классе возникла конфликтная ситуация. (на слад - Конфликтная ситуация - – столкновение противоположно направленных несовместимых позиций в межличностных отношениях детей.)

По типу это был межличностный конфликт, конфликт лидерства. Причиной конфликта были мальчики, которые хотели быть лидерами класса. При подготовке и организации новогоднего мероприятия, ребята не могли договориться между собой, они выдвигали разные варианты и каждый претендовал на принятие именно его позиции. Что же я могла сделать?

Я стала искать дополнительную информацию в разных источниках, консультировалась с коллегами педагогами-психологами.

Одной из задач педагога-психолога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими. Важно обучать детей навыкам общения и выходом из уже сложившегося конфликта. Формировать умения конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

(на слайд - Конфликт (от лат.) - столкновение; столкновение противоположных целей, интересов, позиций.)

(на слайд - Конструктивное поведение - это слова и действия, способствующие нормализации отношений конфликтующих сторон, снимающие напряжение и приводящие к взаимопониманию)

Я стала более глубокого изучать межличностные отношения в классе, наблюдала за ребятами на перемене, на уроках, старалась побеседовать с каждым. Была проведена диагностика лидерских, коммуникативных и организационных качеств личности «Лидер». Она подтвердила наличие двух лидеров в классе. Кроме того, я четко осознавала и другие причины конфликта: 6 класс - ранний подростковый возраст. Становясь подростком, ребенок часто теряет психологическое равновесие, доминирующей становится потребность в самоутверждении.

Затем я решила провести занятие с использованием ситуационной задачи. (на слайд - Ситуационные задачи - это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.) Наша школа занимается инновационной деятельностью в программе РИП и является Научно-методическим центром по теме «Ситуационные задачи как средство достижения результатов в условиях реализации ФГОС».

На занятии было важно:

-Подвести детей к осознанию причины конфликта в классе

-Объяснить ребятам сущность понятия конфликт и конфликтная ситуация

-Обсудить разные стратегии взаимодействия участников конфликта

- Определить пути решения конфликта.

Я поделила класс на 2 группы и проговорила сложившуюся ситуацию в классе. Дала высказаться каждой группе о причинах и последствиях данной ситуации. Мы вместе поняли, что эта ситуация конфликтная и в классе действительно 2 лидера. Предлагаю представить ситуацию:

Представьте, что вы классом оказались на большой льдине, а лидеры по роковой случайности оказались на берегу. Вас относит все дальше и дальше от берега. Задача лидерам - спасти ребят. Вам без разницы, кто из них сейчас вас спасет? Учащиеся поддерживают позицию, что сейчас это не важно. Далее группы предлагают пути решения задачи.

Лидерам приходится общаться и принимать решение, действовать сообща. Они принимают решение, собирают всех в одну группу, протягивают им веревку и по очереди помогают выбраться всем. Спасены!

Анализируя ситуацию, понимаем,что когда все вовлечены в общее дело, можно оставаться лидерами, но прислушиваться к друг другу, находить общее решение и в классе будеет мир и дружба.

Существует много вариантов, тактик выхода из конфликта, но самый главный стиль - сотрудничество, при котором приобретается опыт совместной работы, учитываются интересы всех.

Хочу отметить, что после проведенной работы было заметно усиление группового взаимодействия, сплоченности в классе, исчезла напряженность. Ситуация была разрешена. Ребята успешно подготовились и провели праздник, качественно справились с работой. (слайды с фото класса)

Класс принял участие в командном (классном) конкурсе Школьный смотр классов «Герои на все времена» к 23 февраля и победил.(слайд фото грамоты) Классный руководитель отметила положительные изменения в поведении ребят, ведь они стали более сплочёнными и ответственными. В дальнейшем мы запланировали и провели еще занятия с использованием разных ситуационных задач. Дети в шуточной форме проигрывали разные проблемы межличностных отношений.

В работе я использую такие упражнения как «Разговор и пространство общения», «На уроке», «Ребенок - Взрослый» и другие. Очень важно, чтобы школьники могли оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами другого человека. Необходимо, чтобы у подростка были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения.

Показателями сформированной коммуникативной компетентности является использование речевых и невербальных средств (мимики и жестов). Также четко прослеживается направленность на парное или групповое взаимодействие подростков.

Таким образом, общение подростка - это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, а также использовать мимику, жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей. Осознание особенностей себя и других людей влияет на конструктивный ход общения.

(на слайд - Компоненты коммуникативной компетентности:

  • эмоциональный (эмоциональная отзывчивость, эмпатия, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию)

  • когнитивный (познание другого человека, способность предвидеть поведение другого человека)

  • поведенческий (способность подростка к сотрудничеству, совместной деятельности, адекватность в общении и т.п.).

В процессе коммуникации перед подростками возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Общаясь со сверстниками, подросток учится управлять действиями партнера, контролирует их, показывает собственный образец поведения, сравнивает других ребят с собой.

В нашей школе с 2015 года существует и активно работает Служба медиации (примирения) и я вхожу в её состав(Слайд.) Данный опыт я использую в своей работе. Каждая ситуация индивидуальна, но моя задача состоит в том, что бы любая конфликтная ситуация служила разрешению противоречий.

Таким образом, одной из принципиальных задач школьного педагога - психолога при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых подростки приобретают навыки и умения, соответствующие достаточному уровню общения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!