Ягупова А.Г.
учитель физической культуры
МАОУ гимназия №108
им.В.Н.Татищева
Доклад по теме:
«Формирование метапредметных компетенций через использование
игровой технологии на уроках физической культуры»
Главная задача урока физической культуры ХХI века – сформировать желание заниматься физической культурой всю жизнь, уметь работать в команде, вооружить способностью к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Важной целью и конечным результатом физического образования является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации проведения активного отдыха, а также применение навыков в дальнейшей жизни.
Разработчики стандарта справедливо исходили из установки, что урок физической культуры – это развитие двигательной активности обучающихся средствами различных видов спорта. Главное, чтобы ученик овладел основами технических действий, приемов и физических упражнений из базовых видов спорта, умел использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные и нравственные люди, которые могут: анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозировать их возможные последствия, быть способными к сотрудничеству.
Из всего многообразия современных технологий, методов и приемов преподавания необходимо выделить такие, посредством которых возможно научить ученика самому добывать необходимую информацию, применять в повседневной жизни и рефлексивно оценивать результат ее использования для собственного здоровья.
Для решения вышеизложенных задач существуют несколько таких технологий, которые в полной мере реализуют поставленные задачи:
- игровая технология;
- проектная технология;
- технология уровневой дифференциации;
- спортизированная технология (урок-тренировка);
- технология личностно-ориентированного обучения;
- защитно-профилактическая;
- информационно-обучающая здоровьесберегающая.
В своей работе с детьми на уроках, а также во внеурочной деятельности, я применяю разные технологии, но приоритетным, для меня является- игровая технология, так как она включает в себя не только комплекс общеразвивающих игр, но и также методы и приемы из вышеперечисленных технологий, что позволяет в комплексе развивать физические качества, что на этапе начальной физической подготовки, имеет немаловажное значение. Применение игровой технологии также позволяет обучающимся наиболее полно раскрыть свои физические возможности и применять свой накопленный опыт, решать двигательные задачи наиболее эффективно.
Преимущество игровой технологии – это наличие активных двигательных действий: прыжки, бег, метание и т.д., благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития.
Развивающее значение подвижных игр не сводится к развитию таких важных качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, реакция на звуковые сигналы, скоростные качества и многое другое. В игре и игровых действиях развиваются и интеллектуальные качества: логическое мышление, наблюдательность, сообразительность и т.п. По своей природе игра ненавязчиво побуждает обучающихся глубже использовать свои знания, умения и навыки. В согласованных действиях с товарищами по команде, развивает решительность, концентрацию внимания. Внимание, мышление, чувство ответственности за команду, взаимовыручка – главные спутники игры.
В связи с этим, я подбираю к урокам и специально адаптирую не только подвижные игры, но и задания в игровой форме, которые развивают целый комплекс физических качеств. Общеразвивающие упражнения в игровой форме должны помогать овладению или совершенствованию необходимых знаний, умений и навыков, а также способствовать укреплению костно-мышечного аппарата и формированию правильной осанки, что немаловажно для детского организма.
Опыт работы применения игровых уроков для обучения и совершенствования технических приемов в спортивных играх показал, что это способствует более прочному закреплению движений. Для себя я отметила, что при введении игр в урочную деятельность дети активно включаются в работу, значительно повышается моторная плотность урока, повышается эмоциональный фон, в игру активно включаются даже самые физически слабо развитые дети, а это в свою очередь помогает решать поставленные задачи более эффективно. Игровая деятельность – это уникальный инструмент для развития познавательных интересов. Игра заставляет ребенка мыслить, мгновенно реагировать на действия соперника, выбирать из множества действий одно, которое, по его мнению, наиболее целесообразно.
Игровую деятельность я использую в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия темы и даже раздела программы;
- в качестве урока или его части;
- в качестве обучения и совершенствования технических приемов в игровых видах спорта;
- в качестве закрепления и совершенствования изученного материала;
- для развития физических качеств необходимых для успешного освоения программного материала, сдачи норм ГТО;
- как технология для подготовки к соревнованиям.
