СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства у младших школьников я использую  следующие формы работы: метод проектов; исследовательский метод; коллективно-творческие дела; интерактивные игры; работу на графическом планшете Wacom; педагогические приёмы «Дай себе помочь», «Лови ошибку», «Театрализация»; систему оценивания художественно-творческих достижений учащихся. Более подробно обо всём читайте в этой статье!

Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Орленок Ирина Николаевна,

учитель изобразительного искусства,

МБОУ «СОШ № 4» г. Ангарска


Формирование личностных универсальных учебных действий

на уроках изобразительного искусства в начальной школе.


Обучение по предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе является базой, фундаментом для всего последующего художественного образования детей. Это касается в первую очередь формирования личностных универсальных учебных действий (УУД), которые отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, способствующих развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

В начале школьного обучения личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение – значит осознание ребенка себя учеником, учитель – это не мама, а ведущий вид деятельности – учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка. Смыслообразование в начальной школе – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение, и уметь на него отвечать. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения). Ребенок начинает понимать и осознавать «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события.

Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства у младших школьников я использую  следующие формы работы:

- метод проектов;

- исследовательский метод;

- коллективно-творческие дела;

- интерактивные игры;

- работу на графическом планшете Wacom;

- педагогические приёмы «Дай себе помочь», «Лови ошибку», «Театрализация»; 

- систему оценивания художественно-творческих достижений учащихся.


Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно-ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую в течение определенного времени и ориентирует на решение какой-либо проблемы.

В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.

Проекты по длительности могут быть краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2 уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: индивидуальной или коллективной творческой работы. Примеры индивидуальных проектов: «Байкал и Я», «Замок Снежной Королевы», «Пасхальное яйцо» и другие.

В коллективных проектах необходима  координация деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации. Примеры коллективных  проектов на уроках изобразительного искусства: «Деревня – деревянный мир», «Архитектура Древнего города», «Музей народных промыслов», «Жар-птица и Птица-стужа», «Правила дорожного движения» и другие.

Недельные проекты выполняются в группах, по классам  в ходе  предметных декад эстетического цикла: подготовка и проведение ИЗОвикторин; конкурсы рисунков в различной технике; "История одного предмета: печь, сундук, кукла, утюг и др."; «Художники-пейзажисты», «Художники-портретисты» и другие.

С использованием метода проектов формируются личностные УУД: школьники учатся оценивать свои возможности, осознают свои интересы, делают осознанный выбор, что повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки; позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.


Исследовательский метод направлен на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте; проведение исследования (теоретического, экспериментального) - выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента; объяснение полученных данных; формулировка выводов, оформление результатов работы.

В этом учебном году мы с третьеклассниками реализовали исследовательский проект «Декорирование стеклянной бутылки». Возникла проблема: стекло в природных условиях не разлагается, поэтому его необходимо отправлять на вторичную переработку. Но пункты приема стеклотары есть не везде. Необходимо найти способы вторичного использования стеклянных бутылок. Выдвинули гипотезу: мы предполагаем, что декорирование стеклянных бутылок – сложное и трудное дело, с которым не справиться самостоятельно ученикам начальной школы. Поставили цель: научиться декорировать стеклянные бутылки разными способами. Для достижения цели - познакомились с историей стеклянных бутылок и их применением; изучили способы декорирования стеклянных бутылок; освоили несколько видов декора стеклянных бутылок; провели выставку готовых работ.

В прошлом году с учащимися вторых классов был реализован исследовательский проект «Декорирование жестяной банки». Возникла проблема: что сделать с жестяными банками, чтобы не причинить вред природе? Поставили цель работы: научиться декорировать жестяную банку. Исследовали понятие «декор предметов»; познакомились с разнообразием декоративных ваз; разработали идеи декора; с помощью учителя научились декорировать жестяные банки; провели выставку готовых работ. Вывели практическую значимость - данное исследование поможет:

  • одноклассникам - развить свою фантазию и мастерство;

  • родителям - по достоинству оценить возможности своих детей и найти применение поделкам в домашнем интерьере;

  • педагогам – организовать уроки, различные выставки и оформить кабинеты.

Исследовательская деятельность способствует формированию личностных УУД: адекватной самооценки; мотивационной основы учебной деятельности; чувства радости узнавания нового, чувства гордости за самого себя, позитивного отношения к самому себе; выработке внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.


