СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыка чтения у детей в 1 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле представлены упражнения на развития навыка чтения младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыка чтения у детей в 1 классе.»

Чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Именно чтение формирует у детей знания о жизни общества и природы и обеспечивает идейное и нравственное воспитание детей. Огромно значение чтения для развития речи детей, которая, обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логичной.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.

Скорость чтения зависит от способа, которым читает ребенок. Поэтому происходит так, что ребенок владеет синтетическим способом чтения, то есть читает целыми словами, но всё равно читает медленно.

        Причины медленного чтения:

  1. природный темп деятельности;

  2. регрессии;

  3. отсутствие антиципации;

  4. артикуляция;

  5. малое поле зрения;

  6. уровень организации внимания;

Работая со всеми этими причинами, вы с детьми добьетесь больших успехов в освоении навыка чтения. Предлагаю вам ряд заданий и упражнений, которые помогут в веселой и игровой форме организовать ваши занятия по чтению.

1. Выполни упражнения

* Вдох – чтение гласных как одно слово на одном дыхании

АОУЭЫЯЕЕЮИ

- с ударением на букву Э (А, Ю и т.д.);

- с любым согласным звуком;

* Вдох – чтение согласных как одно слово на одном дыхании

ПРМНРЩЖВМСЗРКЧБР

- с любой буквой гласных;

- с ударением на заданный слог.

2. Перед тобой слоги, среди которых спрягались знакомые тебе слова.

Попробуй найти их

При, орх, шли, дом, кро, мак, рис, фре, шка, бле, пря, рот, сон, дым, фру, еле, фле, ярп, пол, лоб,

шум, взя, сей, аст, рее, сад, еес, рад, шти, есё, пти, олп, кеа, лени, еле, нос, кот, мед, лед, цее.


3. Произношение чистоговорок

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчика шары.

Ро-ро-ро- у нас новое ведро.


Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма - буду строить я дома.

Ма - ма - ма - на дворе зима.

Ма - ма - ма - вот пришла зима.


Ду- ду- ду - я рыбачу на пруду.

Ду - ду - ду - я по ягоды иду.

Ду - ду - ду - я по лугу иду.


Ты-ты-ты - у куклы белые банты.

Ты-ты-ты - я люблю цветы.


Са-са-са – вот летит оса.

Са-са-са - на траве роса.

Са-са-са - у меня коса.






4. Прочитай слова сверху вниз и снизу вверх:

ЯД

ДУБ

УЛЕЙ

МУФТА

НЕЛАДЫ

ОРХИДЕЯ

БЛИЗНЕЦЫ

НАВЕРНЯКА


5. Прочитай слова на скорость:
МАЛЬЧИК,ПАЛЬЧИК,ЗАЙЧИК
МЕДАЛЬ,ПЕДАЛЬ,ДЕТАЛЬ,ДАЛЬ
ШМЕЛЬ, СМЕЛ, УСПЕЛ

МЕЛЬ, ШЕЛЬ, ЦЕЛЬ

КЛЕН, ЛЕН, СИЛЕН

БОЛЬ, МОЛЬ, РОЛЬ, СОЛЬ


6. Прочитай скороговорки.

  1. Быстро Егорка говорит скороговорку.

  2. Хороша в ведре водица! Приходите к нам напиться.

  3. Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула.

  4. Проворонила ворона воронёнка.

  5. Пришёл Прокоп – кипел укроп.

Ушёл Прокоп – кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

так и без Прокопа кипел укроп.

  1. Возле горки на пригорке жили 33 Егорки. Раз – Егорка, два – Егорка и т.д.

  2. По бревну бобры бредут.

  3. Расскажите про покупки. Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

  1. Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов

Била бурю.

     Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов

     Била бой.

  1. В огороде огорошены –

            Растерял горох горошины.

            Огород не огорожен –

             Не разыщите горошин.

  1. Как на пишущей машинке

      Две хорошенькие свинки:

       Туки – туки – туки – тук!

 Туки – туки – туки – тук!

 И посту-кивают, и похрю-кивают:

  Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

  Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

  1. Добры бобры до бобрят.

  2. Бабуся – мамина мама,

      Бабуся – папина мама,

       Дедуся – мамин папа,

       Дедуся – папин папа.

  1. Водовоз вёз воду из водопровода.

  2. Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

  3. Ах, ты, эхо, эхо, эхо!

       Говорить с тобой – потеха.

  1. Болтунья болтала, болтала да заболталась.

  2. Дятел дуб долбил, да не додолбил.

  3. Летели лебеди с лебедятами.

