СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных компетенций через использование игровой технологии на уроках физкультуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных компетенций через использование игровой технологии на уроках физкультуры»

Ягупова А.Г.

учитель физической культуры

МАОУ гимназия №108

им.В.Н.Татищева



Доклад по теме:


«Формирование метапредметных компетенций через использование

игровой технологии на уроках физической культуры»


Главная задача урока физической культуры ХХI века – сформировать желание заниматься физической культурой всю жизнь, уметь работать в команде, вооружить способностью к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Важной целью и конечным результатом физического образования является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации проведения активного отдыха, а также применение навыков в дальнейшей жизни.

Разработчики стандарта справедливо исходили из установки, что урок физической культуры – это развитие двигательной активности обучающихся средствами различных видов спорта. Главное, чтобы ученик овладел основами технических действий, приемов и физических упражнений из базовых видов спорта, умел использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные и нравственные люди, которые могут: анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозировать их возможные последствия, быть способными к сотрудничеству.

Из всего многообразия современных технологий, методов и приемов преподавания необходимо выделить такие, посредством которых возможно научить ученика самому добывать необходимую информацию, применять в повседневной жизни и рефлексивно оценивать результат ее использования для собственного здоровья.

Для решения вышеизложенных задач существуют несколько таких технологий, которые в полной мере реализуют поставленные задачи:

- игровая технология;

- проектная технология;

- технология уровневой дифференциации;

- спортизированная технология (урок-тренировка);

- технология личностно-ориентированного обучения;

- защитно-профилактическая;

- информационно-обучающая здоровьесберегающая.

В своей работе с детьми на уроках, а также во внеурочной деятельности, я применяю разные технологии, но приоритетным, для меня является- игровая технология, так как она включает в себя не только комплекс общеразвивающих игр, но и также методы и приемы из вышеперечисленных технологий, что позволяет в комплексе развивать физические качества, что на этапе начальной физической подготовки, имеет немаловажное значение. Применение игровой технологии также позволяет обучающимся наиболее полно раскрыть свои физические возможности и применять свой накопленный опыт, решать двигательные задачи наиболее эффективно.

Преимущество игровой технологии – это наличие активных двигательных действий: прыжки, бег, метание и т.д., благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития.

Развивающее значение подвижных игр не сводится к развитию таких важных качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, реакция на звуковые сигналы, скоростные качества и многое другое. В игре и игровых действиях развиваются и интеллектуальные качества: логическое мышление, наблюдательность, сообразительность и т.п. По своей природе игра ненавязчиво побуждает обучающихся глубже использовать свои знания, умения и навыки. В согласованных действиях с товарищами по команде, развивает решительность, концентрацию внимания. Внимание, мышление, чувство ответственности за команду, взаимовыручка – главные спутники игры.

В связи с этим, я подбираю к урокам и специально адаптирую не только подвижные игры, но и задания в игровой форме, которые развивают целый комплекс физических качеств. Общеразвивающие упражнения в игровой форме должны помогать овладению или совершенствованию необходимых знаний, умений и навыков, а также способствовать укреплению костно-мышечного аппарата и формированию правильной осанки, что немаловажно для детского организма.

Опыт работы применения игровых уроков для обучения и совершенствования технических приемов в спортивных играх показал, что это способствует более прочному закреплению движений. Для себя я отметила, что при введении игр в урочную деятельность дети активно включаются в работу, значительно повышается моторная плотность урока, повышается эмоциональный фон, в игру активно включаются даже самые физически слабо развитые дети, а это в свою очередь помогает решать поставленные задачи более эффективно. Игровая деятельность – это уникальный инструмент для развития познавательных интересов. Игра заставляет ребенка мыслить, мгновенно реагировать на действия соперника, выбирать из множества действий одно, которое, по его мнению, наиболее целесообразно.

Игровую деятельность я использую в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия темы и даже раздела программы;

- в качестве урока или его части;

- в качестве обучения и совершенствования технических приемов в игровых видах спорта;

- в качестве закрепления и совершенствования изученного материала;

- для развития физических качеств необходимых для успешного освоения программного материала, сдачи норм ГТО;

- как технология для подготовки к соревнованиям.

