СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование межэтнической толерантности личности в воспитательной среде классного коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована для родительских собраний, педагогических советов и заседаний методических объединений классных руководителей 

Просмотр содержимого документа
«Формирование межэтнической толерантности личности в воспитательной среде классного коллектива»



Формирование межэтнической толерантности личности в воспитательной среде классного коллектива.

Культура межнациональных отношений — категория общечеловеческих ценностей и базируется на общечеловеческой нравственности. Основа ее — формирование гуманных отношений между людьми, независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. Это можно осуществлять во внеурочное время через всю систему Формирование межэтнической толерантности личности в воспитательной среде классного коллектива. Воспитанию культуры межнационального общения спо­собствуют средства массового воздействия на человека, наше окружение и, в частности, школа. Вся система учебно-воспитатель­ной работы, все педагогические средства влияют на форми­рование этой культуры.

Значительными возможностями в решении этой пробле­мы располагает учебный процесс. Многие изучаемые пред­меты содержат информацию об истории и культуре народов мира, страны, региона, о межнациональных отношениях. Так, изучение своей Родины обеспечивают непосредственно три предмета: родной язык, отечественная история и отече­ственная литература. Эту проблему решают также геогра­фия, биология, музыка, изобразительная деятельность, тех­нология и другие предметы.

Специфика школы в том, что она по своему составу чаще всего многонациональна, поэтому в классном коллективе надо формировать уважение к националь­ной культуре, языку, а также к этнокультуре и в целом к че­ловеку. Этому во многом благоприятствует возраст молодых людей — период проявления интеллектуальной, эмоцио­нальной и поведенческой активности, а также морально-психологический и нравственный климат школы.

Методика воспитания культуры межнационального об­щения базируется на знании классным руководителем особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по вос­питанию культуры межнационального общения педагогу необходимо знать и учитывать:

■ индивидуальные особенности каждого ребенка, особен­ности воспитания в семье, семейной культуры;

■ национальный состав классного коллектива обучающихся;

■ проблемы в отношениях между детьми, их причины;

■ культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнацио­нальные отношения среди учащихся и в семьях.

Особую актуальность проблема интернационального вос­питания приобретает в условиях многонациональных кол­лективов, где учатся дети из семей различных националь­ностей. При организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы учащихся различных национальностей. Часто возникают непростые проблемы, связанные с формированием культуры межнационального общения. Ведь разноязычие ученической среды часто при­водит к избирательности в общении, национальной изоли­рованности групп. Различие национально-этнических особен­ностей, которым ученики зачастую придают оценочный от­тенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций влияют на поведение и на взаимоотношение детей с окру­жающими.

Ответственная миссия, в связи с этим, возлагается на классных руководителей. Изучив и проанализировав ситуацию, классный руководитель осуществ­ляют поиск эффективных форм воспитания у школьников культуры межнационального общения, определяют конк­ретное содержание работы.

Формирование культуры межнационального общения — длительный и многогранный процесс, который связан с формирования культуры межличностных отношений. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваива­ют традиции и обычаи своих соседей, в школе изучают ис­торию других народов, постигают общность нашего соци­ально-исторического развития. И дети, и взрослые на­капливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Это помогает пре­одолеть национальное самовозвеличивание, чувство наци­ональной исключительности. Задача классного руководителя — сформи­ровать у школьников уважение к чести и достоинству каж­дого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет народа лучше или хуже другого. Главное — в самом чело­веке: каков он, а не к какой национальности принадлежит. Достоинства людей — их личные, а не национальные чер­ты, недостатки человека принадлежат к данному челове­ку, а не народу.

В нашей школе на сегодняшний день обучается 82 человека, из них 39 – это представители азербайджанской национальности, переехавшие много лет назад из республики Дагестан. Хотя стоит отметить, что основная масса этих детей родились и выросли уже здесь. И, наверное, это несколько упрощает нашу задачу и уменьшает количество некоторых проблем, которые могли бы возникнуть на межнациональной почве, потому что их молодые родители сами не всегда могут сформировать ту национальную культуру, которая свойственна их народности, потому что воспитание культуры межнационального общения осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. Но, несмотря на всё это, мы стараемся учитывать эту особенность нашей местности и в учебном процессе, и во внеурочных мероприятиях.

В условиях образовательного учреждения воспитание культуры межнационального общения начинается в началь­ных классах с воспитания устойчивого проявления заботы старших о младших, дружелюбия к одноклассникам, сво­им сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с людьми, сдержанности в проявлении нега­тивных чувств, нетерпимого отношение к насилию, злу, лживости. Уже много лет назад в учебную программу в 4-х классах был введён предмет «Основы религиозной культуры» и мы сразу же выбрали модуль «Основы религиозной культуры и светской этики» и могу с уверенностью сказать, что за эти годы никаких проблем с преподаванием данной дисциплины у нас не возникало.

В средних классах задачи нравственного воспитания ус­ложняются. Особое внимание обращается на товарищескую взаимопомощь в трудную минуту, чуткость к горю и другим нуждам чужих людей, проявление милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся в помощи, участии, нетер­пимость к национальному самовозвеличиванию, чванству.

У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на ком­промисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.

Эти качества формируются в процессе деятельности и об­щения, направленных на созидание, заботу о людях, вызыва­ющих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, спо­собствующих проявлению внимания и сочувствия к людям.

Наиболее благоприятна для формирования культуры межнационального общения совместная деятельность с об­щественно значимым смыслом. Важно, чтобы учащиеся мог­ли проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели ис­пользуются все виды внеурочной работы, содер­жание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми. Успешное решение этой задачи во многом зависит от зна­ния характера свободного общения школьников, их психо­логической предрасположенности к контактам в коллекти­ве. Так, на урока русского языка и литературы предлагаются для написания учащимся небольшие сочинения с последующим обсуждением (дискуссией) на такие темы: «Как найти друзей?», «Кто друг, а кто враг?» Школьники определяют в процессе обсуждения, на каких правилах ба­зируется их общение с людьми, какие ценности они испове­дуют, на что ориентируются. Важно, чтобы в ходе обсуждения школьники приходят к следующим выводам: никому, никогда, нигде не удалось решить какой-либо вопрос насилием. Сопротивление наси­лию — высшая добродетель, поощрение насилия — высшее зло, насилие над волей и чувствами другого — нравствен­ное преступление. Человек побеждает силой духа, стойкос­тью, душевным спокойствием.

На классных часах, диспутах в классах обсуждаются такие вопросы: «Наши идеалы в новом времени», «Легко ли быть не та­ким?», «Что значит быть патриотом?», «Национальное и интернациональное — не противоположность, а гармо­ния» и др.

Хорошим подспорьем в работе классных руководителей являются «Разговоры о важном». Этот цикл занятий, начатый в текущем учебном году затрагивает многие вопросы воспитания, в т.ч. и проблемы межнационального общения. На всех этапах работы с коллективом, независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкну­тость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры об­щения всего ученического коллектива, использовать его воз­можности для противодействия вредным националистичес­ким влияниям.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников. Накопленные знания очень широко используются во вне­классной работе (во время бесед, посещения учащимися музеев, театра, выставок, концертов, просмотров фильмов и т. д.).

Любое наше школьное или классное мероприятие всегда обращено к личности ученика, чтобы учащиеся разных национальностей, обучаясь в одной школе, не оставались равнодушными друг к другу, а проявляли взаимный интерес к личностным качествам, духовным запросам.

Сегодня очень важна работа с ветеранами, общение с которыми — настоящая школа патриотизма. К ним можно отнести не только участников Великой Отечественной войны, но и совсем молодых людей, за плечами которых Афганистан, Чечня и другие «горячие точки», а теперь ещё и участники СВО. Приближен­ность к реальным судьбам людей позволяет более гибко и все­сторонне обсуждать проблемы патриотизма и интернацио­нализма.

Но нельзя воспитать патриотизм и интернационализм на словах, путем призывов и лозунгов. Самое серьезное вни­мание должно быть уделено формированию собственной гражданской позиции ребенка. Именно практическая дея­тельность в масштабах школы, города или даже области стимулирует гражданскую активность, позволяет подрост­ку и молодому человеку перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, подтверждающим эти слова. Наши дети и их родители принимают активное участие в сборе гуманитарной помощи, которую ты регулярно переправляем благодаря нашему Задонскому Союзу десантников участникам спецоперации. Очень часто мамы и бабушки наших учащихся готовят их национальные блюда для этого.

Знать как можно больше о других народах — это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте. В 5—7 классах основу такой работы составляют поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное — это деятельность, на­правленная на развитие творческих способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, исто­рии, литературе, культуре. В то же время в виде заочных путешествий дети знакомятся с жизнью, традициями дру­гих народов.

Одним из самых распространенных средств воспитания не только эстетического вкуса, но и нравственности являет­ся музыкальный фольклор. Центральное место в нем при­надлежит песне. Широкий и разнообразный ее пласт свя­зан с жизнью, бытом, с трудовыми процессами. Плясками и песнями сопровождаются семейные праздники, различ­ные торжества, совместная работа. Все веселятся на народ­ных празднествах, семейных событиях — рождение ребен­ка, проводы и встречи невесты и жениха. Все это является эффективным средством формирования национальной куль­туры, нравственного, патриотического и эстетического вос­питания. Ребята занимаются в танцевальном кружке, где изучают танцы разных народов и они с удовольствием их исполняют на различных школьных и внешкольных мероприятиях.

Важно понять, что современные дети стали более думаю­щими, имеют доступ к разнообразной информации, в том числе через всемирные компьютерные сети. Поэтому, созда­вая программы патриотического и интернационального вос­питания, мы учитываем их возможности и потребности.

Проблема воспитания культуры межнационального обще­ния — общая для учителей и родителей. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не заме­чая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. События во многих республиках показали, что враждой взрослых заражаются и дети.

В этой связи целенаправленную работу необходимо про­водим с родителями учащихся, разъясняем им важность воспитания у детей культуры межнационального общения, организуем совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах.

Следует учитывать, что прежде всего личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное созна­ние, отношение к своей Родине, чувство уважения к дру­гим нациям и культурам, толерантность к другим взгля­дам, традициям, верам.

Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной от­ветственности, социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения от­ношений между педагогами и детьми. Мои коллеги лич­ным примером показывают образец гражданственности, гуман­ного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности, вероисповедания. Я думаю, что в нашей школе живет большая дружная семья, в которой никто не делает акцент на национальности, а различия видны только на фотоснимках.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!