  4. Купила бабуся бусы Марусе.

  5. До города дорога в гору, от города – с горы.

  6. На иве галка, на берегу – галька.

  7. У ёлки иголки колки.

  8. Сеня вёз воз сена.

  9. Хорош пирожок – внутри творожок.

  10. Купи кипу пик.

  11. Пилип к липе прилип, к липе прилип Пилип.

  12. Не руби дрова на траве двора.

  13. Ткал ткач ткань.

  14. Поклюйте, куры, крупки возле ступки!

  15. В барабаны барабанили, барабанили и понабарабанились.

  16. В доме у Димы дым. Раздуваем Димин дым.

  17. Волк-волчок овцу уволок. Овца волку - вилы в бок.

  18. Пёк подле копны картошку Прокоп.

  19. Кричал Архип, охрип Архип.

      Не надо Архипу кричать до хрипу.

  1. Ловко поле полонили – перепёлок половили.

  2. Влас у нас, Палас у вас.

  3. Шесть мышат в камыше шуршат.

  4. На возу лоза, у воза коза.

  5. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

  6. Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

  7. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  8. У Кондрата куртка коротковата.

  9. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

  10. Три сороки-тараторки тараторили на горке.

  11. Около кола колокола и на колах колокола.

  12. Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.

  13. Дал Макар Роману карамель, а Роман Макару – карандаш.

  14. Еле-еле Елизар едет-едет на базар.

      А с базара, а с базара не догонишь Елизара.

     50)  Варвара рвала боярышник у рва.

     51)  Сильный Василий несёт корзину со сливами.

     52)  Алла на аллее в алом платье алеет.

     53)  Яков Якову наговорил всякого про яков.

     54)  Панкрат и Кондрат раскрашивают квадрат.

     55)  Крышу крашу красной гуашью.

     56)  Уж и жаба шли на пляж,

             Жук нёс жабе саквояж.



7. Прочти слова и добавь пропущенные слова:

Спокойной ..., доброе..., приятного ..., большое ..., счастливого ...,

извините ..., будьте ..., честное..., желаю....


8. Прочитай слова, спускаясь сверху вниз, а потом поднимаясь снизу вверх:

АМ НА
САМ КОТ

СВОЙ РУКА

ВЫБОР ЗАБОР

ВОСЕМЬ СТРОКА

ДЕВУШКА ДЕДУШКА

КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ

СТРОИТЕЛЬ КОРОЛЕВИЧ

ОГРАБЛЕНИЕ НЕСУРАЗИЦА

КРАЕВЕДЕНИЕ МАГНИТОФОНЫ


9. Догадайся и прочти текст:

Выгляну... солны.... . Обрадо... молод... синич..., запе... и собра... в лес. Старый вороб... гово... , что рано пташеч... запе..., еще будут моро.... . Но синич... лишь хвости... вильну... и полете... за новостя.... . Смотр..., стало в ле... тем... . Побежа... по ле... позёмка. Налет... ветер, закача... дерев... . Полетели сугробы с елов... лап. Начал... пурга. Присмире... синич..., сжалась в комоч... . Ветер рвет её с вет..., ерошит пёрыш..., леден... голое тель... . Сжалился дятел над синич..., пуст... её в свое запасн... дупло

10. Потренируйся в чтении слоговых таблиц.


Тексты стихотворений для развития выразительности речи.

Точки зрения

Людмила Фадеева

С точки зрения Кота

Сын Котёнок – красота!

Шубка расписная!

Мордочка смешная!

Прямо на макушке

Мяконькие ушки!

С точки зрения Лягушки

Для чего ребёнку ушки?

Шубка расписная?

Мордочка смешная?

То ли дело лягушонок!

Большеротый Квакушонок!

На спине пупырки!

Глазки на затылке!

Улыбаются, глядят

На своих они ребят!

Все чужие точки зрения

Вызывают в них презрение.

Щенок

Вадим Левин

Гулял по улице щенок –

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял в метель, и в солнцепёк,

И под дождём гулял и мок,

И, если даже шёл снежок,

гулял по улице щенок.

Гулял в жару, в мороз и сырость,

Гулял, гулял, гулял

И – вырос.

                     ***

Вор прокрался утром рано!

Грош украл он из кармана!

Кар-рандаш! Картину! Пробку!

И картонную коробку!»

Чемпион

Владимир Степанов

Мне крутой не страшен склон –

Я по лыжам чемпион.

Я спортсмен отважный.

Это знает каждый.

Что ты смотришь так, ворона?

Не догонишь чемпиона!