Коллективное творческое дело - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь класса. В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» педагогических задач. Оно, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Широко применяю различные формы коллективной творческой деятельности на уроках изобразительного искусства, разработанные Комаровой Т.С. и Савенковым А.И.:

  • совместно - индивидуальная,

  • совместно - последовательная,

  • совместно - взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции. Организую работу над коллективными панно следующей тематики: «Цветочная поляна», «Подводный мир», «Бабочки - красавицы», «Осенний лес», «Посуда в твоем доме» и другие.

Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников, т.е. когда результат действия одного ученика становится предметом деятельности другого. Использую этот вид деятельности крайне редко. Как правило, конвейер «включается» в том случае если на уроке перед учащимися встает задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, открытки.

Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности. Совместно-взаимодействующая  форма является  наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке. Учителю здесь отводится роль организатора, руководителя и одновременно участника коллективного творчества. Составляем композиции: «Древний город», «Мой любимый город», «Космическое путешествие», плакаты «К Дню Победы», «Афиша цирка», «Праздник в городе» и другие.

Коллективные формы деятельности на уроке я использую давно, и должна отметить, что это хоть и самая сложная форма организации учебной деятельности, но и самая интересная. Результат такой работы всегда впечатляющий, яркий и приносит удовлетворение детям от осознания значимости своего творческого труда, умения вместе добиваться результата.

Уроки коллективной творческой деятельности способствует формированию личностных УУД: у школьников поднимается мотивация, познавательный интерес; учащиеся осознают значимые темы искусства и отражают их в изобразительной творческой деятельности; различают изобразительные возможности разных художественных материалов; оценивают эстетическую выразительность результатов совместной творческой деятельности; принимают жизненные ценности, ориентируются в нравственных нормах и правилах, вырабатывают свою жизненную позицию в отношении мира.


Дарить детям радость творчества на уроках изобразительного искусства позволяют интерактивные игры. На сайте LearningApps.org разработаны интерактивные модули которые могут быть непосредственно включены в содержание урока или их можно изменять и создавать в оперативном режиме. Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Среди множества игр есть игры и упражнения по цветоведению, для развития восприятия произведений искусства, игры, способствующие усвоению новых терминов, понятий; практические упражнения по жанрам изобразительного искусства и декоративно-прикладному искусству и другие.

Я и мои коллеги разработали игры и упражнения разных видов:

  • на классификацию – «Хроматические и ахроматические цвета», «Художники-сказочники», «Знаешь ли ты виды изобразительного искусства», «Народные художественные промыслы», «Художники-мультипликаторы», «Времена года и сказки», «Средства художественной выразительности», «Натюрморт или пейзаж» и другие;

  • на нахождение пары – «Жанры живописи», «Картины русских художников», «Картины Константина Коровина», «Путаница», «Мир детства в живописи», «Народные промыслы России», «Сказочная перепутица», «Найди пару», «Виды изобразительного искусства», «Угадай слова, что в себе содержат КВА», «Виды орнаментов» и другие;

  • кроссворды – «Цвета нам дарят настроение», «Русский народный костюм», «Декоративно-прикладное искусство», «Гжель», «Изобразительные материалы», «Термины», «Жанры искусства», «Творчество В.М.Васнецова» и другие;

  • на восстановление хронологии событий – «Рисуем закат на море», «Как нарисовать зимний пейзаж», «Как нарисовать кошечку», «Как нарисовать средневековый готический замок», «Как нарисовать натюрморт акварелью», «Рисуем кружку с чаем» и другие;

  • на складывание пазлов – «Элементы росписи», «Пазл от лягушек КВА», «Музеи мира», «Живопись», «Проверь себя», «Потерянная картина» и другие;

  • на заполнение пропусков в тексте – «Дымковский промысел», «Виды живописи», «Какой нам цвет вписать?», «Полотно», «Рассказ о художнике», «О картинах Шишкина», «Цветоведение» и другие;

  • викторины с выбором правильного ответа – «Цветные вопросы», «Тест по изобразительному искусству», «Радуга-дуга», «Архитектура древних городов», «Жанры изобразительного искусства», «Бытовой жанр в русском искусстве», «Русские художники»;

  • типа «Кто хочет стать миллионером» - «Искусство в жизни человека», «Масленица», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Виды и жанры изобразительного искусства», «Русские художники», «Иван Николаевич Крамской», «Основные, составные и дополнительные цвета», «Проверь себя» и другие.

