СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование правильного, белого, осознанного и выразительного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение - сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого.

Просмотр содержимого документа
«Формирование правильного, белого, осознанного и выразительного чтения»

Формирование правильного, белого, осознанного и выразительного чтения

(Сообщение)

Чтение - сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя. От навыка чтения в огромной роли зависит качество знаний по другим предметам. Потому задача учителя пробудить у детей интерес, желание учиться, познавать, овладеть высокой техникой чтения. Если ребенок , то он успевает и по другим учебным дисциплинам.

Основной задачей уроков чтения, как в любой школе, так и в специальной (коррекционной) школе для детей с недоразвитием интеллекта является формирование правильного, беглого и осознанного чтения. Согласно программным требованиям, формирование выразительности чтения начинается с 3-го класса, с момента перехода к чтению целыми словами,

Как показали исследования М. Ф. Гнездилова, Р. И. Лалаевой, Н. К. Сорокиной навыки чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются медленно.

По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения является замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.

Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность, внимание, бедность словаря и несформированность грамматического строя, затруднения в понимании логических связей - все это приводит к тому, что дети с ОВЗ читают текст со значительными искажениями. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учащихся массовой школы, становятся многочисленными, типичными для учеников коррекционной школы (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и представляют собой явление довольно стойкое, сохраняющееся даже в старших классах и

Для успешного обучения чтению, у ребёнка еще с начальных классов, должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать несложные произведения, определять своё отношение к героям.

Как показывают исследования, дети с олигофренией оказываются не готовыми к началу обучения, в том числе и к учебной деятельности на уроках чтения. Они приходят в школу, не зная букв, не владея элементарными фонематическими представлениями, с недостатками зрительного восприятия. В силу неоднородности контингента одного класса по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения оказываются на разных этапах овладения навыком чтения. И в результате оказывается, что в 5 класс коррекционной школы 8 вида приходят дети, которые знают не все буквы, читают по слогам, читают бегло

Поэтому перед учителем стоит задача не только формирования навыков беглого чтения, а работа над нарушением слияния слов (побуквенное чтение), приёмов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), над замедленным чтением, искажением звуко-слоговой структуры слов (в слове много слогов).

Распространенными ошибками чтения являются замена звуков и слогов, пропуски букв. Трудно читать слоги со стечением согласных, при чтении закрытого слога. Чтение монотонное, с неправильным ударением. наблюдается неточность понимания отдельных слов, словосочетаний, предложений, текста. Есть затруднения в понимании образных выражений, метафор; нарушено целостное восприятие текста.

  Уроки чтения в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

Нужно отметить, что уроки чтения в школе VIII вида делятся на два этапа: объяснительное чтение и литературное чтение.

Объяснительное чтение (2-6 кл) - предполагает, прежде всего, размещение произведений в учебниках в зависимости от тематического принципа. Объяснение содержания произведения и его разбор опирается на имеющийся у детей опыт или на те явления, которые проходят в данный момент перед их глазами. У школьников совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа обеспечивается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы («Что такое хорошо?», «Дружная семья», «Наша Родина» и др.). Такое расположение материала дате возможность опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей. Начиная с 5-го класса, к разбору произведений привлекаются знания учащихся по истории России. Доступность понимания читаемого достигается также и за счет специального отбора произведения по жанрам. В книги для чтения для 2-6-го классов включают, как правило, произведения малых форм: небольшие по объему и доступные по сюжету рассказы, сказки, стихотворения, басни, пословицы, загадки. Кроме художественных произведений в учебники помещают научно-популярные статьи. Их содержание в учебниках для младших классов во многом отражает тематику уроков развития устной речи.

Литературное чтение (7-9 кл) - имеет монографический принцип расположения материала (хронологический). Отводится несколько уроков на изучение творчества одного писателя. Объяснение и разбор произведения опирается на знания детей, но не исключается также опора на их опыт. Изучается биография писателя. Используются произведения как малых, так и крупных форм. Появляются повести пьесы, поэмы, отрывки из романов, баллады.

С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Школьники знакомятся с произведениями классиков русской литературы или с фрагментами из этих произведений, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает педагогу возможность к концу обучения систематизировать знания детей в области русской и современной литературы.

Заметно увеличивается объем текстов, усложняются сюжет, образность его передачи, становится более разнообразной жанровая характеристика материала. Кроме рассказов, стихотворений, сказок, в учебниках для 7-9-го классов даются фрагменты из художественных произведений больших форм (повести, поэмы, баллады) [2] .

