СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование основ гражданской идентичности у обучающихся младшего школьного возраста с целью профилактики экстремизма и терроризма в подростковой среде. Автор Новицкая Виктория Алексеевна, студентка ГБПОУ КК КПК, руководитель Латкина Оксана Сергеевна

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире образование должно служить двум основным миссиям: первая миссия - это обучение и воспитание. При этом под воспитанием в наиболее широком смысле понимается трансляция устойчивых ценностей и норм, из которых человек осуществляет выбор и совершает любые действия.

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ гражданской идентичности у обучающихся младшего школьного возраста с целью профилактики экстремизма и терроризма в подростковой среде. Автор Новицкая Виктория Алексеевна, студентка ГБПОУ КК КПК, руководитель Латкина Оксана Сергеевна»

Новицкая Виктория Алексеевна,

студентка ГБПОУ КК Краснодарский педагогический колледж

3 курса специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика

в начальном образовании


научный руководитель

Латкина Оксана Сергеевна,

преподаватель ГБПОУ КК Краснодарский педагогический колледж


Формирование основ гражданской идентичности у обучающихся младшего школьного возраста с целью профилактики экстремизма и терроризма в подростковой среде


XXI век ознаменован всплеском террористической угрозы и экстремизма. Для вовлечения детей и молодежи в антигосударственную деятельность экстремисты используют идеи разобщения и расслоения российского общества, разрушение культуры межнационального и межконфессионального диалога, девальвацию ценностей патриотизма и гражданственности.

Как отмечал доктор педагогических наук, автор педагогической теории воспитания патриотизма и культуры межнационального общения Гасанов З. Т.: «Россия изначально создавалась как единое многонациональное государство, что у всех ее народов одна судьба, общие жизненные интересы и духовно-нравственные достояния. Укреплять единство можно только на основе обеспечения равенства и признанной всеми общенациональной (общероссийской) идеи. Эта идея должна стать приоритетной в идеологии российской государственности, патриотизма и дружбы народов» [1].

Терроризм и экстремизм – это явление комплексное и противодействовать ему возможно, консолидировав разные уровни ответственности и разные позиции. Это и уровень спецслужб, и уровень органов регионального и местного самоуправления, и уровень администрации учебных учреждений. Противодействие терроризму и экстремизму становится приоритетной задачей для всех профессионалов, которые занимаются этой проблематикой и призваны решать широкий спектр своих конкретных задач.

В современном мире образование должно служить двум основным миссиям: первая миссия - это обучение и воспитание. При этом под воспитанием в наиболее широком смысле понимается трансляция устойчивых ценностей и норм, из которых человек осуществляет выбор и совершает любые действия. Именно иерархическая структура ценностей и норм, к сожалению, наименее устойчива в молодежной среде. Набор ценностных установок и норм у молодежи остается таким же, как у нас, но они не сбалансированы, не системны, не обязательны к использованию, и, следовательно, порождают эклектичный тип сознания и произвольные действия. В этой связи, вторая миссия образования – это консолидация общества, потому что именно в сфере образования пересекаются интересы практически любого жителя Российской Федерации.

Противодействие идеологии терроризма (экстремизма) - это комплексный вопрос. Противодействовать - это надо понимать, что ты будешь делать, что ты будешь говорить, какие знания ты будешь вкладывать детям, какие навыки должны получить родители, какие компетенции получат учителя школ и преподаватели вузов. Чтобы противостоять массированной обработке сознания юных граждан необходима систематическая деятельность школ, общественных организаций и органов молодежной политики по формированию общероссийской идентичности как фактора гражданского воспитания и противодействия идеологии терроризма и экстремизма [2].

Приоритетным направлением борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в обществе выступает их профилактика. Наиболее важной является профилактика среди молодого поколения, так как именно они в большей степени подвержены влиянию криминальных групп. Психологическая незрелость, социальная незащищенность молодежи причины легкого распространения радикальных идей среди молодежи. Как правило, уже с детства должен закладываться принцип уважения всех людей независимо от обстоятельств, не делить их по каким-либо признакам. Это поможет противостоять различным видам религиозного, национального экстремизма.

Считается, что программы по профилактике терроризма и экстремизма наиболее актуальны для регионов, в которых имеются межэтнические конфликты. В частности, к таким регионам относят республики Северного Кавказа, однако, они не менее актуальны и для любых других регионов. Кроме того, аналитики отмечают, что предусмотренные разработанными программами мероприятия не отличаются новизной, оригинальностью, креативным подходом. Достаточно традиционными представляются уроки дружбы, фестивали национальных культур, мероприятия, пропагандирующие патриотизм. Деятельность по профилактике ксенофобии в молодежной среде строилась в соответствии с традиционными направлениями культурно-досуговой работы с молодежью и не предполагала разработку и реализацию инновационных программ и проектов.