Ученик садится за компьютер и в режиме онлайн выполняет предложенные задания. Он может работать самостоятельно, может в паре с одноклассником; через проектор их работу может контролировать и указывать на ошибки весь класс.

Использование на уроках интерактивных игр и упражнений способствует формированию личностных УУД учащихся: появления непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства, что формирует положительную мотивацию изучения данного предмета; стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных, поднимая их самооценку; содействует осознанию устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.


Использование на уроках изобразительного искусства педагогических приёмов «Дай себе помочь», «Лови ошибку», «Театрализация» формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии личностных УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.

Педагогический приём

Содержание

Дай себе помочь

Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках. Примеры заданий: изготовить наглядный материал – таблицу «Тёплые и холодные цвета», «Цветовой круг», «Элементы дымковской росписи» т.п.; придумать кроссворд на повторение видов или жанров изобразительного искусства, кроссворд «Изобразительные материалы», «Народные промыслы» и другие; разработать вопросы для сказочной викторины, для закрепления темы «Древние города нашей земли»; подготовить сообщение о русских художниках-пейзажистах, о художниках-анималистах и т.п.

Задания могут быть как индивидуальные, так и групповые, но работающие на общий результат.

Лови ошибку


1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

Примеры текстов: «Цветоведение», «План работы над пейзажной композицией», «Элементы городецкой росписи», «Культура Японии», «Древняя архитектура» и т.д.

Театрализация 

Разыгрывание сценок на учебную тему, обыгрывание изготовленных масок, инсценирование иллюстрированного произведения, выход персонажа, исторические сценки, чтецкие спектакли.

Отсроченная реакция


Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.

Идеальное

задание 

Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся. Например, на тему «Художники-портретисты», можно выполнить презентацию, написать реферат о творчестве одного их них, сочинить стихотворение, сделать с другом сообщение, разыграть сценку…


Использование на уроках графического планшета Wacom.

Современный ребенок не будет сидеть, открыв рот на уроке, который проходит по «классической схеме». Современного ученика может заинтересовать и увлечь только та информация, которая преподносится каким-либо необычным образом, которая близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. И вот представьте, учитель показывает, как рисовать, не мелом на доске, а при помощи графического планшета. Таким образом, он мотивирует учащихся к изучению нового материала и к самостоятельному творчеству.

Графический планшет - это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер. Состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера. Если коротко - это чувствительная поверхность и перо.

Все мы знаем компьютерную программу Paint – это стандартная программа любого компьютера или ноутбука. А ведь с помощью этой нехитрой программы и планшета можно составить и даже продемонстрировать последовательность рисования, например, ёловой ветки, украшенной новогодней игрушкой. А можно пойти еще дальше – нарисовать «Зимний пейзаж» для первоклассников или «Улицу в линейной перспективе» для четвероклассников.

Также с помощью графического планшета на уроках рисования провожу индивидуальную работу с детьми. Один учащийся или двое должны нарисовать картину на ту же тему, над которой работает весь класс. Будь то пейзаж, создание орнамента, натюрморта или тематический рисунок – дети с огромным удовольствием выполняют творческие работы. При совместной работе дети учатся согласованно работать, планировать свою деятельность, учатся распределять работу, понимать общую задачу урока и точно выполнять свою часть работы, достойно слушать критику и похвалу. Дети работают в программе АrtRage. Получившиеся картины-изображения сохраняются в файлах и по возможности печатаются на принтере.

С помощью графического планшета и программы SMART Notebook можно проверить знания детей русских художников и их творчества, например, И.И.Левитан – «Золотая осень», И.И.Шишкин – «Рожь», К.Ф.Юон – «Мартовское солнце» и др.

Беря в руки перо, ребенок из стороннего наблюдателя сразу превращается в пользователя, активного участника процесса, перед ним открывается возможность заниматься такой знакомой, но такой необычной продуктивной деятельностью, формируется интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворяется потребность детей в самовыражении, получая результат, который можно использовать как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Дети не опасаются сделать ошибку, получая положительный эмоциональный настрой от проделываемой работы.

Личностными результатами работы на уроках изобразительного искусства с использованием графического планшета является формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие умения выполнять рисунок по собственному замыслу; развитие образного и креативного мышления, пространственного восприятия, воображения, чувства цвета; умения самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности. Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных.