Хочешь, вместе до реки

Полетим вперегонки.

Качели

Лев Квитко

Ой-да,  ой-да,  ой-да,  ух!

Я лечу, лечу, как пух!

А навстречу мне лесок,

И неба тёплого кусок,

И в речке синяя вода!

Ой-да,  ой-да,  ой-да,  да!

Речки светлая струя

Изогнулась, как змея.

Вьётся так и вьётся сяк,

И вползает в березняк.

Ой-да,  ой-да,  ой-да,  ух!

Аж захватывает дух!

Вот сбежалась детвора:

- Ты качался – нам пора!

Вверх, вниз! Вверх, вниз!

Прямо к облаку несись!

Город сдвинулся вдали,

Оторвался от земли…

Ой-да! Ой-да!  Ой-да!..

Ой! Стой!

Мыльные пузыри

Э.Фарджен

Осторожно – пузыри…

 Ой, какие!

 Ой, смотри!

 Раздуваются!

 Блестят!

 Отрываются!

 Летят!

 Мой – со сливу!

 Мой – с орех!

 Мой не лопнул дольше всех!

Чайник

Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд.                                      

Я всем напоказ выставляю живот,

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

- Эй, люди, я с вами  почайпить хочу!

Дракон

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

- Для этой головы, пожалуйста, халвы.

Для этой пасти – прочие сласти.

Для этой головки – перловки.

Для этой глотки – селёдки.

Для этой башки – пирожки.

Для этой рожи – то  же.

Для этого личика –

 два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

* * *

А.Шибаев

Была тишина, тишина, тишина…

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько ты слышишь? –

Закрапал, закрапал,

закрапал по крыше…

Наверно, сейчас барабанить он станет..

Уже барабанит!

Уже барабанит!

* * *

В.Суслов

Ливень льёт! Ливень льёт!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывёт! Плот плывёт!

Плот по луже кружится.

Лягушонок влез на плот

И кричит: «Ура! Вперёд!»

Плещут волны! Хлещут волны!

Заливают с головой!

 Что мне волны! Самый полный! –

Не сдаётся рулевой.

 Я на Волгу поплыву!

По каналу – и в Москву!

Только ливень всё сильнее.

Только капли всё крупнее.

Хвастунишку не жалея,

Бьют сильнее и сильнее!..

Лягушонок в лужу – плюх!

И на землю, под лопух.

* * *

В.Суслов

В тишине лесной глуши

Шёпот к Шороху спешит.

Шёпот к Шороху спешит,

Шёпот  Шороху шуршит:

 Ты куда?

 К тебе лечу.

Дай на ушко пошечу:

 Шу-шу-шу да ши-ши-ши,

 Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши –

Тишину послушай!..

* * *

-Зайка, заинька – дружок!

Посиди со мной часок.

- Ни минуты не могу

В гости к ежику бегу.

Он вчера меня встречал,

Есть морошки приглашал.

Ф. Бобышеа

* * *

Вот свернул в лесочек зайка,

Поднял ушки: догоняй-ка!

- Эй, не зевайте,

Зайку догоняйте!

*  *  *

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает  

-Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил.

- Я люблю, -

Сказал он строго, -

Чтоб полосок было много!

Г.Виеру

* * *

Подарил мне папа льва!

Ох, и  струсил я сперва!

Я два дня его боялся,

А на третий он сломался!


Рекомендации для родителей  по развитию читательского интереса у детей.

  1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

  2. Покупайте, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

  4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

  5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

  6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

  7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, непременного его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

  8. Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

  11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрирую книжные реликвии своей семьи.

  12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

        Родители, помните, самое ГЛАВНОЕ:

1. Не длительность, а частота (читать не 1,5 часа в день, а по 10-15 минут несколько раз в день с пересказом).

2. Чтение перед сном родителями и самостоятельно.

Нахождение предложения по данному началу или по концу.

3. Режим щадящего чтения (2-3 строчки прочитал, отдохнул, как диафильм: прочитал текст, посмотрел картинку и далее).

Памятка для родителей
1. Помните, чтение — это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.
2. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.
3. Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.
4. Зная рекомендательный список литературы, вы поможете ребенку подобрать нужную книгу.
5. Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа.
6. Своя собственная библиотека, пусть небольшая, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению.
7. Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.

Памятки для учеников

Памятка № 1. Правила  чтения для учащихся.

  1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 15 минут в день.

  2. Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу.

  3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасным.

  4. Читай вслух, не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого.

  5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используя для этого физминутки.

  6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

  7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

  8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.

  9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

  10. Если тебе встретились интересные факты в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!