Осянина В. А.
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов,
Ярцево, Смоленской области
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Семья является первым устойчивым коллективом в жизни маленького человека. Именно семья формирует основные черты характера ребёнка, его привычки. С помощью родителей у ребёнка закладываются представления о том, каким должен быть семейный быт. Зачастую семья, в которой вырос ребёнок становится моделью его будущей семьи. Родители передают детям свой опыт, социальные, культурные, нравственные ценности.
С определённого момента школа для ребёнка тоже становится семьёй. И мы понимаем, что родители и школа должны идти не навстречу друг другу, а в одном направлении. Учителя вместе с родителями должны стать для ребёнка одним целым, с едиными целями и требованиями.
Взаимодействие родителей и детей в наше время характеризуется дефицитом совместных дел, увлечений, доверительного общения и выражается в низком уровне терпимости по отношению к недостаткам друг друга и повышенной конфликтностью. Одной из самых эффективных форм воспитательной работы выступает развитие взаимодействия родителей и их детей в совместных школьных делах. Этому способствует участие родителей в планировании жизни класса и школы. Включение родителей в жизнь воспитательных сообществ развивает взаимопонимание родителей и детей, помогает формированию общих взглядов, убеждений, ценностных ориентаций. Родителям и учителям необходимо стать группой единомышленников, в задачи которой входит не только дать ученикам хорошее образование, но и привить им глубинное понимание ценности таких понятий, как семья.
Главная цель школы – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Задачами воспитательной работы в области формирования семейной культуры являются:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.
Решение этих задач невозможно без единства школы и семьи.
В традициях нашей работы - проведение общешкольных и классных родительских собраний и лекториев, праздников, конкурсов, изготовление различных поделок совместно с родителями. Ведь ни что так не сплачивает семью, как совместное дело. Ребенок берет пример, в первую очередь, с родных ему людей, родителей.
«Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему!..»
Себастьян Бранта 15 век
Я убеждена, в любой работе нужна система, и она должна быть в развитии. За годы своей деятельности, я разработала систему внеклассных мероприятий с семьёй. Это не только родительские собрания, но и классные часы, различные конкурсы, беседы и семейные мероприятия, анкеты, чтение и анализ подобранной литературы, ролевые игры, знакомство с национальными и семейными традициями, идеями народной педагогики, составление родословной, мини-этюды, игровые тренинги и т. п.
1 класс – период адаптации маленького ученика, самый трудный период в его школьной жизни. Отношение к школе, к учителю, к одноклассникам формируется через совместную работу классного руководителя и семьи и во многом зависит от результата этой работы. В рамках программы подготовительной работы в школе ежегодно с января по май проводятся занятия для будущих первоклассников и курс лекций для их родителей. Конечно не все дети, идущие в первый класс, посещают эти курсы. Поэтому в первом классе провожу следующие мероприятия:
Первое (организационное) родительское собрание «Организация воспитательного и образовательного процесса». «Ваш ребёнок-первоклассник!».
В нашей школе стало традицией 1 сентября проводить совместный праздник День знаний в актовом зале для первоклассников и выпускников (одиннадцатиклассников), а так же их родителей. Затем каждый классный руководитель вместе со своими маленькими учениками и их мамами и папами идут на первый урок. Я стараюсь проводить этот урок (классный час) совместно, чтобы дети не испытывали страха перед школой и неизвестной тетей, с которой нужно обязательно познакомиться.
В октябре ко дню пожилого человека провожу классный час «Мои бабушка и дедушка», на котором дети представляют своих прародителей. Надо видеть, как блестят глаза у ребятишек, когда они рассказывают о них, показывают свои рисунки и фотографии, читают стихи.
Еще одно родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников в школе» провожу совместно с психологом.
И, конечно, два совместных мероприятия: концерт, посвященный Дню матери и Новогодний утренник являются неотъемлемой частью (в нашей школе сложилась традиция: подготовку и проведение этих праздников выполняют учителя начальной школы. Поэтому дети и взрослые могут оценить работу учителя в новом амплуа).
Родительское собрание «Родителям о внимании и внимательности»
Конкурсная программа «А ну-ка, девочки, а ну-ка, мальчики!», в которой родители соревнуются вместе со своими детьми.
Родительское собрание «Взаимоотношение в семье».
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
Последнее совместное мероприятие, завершающее работу в 1 классе – это поход на пикник.
Во 2 - 4 классах работа с семьей продолжается.
Так же в течение обучения в начальной школе в рамках образовательных программ, внеурочной деятельности, воспитательных мероприятий и занятий с психологом учащиеся получают ответы на различные вопросы:
Зачем человеку нужна семья. Для чего семье нужны дети.
Семья и общество (государство). Зачем дети нужны государству. Как государство защищает семью и ребенка.
Кто за что отвечает в семье. Права и обязанности членов семьи. Откуда деньги в семье. Кто и о ком заботится в семье.
Чем можно отвечать на любовь и заботу. Степени родства и их обозначения. (Дети родные, сводные, приемные. Братья (сестры) кровные, двоюродные, сводные. Родители кровные, сводные, приемные, крёстные и т.д.) Как жить, не ссорясь.
Постоянные обязанности ребенка в семье. Помощь родственникам. Участие в расходовании хозяйственных денег. Забота о животных и растениях дома и около дома. Участие в работах на даче, земельном участке семьи. Участие в семейных празднествах.
Забота о малышах.
Режим труда и отдыха. Согласование режимов между всеми членами семьи.
Участие в семейных советах. Самообслуживание.
Организация домашней учебной работы. Телевизор и компьютер в семье.
В этом году в рамках блока мероприятий, посвященных 70-летию освобождения Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков» мои третьеклассники писали сочинение по теме «Предки, которыми гордится моя семья». Одна девочка, читая свое сочинение о прабабушке, которая рассказывала ей о своей жизни и деятельности во время Великой Отечественной войны, не могла сдержать слез. Когда я спросила у нее почему она плачет, та ответила: «Мне стало страшно, ведь бабушка могла погибнуть!» Это говорит о том, что ребенок в своем 9-летнем возрасте осознал страх войны и в полной мере неосознанно испытал страх за любимого родного человека. Подобная ситуация произошла в прошлом году во время концерта, посвященного Дню матери, когда дети всей начальной школы, стоя и на сцене, и в зале исполняли песню (исп. Елка «Около тебя»). В младшем школьном возрасте дети еще сильно привязаны к семье, к родителям, и эту связь надо стараться продлить как можно дольше. ШКОЛА – УЧЕНИК – СЕМЬЯ – эта триединая связь - залог будущего успеха ребенка не только в учебной деятельности, но и в жизни вообще. Это как раз то, на что нацелены ФГОС (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты) нового поколения.
Литература:
http://www.school2100.ru/upload/iblock/bdb/Panchenko.pdf
http://znanie.podelise.ru/docs/90901/index-1248.html
Планирование внеклассной работы 2011-2013 учебные годы учителя Осяниной В. А. МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов.