СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование музыкально-певческой культуры исполнителей в процессе обучения эстрадному вокалу

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье уточнено содержание ключевых понятий – «культура», «музыкально-певческая культура», «исполнительская культура». Определена степень разработанности проблемы в научно-педагогической среде, выявлены возможности формирования и развития совокупности компонентов музыкально-певческой культуры в ходе обучения эстрадному вокалу в соответствии со актуальными тенденциями методики вокального обучения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование музыкально-певческой культуры исполнителей в процессе обучения эстрадному вокалу»

УДК 781 : 78.03


ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ



Севрюкова П. Ю.,

Курский государственный университет,

г. Курск, Россия

Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет,

г. Курск, Россия



Аннотация. В статье уточнено содержание ключевых понятий – «культура», «музыкально-певческая культура», «исполнительская культура». Определена степень разработанности проблемы в научно-педагогической среде, выявлены возможности формирования и развития совокупности компонентов музыкально-певческой культуры в ходе обучения эстрадному вокалу в соответствии со актуальными тенденциями методики вокального обучения.

Ключевые слова: эстрадный вокал, пение, музыкально-певческая культура, обучение эстрадному вокалу.

Abstract. The article clarified the content of the key concepts – "culture", "musical and singing culture", "performing culture". The degree of development of the problem in the scientific and pedagogical environment is determined, the possibilities of formation and development of a set of components of musical and singing culture in the course of teaching pop vocals in accordance with current trends in vocal teaching methods are revealed.

Key words: pop vocals, singing, musical and singing culture, pop vocal training.



В современной системе дополнительного музыкального образования особую актуальность приобретают вопросы, связанные с формированием музыкально-певческой культуры эстрадных вокалистов. Однако, в научной плоскости данная проблематика не нашла достаточного отражения и является относительно новым направлением научно-теоретических и прикладных исследований. Тем не менее, отдельные педагоги-вокалисты внесли определенный вклад в развитие теории и практики формирования музыкально-певческой культуры исполнителей, среди них – А. Б. Арутюнова, Л. И. Уколова, О. В. Грибкова, К. С. Мерабова, Т. Ю. Гордеева и др.

Понятие музыкально-певческой культуры по своей структуре не только широкое, но и сложное. Для разностороннего исследования данного понятия необходимо выделить его составляющие.

В первую очередь, рассмотрим термин «культура». Согласно одному из научных подходов, культура – это «…процесс производства, распределения и освоения культурных ценностей. Культура – это живой процесс человеческой деятельности» [Кузнецова, с. 50]. «С позиции музыкального искусства она представляет собой совокупность нематериальных ценностей, которые сохраняются, воспроизводятся, обогащаются в ходе творческой деятельности людей» [Долгушина].

Также следует обратить внимание на понятие «певческая культура». Т. Ю. Гордеева отмечает, что «певческая культура – это понятие, отождествляемое с терминами «вокальная культура» («вокальное искусство»), оно включает в себя существование культивируемого идеала звучания, профессиональное обучение вокальному искусству (школу) и наличие профессиональных певцов» [Гордеева, с. 20].

Понятие, которое в определенной степени является тождественным певческой культуре – исполнительская культура – нашло бóльшее отражение в научных публикациях. Следует указать, что исполнительская культура – это дефиниция, которая релевантна по отношению к различным жанрам сценического искусства. В то же время, понятие исполнительской культуры нам более доступно по содержанию, чем музыкальная или певческая. Исполнительская культура – это «…показатель уровня профессионального мастерства исполнителя, высокое значение которого обеспечивается наличием специфических способностей, опыта, а также комплекса соответствующих знаний, умений и навыков, достаточных для решения исполнительских задач любой сложности» [Гао Фуцзя, с. 178].

Термин «музыкально-певческая культура» пока не получил четкого определения в научной литературе. Поэтому мы предлагаем свою дефиницию данной категории: музыкально-певческая культура – это сложный феномен, охватывающий все сферы вокального мастерства: теоретические знания; опору на культурные особенности жанра или стиля; развитое эстетическое чувство; способность к музыкальному восприятию и переживанию музыки; техничность; художественность; актерское мастерство.

В структуру музыкально-певческой культуры мы включаем следующие элементы:

- наличие прочной базы теоретических знаний (история становления вокальных школ, современные методики обучения, строение голосового аппарата и т.д.);

- сформированность технических умений и навыков, отражающих компетентность вокалиста-исполнителя (в данном контексте – владение певческой техникой и эстрадной манерой исполнения);

- опора на лучшие образцы отечественной и зарубежной школ обучения эстрадному вокалу;

- высокая эрудиция в вопросах музыкального, вокального образования и воспитания;

- учет специфики жанра при выборе, разучивании и исполнении музыкальных произведений;

- развитое эстетическое чувство, способность эмоционально переживать образы музыкальных произведений, наличие эмоционально-чувственного отклика на образцы вокального искусства;

- высокий уровень художественности в репрезентации музыкальных образов;

- умение концентрироваться на ключевых задачах, связанных со сценическими, публичными выступлениями;

- высокий уровень актерского мастерства;

- умение объективно оценивать свой вокальный уровень и уровень вокального-исполнительского мастерства других вокалистов.

Неоспоримым является то, что формирование музыкально-певческой культуры эстрадных вокалистов требует практико-ориентированного подхода со стороны педагога. Практико-ориентированный подход является одной из основ методики обучения пению и, соответственно, важнейшим фактором в формировании перечисленных выше элементов музыкально-певческой культуры.

Музыкально-певческая культура – явление синкретическое. Поэтому, помимо практико-ориентированного подхода, необходимо реализовывать обучение эстрадному вокалу на основе комплексного подхода. В процессе формирования музыкально-певческой культуры внимание ученика должно систематически обращаться на все компоненты, из которых состоит исследуемая категория. При этом для каждого компонента музыкально-певческой культуры следует выбирать оптимальный путь формирования.

Так, например, для формирования вокальной техники необходимы систематичность и последовательность освоения ее элементов на занятиях с педагогом, в процессе самостоятельной вокальной работы, в ходе публичных выступлений. Для развития актерского мастерства необходима работа с квалифицированными специалистами, которые обучают мастерству воплощения сценического образа. Для развития профессионализма вокалиста, планирующего активную концертную деятельность, следует, как можно чаще, принимать участие в различных выступлениях. Сцена – наилучшее средство формирования музыкально-певческой культуры, ведь в процессе публичного выступления вокалист не только оттачивает умения и навыки, но и видит пробелы в своем музыкально-певческом развитии. Эрудированность эстрадного вокалиста требует постоянного саморазвития и углубления базы знаний, в том числе теоретической. Объективное оценивание своего вокального уровня и уровня вокального мастерства других исполнителей становится возможным, если обучающийся постоянно расширяет поле восприятия музыкального материала, развивая свой слушательский опыт.

Несмотря на то, что указанные выше правила касаются, в первую очередь, самих обучающихся, не меньшие требования выдвигаются и к вокальным педагогам. «Музыкально-исполнительская, в частности вокально-исполнительская подготовка, занимает значительное место в структуре профессиональных компетенций педагога-вокалиста. Среди требований, предъявляемых к вокальной подготовке специалистов, включающих формирование необходимых вокально-педагогических знаний и умений, знание объективных закономерностей певческого голосообразования и основ вокальной методики, особенностей развития голосов и принципов их охраны, владение методикой работы с разными голосами, а также актуальное требование – владение вокальной культурой исполнения» [Нургаянова].

Из вышесказанного следует, что проблема формирования музыкально-певческой культуры является актуальной для современной системы обучения эстрадных вокалистов. Следует указать, что многие педагоги игнорируют отдельные аспекты музыкально-певческой культуры, делая акцент на технике. Несомненно, техника играет ведущую, основополагающую роль в становлении вокалиста, однако профессионализм будущего исполнителя зависит от множества факторов, представленных выше.

Также следует отметить недостаточную разработанность проблемы формирования музыкально-певческой культуры эстрадного вокалиста в научном дискурсе, что обусловлено новизной рассматриваемого направления в отечественной науке и практике. Большинство современных исследователей используют в своих трудах понятия с идентичным смысловым наполнением. Данный фактор, на наш взгляд, значительно усложняет понимание специфики и содержания указанной категории. Это, в свою очередь, создает трудности в разработке эффективных подходов для ее формирования у эстрадных исполнителей.

В то же время существенные сдвиги, наблюдаемые в системе музыкального образования, указывают на то, что в ближайшей перспективе многие вопросы и задачи – теоретические, методические, прикладные – найдут свое научно обоснованное решение.


Литература:

  1. Гао Фуцзя, Мансурова А. П. Исполнительская культура как объект музыкально-педагогического дискурса: категориальный анализ // МНКО. 2022. № 2 (93). С. 176-179. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolnitelskaya-kultura-kak-obekt-muzykalno-pedagogicheskogo-diskursa-kategorialnyy-analiz (дата обращения: 23.11.2023).

  2. Гордеева Т. Ю. К вопросу определения понятия «певческая культура» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 41-1. С. 18-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-opredeleniya-ponyatiya-pevcheskaya-kultura (дата обращения: 22.11.2023).

  3. Долгушина М. Ю. Музыка как феномен художественной культуры // Аналитика культурологии. 2009. № 14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-kak-fenomen-hudozhestvennoy-kultury (дата обращения: 21.11.2023).

  4. Кузнецова Е. В. Определение культуры: разнообразие подходов // ПНиО. 2013. № 5. С. 49-55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-kultury-raznoobrazie-podhodov (дата обращения: 21.11.2023).

  5. Нургаянова Н. Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта как педагогическая проблема // Вестник ТГГПУ. 2010. № 21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-vokalno-ispolnitelskoy-kultury-buduschego-pedagoga-muzykanta-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 24.11.2023).

  6. Уколова Л. И., Грибкова О. В., Мерабова К. С. Певческая культура как часть образовательного пространства в воспитании духовной культуры личности // МНКО. 2016. № 2 (57). С. 132-135.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!