СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для развития учебно-познавательного интереса,кака на уроках,так и во внеклассной деятельности,существует множество различных методов и приемов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Федорова Галина Александровна МКОУ Павловская СОШ № 2

«Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идёшь» гласит вьетнамская пословица. Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности. Школьники единодушны во мнении: когда учиться интересно - учиться легко, учиться хочется.

Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий.

Для развития учебно-познавательного интереса, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, существует множество различных методов и приёмов. В своё время В.А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы «чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в котором ребенок жил до школы, не был закрыт для него дверью класса». Ребенок только в том случае полюбит школу, свой класс, если учитель сохранит для него те радости, которые окружали его раньше. Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном учебном процессе. 

Использование занимательного материала на уроках и во внеклассной деятельности помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, а также снимает утомление. Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, чтобы он заранее планировал, где, как и с какой целью следует привлечь средства занимательности на уроке. Учителя начальных классов чаще всего используют такой занимательный материал, как загадки, игры, экологические сказки, кроссворды и ребусы, информацию из Книги рекордов Гиннеса или из рубрики «Знаете ли вы?» Например, по теме «Вода в природе» (окружающий мир) можно предложить следующую любопытную информацию:

  1. Самая крупная дождевая капля составила 9,4 мм в диаметре. Такой крупный дождь наблюдали в США 17 августа 1953 года.

  2. Самый продолжительный дождь шёл в Индии 12 месяцев- c l Августа 1860 года по 31 Июля 1861 года.

В формировании учебно-познавательного интереса велика также роль познавательных заданий и вопросов. Особенность этого приёма в том, что задание формулируется таким образом, чтобы ответ не лежал на поверхности. Ребёнок должен самостоятельно добыть нужную информацию. Еще Ж. – Ж. Руссо заметил, что среди многих тропинок к знанию самая важная и самая короткая та, что позволяет получать знания с затруднениями.

 Приведу пример: 1. Некоторые птицы вместе с кормом заглатывают речной песок или мелкие камни. Объясните, зачем они едят такие несъедобные вещи?

2. Это дерево очень любит воду, его рыхлая пористая древесина впитывает её как губка. Среди этих деревьев немало долгожителей и великанов. Про него говорят «растёт корнями вверх». Обезьяны просто обожают его плоды, за что люди также называют его «обезьяний хлеб». Угадайте что за чудо-дерево.

Одним из самых важных средств активизации познавательных интересов детей являетсяигра. Считаю, что именно игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету. Система дидактических игр может быть применена в рамках разных методов обучения.

Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности.

Ценность игры заключается в том, что её можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности («Час математического досуга», КВН, «Сражение знатоков», «Умники и умницы»), а также во время занятий в группе продленного дня.

Все описанные выше методы, формы и виды работ по формированию познавательной активности школьников используются учителями многие десятилетия. Появление новых учебников, основанных на идее личностно-ориентированного обучения, заставило учителей переосмыслить свою работу на уроках. Проблемная технология обучения привела к возникновению иных отношений между учителем и учеником, при которых учителю отводится роль режиссера, а ученики выступают полноправными соучастниками своего обучения.

Однако, по мнению А.А. Вахрушева, автора одного из таких учебников, учителя, увлекаясь новыми технологиями, перестали использовать огромный опыт, накопленный талантливыми отечественными методистами. А ведь множество этих приёмов активизации познавательного интереса могут широко применяться на уроках по любой технологии, но особенно важны в рамках проблемного диалога.

Ценность современного урока определяется его направленностью на формирование у школьников учебной самостоятельности, способности расширять свои знания, умения по собственной инициативе.

В словаре СИ. Ожегова «инициатива» определяется как «внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость».

В школе, которая, казалось бы, прямо предназначена для выращивания детской познавательной инициативы, ей часто не находится места.

В настоящее время проблема привлечения учебной инициативы в практику школы не только поставлена, но и активно решается. Применение метода проектов в педагогической деятельности учителя позволяет развить познавательные способности и познавательные процессы личности. Ученики вместе со своими наставниками и родителями занимаются различными видами исследовательской деятельности.

Немалую роль могут сыграть в обучении младших школьников новые информационные технологии. Уместное использование материалов электронных энциклопедий, мультимедийных альбомов, тематических изданий в начальной школе  во многом помогает закрыть брешь практического отсутствия необходимой поддержки изучения устных предметов соответствующими средствами обучения и способствует развитию познавательной активности.

Т.о., разумное сочетание традиционных и современных методов, форм, видов и средств обучения, а также применение новых информационных технологий способствует формированию познавательной активности младших школьников, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

Учеба должна вызывать радость познания, понимание того, что каждый урок чем-то его обогатит, откроет для него что-то новое. А учитель должен идти в школу, чтобы увидеть светящиеся глаза счастливых детей, черпать в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что сегодня сможешь подарить им радость... радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абдульменова 3.3. Игра - способ развития пытливости и любознательности. // Начальная школа №11,2003.С.29,

  2. Волина В.В. Праздник Букваря. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

  3. Жердеева М.В., Кочеткова.Л.Д. Привитие учащимся интереса к учебным занятиям.// Начальная школа №3, 1995. С. 8.

  4. Ивакина Г.Н. Формирование познавательного интереса к предмету. // Начальная школа №12, 2005 С. 25.

  5. Мартынов И.И. Учеба может быть радостной. // Начальная школа №4, 2005 С.40.

  6. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками. – Ярославль: Академия развития, 2007.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!