Усложнение содержания произведений требует работы не только по актуализации опыта детей, но и по формированию знаний о той или иной эпохе, описанной в произведении, об обстоятельствах биографии автора, послуживших источником творчества, и др.

По мере усложнения программных требований к уровню развития навыков чтения возникает ряд новых трудностей.

Дети с ОВЗ, вследствие сниженного познавательного интереса, самостоятельно не обращаются к книге за получением новых сведений. Они выполняют только задания учителя по классному и внеклассному чтению и другим учебным предметам, что оказывается явно недостаточным для выработки техники чтения.

Проблема поиска способов и приёмов, способствующих наиболее эффективному формированию навыков чтения:

беглости, осознанности, правильности, выразительности

является актуальной и практически значимой для коррекционной школы

Под правильностью чтения понимается чтение без искажений: правильно передаётся слого-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускаются пропуски, перестановки слов в предложении.

Правильность чтения выражается в том, чтобы ребёнок не допускал:

  • замены

  • пропусков

  • перестановки

  • добавления

  • искажения

  • повторов букв (звуков), слогов и слов

  • ошибок при постановке ударения в словах.

Причины ошибочного чтения:

1малое поле зрения при чтении;

2 неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

3 нехватка дыхания;

4 незнание лексического значения слова;

5 “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.

Р.И. Лалаева рекомендует специальные приемы, способствующие выработке правильного чтения :

Медленное чтение учителя;

-Чтение таблиц с трудными словами и предложениями.

-Чтение небольших текстов, написанных на доске.

-Своевременное объяснение значения слова.

-Хоровое чтение трудной части рассказа.

-Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого.

-Коллективное обсуждение правильности чтения отдельных учеников. Все учащиеся по своим книгам следят за чтением товарищей. После прочтения соответствующей части идет обсуждение качества чтения каждого ученика.

-Сопряженное чтение;

Осознанное чтение – это такое чтение, при котором происходит полное и адекватное понимание на уровне слова, словосочетания, предложения, законченной части и всего текста в целом. Иными словами, в процессе чтения художественного текста ученики должны усвоить фактическую, смысловую и идейную стороны произведения.

Однако у школьников с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности понимания на всех уровнях языковых единиц.

Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем:

в непонимании значений отдельных слов, даже в тех случаях, когда значение данного слова становится понятным из контекста, на основе установления логической связи этого слова с другими словами; или в тех случаях, когда значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и воспринимается им как новое, непонятное;

во фрагментарном понимании текста;

в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в рассказе;

в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках одной части текста, между частями текстами.

В развитии навыка осознанного чтения огромное значение имеют такие виды занятий как:

  • подготовка учащихся к восприятию текста,

  • словарная работа,

  • выразительное первоначальное чтение произведения учителем,

  • чтение текстом учащимися,

  • анализ прочитанного при повторном чтение,

  • составление плана,

  • пересказ,

  • работа над выразительными средствами художественного произведения,

  • характеристика героя.

Упражнения для развития осознанного чтения можно разделить на несколько групп:

Первая группа – логические упражнения.

  • Что общего в словах и чем они различаются?

мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

  • Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Шарф, варежки, пальто, кофта.

  • Какое слово лишнее и почему?

Картофель, лук, помидор, яблоко, огурец.

  • «Составь новое слово» ( путём перестановки слогов)

Сосна камыш

  • Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять только первый слог )

Колос, рота, ваза.

Аналогично второй слог, последний слог.

  • Раздели слова на группы.

Стол, стул, помидор, лук, шкаф, морковь.

  • К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Птицы: воробей, сосна, синица, ель, кукушка, береза.

Насекомые: сорока, муха, оса, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Вторая группа – игры на составление слов со словами.

  • «Найди слово в слове»

Гроза , газета, поднос, часовщик, кустарник, ярмарка.

  • «Подбери пару» ( Слова записаны в 2 столбика, нужно к слову из первого столбика подобрать подходящее по смыслу слово

из второго столбика .

  • Ребусы. Загадки (любые, которые подходят к теме урока)

  • Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м.

ма ти ма си ра му ло ка до

Третья группа – работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

  • Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавь его.

Тексты подбираются к теме урока.

  • Составь предложения ( 3-4 ) к теме урока.

В школе.

  • Закончи рассказ.

