СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование представления о семейных ценностях и семейных отношениях у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о ценности семейных отношений и способах их формирования у младших школьников (из опыта работы).

Просмотр содержимого документа
«Формирование представления о семейных ценностях и семейных отношениях у младших школьников»

Осянина В. А.

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов,

Ярцево, Смоленской области

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Семья является первым устойчивым коллективом в жизни маленького человека. Именно семья формирует основные черты характера ребёнка, его привычки. С помощью родителей у ребёнка закладываются представления о том, каким должен быть семейный быт. Зачастую семья, в которой вырос ребёнок становится моделью его будущей семьи. Родители передают детям свой опыт, социальные, культурные, нравственные ценности.

С определённого момента школа для ребёнка тоже становится семьёй. И мы понимаем, что родители и школа должны идти не навстречу друг другу, а в одном направлении. Учителя вместе с родителями должны стать для ребёнка одним целым, с едиными целями и требованиями.

Взаимодействие родителей и детей в наше время характеризуется дефицитом совместных дел, увлечений, доверительного общения и выражается в низком уровне терпимости по отношению к недостаткам друг друга и повышенной конфликтностью. Одной из самых эффективных форм воспитательной работы выступает развитие взаимодействия родителей и их детей в совместных школьных делах. Этому способствует участие родителей в планировании жизни класса и школы. Включение родителей в жизнь воспитательных сообществ развивает взаимопонимание родителей и детей, помогает формированию общих взглядов, убеждений, ценностных ориентаций. Родителям и учителям необходимо стать группой единомышленников, в задачи которой входит не только дать ученикам хорошее образование, но и привить им глубинное понимание ценности таких понятий, как семья.

Главная цель школы – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Задачами воспитательной работы в области формирования семейной культуры являются:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.

Решение этих задач невозможно без единства школы и семьи.

В традициях нашей работы - проведение общешкольных и классных родительских собраний и лекториев, праздников, конкурсов, изготовление различных поделок совместно с родителями. Ведь ни что так не сплачивает семью, как совместное дело. Ребенок берет пример, в первую очередь, с родных ему людей, родителей.

«Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему!..»

Себастьян Бранта 15 век


Я убеждена, в любой работе нужна система, и она должна быть в развитии. За годы своей деятельности, я разработала систему внеклассных мероприятий с семьёй. Это не только родительские собрания, но и классные часы, различные конкурсы, беседы и семейные мероприятия, анкеты, чтение и анализ подобранной литературы, ролевые игры, знакомство с национальными и семейными традициями, идеями народной педагогики, составление родословной, мини-этюды, игровые тренинги и т. п.

1 класс – период адаптации маленького ученика, самый трудный период в его школьной жизни. Отношение к школе, к учителю, к одноклассникам формируется через совместную работу классного руководителя и семьи и во многом зависит от результата этой работы. В рамках программы подготовительной работы в школе ежегодно с января по май проводятся занятия для будущих первоклассников и курс лекций для их родителей. Конечно не все дети, идущие в первый класс, посещают эти курсы. Поэтому в первом классе провожу следующие мероприятия:

  1. Первое (организационное) родительское собрание «Организация воспитательного и образовательного процесса». «Ваш ребёнок-первоклассник!».

  2. В нашей школе стало традицией 1 сентября проводить совместный праздник День знаний в актовом зале для первоклассников и выпускников (одиннадцатиклассников), а так же их родителей. Затем каждый классный руководитель вместе со своими маленькими учениками и их мамами и папами идут на первый урок. Я стараюсь проводить этот урок (классный час) совместно, чтобы дети не испытывали страха перед школой и неизвестной тетей, с которой нужно обязательно познакомиться.

  3. В октябре ко дню пожилого человека провожу классный час «Мои бабушка и дедушка», на котором дети представляют своих прародителей. Надо видеть, как блестят глаза у ребятишек, когда они рассказывают о них, показывают свои рисунки и фотографии, читают стихи.

  4. Еще одно родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников в школе» провожу совместно с психологом.

  5. И, конечно, два совместных мероприятия: концерт, посвященный Дню матери и Новогодний утренник являются неотъемлемой частью (в нашей школе сложилась традиция: подготовку и проведение этих праздников выполняют учителя начальной школы. Поэтому дети и взрослые могут оценить работу учителя в новом амплуа).

  6. Родительское собрание «Родителям о внимании и внимательности»

  7. Конкурсная программа «А ну-ка, девочки, а ну-ка, мальчики!», в которой родители соревнуются вместе со своими детьми.

  8. Родительское собрание «Взаимоотношение в семье».

  9. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».

  10. Последнее совместное мероприятие, завершающее работу в 1 классе – это поход на пикник.

Во 2 - 4 классах работа с семьей продолжается.

Так же в течение обучения в начальной школе в рамках образовательных программ, внеурочной деятельности, воспитательных мероприятий и занятий с психологом учащиеся получают ответы на различные вопросы:

  • Зачем человеку нужна семья. Для чего семье нужны дети.

  • Семья и общество (государство). Зачем дети нужны государству. Как государство защищает семью и ребенка.

  • Кто за что отвечает в семье. Права и обязанности членов семьи. Откуда деньги в семье. Кто и о ком заботится в семье.

  • Чем можно отвечать на любовь и заботу. Степени родства и их обозначения. (Дети родные, сводные, приемные. Братья (сестры) кровные, двоюродные, сводные. Родители кровные, сводные, приемные, крёстные и т.д.) Как жить, не ссорясь.

  • Постоянные обязанности ребенка в семье. Помощь родственникам. Участие в расходовании хозяйственных денег. Забота о животных и растениях дома и около дома. Участие в работах на даче, земельном участке семьи. Участие в семейных празднествах.

  • Забота о малышах.

  • Режим труда и отдыха. Согласование режимов между всеми членами семьи.

  • Участие в семейных советах. Самообслуживание.

  • Организация домашней учебной работы. Телевизор и компьютер в семье.


В этом году в рамках блока мероприятий, посвященных 70-летию освобождения Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков» мои третьеклассники писали сочинение по теме «Предки, которыми гордится моя семья». Одна девочка, читая свое сочинение о прабабушке, которая рассказывала ей о своей жизни и деятельности во время Великой Отечественной войны, не могла сдержать слез. Когда я спросила у нее почему она плачет, та ответила: «Мне стало страшно, ведь бабушка могла погибнуть!» Это говорит о том, что ребенок в своем 9-летнем возрасте осознал страх войны и в полной мере неосознанно испытал страх за любимого родного человека. Подобная ситуация произошла в прошлом году во время концерта, посвященного Дню матери, когда дети всей начальной школы, стоя и на сцене, и в зале исполняли песню (исп. Елка «Около тебя»). В младшем школьном возрасте дети еще сильно привязаны к семье, к родителям, и эту связь надо стараться продлить как можно дольше. ШКОЛА – УЧЕНИК – СЕМЬЯ – эта триединая связь - залог будущего успеха ребенка не только в учебной деятельности, но и в жизни вообще. Это как раз то, на что нацелены ФГОС (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты) нового поколения.


Литература:

  1. http://www.school2100.ru/upload/iblock/bdb/Panchenko.pdf

  2. http://znanie.podelise.ru/docs/90901/index-1248.html

  3. Планирование внеклассной работы 2011-2013 учебные годы учителя Осяниной В. А. МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!