Для повышения общей результативности проводимых уроков, игры и игровые задания, которые я рекомендую, составлены таким образом, что их практическое проведение осуществляется преимущественно фронтальным и групповым методом, когда одновременно играют все играющие или происходит деление на группы. Фронтальный метод в основном использую для разминки, для развития физических качеств, когда нужно активизировать внимание учащихся перед началом урока. Групповой – для подвижных и спортивных игр.

При распределении на команды предоставляю возможность обучающимся самостоятельно выбрать капитанов, которые затем имеют право набора в свои команды. Очень часто ученики со слабыми физическими способностями оказываются последними кандидатами, для этого я предлагаю их поддержать и назначить их капитанами.

Всем школьникам независимо от возраста перед началом урока я ставлю задачу – самостоятельно подобрать игру в соответствии с изучаемым материалом, обосновать эффективность игры для развития того или иного физического качества или технического приема. Обучающиеся рассказывают, в каких видах спорта применяется данное физическое качество, для чего необходимо развивать это качество, в каких видах спорта оно имеет существенное значение, как оно повлияет на весь организм в целом. Освобожденные ученики выступают в роли судей, но в обязательной форме перед проведением урока я предлагаю им внимательно ознакомиться с правилами игры и рассказать учащимся. В качестве домашнего задания учащимся предлагается подобрать подвижные игры для младших школьников и в дальнейшем организовать их проведение.

При организации игр я придерживаюсь следующих требований:

- игра должна давать новые понятия;

- в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на сигнал и на часто меняющуюся обстановку;

- игра должна развивать несколько физических качеств одновременно и несколько технических приемов из спортивных игр, гимнастики, легкой атлетики и лыжных гонок;

- дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;

- игра должна соответствовать возрастному развитию;

- степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.

Для достижения высокой развивающей результативности игровых заданий я стараюсь соблюдать следующие условия:

- мотивация обучающихся (для чего нужна игра или игровое задание);

- формирую систему знаний на основе игровой деятельности (что формирует и какие физические качества развивает, как повлияет игра на дальнейшее развитие, в каких видах деятельности можно будет еще применить приобретенные в игре навыки);

- независимо от физического развития включение каждого школьника в процесс игры.

Грамотно и планомерно подобранные мною и учениками игры позволяют овладевать навыками и умениями намного быстрее, заставляют мыслить, принимать самостоятельные решения, анализировать складывающуюся в игре обстановку, укрепляют здоровье и активизируют функциональные возможности организма. Ученики осваивают эффективные способы физкультурной деятельности со спортивно-рекреационной направленностью учебного предмета.

Говоря о результативности применения игровой технологии, следует отметить, что главный результат, по которому можно судить об успешности, будет получен, когда ученик в полной мере в соответствии с его физическим здоровьем освоит учебный материал. Умения прочно перейдут в навык, учащийся сможет применять полученные практические и теоретические знания для дальнейшего освоения и совершенствования спортивных результатов, и, самое главное, приобретет прочный запас здоровья, который очень важен в дальнейшей жизни.

При выборе игровой технологии я отметила только положительные стороны. Что дает мне как учителю применение данной технологии на уроках:

- занимательность и эмоциональность игр является отличным средством привлечения интереса к моему предмету или процессу обучения;

- значительно повысить общую и моторную плотность урока;

- организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащихся;

- добиваться поставленных целей и задач через применение разных средств, методов и приемов;

- создавать ситуацию успеха у учащегося независимо от состояния физического здоровья;

- получать удовольствие, наблюдая за активной работой обучающихся.

Для учащихся применение уроков в игровой форме дает следующее:

- позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре;

- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, с успехом применять их в игровой и соревновательной деятельности.

- способствует развитию ориентировки в пространстве, координации, выработке и закреплению движений, делая их автоматизированными;

- помогает в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях;

- наладить доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

- ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала;

- во время игр ученики учатся делать выбор и делать выводы, давать оценку и самооценку, пересматривать собственные позиции;

- развивает воображение, прививает умение достигать цели, приходить на помощь товарищу при разных обстоятельствах и игровых ситуациях;

- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели.

Игровые технологии я использую практически на каждом уроке, исключение составляют уроки, когда нужно отследить контрольно-измерительные нормативы. Игровая технология – это уникальная технология, которая способствует в максимальной мере задействовать коммуникативные и творческие способности у учащихся, повысить мотивацию к урокам, существенно повысить результативность в обучении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!