Забота о птицах.

  • Четвёртая группа – работа с текстом ( учебник ).

Рассмотрим беглость, как качество навыка чтения, ибо оно является фундаментальным, основополагающим при обучении чтению.

Под беглым чтением понимается темп чтения, близкий темпу устной разговорной речи и обеспечивающий понимание прочитано.

Факторы, тормозящие развитие беглости чтения у учащихся с недоразвитием интеллекта:

Основная причина, затрудняющая выработку беглости чтения, заключается в узости поля зрения и неточности зрительного восприятия учащихся с недоразвитием интеллекта. Малое поле зрения, под которым понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.

Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

Упражнения для активизации органов речи.

Артикуляционная гимнастика

Скороговорки..

Чистоговорки

Упражнения для увеличения поля зрения.

Гимнастика для глаз.

Читай быстро целыми словами "по кругу" столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро.

Например: дом, дом - зуб, дом - зуб - нос, ...

Игра «Обгонялки» - Один текст читают два ученика одновременно.

Игра «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

Игра «Собери слово». На карточке написаны слоги, нужно составить из слогов слова.

«Бегущая лента». Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более двух-трех).

Игра «Кто лучше справился» (без ошибок).

Чтение с «наращиванием».

Постепенное наращивание количества слогов в слове:

Сад, садик, садовник.

Упражнения на внимание.

«Кто самый внимательный». Учитель на 1 секунду показывает карточку со словом. Дети должны за это время успеть прочесть слово.

Игра «Найди слово» .На доске написана строчка букв, между буквами «спрятано» слово. Его нужно найти, или буквы написаны разной высоты.

В формировании навыка беглого чтения большую роль играла смысловая догадка.

Для развития смысловой догадки в зависимости от сложности текста предлагались учащимся задания типа:

  • Прочитайте заголовок, скажите, о чем пойдет речь в этом рассказе.

  • Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какой рассказ можно составить на их основе?

  • Прочитаем первую часть текста. Как вы думаете, чем закончится рассказ?

  • Прочитайте предложение. Догадайтесь, какое слово здесь пропущено.

  • Закончите предложение.

  • Вставьте по смыслу пропущенные сочетания слов.

  • Прочитайте первую часть предложения. Составьте его вторую часть.

Важным аспектом в обучении беглому, безошибочному чтению является выработка внимания к слову, его частям. Для совершенствования внимания детей можно проводить следующие упражнения

В книге Зайцева В.Н. даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

2. Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

4. Чтение пред сном.

Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).

Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

6. Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

Признаком осознанности является выразительность чтения. Односторонняя зависимость между этими качествами проявляется в том, что выразительное чтение возможно только при условии понимания читаемого.

Прочитать текст выразительно – это значит: 1.Раскрыть характерные особенности образов, картин, изображённых в нём; 2.Показать отношение автора к событиям, к поступкам героев; 3.Передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов в книгах для чтения, так и на основе специально подобранных упражнений.

Выразительность чтения

Средствами речевой выразительности являются следующие компоненты звучащей речи:

  • сила голоса (громко – тихо);

  • темп чтения;

  • тембр чтения;

  • паузы;

  • логическое ударение;

  • повышение или понижение интонации.

Виды и приемы работы по развитию этого навыка могут быть следующими:

1.Дыхательная гимнастика.

3.Разноголосое чтение. («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока»).

4.Упражнения на развитие голосового аппарата. (Произносим громко, тихо, шепотом).

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ры-ры-ры - у нас в руках шары.

Ру-ру-ру - бью рукою по шару.

5.Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно).

Моль – соль – толь – боль

Почка – почва – почта

Дверь – зверь – червь

6.Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки).

Коси, коса, пока роса.

На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа

Ло-ло-ло - на улице тепло

7 . Чтение в ритме

Марка норка жарко



8.Хоровое чтение - для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя.

9. Чтение по ролям.

10.Чтение предложений с разными интонациями:

удивления, сомнения, радости. Хорошо в лесу весной!

11.Чтение предложения, выделяя голосом подчеркнутое слово.

Ходили по грибы? Ходили по грибы.

Ходили по грибы? Ходили по грибы.

Правильность чтения – основа беглости, а беглость в сочетании с правильностью – основа сознательности чтения. Выразительность чтения неосуществима при недостаточном развитии хотя бы одного из трёх других качеств

Следует помнить, что работа по развитию навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья протекает в единстве и своеобразно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!