Формирование межэтнической толерантности личности в воспитательной среде классного коллектива.
Культура межнациональных отношений — категория общечеловеческих ценностей и базируется на общечеловеческой нравственности. Основа ее — формирование гуманных отношений между людьми, независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. Это можно осуществлять во внеурочное время через всю систему Формирование межэтнической толерантности личности в воспитательной среде классного коллектива. Воспитанию культуры межнационального общения способствуют средства массового воздействия на человека, наше окружение и, в частности, школа. Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этой культуры.
Значительными возможностями в решении этой проблемы располагает учебный процесс. Многие изучаемые предметы содержат информацию об истории и культуре народов мира, страны, региона, о межнациональных отношениях. Так, изучение своей Родины обеспечивают непосредственно три предмета: родной язык, отечественная история и отечественная литература. Эту проблему решают также география, биология, музыка, изобразительная деятельность, технология и другие предметы.
Специфика школы в том, что она по своему составу чаще всего многонациональна, поэтому в классном коллективе надо формировать уважение к национальной культуре, языку, а также к этнокультуре и в целом к человеку. Этому во многом благоприятствует возраст молодых людей — период проявления интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой активности, а также морально-психологический и нравственный климат школы.
Методика воспитания культуры межнационального общения базируется на знании классным руководителем особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогу необходимо знать и учитывать:
■ индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
■ национальный состав классного коллектива обучающихся;
■ проблемы в отношениях между детьми, их причины;
■ культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.
Особую актуальность проблема интернационального воспитания приобретает в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей различных национальностей. При организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы учащихся различных национальностей. Часто возникают непростые проблемы, связанные с формированием культуры межнационального общения. Ведь разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций влияют на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими.
Ответственная миссия, в связи с этим, возлагается на классных руководителей. Изучив и проанализировав ситуацию, классный руководитель осуществляют поиск эффективных форм воспитания у школьников культуры межнационального общения, определяют конкретное содержание работы.
Формирование культуры межнационального общения — длительный и многогранный процесс, который связан с формирования культуры межличностных отношений. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, в школе изучают историю других народов, постигают общность нашего социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Это помогает преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Задача классного руководителя — сформировать у школьников уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет народа лучше или хуже другого. Главное — в самом человеке: каков он, а не к какой национальности принадлежит. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека принадлежат к данному человеку, а не народу.
В нашей школе на сегодняшний день обучается 82 человека, из них 39 – это представители азербайджанской национальности, переехавшие много лет назад из республики Дагестан. Хотя стоит отметить, что основная масса этих детей родились и выросли уже здесь. И, наверное, это несколько упрощает нашу задачу и уменьшает количество некоторых проблем, которые могли бы возникнуть на межнациональной почве, потому что их молодые родители сами не всегда могут сформировать ту национальную культуру, которая свойственна их народности, потому что воспитание культуры межнационального общения осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. Но, несмотря на всё это, мы стараемся учитывать эту особенность нашей местности и в учебном процессе, и во внеурочных мероприятиях.
В условиях образовательного учреждения воспитание культуры межнационального общения начинается в начальных классах с воспитания устойчивого проявления заботы старших о младших, дружелюбия к одноклассникам, своим сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с людьми, сдержанности в проявлении негативных чувств, нетерпимого отношение к насилию, злу, лживости. Уже много лет назад в учебную программу в 4-х классах был введён предмет «Основы религиозной культуры» и мы сразу же выбрали модуль «Основы религиозной культуры и светской этики» и могу с уверенностью сказать, что за эти годы никаких проблем с преподаванием данной дисциплины у нас не возникало.
В средних классах задачи нравственного воспитания усложняются. Особое внимание обращается на товарищескую взаимопомощь в трудную минуту, чуткость к горю и другим нуждам чужих людей, проявление милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся в помощи, участии, нетерпимость к национальному самовозвеличиванию, чванству.
У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.
Эти качества формируются в процессе деятельности и общения, направленных на созидание, заботу о людях, вызывающих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствующих проявлению внимания и сочувствия к людям.