Для повышения общей результативности проводимых уроков, игры и игровые задания, которые я рекомендую, составлены таким образом, что их практическое проведение осуществляется преимущественно фронтальным и групповым методом, когда одновременно играют все играющие или происходит деление на группы. Фронтальный метод в основном использую для разминки, для развития физических качеств, когда нужно активизировать внимание учащихся перед началом урока. Групповой – для подвижных и спортивных игр.
При распределении на команды предоставляю возможность обучающимся самостоятельно выбрать капитанов, которые затем имеют право набора в свои команды. Очень часто ученики со слабыми физическими способностями оказываются последними кандидатами, для этого я предлагаю их поддержать и назначить их капитанами.
Всем школьникам независимо от возраста перед началом урока я ставлю задачу – самостоятельно подобрать игру в соответствии с изучаемым материалом, обосновать эффективность игры для развития того или иного физического качества или технического приема. Обучающиеся рассказывают, в каких видах спорта применяется данное физическое качество, для чего необходимо развивать это качество, в каких видах спорта оно имеет существенное значение, как оно повлияет на весь организм в целом. Освобожденные ученики выступают в роли судей, но в обязательной форме перед проведением урока я предлагаю им внимательно ознакомиться с правилами игры и рассказать учащимся. В качестве домашнего задания учащимся предлагается подобрать подвижные игры для младших школьников и в дальнейшем организовать их проведение.
При организации игр я придерживаюсь следующих требований:
- игра должна давать новые понятия;
- в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на сигнал и на часто меняющуюся обстановку;
- игра должна развивать несколько физических качеств одновременно и несколько технических приемов из спортивных игр, гимнастики, легкой атлетики и лыжных гонок;
- дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;
- игра должна соответствовать возрастному развитию;
- степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.
Для достижения высокой развивающей результативности игровых заданий я стараюсь соблюдать следующие условия:
- мотивация обучающихся (для чего нужна игра или игровое задание);
- формирую систему знаний на основе игровой деятельности (что формирует и какие физические качества развивает, как повлияет игра на дальнейшее развитие, в каких видах деятельности можно будет еще применить приобретенные в игре навыки);
- независимо от физического развития включение каждого школьника в процесс игры.
Грамотно и планомерно подобранные мною и учениками игры позволяют овладевать навыками и умениями намного быстрее, заставляют мыслить, принимать самостоятельные решения, анализировать складывающуюся в игре обстановку, укрепляют здоровье и активизируют функциональные возможности организма. Ученики осваивают эффективные способы физкультурной деятельности со спортивно-рекреационной направленностью учебного предмета.
Говоря о результативности применения игровой технологии, следует отметить, что главный результат, по которому можно судить об успешности, будет получен, когда ученик в полной мере в соответствии с его физическим здоровьем освоит учебный материал. Умения прочно перейдут в навык, учащийся сможет применять полученные практические и теоретические знания для дальнейшего освоения и совершенствования спортивных результатов, и, самое главное, приобретет прочный запас здоровья, который очень важен в дальнейшей жизни.
При выборе игровой технологии я отметила только положительные стороны. Что дает мне как учителю применение данной технологии на уроках:
- занимательность и эмоциональность игр является отличным средством привлечения интереса к моему предмету или процессу обучения;
- значительно повысить общую и моторную плотность урока;
- организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащихся;
- добиваться поставленных целей и задач через применение разных средств, методов и приемов;
- создавать ситуацию успеха у учащегося независимо от состояния физического здоровья;
- получать удовольствие, наблюдая за активной работой обучающихся.
Для учащихся применение уроков в игровой форме дает следующее:
- позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, с успехом применять их в игровой и соревновательной деятельности.
- способствует развитию ориентировки в пространстве, координации, выработке и закреплению движений, делая их автоматизированными;
- помогает в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях;
- наладить доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
- ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала;
- во время игр ученики учатся делать выбор и делать выводы, давать оценку и самооценку, пересматривать собственные позиции;
- развивает воображение, прививает умение достигать цели, приходить на помощь товарищу при разных обстоятельствах и игровых ситуациях;
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели.
Игровые технологии я использую практически на каждом уроке, исключение составляют уроки, когда нужно отследить контрольно-измерительные нормативы. Игровая технология – это уникальная технология, которая способствует в максимальной мере задействовать коммуникативные и творческие способности у учащихся, повысить мотивацию к урокам, существенно повысить результативность в обучении.