Так, проект «Россия для всех» реализовывался в ряде регионов России в 2009-2011 гг., при этом одним из направлений работы являлось развитие гражданственности, толерантности и патриотизма в молодежной среде. Однако реализация проекта «Россия для всех» в рамках Года молодежи не достигла поставленных целей и задач, поскольку не предусматривала адресных инновационных подходов к разрешению проблем ксенофобии в молодежной среде. В качестве оптимальных направлений решения проблем преодоления экстремизма и ксенофобии в молодежной среде выдвигались: разработка актуальных для молодежи образовательных программ, размещение соответствующей информации в Интернете, координирование деятельности государственных и общественных организаций, всех заинтересованных субъектов социально-культурной деятельности, федеральных, региональных и муниципальных структур, опора на инициативную социально-культурную проектную деятельность. Возраст участников данных программ – старшие подростки, имеющие свои представления по предлагаемым к изучению вопросам. А основная сложность заключается в том, что данные программы малоэффективны за счет хаотичного формирования нравственных, культурных и гражданских основ личности в более младшем возрасте. Поэтому необходимо закладывать прочный фундамент личностных качеств в виде знаний и опыта их первичного применения во младшем школьном возрасте.

В ходе формирования личности обучающихся в начальных классах. Гражданское, патриотическое воспитание и становление гражданина выдвигается на первый план и в настоящее время становится наиболее значимой задачей на ступени начального общего образования.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Это усвоение происходит прямо и косвенно в ходе учебной деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что учебная деятельность является общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех достижений культуры и науки, накопленных человечеством), общественной по своему смыслу (она является общественно значимой), общественной по своему исполнению (выполняется в соответствии с общественно выработанными нормами), т. е. происходит формирование гражданской идентичности.

В исследованиях О. В. Лебедевой и Б. Т. Лихачёва под гражданственской идентичностью понимается интегративное качество личности, проявляющееся в гражданской ответственности, в приоритете общественных интересов над личностными, в гуманизме, солидарности, межнациональной толерантности и патриотизме. При этом воспитание гражданской идентичности у обучающихся младшего школьного возраста рассматривается исследователями как педагогическая деятельность, направленная на:

  • формирование системы знаний об истории и культуре России и родного края, о символах государственности, основных законах, правах и обязанностях гражданина России, о ценностях и нормах общества;

  • привитие чувства гордости за настоящее и прошлое своей Родины, сопричастности к событиям общественной жизни родного края и своей страны, уважения к другим гражданам, готовности вносить вклад в развитие своей Родины посредством участия в социально значимой деятельности [8, 10].

Процесс воспитания гражданской идентичности во младшем школьном возрасте, согласно Н. И. Дереклеевой, протекает при следующих условиях:

1) формирование базовой культуры личности с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией;

2) совместное осуществление педагогом и обучающимися поиска нравственных образов духовной культуры и выработка воспитанниками на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника;

3) направленность воспитательной работы в начальной школе на развитие личности каждого обучающегося, на развитие его склонностей и интересов, ценностных отношений к общественной жизни, к окружающим и самому себе;

4) добровольность участия обучающихся во внеурочной деятельности, свобода в проявлении ими общественной активности, творчества, товарищеского и гражданского долга [5].

Таким образом, при соответствующей организации учебного и воспитательного процесса, определении национальных приоритетов возможно воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию своего народа, человеческой личности, правам человека. Поэтому, в современных условиях образовательной деятельности идеи гражданственности и патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодежи, воспитывается ее готовность и способность к активным действиям на благо Отечества.


Список использованной литературы

1. Формирование общероссийской идентичности как фактор гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма / Научно-методические материалы по образовательной программе проекта "Формирование общероссийской идентичности как фактор гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма среди сельской молодежи Северного Кавказа" / М.: Парнас, 2013. – 258 с.

2. Омарова П. О., Джамалудинова З. Г., Магомедов Д. З. Патриотическое воспитание учащихся начальных классов // Современные проблемы науки и образования – 2019 – № 6 – С. 390-391.

3. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе // Педагогический вестник – 2018. – № 12. - С. 7.

4. Томарева И. Г. Особенности гражданской идентичности в современной России // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 1. – С. 188-191.

5. Винникова, С.А. Воспитание гражданственности у младших школьников // Воспитание школьников. – 2019. – № 5. – С. 14-15.

6. Алексеев С.Л., Алексеева Ю.С., Шайдуллин Р.Н. Экстремизм в молодежной среде: меры противодействия и превенции//Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. – 2019. – С. 343-350.

7. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. – 2021. – №10. – С. 349- 352.

8. Магомедов Д. З. Современные технологии формирования общероссийской идентичности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета –2018. – № 1. – С. 79-83.

9. Кочкина Т. В. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования» – 2021. – № 2 (10) / июль. – С. 62-71.

10. Фофанова М. И., Симонова Г. И. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт» – 2016. – Т. 28. – С. 215–217.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!