Наиболее благоприятна для формирования культуры межнационального общения совместная деятельность с общественно значимым смыслом. Важно, чтобы учащиеся могли проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели используются все виды внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми. Успешное решение этой задачи во многом зависит от знания характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Так, на урока русского языка и литературы предлагаются для написания учащимся небольшие сочинения с последующим обсуждением (дискуссией) на такие темы: «Как найти друзей?», «Кто друг, а кто враг?» Школьники определяют в процессе обсуждения, на каких правилах базируется их общение с людьми, какие ценности они исповедуют, на что ориентируются. Важно, чтобы в ходе обсуждения школьники приходят к следующим выводам: никому, никогда, нигде не удалось решить какой-либо вопрос насилием. Сопротивление насилию — высшая добродетель, поощрение насилия — высшее зло, насилие над волей и чувствами другого — нравственное преступление. Человек побеждает силой духа, стойкостью, душевным спокойствием.
На классных часах, диспутах в классах обсуждаются такие вопросы: «Наши идеалы в новом времени», «Легко ли быть не таким?», «Что значит быть патриотом?», «Национальное и интернациональное — не противоположность, а гармония» и др.
Хорошим подспорьем в работе классных руководителей являются «Разговоры о важном». Этот цикл занятий, начатый в текущем учебном году затрагивает многие вопросы воспитания, в т.ч. и проблемы межнационального общения. На всех этапах работы с коллективом, независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.
Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников. Накопленные знания очень широко используются во внеклассной работе (во время бесед, посещения учащимися музеев, театра, выставок, концертов, просмотров фильмов и т. д.).
Любое наше школьное или классное мероприятие всегда обращено к личности ученика, чтобы учащиеся разных национальностей, обучаясь в одной школе, не оставались равнодушными друг к другу, а проявляли взаимный интерес к личностным качествам, духовным запросам.
Сегодня очень важна работа с ветеранами, общение с которыми — настоящая школа патриотизма. К ним можно отнести не только участников Великой Отечественной войны, но и совсем молодых людей, за плечами которых Афганистан, Чечня и другие «горячие точки», а теперь ещё и участники СВО. Приближенность к реальным судьбам людей позволяет более гибко и всесторонне обсуждать проблемы патриотизма и интернационализма.
Но нельзя воспитать патриотизм и интернационализм на словах, путем призывов и лозунгов. Самое серьезное внимание должно быть уделено формированию собственной гражданской позиции ребенка. Именно практическая деятельность в масштабах школы, города или даже области стимулирует гражданскую активность, позволяет подростку и молодому человеку перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, подтверждающим эти слова. Наши дети и их родители принимают активное участие в сборе гуманитарной помощи, которую ты регулярно переправляем благодаря нашему Задонскому Союзу десантников участникам спецоперации. Очень часто мамы и бабушки наших учащихся готовят их национальные блюда для этого.
Знать как можно больше о других народах — это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте. В 5—7 классах основу такой работы составляют поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное — это деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, истории, литературе, культуре. В то же время в виде заочных путешествий дети знакомятся с жизнью, традициями других народов.
Одним из самых распространенных средств воспитания не только эстетического вкуса, но и нравственности является музыкальный фольклор. Центральное место в нем принадлежит песне. Широкий и разнообразный ее пласт связан с жизнью, бытом, с трудовыми процессами. Плясками и песнями сопровождаются семейные праздники, различные торжества, совместная работа. Все веселятся на народных празднествах, семейных событиях — рождение ребенка, проводы и встречи невесты и жениха. Все это является эффективным средством формирования национальной культуры, нравственного, патриотического и эстетического воспитания. Ребята занимаются в танцевальном кружке, где изучают танцы разных народов и они с удовольствием их исполняют на различных школьных и внешкольных мероприятиях.
Важно понять, что современные дети стали более думающими, имеют доступ к разнообразной информации, в том числе через всемирные компьютерные сети. Поэтому, создавая программы патриотического и интернационального воспитания, мы учитываем их возможности и потребности.
Проблема воспитания культуры межнационального общения — общая для учителей и родителей. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. События во многих республиках показали, что враждой взрослых заражаются и дети.
В этой связи целенаправленную работу необходимо проводим с родителями учащихся, разъясняем им важность воспитания у детей культуры межнационального общения, организуем совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах.
Следует учитывать, что прежде всего личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам.
Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения отношений между педагогами и детьми. Мои коллеги личным примером показывают образец гражданственности, гуманного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности, вероисповедания. Я думаю, что в нашей школе живет большая дружная семья, в которой никто не делает акцент на национальности, а различия видны только на фотоснимках.