Чего же большего можно пожелать? Наверное, только наличие планшетов на каждой парте…


На уроках рисования кроме существующей отметочной системы оценивания, основанной только на одном конечном продукте – детском рисунке, использую систему оценивания художественно-творческих достижений учащихся.

1. Обучаю школьников алгоритму самооценивания  работы. Сначала учимся обозначать своё настроение, т.е. эмоционально оцениваем прошедший урок. Эта рефлексия становится основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На обороте альбомного листа  или в дневнике учащиеся  обозначают своё настроение - «Доволен, у меня всё получилось!», «Было трудно, получилось с ошибками», «Совсем не доволен, ничего не получилось» в виде понятных им символов-смайликов.

Затем даётся  учащимся  возможность оценить содержание своей  работы. Для публичной самооценки результатов своей работы сначала  выбирается наиболее подготовленный  ученик (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате). На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 2-3 эпизодов за один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты.

Алгоритм самооценки:

1 . Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Таким образом,  на уроке ученик сам учится оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. Использование алгоритма самооценивания выполненных заданий  значительно повышает эффективность работы учеников.

2. Обсуждаем работы. Важно дать возможность учащимся высказать своё мнение о работе, а так же выслушать  мнения других (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит разными способами:

  • желающие высказывают свое мнение «Что нравится в рисунке?», «У кого получилось лучше то или иное изображение?»;

  • вопрос передается по цепочке: «Чья работа вам нравится больше всего? Почему?», дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.

3. Защищаем работы, постепенно усложняя уровень; от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Очень важно знакомить  учащихся перед выполнением работы с критериями оценивания. Критериями и показателями оценки результатов творческой композиции могут быть:  композиционная организация изображения на листе;  построение формы, передача пропорций;  умение использовать цвет при создании композиции, выразительность; умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел; оригинальность композиции. Оценивается также соответствие детской работы теме, анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности. Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.

При выполнении итоговых творческих композиций объявляется  конкурс на лучший рисунок. Разработанные критерии  помогают определить лучшие работы. Оценивание проходит открыто. За лучшие работы дети награждаются грамотами, на которых изображены их рисунки. 

Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер. Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ, работу своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.

4. Пишем отзыв о творческой композиции.  Примерный план отзыва о композиции может включать следующие параметры: название, тема; сюжет, какими могли бы быть другие варианты в данной теме; почему выбрана эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание); какие выразительные средства были использованы (композиция, перспектива, светотень, цвет).

Применение оценочного инструментария при самооценке творческих работ формирует аналитические и оценочные умения, а именно: умение внимательно выслушивать объяснения учителя, четко осознавать  цели своей работы, контролировать соответствие выполняемой работы поставленной цели, самостоятельная проверять полученный результат; осуществлять самоконтроль при выполнении задания на разных этапах, объективно оценивать правильность и качество завершенной работы; давать самооценку уровня овладения учебными умениями.

При работе с использованием системы самооценивания очень важно, чтобы учитель обсудил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы. Независимо от форм фиксации оценки главное выдержать принцип ухода от сравнивания личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.

Система оценивания художественно-творческих достижений учащихся - это одна из форм учебной деятельности, способствующей формированию личностных УУД учащихся: адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства, эмоциональной культуры восприятия, процесса запоминания художественной информации, речи учащихся. В результате чего формируются способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.


Все вышеперечисленные формы работы с детьми на уроках изобразительного искусства развивают у детей умение вглядываться, содержательно рассматривать мир, что является важной задачей обучения. Мы видим только то, что понимаем. Умение видеть – одна из главных составляющих становления личностных качеств ребенка, развития универсальных учебных действий.



Список литературы:


  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолова, Бурменской Г.В., Володарской И.А., Карабановой О.А., Салминой Н.Г. Молчановым С.В. - М., 2010.

  2. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя школы / Г.О. Аствацатуров. - М., 2006.

  3. Гульчевская Г.В. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие /Г.В. Гульчевская .-М.: Изд- во АРКТИ, 2010.

  4. «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы.» Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Коблова О.А., Мухина Т.А. – М.: «Просвещение», 2015.

  5. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей - М. 1998.

  6. https://learningapps.org/index.php?overview&s=&category=0&tool=


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!